Пассеистическое письмо № 6: О Вене...
12.11.2008 в 01:01 (2181 Просмотров)
О Вене...
Как легко здесь дышится! Наверное потому, что вдали над крышами, шпилями и куполами возвышаются мягкие округлые очертания гор, и кажется, что именно оттуда, из Венского Леса, доносится запах летнего, разогретого солнцем луга. А может, это пахнут подстриженные газоны в скверах и парках?
А сколько вокруг улыбок! Вот официантка в кафе - светлые, рыжеватые волосы, смуглая кожа, чуть раскосое славянское лицо... Мельком взглянула, проходя мимо, улыбнулась. Впору сказать: Послушайте, фройляйн, почему вы посмотрели так, будто мы расстались с вами вчера при известных обстоятельствах? Право, я вижу вас в первый и последний раз в жизни... Но не скажу (зачем обижать?) Вот и на улице тоже все улыбаются - молодые и старые, суетливые японские туристы и арабы-дворники, студенты и пожилые пары (эти идут, трогательно держась за руки)…
И, кажется, всегда было так: эти улыбки, веселье, свежесть. Уют, аромат пекущихся булочек. И музыка - под сводами собора, в концертных залах, дворцах, трактирах и кофейнях, просто на улице. Мирная, устроенная, безмятежная жизнь. Но было и по-другому.
…Шипит патефон. Хрипловатый голос чуть фальшивит: ). Это Герман Леопольди. Мелодия и смешные слова на венском диалекте знакомы каждому. Ну, как же, слышали – еще в те времена, когда он выступал в собственном «Кабаре Леопольди-Визенталь» на Ротгассе в самом центре города («L.W.» - так называли это заведение венцы). Но сейчас на дворе 1938 год. Кабаре уже больше десяти лет назад обанкротилось, хоть и славилось на всю Австрию – Леопольди и его партнер, конферансье Фриц Визенталь дельцами оказались слабыми. Но не унывают. Леопольди вовсю гастролирует – в Париже, Бухаресте, Праге, Карлсбаде. Правда, с недавних пор в Германию путь ему заказан - а какой успех имел он в Берлине!
Но сколько ни хорохорься, а времена настают печальные. Куда только подевалось настоящее венское веселье? Вместо него на лицах исступленная радость, ожидание грядущих великих перемен. Радио слушать невозможно, газеты хоть не открывай. Всюду одно: «немецкий народ должен воссоединиться», «миссия, возложенная историей на немецкий народ и его вождей, должна быть выполнена», ну и прочее в том же духе. Знаем мы эту миссию – друзья пишут из Мюнхена, что там у них творится. И в Вене то же: соседи перестали здороваться, то и дело ловишь на себе косые взгляды, а ведь совсем недавно сами контрамарку на концерт Леопольди выпрашивали. И работы никакой не предвидится – ведь ежели Австрия к Германии присоединится, здесь тоже введут запрет на выступления артистов-евреев. Хватит, прочь отсюда! Тесть с тещей зовут в США. На 26 апреля намечен отъезд, и документы скоро будут готовы. А пока 12-го апреля предстоит концерт в Брно, и билет уже куплен - на ночной поезд с 10-го на 11-е…
Но Леопольди не суждено было доехать до Брно. В ту ночь по приказу чешского президента Бенеша граница была закрыта, и поезд, переполненный евреями-беженцами повернул назад. А вечером 11 апреля Вена с экстатическим восторгом встречала войска вермахта.
А потом был вызов в полицию - так, уладить небольшие формальности с документами. И прямо из полицейского участка переезд – казенным транспортом - во временную тюрьму на Караянгассе 5, а еще через короткое время в концлагерь Дахау, оттуда в Бухенвальд. Там, казалось бы, все и должно было закончиться для Германа Леопольди. Закончиться так же, как и для многих его коллег по венскому «эстрадному цеху» - конферансье и либреттиста Фрица Грюнбаума (умер 14 января 1941 года в Дахау), актера-комика Пауля Моргана (умер 10 декабря 1938 года в Бухенвальде), либреттиста и поэта Фрица Лёнера-Беды - в свое время он сочинял оперетты для Легара (Лёнер-Беда был казнен 4 декабря 1942 года в лагере Аушвиц, после того как его признали негодным по здоровью для работы на химическом заводе)
Но тут произошло чудо. Жене Леопольди, Евгении, удалось после ареста мужа уехать в США к родителям, и там был оформлен для Германа аффидавит – «липовое» свидетельство о том, что он является американским гражданином. Вот что такое маленький кусок бумаги с подписями и печатями! В нем – жизнь и смерть. Шестеренки безупречно отлаженной бюрократической машины смерти пришли в движение, и ворота распахнулись: Леопольди был отпущен, он мог эмигрировать. Приди бумага несколькими месяцами позже, и венского весельчака ничто не могло бы спасти - со вступлением Америки в войну все пути из гетто и концлагерей были для узников перекрыты.
И началась для Германа Леопольди новая жизнь в Нью-Йорке, выступления в «Кафе Гринцинг», гастроли. И всё в этой новой жизни должно было быть весело и по-новому. И появилась очаровательная партнерша по выступлениям, певица Хелли Мёзлейн – тоже родом из Вены. Она на 26 лет моложе, ну и что? Венские девушки любят веселых, талантливых и удачливых. А он – именно такой, и пусть ему далеко за 50…
А после войны было возвращение Леопольди на родину, слава, рождение сына… И - внезапная смерть от инфаркта в 1959 году. Хелли переживет его почти на сорок лет. В районе где они жили, Вена-Мейдлинг, есть парк (в городе, как известно, много зелени). Две параллельные аллеи в этом парке - названы именами Германа Леопольди и Хелли Мёзлейн.
А что же Евгения? О ней история умалчивает… Да и что о ней говорить! Это наведет на печальные мысли. А ведь Вена - веселый город. Она любит своих артистов, всегда улыбается и даже называет аллеи в честь певцов варьете…
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись