RSS лента

murom

Смычок и качество звука

Оценить эту запись
              
Сообщение от morisson
Хорошо! Давайте разложим по полочкам. Что из себя представляет смычок, по каким критериям Вы себе представляете извлечения качественного звука смычком, в чем его главное преимущество и как его применять для достижения 40% результата качества звука от инструмента?
1 - вес смычка должен соответствовать струнам и самой скрипке. Если смычок тяжелее, то приходится снимать лишний вес смычка мизинцем. Если легче, то добавлять нажим через указательный палец. Все это хоть и не влияет непосредственно на звук , т.к. скрипач регулирует эти моменты, но они не хороши в принципе. В идеале звук из инструмента (качественный) должен извлекаться просто весом смычка.
2 - О штрихах уже говорилось и всем понятно, как отличаются в этом плане хороший и плохой смычки. Он не должен постоянно прыгать из-за своей чрезмерной жесткости и все таки прыгать, а не тупо лежать на струне и ждать, когда скрипач снимет его со струны сам во время игры прыгающими штрихами. При штрихах очень важен вес смычка так же. Плохой смычок тоже можно заставить прыгать, но звук может быть отвратительным.
3 - центр тяжести в основном он влияет на место игры разными прыгающими штрихами и на поворот при сменах струн. Если сместить центр тяжести, например, дальше от колодки, то будут проблематичны переброски через струны. А если сместить к колодке, то мы можем получить слишком грубые отскакивающие штрихи. А грубость - это категория звука.
4 - во время игры длинным смычком он должен вибрировать с частотой играемой ноты (вынужденные колебания). Если смычок имеет слабую пружину, то он вибрировать не будет и скрипач оценит его как "ватный". Если смычок слишком жесткий, то он тоже не будет вибрировать, так его просто трудно раскачать.
Для чего нужна вибрация смычка:
а) все знают, что смычок то сцепляется с волосом, то скользит ему в противофазу. Вибрирующий смычок имеет лучшее сцепление в одном случае и меньшее сцепление при втором, что делать звук скрипки более чистым и ясным.
б) если смычок не вибрирует, то при обратном скольжении струны под смычком последний задавливает струну и скрипка звучит неважно.
Все это в совокупности может влиять на качество звука скрипки. Проценты - это чисто индивидуальное дело. Какой-то смычок действует положительно, а какой-то отрицательно. Если сравнивать звук скрипки с очень плохим смычком и с очень хорошим, то будет вам разница 40 процентов. Ежу понятно, что проценты, приведенные здесь - это эмоциональное отношение к звуку, а не физика процесса, подсчитанная по каким-то параметрам. Но разница явно не 1-2 процента. Можно говорить "земля и небо", "чуть-чуть", "значительно", "слегка", кардинально" и т.п. Или перевести эти слова на какие-то проценты.



Три положения смычка:
1 - начало. 2 - движение вверх. при этом ближе к концу волос натянут и выпрямляет трость - конец смычка пошел вниз. Волос справа расслаблен. 3 - струна пошла назад, а смычок продолжается двигаться вперед, сцепления струны с волосом нет, волос равномерно натянут, конец смычка опять задирается вверх, т.е стрела прогиба опять восстанавливается.
Продолжаем двигать смычок вверх и все опять повторяется. Трость вибрирует, как видно по схеме, с частотой струны. Все это микропроцессы, незаметные глазу.
И второй вариант рисунка, когда головка остается на том же уровне, т.е. не идет вверх вниз. При этом видно, что трость в середине то поднимается, то опускается. В реальной игре, когда мы прижимаем смычок к струне правой рукой, то волос прогибается и приближается к трости.

Если вибрация в смычке такая, как нам это нужно, то отрыв струны от волоса сопровождается отскоком смычка от струны, что значительно уменьшает момент сцепления. А потом смычок возвращается и сцепление происходит сильнее.
Вот когда вибрация в трости не такая, как нам нужна, то и происходит излишнее трение между волосом и струной в противофазе. Звук не свободный. Да и возврата смычка на струну нет, что не дает сказать, что смычок как бы сам прилегает к струне.
Пока это все на свободном смычке, без нажима.

А если возврат смычка к струне не успевает к движению струны, то мы, слыша не качественное звукоизвлечение, дожимаем рукой - возврат происходит быстрее. Вот поэтому я и говорю постоянно, что мы должны подбирать вес смычка к инструменту+струнам, а не просто по руке.
Вот я альтист, скрипач и виолончелист. У меня три разных смычка и три разных инструмента. Ну не получается у меня нормально играть на скрипке виолончельным смычком, а на виолончели скрипичным или альтовым. Да это всем понятно, т.к. разница значительна. А вот незначительная разница между скрипками не всегда и всем понятна. Но она существует и смычок приходится подбирать все таки под инструмент, а не под руку. Другое дело, что есть скрипачи, привыкшие к смычку определенного веса и чувствуют себя неловко с другим смычком, независимо от качества скрипки. Но это уже их проблемы.
А что же происходит при движении вниз? И опять здесь разговор пойдет о конце смычка, а не о колодке. Так вот, конец смычка при движении его вниз будет делать противоположное тому, что я уже нарисовал.
Во время игры смычок колеблется тремя различными способами:
1 - как вынужденные колебания от звучащей струны;
2 - может срезонировать собственная частота колебаний трости. По моим подсчетам в хороших смычках - это где-то Фа контроктавы 43-44 Гц.
3 - прыгает с частотой, обусловленной как параметрами смычка, так и положением смычка на струне: чем ближе к колодке, тем медленнее, чем ближе к концу - тем быстрее. Ну, это наше рикошет, сотийе и сальтандо.
---------------------------
Загрузил звук, снятый со смычка. См. внизу МР3 файл
А вот картинки: пьезо звукосниматель

Вот он же на смычке
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	bow-1.jpg 
Просмотров:	1094 
Размер:	34.0 Кб 
ID:	55451
А это я во время записи:
Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	recoding1.jpg 
Просмотров:	1131 
Размер:	48.7 Кб 
ID:	55452Нажмите на изображение для увеличения. 

Название:	recoding2.jpg 
Просмотров:	1133 
Размер:	55.3 Кб 
ID:	55453
Как видите - все работает, как я и предполагал теоретически-умозрительно.
Миниатюры Вложения
  • Тип файла: mp3 piezo.mp3 (239.6 Кб, Просмотров: 1441)

Отправить "Смычок и качество звука" в Google Отправить "Смычок и качество звука" в Facebook Отправить "Смычок и качество звука" в Twitter Отправить "Смычок и качество звука" в del.icio.us Отправить "Смычок и качество звука" в Digg Отправить "Смычок и качество звука" в StumbleUpon

Обновлено 07.08.2011 в 12:14 murom

Категории
Скрипичный мастер

Комментарии

  1. Аватар для MMMXXX
    Можете провести простой эксперимент. Закрепите в середине трости небольшой пьезодатчик, тонкий провод выпустите со стороны колодки. Поиграйте этой конструкцией и запишите на компьютер сигнал с датчика. Так вы сможете подтвердить или опровергнуть ваши предположения о том, как и с какой частотой колеблется трость смычка, в процессе игры.
  2. Аватар для murom
    Цитата Сообщение от MMMXXX
    Можете провести простой эксперимент. Закрепите в середине трости небольшой пьезодатчик, тонкий провод выпустите со стороны колодки. Поиграйте этой конструкцией и запишите на компьютер сигнал с датчика. Так вы сможете подтвердить или опровергнуть ваши предположения о том, как и с какой частотой колеблется трость смычка, в процессе игры.
    Я не совсем спец в этих делах, т.е. где взять пьезодатчик и как его подсоединять к компьютеру. И почему к середине смычка, а не к самому концу?
  3. Аватар для MMMXXX
    Цитата Сообщение от murom
    ...где взять пьезодатчик и как его подсоединять к компьютеру...
    Либо купить, либо самому сделать. Подать сигнал с датчика на вход звуковой карты. Вас же интересуют колебания в звуковом диапазоне.

