Смычок и качество звука
02.08.2011 в 15:28 (14267 Просмотров)
1 - вес смычка должен соответствовать струнам и самой скрипке. Если смычок тяжелее, то приходится снимать лишний вес смычка мизинцем. Если легче, то добавлять нажим через указательный палец. Все это хоть и не влияет непосредственно на звук , т.к. скрипач регулирует эти моменты, но они не хороши в принципе. В идеале звук из инструмента (качественный) должен извлекаться просто весом смычка.Сообщение от morisson
Хорошо! Давайте разложим по полочкам. Что из себя представляет смычок, по каким критериям Вы себе представляете извлечения качественного звука смычком, в чем его главное преимущество и как его применять для достижения 40% результата качества звука от инструмента?
2 - О штрихах уже говорилось и всем понятно, как отличаются в этом плане хороший и плохой смычки. Он не должен постоянно прыгать из-за своей чрезмерной жесткости и все таки прыгать, а не тупо лежать на струне и ждать, когда скрипач снимет его со струны сам во время игры прыгающими штрихами. При штрихах очень важен вес смычка так же. Плохой смычок тоже можно заставить прыгать, но звук может быть отвратительным.
3 - центр тяжести в основном он влияет на место игры разными прыгающими штрихами и на поворот при сменах струн. Если сместить центр тяжести, например, дальше от колодки, то будут проблематичны переброски через струны. А если сместить к колодке, то мы можем получить слишком грубые отскакивающие штрихи. А грубость - это категория звука.
4 - во время игры длинным смычком он должен вибрировать с частотой играемой ноты (вынужденные колебания). Если смычок имеет слабую пружину, то он вибрировать не будет и скрипач оценит его как "ватный". Если смычок слишком жесткий, то он тоже не будет вибрировать, так его просто трудно раскачать.
Для чего нужна вибрация смычка:
а) все знают, что смычок то сцепляется с волосом, то скользит ему в противофазу. Вибрирующий смычок имеет лучшее сцепление в одном случае и меньшее сцепление при втором, что делать звук скрипки более чистым и ясным.
б) если смычок не вибрирует, то при обратном скольжении струны под смычком последний задавливает струну и скрипка звучит неважно.
Все это в совокупности может влиять на качество звука скрипки. Проценты - это чисто индивидуальное дело. Какой-то смычок действует положительно, а какой-то отрицательно. Если сравнивать звук скрипки с очень плохим смычком и с очень хорошим, то будет вам разница 40 процентов. Ежу понятно, что проценты, приведенные здесь - это эмоциональное отношение к звуку, а не физика процесса, подсчитанная по каким-то параметрам. Но разница явно не 1-2 процента. Можно говорить "земля и небо", "чуть-чуть", "значительно", "слегка", кардинально" и т.п. Или перевести эти слова на какие-то проценты.
Три положения смычка:
1 - начало. 2 - движение вверх. при этом ближе к концу волос натянут и выпрямляет трость - конец смычка пошел вниз. Волос справа расслаблен. 3 - струна пошла назад, а смычок продолжается двигаться вперед, сцепления струны с волосом нет, волос равномерно натянут, конец смычка опять задирается вверх, т.е стрела прогиба опять восстанавливается.
Продолжаем двигать смычок вверх и все опять повторяется. Трость вибрирует, как видно по схеме, с частотой струны. Все это микропроцессы, незаметные глазу.
И второй вариант рисунка, когда головка остается на том же уровне, т.е. не идет вверх вниз. При этом видно, что трость в середине то поднимается, то опускается. В реальной игре, когда мы прижимаем смычок к струне правой рукой, то волос прогибается и приближается к трости.
Если вибрация в смычке такая, как нам это нужно, то отрыв струны от волоса сопровождается отскоком смычка от струны, что значительно уменьшает момент сцепления. А потом смычок возвращается и сцепление происходит сильнее.
Вот когда вибрация в трости не такая, как нам нужна, то и происходит излишнее трение между волосом и струной в противофазе. Звук не свободный. Да и возврата смычка на струну нет, что не дает сказать, что смычок как бы сам прилегает к струне.
Пока это все на свободном смычке, без нажима.
А если возврат смычка к струне не успевает к движению струны, то мы, слыша не качественное звукоизвлечение, дожимаем рукой - возврат происходит быстрее. Вот поэтому я и говорю постоянно, что мы должны подбирать вес смычка к инструменту+струнам, а не просто по руке.
Вот я альтист, скрипач и виолончелист. У меня три разных смычка и три разных инструмента. Ну не получается у меня нормально играть на скрипке виолончельным смычком, а на виолончели скрипичным или альтовым. Да это всем понятно, т.к. разница значительна. А вот незначительная разница между скрипками не всегда и всем понятна. Но она существует и смычок приходится подбирать все таки под инструмент, а не под руку. Другое дело, что есть скрипачи, привыкшие к смычку определенного веса и чувствуют себя неловко с другим смычком, независимо от качества скрипки. Но это уже их проблемы.
А что же происходит при движении вниз? И опять здесь разговор пойдет о конце смычка, а не о колодке. Так вот, конец смычка при движении его вниз будет делать противоположное тому, что я уже нарисовал.
Во время игры смычок колеблется тремя различными способами:
1 - как вынужденные колебания от звучащей струны;
2 - может срезонировать собственная частота колебаний трости. По моим подсчетам в хороших смычках - это где-то Фа контроктавы 43-44 Гц.
3 - прыгает с частотой, обусловленной как параметрами смычка, так и положением смычка на струне: чем ближе к колодке, тем медленнее, чем ближе к концу - тем быстрее. Ну, это наше рикошет, сотийе и сальтандо.
---------------------------
Загрузил звук, снятый со смычка. См. внизу МР3 файл
А вот картинки: пьезо звукосниматель
Вот он же на смычке
А это я во время записи:
Как видите - все работает, как я и предполагал теоретически-умозрительно.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:













Отправить другу ссылку на эту запись
