Об искусстве, толерантности и австрийцах...
21.08.2009 в 12:26 (8526 Просмотров)
Не сумев попасть на с Шроттом и Со, мой друг с горя угодил на какое-то бельгийское шоу и так уж оно его "растрогало", что через несколько дней я нашел в своем почтовом ящике вот такой репортаж о его впечатлениях:
"В Москву едет кошмарная оргия толерантности…..
В Вене я сходил на этот «шедевр» современного искусства. И в чем-то мое представление об австрийцах подверглось серьезной переоценке. Честно говоря, я был даже разочарован тем, как публика реагировала на происходящее на сцене.
Очень не хочется описывать то, что происходило в зале. Интуитивно я чувствую, что это не может быть искусством и, как мне кажется, культурный человек не может считать это достойным внимания и обсуждения. Когда-то в ХХ в. один человек, называющий себя актуальным художником, выставил в качестве художественного объекта - какашку. Самим этим фактом он попал в каталоги, обзоры и исследования, а значит де факто признан новатором и участником художественного процесса. С этого момента концептуализм, когда важен собственно не сам объект, а отношение к нему, начинает новое наступление на представления людей об искусстве. Ведь если не получается создать что то новое в имеющихся рамках и представлениях, нужно просто перешагнуть эти рамки. Понятно, что эти рамки создавались обществом, то есть потребителями искусства, а художники никаких рамок никогда не признавали и отстаивали свободу творчества. И вот какашка становится художественным объектом, но теряет свою табуированность, а следом и актуальность. Теперь уже нельзя заявлять о новаторстве путем мелких проказ. Теперь только горы дерьма на сцене и стрельба из крупнокалиберного пулемета по остаткам или намекам на рамки для творчества может быть принята публикой.
Оргия толерантности не вызвала у меня ощущения, что автор ищет новые формы самовыражения. Актерское мастерство исполнителей, по моему мнению, не поднимается выше уровня упражнений в театральном училище, когда от студента требуется изобразить ярость или грусть, поплакать или посмеяться, изобразить собачку или беременную женщину. Так как тексты, действия и перемещения актеров и реквизит не связаны ни между собой, ни с отсутствующей общей идеей, то и актерское мастерство как таковое не нужно. Главное - добиться от актера умения без смущения раздеваться, пользоваться на сцене дилдо и громко кричать. В чем же феномен популярности этого шоу? Почему публика валит в зрительные залы? Для меня это серьезная загадка. В этом есть что то фрейдистское садомазохистское: на сцене потешаются и примитивным образом надругаются над глубинными общественными нормами и остатками морали. Бессвязно и бессистемны перебираются все темы, которые современное общество пока еще признает важным для сохранения. В зал выкрикиваются и выплевываются «нетолерантные» высказывания о евреях, неграх, мусульманах, гастарбайтерах, гомосексуалистах, европейцах и азиатах, немцах и французах, о конкретно сидящей в зале публике. И публика «хавает»! Публика прётся от своей толерантности. И еще больше благодарит актеров за то, что они помогли им –зрителям - перетерпеть свои комплексы и "консервативные" взгляды на жизнь.
Меня во всем этом мероприятии поразили две вещи: первое – это то, что после всех этих оскорблений актеры вышли на поклон и с благодарностью принимали аплодисменты. Наши авангардисты -нонконформисты начала 20-х годов - не играли, а заявляли о своей позиции, за что им и доставалось от публики. Эти же в самом конце вышли принимать благодарность, как будто все, что они говорили и показывали, была игра и невинное чудачество. И второе – это то, что ни одного случая возмущения или выражения протеста среди публики я не заметил. Возможно кто то в зале, как и я, выражал свой протест тем, что не аплодировал, но отсутствие крайней степени неприятия, скорее всего, и говорит об отсутствии в массовом порядке вообще каких-либо твердых убеждений и принципов. Или молчаливое одобрение выпадов по адресу твоей системы ценностей и есть толерантность? Тогда плевать я хотел на такую толерантность.
Когда-то я нарисовал для себя идиллическую картинку правильного австрийского общества, в котором практически отсутствуют идеи праздности, чванливости, воровства... Теперь же я думаю, что это такая же игра, что я просто не вижу демонов, раздирающих австрийское общество изнутри и порождающих маньяков, насилующих своих дочерей.
Когда я смотрел на радующуюся своей толерантности публику, я думал, что в России это невозможно. Что российское общество обусловлено еще очень большим количеством запретов и установок, что такие радикальные шоу у нас не скоро могут быть приняты. Что у нас-то найдутся в зале радикалы, способные на равноценную "оскорблению устоев" реакцию. К сожалению, тогда эта мысль меня потешила. И вот этой осенью оргия будет представлена и московской публике! Почему-то приходят в голову глупые мысли: «Где же вы, православные хоругвеносцы? Защитите Россию!». Кроме этих и подобных им одиозных товарищей никто в голову не приходит, кто бы мог полемизировать с агрессивными толерантизаторами...
Очевидно, что общество может существовать только при наличии общественно признанных норм поведения. Отсутствие норм означает и отсутствие общества. Цивилизация может и должна постоянно испытывать и пересматривать эти нормы, а не уничтожать их. Так что я против толерантности вообще!" (С)
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