    Цитата Сообщение от murom
    ...И почему к середине смычка, а не к самому концу?
    С этим можете поэкспериментировать сами. Но, как вам кажется, где амплитуда колебаний будет больше?
  4. Аватар для murom
    Цитата Сообщение от MMMXXX
    С этим можете поэкспериментировать сами. Но, как вам кажется, где амплитуда колебаний будет больше?
    Для пьезо-датчика нужно, чтобы он деформировался, правильно? Значит наибольшая деформация будет там, где трость гнется больше всего при колебаниях, т.е. вверху на тонком месте трости. А в середине ведь толстая трость и она гнуться будет не очень сильно.
  5. Аватар для MMMXXX
    Цитата Сообщение от murom
    Для пьезо-датчика нужно, чтобы он деформировался, правильно?
    Пьезо прилепляют скотчем на деку и он вполне ловит звук, так что деформации там достаточно самой минимальной.
  6. Аватар для murom
    Цитата Сообщение от MMMXXX
    Пьезо прилепляют скотчем на деку и он вполне ловит звук, так что деформации там достаточно самой минимальной.
    На деку или трость?
    И если все таки нужна хоть какая-то деформация, то наибольшая будет в верхней части смычка.
  7. Аватар для MMMXXX
    Цитата Сообщение от murom
    На деку или трость?
    И если все таки нужна хоть какая-то деформация, то наибольшая будет в верхней части смычка.
    Лепят на деку, когда используют по прямому назначению, для съёма звука. Но, вы же исследуете колебания трости... Попробуйте снимать колебания в разных частях трости, это даст более полную картину, изучаемого явления.
  8. Аватар для murom
    Я еще не понимаю, как соединить компьютер с этим датчиком. Вот куплю, да не то что нужно.
  9. Аватар для MMMXXX
    Цитата Сообщение от murom
    ... Вот куплю, да не то что нужно.
    Если уж вы собрались покупать, то к съемнику положена инструкция. Наберите в google "violin pickup" и выберите подходящую для ваших целей модель.
  10. Аватар для Artadg
    Весьма и весьма актуальная проблема. Даже судя всего лишь по тому, сколько сил вкладывается в её решение. Несколько из Ваших вопросов меня особенно впечатляют.
    3 - центр тяжести в основном он влияет на место игры ...
    Цитата Сообщение от murom
    Для пьезо-датчика нужно, чтобы он деформировался, правильно? Значит наибольшая деформация будет там, где трость гнется больше всего при колебаниях, т.е. вверху на тонком месте трости. А в середине ведь толстая трость и она гнуться будет не очень сильно.
    Как физик, могу внести свою лепту в обсуждение. Кроме пьезодатчиков, есть пьезомикрофоны (или любые другие микрофоны). Они реагируют не на изгиб основания, на котором сидят, а на КОЛЕБАНИЯ прилегающего воздуха. Равным образом, они реагируют на вибрации корпуса, буде вибрирует то, к чему они прикреплены.
    Вибрации смычка (ТРОСТИ), замеренные в разых его местах - будут иметь МНОГО ОБЩЕГО. Поэтому Вам, для начала, не стоит уделять много внимания МЕСТУ прикрепления - посмотрите хотя бы в одном месте смычка - и тогда, увидев картину (СПЕКТР) - вы сможете выбирать, надо ли исследовать в других местах смычка.
    И ещё. Мне показалось странным, что Вы связываете частоту колебаний трости с тем, по какой струне едет смычок (точнее, какую частоту извлекает струна).
    Обновлено 05.08.2011 в 03:52 Artadg
  11. Аватар для murom
    Эксперимент прошел удачно. Все материалы в основном тексте статьи.
  12. Аватар для murom
    murom - И почему к середине смычка, а не к самому концу?
    Цитата Сообщение от MMMXXX
    С этим можете поэкспериментировать сами. Но, как вам кажется, где амплитуда колебаний будет больше?
    Вопрос остался открытым: что же колеблется больше, конец идет вверх-вниз или середина выше-ниже?
    Я вот подумал и решил описать ту же картинку, но другими словами. Вы помните, что я говорил: волос тянет головку смычка и трость выпрямляется. Так вот, трость может выпрямляться визуально двумя способами:
    1 - вся трость как бы находится в старом положении, а конец опускается, что и делает трость более прямой.
    Я так понял, что это объяснение не всем понятно. Будем считать, что я плохо объяснял. Теперь другой способ объяснения той же картинки.
    2 - конец смычка и конец с колодкой находятся постоянно на одном уровне, а вот середина смычка поднимается выше, т.е. удаляется от волоса, что обычно и происходит, когда мы натягиваем волос винтом.

    Будем считать, что трость закреплена одним концом в руке, которая не дает этому концу опускаться-подниматься, хотя никакого давления от руки не происходит - только вес смычка. Тогда вибрирующая часть трости (конец или середина?) будет подниматься опускаться. Нарисовал эту картинку и залил в текст основной статьи.
  13. Аватар для MMMXXX
    Цитата Сообщение от murom
    ...Вопрос остался открытым: что же колеблется больше, конец идет вверх-вниз или середина выше-ниже?...
    Это зависит от частоты. Мне кажется, что на частоте собственных колебаний трости, сильнее будет колебаться середина смычка. А на высоких частотах, включая частоты колебания струн, амплитуда колебаний в разных частях смычка будет примерно одинаковой.
  14. Аватар для murom
    Цитата Сообщение от MMMXXX
    Это зависит от частоты. Мне кажется, что на частоте собственных колебаний трости, сильнее будет колебаться середина смычка. А на высоких частотах, включая частоты колебания струн, амплитуда колебаний в разных частях смычка будет примерно одинаковой.
    Но мы же не играем на частоте смычка. Она слишком мала для скрипки.
  15. Аватар для murom
    Продолжаю рисовать картинки:

    Три картинки меняются через каждые 5 секунд.
    Первая картинка - смычок натянут, лежит на струне спокойно. Волос тянет головку и колодку с силами F1 и F2 соответственно (красный цвет). Им противодействует сила натяжения трости соответственно силами F3 и F4. Правая рука начинает двигать смычок вверх с силой f2 (влево на нашей картинке). Волос сцепился со струной, струна оттянулась влево с силой f1 и тянет головку уже не с силой F1, а F1 + f1. Следовательно и противоположные силы уже увеличились и стали F3+f1 и F4+f2.
    Чтобы не возникло непонимания: волос не провисает реально, это просто я так нарисовал для наглядности. Реально только уменьшается натяжение волоса с правой стороны на несколько грамм, но волос остается натянутым.

    И еще один рисунок:


    Здесь я показываю, как натянутый волос вращает головку против часовой стрелки, а колодку - по часовой стрелки с упором на трость в точках F4 и F5, которые и выпрямляют трость при натягивании волоса.
  16. Аватар для murom
    Продолжаю размышлять на заданную тему и даже вносить некоторые коррективы. Исправлять предыдущие картинки не буду, а просто ввожу новые с некоторыми изменениями.
    Сначала некоторый текст, объясняющий новые картинки. Так как не всем понятен ход моих мыслей, то оставляю их максимально подробными, как я это делал на форуме.
    1 - в правой руке я держу нижнюю часть смычка (волос уже немного натянут), в левой волос за середину, сдвигаю руки вместе насколько могу (один сантиметр, к примеру).
    2 - при этом волос слева сильно натянулся, потянул за собой головку, которая повернулась слегка против часовой стрелки. При этом трость выпрямилась. Естественно, что головка уж очень хочет повернуться по часовой стрелки обратно, но мои руки не дают ей это делать.
    3 - в это же время волос между руками просел, сильно расслабившись. Колодка при этом повернулась по часовой стрелке и так же выпрямила трость. Естественно, что колодка уж очень хочет повернуться против часовой стрелки, но моя рука ей этого не дает.
    4 - я расслабил руки и смычок вернулся в первоначальное положение, при этом головка таки повернулась по часовой стрелке, а колодка против часовой, как она и хотела этого, когда волос был расслаблен.

    Теперь перенесите эти пункты на игровой процесс:
    1 - в правой руке я держу нижнюю часть смычка, хоть за трость, хоть за колодку, хоть всем кулаком за нижнюю часть - разницы нет. Веду смычок влево по струне, которая сильно прилипла к волосу, на 2 мм.
    2 - Оттянутая струна, прилипшая к волосу, останавливает движение волоса по этой линии (она дальше просто не может оттягиваться), но моя рука продолжает тянуть смычок еще на 2 мм. Вот при этом левая часть волоса, остановленная струной, и тянет головку поворачивая ее против часовой стрелки, выпрямив трость слегка. Аматор, если говорить уж совсем честно, то здесь не просто волос тянет головку, а именно трость, толкаемая моей правой рукой влево, хочет оторвать головку от волоса. Естественно, что головка сопротивляется уж очень и хочет повернуться по часовой стрелки обратно, но моя правая рука и сильное сцепление струны с волосом не дают ей это делать.
    3 - в это же время волос между правой рукой (или колодкой), удерживающей нижнюю часть смычка, слегка расслабился, но все еще натянутый, хотя слабее, чем раньше. Колодка при этом повернулась по часовой стрелке и так же выпрямила трость. Естественно, что колодка уж очень хочет повернуться против часовой стрелки (чего вы так очень хотите), но моя рука ей этого не дает. Она тянет смычок влево, который уперся в струну. Да, волос справа от точки А расслабился, колодка хочет вернуться назад, т.е. повернуться против часовой стрелки, но моя рука ей этого не дает.
    4 - я расслабил руку и смычок вернулся в первоначальное положение, при этом головка таки повернулась по часовой стрелке, а колодка против часовой, как она и хотела этого (вместе с Вами), когда волос был расслаблен. Вот теперь в этой части смычка волос уже не расслаблен. Вместо "расслабил руку" скажем так: струна наконец оторвалась от волоса и смычок вернулся в свое предыдущее состояние.
    --------------------------
    1 - трость имеет вогнутую форму. Если притянуть головку к колодке при помощи волоса, то пружина трости несколько выпрямится и получит некую силу, которая будет стремиться вернуть трость в начальное состояние. Эта сила F, которую на рисунке мы изобразили с двух сторон от концов трости и обозначили как F3 и F4. Эта сила от трости растягивает волос, волос со своей стороны удерживает трость в немного выпрямленном состоянии с силой F1 и F2. Все эти силы равны между собой.
    Стрелки F3 и F4 (красные) показывают точки приложения и направление сил трости на волос. Стрелки F1 и F2 показывают силы волоса, удерживающие трость в заданном положении, которое немного более прямое по сравнению с расслабленным состоянии. Если в спокойном состоянии стрела прогиба около 18 мм, то при натянутом волосе - около 9 мм. Вес смычка будем считать постоянным на протяжении всего ведения смычка по струне. Предположим, что он так регулируется правой рукой скрипача.



    2 - И вот правая рука скрипача повела смычок вверх (на нашем рисунке - это влево) с силой f2 (красная стрелка, направленная на трость). Струна, сцепленная с волосом оттянулась влево и создала силу f1, воздействующую на головку трости. Колодка и трость в такой ситуации стремятся друг к другу по простой причине: головку останавливает волос, сцепленный со струной, а колодка продолжает свое движение в сторону головки. Так как головка и колодка намертво прикреплены к трости, то они не могут "скользить" друг к другу вдоль трости, а поворачиваются друг к другу, т.е. головка поворачивается против часовой стрелки, а колодка - по часовой (см. последнюю картинку в предыдущем комментарии).
    Что же происходит с волосом: с правой стороны от струны (точка А) волос ослаб (на какие-то 60 гр, может быть, если предположить, что сила f1=f2=60 Гр.), а вот с левой - натянулся еще больше на те же 60 Гр. По сравнению с силой натяжки волоса (около 10 кг, может быть) - это такой пустяк, что волос продолжает быть натянутым с обеих сторон от струны. На рисунке я показал провисший волос только для наглядности. При этом смычок получил дополнительную силу своей пружины в эти 60 Гр, показанные на картинке как F3+f3 = F4+f1

    3 - рука продолжает вести смычок влево, силы сцепления струны с волосом иссякают, струна отрывается от волоса и возвращается вправо. Трость лишилась дополнительной силы и опять согнулась до положения на первой картинке. Когда волос склеится со струной второй раз - весь этот процесс повторится. И так будет продолжаться постоянно. При этом вынужденная вибрация трости смычка будет повторять высоту тона играемой струны.
    Обновлено 26.08.2011 в 15:01 murom
  17. Аватар для murom
    Продолжая спорить с Аматором по поводу колебаний трости и распределении разных сил на смычок, написал новый текст и новые картинки. Чтобы они там не пропали на форуме, выкладываю здесь последние результаты обдумывания.


    Верхний смычок - это он натянутый, но еще не на струне. Волос натянут с силой F2a = F2b. Трость выпрямилась и стремится опять согнуться с силой F6a = F6b = F2a = Fb. Трость стремиться согнуться так: у колодки - против часовой стрелки, а у головки - по часовой стрелки. Так же в трости присутствуют силы F3, F4, F5 (с разными буковками дополнительно), которые соответственно поворачивают головку против часовой стрелки, а колодку по часовой. Эти именно силы и выпрямили изогнутую трость и образовались они, конечно же, от силы F2. Это не дополнительные силы, а просто показ, как сила от волоса крутит концы трости.
    На нижнем рисунке
    1 - смычок лежит на струне, касается её волосом в т. Е. Смычок мы удерживает рукой рядом с колодкой - точка держания будет "зеленая точка" (забыл буковку поставить). Мы ведем смычок в струну с силой F1, направленной из "зелёной точки" в точку Е.
    2 - Струна оттягивается и сопротивляется давлению руки с силой F7, направленной точно по тому же направлению, что и сила от руки.
    3 - Будем считать, что и волос, и струна остановились в точке Е и дальше не двигаются. Оттянутая струна удерживает волос в этой точке и волос уже не скользит по ней. Но смычок продолжаем толкать влево, при этом головка смычка в самом низу в точке А стоит на месте, но
    4 - верхняя часть головки в районе самой трости продолжает двигаться влево. Все это поворачивает головку против часовой стрелки. Те силы, которые выпрямляли трость при натяжке дополнительно усилились и еще больше выпрямили трость. При этом расстояние А-В уменьшилось на некоторую величину.
    5 - совершенно естественно, что из-за приближения точки В к т. А должно что-то измениться и в натяжке волоса. отрезок АЕ сохраняет свою длину, а вот отрезок ЕВ ослаб и сократился. Общая длина волоса стала меньше (см. пункт 4 об уменьшении А-В). Так может сохраняться довольно долго, если мы остановили смычок и дальше его не двигаем.
    Что же происходит с тростью в районе колодки: Она не получает дополнительной силы для своего дополнительного поворота по часовой стрелки, но не возвращается в исходное положение из-за давления руки влево. И хотя относительно трости рядом с колодкой ничего не изменилось, но колодка все равно повернулась относительно линии волоса за счет выпрямления трости в верхней части смычка. Подробнее об этом в посте 379 http://www.forumklassika.ru/showthre...=1#post1160549.
    Повторяю еще раз: поворот трости в районе колодки по часовой стрелки произошел относительно линии волоса из-за выпрямления трости за счет разворота головки.
    Так будет всегда, если стягивать оба конца смычка навстречу друг другу.
    Вот в таком положении смычок будет до тех пор пока не ослабнет сила сцепления волоса со струной. Как только струна оторвалась от волоса, трость получила свободу и расстояние между точками А и В опять увеличилось. При этом головка пошла по часовой стрелки, а колодка - против часовой. Волос опять натянулся по всей свой длине из-за увеличения расстояния А-В.
    Как видите, я сейчас вообще не рассматривал процесс вибрации - только медленные движения. Даже про силу инерции молчу (она нужна только при вибрациях), т.к. даже при наличии инерции, если что-то делать очень долго, то и отстающий конец придет в назначенное место (см. мой фильм с вертикальной проволокой)
    Спешу предупредить Вас о расслаблении отрезка волоса Е-В. Это никак не влияет на состояние колодки, т.к. нам важна не сила волоса в этом месте, а сила стягивания смычка по линии Е -F1. Можно вообще сдвинуть колодку и головку еще больше вместе, так что здесь волос начнет даже провисать. И двигать я могу медленно-медленно - в течение часа, и расстояние будет медленно-медленно уменьшаться и волос будет медленно-медленно провисать все больше и больше. И ничего не вернет колодку в первоначальное положение, так как моя рука или другой прибор будет держать смычок и толкать его влево. И если сила сцепления волоса со струной будет сильнейшая (да просто закрепить чем-то), а толкать я буду все сильней и сильней, и смычок не просто выпрямится в линию, но даже начнет выгибаться в обратную сторону. И волос ЕВ еще больше провиснет. И так я буду толкать до тех пор, пока головка смычка не переломится. Но вот колодка не повернется при этом даже на градус против часовой стрелки. Я даже обрежу этот волос ЕВ, оставив крепко сцепленный волос со струной в точке А. Ничего не изменится. И никакой качели при этом не будет даже в намеке.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100