RSS лента

murom

Как волчит виолончель

Оценить эту запись
              
Благодаря Роману Наумову теперь можно посмотреть и на волка. Вот он во всей красе:
Роман, спасибо за волка от виолончели. Теперь можно посмотреть на него со всех сторон: Вот осциллограмма с явными амплитудными модуляциями. И вообще - это красивейшая картинка (в отличие от звука волк.rar).


Я скорее практик, чем теоретик, но вот что я вижу на этой картинке (я несколько расширил картинку осциллограммы, чтобы лучше видеть всякие "пики":
1 - достаточно гладенькие пики, то с большой амплитудой, то с маленькой - типичная амплитудная модуляция. Это, так сказать, самый нижний тон звука. Недалеко от центральной оси я вижу ну очень изломанные "синусы" - это аккорд верхних гармоник. Я их выделил красненьким, чтобы было понятно, о чем я говорю.
2 - Меня очень удивляет (я такого никогда раньше не видел), что "спады" вверху и внизу не совпадают, т.е. смещены где-то на 5 периодов, т.е. верхний спад отстает от нижнего на 5 периодов.



3 - зелененькая стрелка показывает некий пик, а вот с противоположной стороны пики от основного тона расширены - между ними влезли два пика от верхних гармоник. Тормознул основной тон (показан красным цветом), но как-то не симметрично сверху и снизу, как я уже указывал - аж на 5 периодов. Для моих мозгов эта картинка слишком сложная, но она мне нравится.
И чем она мне нравится? А вот тем, что аккорд верхних гармоник тем тише, чем громче основной тон и наоборот. Вот посмотрите: красная зона пересекает центральную линию (а значит имеет наименьшую амплитуду) тогда, когда основной тон улетает от центральной линии на самое далекое расстояние. Как это объяснить: виолончель играет основной тон, а гармоники тихие; корпус инструмента тормозит колебание струны на основном тоне, а постоянное движение смычка вынуждено возбуждать больше верхние гармоники, что я и писал в предыдущих своих размышлениях на форуме.
И на закуску: тот же волк, но в программе (WaveLab) несколько сжат. Получилось симпатично, не правда ли? Вот где амплитудные перепады!

Отправить "Как волчит виолончель" в Google Отправить "Как волчит виолончель" в Facebook Отправить "Как волчит виолончель" в Twitter Отправить "Как волчит виолончель" в del.icio.us Отправить "Как волчит виолончель" в Digg Отправить "Как волчит виолончель" в StumbleUpon

Комментарии

  1. Аватар для SolidWork
    Это не модуляция, а биения. На диаграмме 2 больших колебаний 32 с небольшим, а малых 35. Разница в 2 с небольшим волны тоже четко видна.
  2. Аватар для murom
    Цитата Сообщение от SolidWork
    Это не модуляция, а биения. На диаграмме 2 больших колебаний 32 с небольшим, а малых 35. Разница в 2 с небольшим волны тоже четко видна.
    Биения - это в первую очередь амплитудная модуляция. Так что Ваш ответ для меня странен.
  3. Аватар для murom
    Но лучше посмотрите, что я тут "настругал"

    Я тут поиграл на альте по открытой струне Соль. Обыкновенный микрофон от наушников в метре от меня. Слева - это движение смычка вниз, а справа - вверх. Совершенно понятно, почему так получилось - ведь струна под смычком движется не одинаково в обе стороны - вот и разница ощутимая. Но, Аматор, я ведь записывал не струну, а звучание всего корпуса, а осциллограмма показывает разницу именно в движении струны под смычком. Значит можно всегда ожидать, что осциллограммы будут показывать не только то, что образовалось в корпусе, но и как все это делала струна. Это к тому вопросу, что Роман выложил волчок всего инструмента, а не только струны, и что можно увидеть в осциллограмме этого волчка относительно только струны. Думаю, что многое можно увидеть. Интересно, а как можно заснять осциллограмму только струны в этой волчковой виолончели - без примешивания звука от корпуса. Даже пьезодатчик на подставке этого не сделает. Может быть просто высокоскоростной съемкой с каким-нибудь лазерным лучом, выводящим результат на запись осциллограммы?
    Вот в левой части нижние пики имеют разную длину: длинные - это основной тон, более короткие - вторая гармоника. Это точно - я посчитал количество пиков за секунду, а не спектрометром.
    Но и спектрометром тоже все проверил:


    Спектрометр показал, что вторая гармоника громче, чем первая, а вот большая амплитуда первой гармоники в осциллограмме - это сумма амплитуд всех гармоник, начало которых совпало с началом первой гармоники.
  4. Аватар для murom
    Итак, сегодня сделал некоторый анализ звучания струны соль на альте без микрофона, но с пьезодатчиками. Это я таким образом старался как можно сильнее уменьшить влияние колебания корпуса на осциллограмму, хотя обратной связи никто не отменял. Таким образом у меня получилось снять осциллограмму с шейки и подставки. Думаю, что влияние корпуса на подставку должно быть больше, чем на шейку. Это шейка может за счет большого рычага сильно влиять на корпус, а вот наоборот, наверное, это влияние маленькое, хотя и должно быть. Сделал так: взял стереонаушники, отрезал головки от проводов, а к проводам припаял по маленькому кругленькому пьезодатчику. Все это для того, чтобы можно было записывать как отдельно, так и вместе различные каналы (я имею ввиду левый и правый). Пьезо правого канала прикреплял к головке (рядом с колком струны До), а пьезо левого к подставке - под струной Соль со стороны грифа.
    Вот картинки и некоторые пояснения:
    1 - осциллограмма (в режиме mono - только один пьезо на голове) колебаний шейки при игре на струне соль (альт): слева - вниз смычком; справа - вверх смычком. Разница между верхом и низом осциллограммы минимальная (практически не заметна разница в движении струны в разные стороны под смычком; наверное, здесь главным является общее равномерное колебание струны, особенно продольные колебания), но хорошо видно, что при обратном движении смычка эта разница тоже существует, но в перевернутом виде.


    2 - осциллограмма (в режиме mono - только один пьезо на подставке) колебаний подставки. Видна большая разница между верхом и низом осциллограммы. Здесь очень сильно влияние движения струны после отлипа и после прилипа струны к волосу, т.к. все эти процессы происходят не далеко от подставки. Слева - вниз смычком, а справа - вверх смычком.


    3 - оба пьезо стоят на своих местах (подставка и головка), запись идет в режиме стерео: правый канал (здесь нижний) - на головке, а левый (здесь верхний) - на подставке. Так как запись на оба пьезо шла одновременно, то можно даже посмотреть на фазы колебания шейки и подставки, и сравнить их. Думаю, что это будет интересно многим посмотреть. Я думаю, что в ближайшие дни (может быть и завтра) запишу через пьезодатчик и деки альта. Интересно будет сравнить их олсциллограммы как между собой, так и с подставкой, например. Думаю, что можно еще и сравнить между собой колебания верхнего и нижнего овалов деки. Посмотреть не только на их разницу по насыщенности обертонами (дополнительные всякие маленькие зубчики) но и, что очень важно, фазы. А может быть у вас у кого-нибудь есть пожелание сравнить что-нибудь в одном инструменте в режиме стерео: один пьезо на одном участке инструмента, а другой - на другом.
  5. Аватар для murom
    Еще одна осциллограмма ноты соль на альте:
    1 - стереорежим
    2 - левый канал (верхний на картинке) - вибрация подставки;
    3 - правый канал (нижний на картинке) - вибрация верхней деки почти в середине верхнего овала рядом с грифом со стороны струны Ля.
    4 - левая часть - при движении смычка вниз; правая часть - смычком вверх.
    Все различия и похожести, я думаю, хорошо видны. И даже дека показала зеркальное положение пиков при разных движениях смычка. И так же видна несимметричность верхних и нижних пиков не только в подставке (как это и было раньше, что неудивительно), но и в деке. Если прикладывать к экрану линейку (лист бумаги даже), то можно проследить совпадение-несовпадение пиков в подставке и в деке.
  6. Аватар для murom
    А вот осциллограмма колебания верхней деки на ноте соль в двух разных точках: верхний овал так и остался, я его не поменял - это правый канал, который сейчас опять же внизу. А вот верхний, который левый канал - это положение пьезодатчика чуть в стороне от струннодержателя со стороны струны Ля. То есть я поставил оба пьезика на противоположную от пружины сторону почти в центрах овалов. На картинке видно, что нижний овал вибрирует гораздо сильнее верхнего. Наверное из-за его размеров.


    Да, здесь я показал только при движении смычка вверх. Нет смысла постоянно показывать оба движения, т.к. и так понятно, что произойдет по аналогии с предыдущими опытами.

    И последнее на сегодня: сравнение колебаний верхней деки - та же точка и тот же правый канал; а вот левый канал теперь - это центр верхнего овала нижней деки.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100