`Порги и Бесс` Дж.Гершвина... романтика в джазовых тонах
03.03.2009 в 08:31 (14631 Просмотров)
Дж.Гершвин...это имя-символ,той многокрасочной,яркой,многозвучной Америки,мечты многих,и родил это чудо(Гершвина) подлинный символ Запада Нью-Иорк...космополитичный,разноликий,многообразный,мн огонациональный,где перемешались все стили,народы,языки,культуры...и в этих каменных джунглях родилась музыка этого многоголосия--джаз...подлинным творцом,которого и был сын Нью-Иорка Джордж Гершвин.
Единственная опера Дж.Гершвина `Порги и Бесс` -это уникальное,стоящее особняком во всем оперном наследии,непохожая на все знаменитые классические оперы(раздавались даже мнения,что эта опера и вовсе не опера,а скорее мюзикл)....и все таки это опера,написанная живым,ярким,сочным языком,где переплелись многозвучные и контрастные мелодии,в основе которых без сомнения лежал джаз и композиции в этом стиле,и разумеется традиционные для афро-американцев спиричуэлс....
Музыка этой оперы написанная от души,ибо Гершвин писал от сердца...прежде всего музыка контрастна,она то буйная,яркая,остро-драматическая,то плавно-нежная,меланхолическая,но повсюду царит темпераментность и местный коллорит,не оставляющий равнодушным...Колоритная музыкальная речь действующих лиц звучит правдиво и свежо. Никогда прежде оперная музыка не сверкала таким разнообразием подслушанных у народа интонаций. Истоки выразительных средств - блюзы и спиричуэлс, духовные гимны и элементы джаза, трудовые негритянские песни и уличные напевы разносчиков, европейская классическая музыка: оперная и симфоническая...
В основе сюжета лежит роман Д.Хэйворда `Порги и Бесс`...интересно отметить,что Гершвин совершенно случайно узнал об этом романе ... ночью,когда его мучила бессоница,он решил что нибудь почитать,и под руки попался именно роман Хэйворда...уже утром,Гершвин решил связатся с автором ,что бы получить разрешение на создание оперы.
Но все складывалось не так просто...Хэйворд хотел не оперу,а скорее мюзикл с разговорными диалогами,да и сам Гершвин работал над другими произведениями,и поэтому сочинение оперы затянулось на многие годы...и тем не менее ,при помощи Айры,брата Гершвина ,либретто и сама опера были закончены в 1935 г....,и предполагалось,что новосозданная опера будет поставлена в театре Метрополитен...но на сцене Мет могли петь только `белые` исполнители,негры на сцену не допускались....а сам Гершвин хотел,что бы на премьере пели только темнокожие-ведь эта история о их жизни....отказ Мет в постановке показал насколько были сильны расовые предрассудки в США в те годы...
И все таки премьера состоялась в Бостоне в 1935 г. и вызвала восторг у публики и явное непонимание и даже неприятие у критики,которая хотела видеть оперы в традиционном европейском классическом понимании....а тут...негры,джаз,который льется плавными мелодиями или искрится словно фонтан шампанского...герои обычные люди,некоторые даже с полукриминальным прошлым...В опере "Порги и Бесс" впервые в истории музыкального театра США негры показаны с глубоким уважением и сочувствием. Композитор не затушевывает слабостей своих героев. Однако он искренне верит в их духовные возможности, с симпатией показывает стремление к счастью...и с того момента опера входит в число наиболее популярных музыкальных произведений XX в.
наиболее интересная запись этой оперы--запись п/у Л.Маазеля совместно с Кливлендским оркестром,недавно перееизданная на DECCA.
эта запись,в отличии от других содержит всю музыку оперу...запись отличает великолепный звук,яркость и живость исполнения,особенная атмосфера...и еще то,что партию Порги исполняет один из знаменитых исполнителей этой партии -Уиллард Уайт...который поражает красотой вокала и чарующими тембрами...
Бесс пела Леона Митчел... ровное,спокойное исполнение..на мой взгляд на фоне Уайта немного была бледна,но по своему интересна...
Клара-Барбара Хендрикс--абсолютное попадание в образ,хотя и не главный,но знаменитое summertime поет невероятно красиво!
Спортинг Лайф--Франсуа Клеммонс--очень яркое,бурное исполнение,особненно в сцене ,когда он уговаривает Бесс поехать с ним в Нью-Иорк...
Сирина-Флоренс Куивар...интересное `темное` меццо...
и разумеется общий фон записи,сцена шторма,знаменитые интерлюдии -все это не может не покорить...ибо `Порги и Бесс` Дж.Гершвина абсолютная и неповторимая красочная романтика в джазовых тонах....
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись