RSS лента

Muzylo

Смех и пафос новой русской культуры

Оценить эту запись
              
http://snob.ru/profile/28513/blog/83781

Сейчас много говорят "за политику". А я хочу - "за культуру".

Война, холодная ли, горячая ли, - дело сугубо реальное, серьезное: не до игр в бисер, не до тонкостей построения виртуальных миров, если и реальный-то трещит по швам.

Об этом-то я и хочу поговорить: о серьезности и о ее цене в наши дни.

Последние 15-20 лет - время окукливания, вылупления и вставания на лапы нового русского искусства, и шире - культуры, которая явно противопоставляет себя отечественным культурам прежних времен, как все "новые" культуры - всем "старым".

Ее доминанта - смех, и смех умный. Ум - ее ядро: она смеется не от полнокровия, не от избытка жизненной энергии, а "от ума", который, оценивая реальность, не может реагировать на нее иначе, кроме как смеясь. Смех - единственно честная позиция ума в данной реальности.

Это - НЕ (только) культура стеба. Стеб предполагает интеллектуальный эгоизм, бессердечие: смеюсь, ибо умный и крутой. Сердцевина стеба - равнодушие.

Это - НЕ (только) культура сатиры. Сатира предполагает, напротив, сердечную озабоченность: смеюсь, ибо "не могу молчать". Сердцевина сатиры - пафос.

Верней было бы назвать ее «культурой умного смеха»: смеюсь, ибо знаю цену и себе, и миру, и человечьей природе.

Этот смех рожден умерщвлением пафоса, к которому привели "лихие 90-е" с их тотальным развенчанием перестроечного энтузиазма, в чем бы тот ни воплощался. Когда в активе ноль - остается только смех. Авангард отобрал право на пафос у мировой культуры, а 90-е отобрали его персонально у русской - вопреки ее притязаниям хранить его вечно.

Это - страшная трагедия. Русская культура в 90-е не просто утратила идентичность, - та выветрилась в китч, обесценилась, и потому умерла без надежд на возрождение. Культура умного смеха воплотила в себе новую Россию - наконец-то разомкнутую, интегрирующуюся в мировое сообщество ценой потери того, что казалось главным (а жило, как оказалось, только в изоляции).

Размыкание России вовне раскрыло ее всем ветрам "большого мира". Их сквозняк дует и в культуре умного смеха. Это холодная культура - культура России, болью и муками превратившейся из вселенной - в ее часть.

Культура умного смеха растет из новой идентичности, которую в прежней, изолированной России привыкли называть "европейской" или "западной", хоть на деле та не привязана к территориям и сторонам света, а привязана только ко времени - к нынешней эпохе интегрированного, целостного мира, обладающего своей планетарной идентичностью. Ум, диктующий честный, трезвый, холодный смех, очищенный от идеологий, и с ними от пафоса, не отгораживает себя привычными шорами от мира, потому что пережил мучительное сдирание этих шор - со шкурой, мясом и костями.

Культура умного смеха - культура нового поколения россиян, ценящих ум, а не силу, жизнь, а не идею, продуктивность, а не жертвы. Естественно, что ее отражением в искусстве стал реализм - "новый" (сколько уже было "неореализмов", и как схожи условия их появления!), идущий от живого впечатления, а не от старых штампов. Всяческие измы, предполагающие приоритет пафоса (в любом его виде) над умом и честностью, дискредитированы. Культура умного смеха правдива без надрыва, и это - ее главный месседж, вытравливающий застарелые ошметки пафоса.

Как и полагается большой культуре, она проявляется на многих уровнях – от искусства до общения. Может быть, наиболее наглядно она воплотилась в новом русском кино: «Прогулка», «Детям до 16», «Интимные места», «Пока ночь не разлучит», «Небесные жены луговых мари», «Горько» и «Горько-2»…

Наряду с ней в последние годы сильно выросла и продолжает расти потребность в ее противоположности – пафосе.

Это естественно: кроме умного смеха, умерщвление пафоса вызывает и другую реакцию - тоску по нему и по целостности, которую тот давал, когда был жив.

Пафос органически свойственен русскому менталитету - такому, каким мы его знаем в контексте последних двух с половиной веков. Кажется даже, что он составляет его ядро. Потребность в служении, в чем-то, что выше меня и потому бьет сразу в двух зайцев - придает высший смысл моей жизни и разделяет со мной бремя ответственности, - определяла все великие свершения и ошибки, великие победы и преступления России и россиян. Пафосом рождены величайшие шедевры русского искусства - и те, которые транслируют его напрямую, и те, которые делают это от противного (сатирически). Пафосом насыщен последний взлет русской идентичности - 1960-80-е гг., с их кульминацией в массовом творческом запое перестройки.

Смерть пафоса в 90-е дала новому поколению альтернативу: принять ее с тем, чтобы честно строить новое (в надежде, быть может, на новый пафос) - или искусственно оживлять мертвую идентичность, делать из нее зомби и поклоняться ей, как живой*.

________________________

*На рубеже 1990-2000-х был и третий выход: стеб.

Горечь, рожденная смертью старой идентичности, так велика, что люди не различают трупного запаха. А он прямо-таки шибает в нос: шутка ли - национальный пафос, родивший столько шедевров в два предыдущих века, сейчас не только не дает в искусстве ничего стоящего, но даже и не позволяет ему быть «просто» качественным. Пафос всегда* был испытанием на качество (и русские авторы справлялись с ним, как никто), а сейчас он стал прямо-таки его антонимом.

________________________

*Ну, в последние два века – точно.

Все качественное и настоящее в современном русском искусстве рождено умным смехом - его честностью, скепсисом и холодом.

Все, что удовлетворяет нынешней потребности в пафосе (и сращенным с ней амбициям "великой державы", "великого народа", "великого славянского мира"), бездарно и мертво.

Каких-нибудь 40 лет назад оно жило - у И. Глазунова, Свиридова, Рубцова Н. Михалкова, - а сейчас истлело и разложилось, хоть некоторые авторы, дай им Бог здоровья, продолжают здравствовать и думать, что их искусство живет вместе с ними.

Разумеется, реанимация пафоса направляется госзаказом. Но вовсе не это само по себе рождает мертвеччину: достаточно вспомнить Эйзенштейна и Довженко, чьи новации воплощались в материале госзаказов, или Маяковского, чья гениальность в симбиозе с живой коллективной верой во "всемирное братство людей" оживляло любой, самый конъюнктурный заказ.

Нынешний заказчик вынужден оперировать материалом даже не третьей, а двунадесятой свежести, где разлагаются цитаты не только первоисточника, но и десятков его вторичных перегонок. Михалков, цитируя Бунина и "русскую идею", вынужден цитировать не только себя, цитирующего, и даже не только себя, цитирующего себя, но и своего фантома, воспроизводящего автоцитаты в надцатый раз. Производство новых смыслов здесь невозможно, хоть еще сорок лет назад они производились, освежая потрепанную косоворотку "русской идеи".

Художественная продуктивность – главный критерий ценности всякой идеи. Величайшим потенциалом шедевров были и остаются все мировые религии. «Русская идея», когда была жива, дала миру множество великих текстов. Сейчас она не в силах дать хотя бы качественные.

Здесь впору задаться вопросом, который наверняка уже возник у читателя, особенно - у того, который не принял смерть пафоса и "русской идеи": есть ли у нового русского искусства национальная идентичность? В чем русскость "умного смеха"?

В ответ могу напомнить, как в свое время отрицалась русскость не только Скрябина, в своем мессианстве более русского для нас, чем иные лубочники, но и Чайковского, который буквально купался в русском материале. Не прошло и полувека после его смерти, как он уже был "нашим всем". Национальная идентичность видна "лицом к лицу" только, если она воплощается в актуальных и узнаваемых ее знаках. Более того, ее могут не заметить, если на эти знаки не ложится концептуальный акцент (как и было в случае с Чайковским). "На расстояньи" национальная идентичность очерчивается исторической перспективой, которая разграничивает для нас частное и общее. И это общее может оказаться неожиданным для современника, который увязывал его с привычными – и совсем другими - частностями.

Как минимум, русскость "умного смеха" - в его настоящести. Чтобы быть русским, вовсе не нужно рисовать триколор на лбу - достаточно просто быть, и быть без искажений. В этом свете все вопросы о русскоссти, о тлетворном влиянии Запада и проч. теряют свой предмет, сводясь к тому же триколору на лбу.

Как максимум, русскость нового русского искусства - в его этичности. Она иная, чем жертвенная, подвижническая этичность привычной "русской идеи" - как и та была иной в сравнении, скажем, с этикой дворянской чести XVIII-XIX вв.

Этичность "умного смеха" не явилась из ничего: это - хорошо знакомая (и хорошо забытая) этичность психологического реализма с его "срыванием масок". Новое русское искусство растет из гоголевского и чеховского гена, хоть и полемизирует с какой-либо фетишизацией этих и любых других имен.

Возможно, именно здесь и родится новый пафос нового искусства, пока холодного, ибо отрицать и вычищать ему сейчас приходится куда больше, чем провозглашать. Все силы - на уборку; а потом, даст Бог, и будет, что строить.

Отправить "Смех и пафос новой русской культуры" в Google Отправить "Смех и пафос новой русской культуры" в Facebook Отправить "Смех и пафос новой русской культуры" в Twitter Отправить "Смех и пафос новой русской культуры" в del.icio.us Отправить "Смех и пафос новой русской культуры" в Digg Отправить "Смех и пафос новой русской культуры" в StumbleUpon

Категории
Без категории

Комментарии

  1. Аватар для vcirkov
    Поздравляю, браво!
  2. Аватар для Нюрочка
    Спасибо! Интересные выводы. А смех в литературе - произведения Пелевина, например...
    Как-то так совпало, этой ночью разговорились по душам с чадом - 14 лет. Насколько все-таки они другие... Имеют возможность получать максимум информации - и делать свои выводы. И смех - часть способа их общения, порой жесткий и циничный...
  3. Аватар для шерлок
    ЗдОрОво, что такую тему затронули!

    Как Вы выразились, без фетишизации имён, можно отметить, что чем на Руси "жить становилось легче и веселее", тем юмор зацветал, да так, что Запад не мог понять "этих русских", которые смеялись когда надо было плакать...

    А в недавнем прошлом, подчеркиваю недавнем, поскольку экономический ландшафт меняется стремительно, те самые "нувориши" из 90-х , которые постоянно в "кабаках" заказывали "Мурку", стали заказывать "Комеди" и прочий "стенд-Апп" (- это, как команда для собачки, звучит.!!!..).

    Ну, а традиции, если хотите, недавней брежневской , советской культуры смеха (на которую Вы здесь тоже опираетесь в выводах), именно сатирического, а не гомерического, как сейчас принято , связана в том числе и с авторами - "этническими" одесситами.

    Так , что давайте опираться на традиции русского и советского объединительного "имперского" духа и не будем забывать... именно , эволюционного.

    Большое спасибо!
  4. Аватар для Нюрочка
    В повседневной жизни смех - как средство выживания. Действительно, мы смеемся, когда нужно плакать - часто так бывает. Кстати, по этому поводу была притча про правителя и налоги, помните? Если смеются - значит, уже край подошел, дальше давить нельзя... Написала - и подумала... Да, в страшненькие времена живем...
  5. Аватар для шерлок
    Представьте, какая бы жизнь наступила бы..., если бы сейчас налоговик бросил проверки.. и стал проповедовать....
  6. Аватар для Нюрочка
    Так смотря что проповедовать. Святость налогового кодекса?! ))
  7. Аватар для шерлок
    "Смеемся --значит мы ещё живы!"
    Русь всегда была и есть генетически богата, такими женщинами!!!
    Браво!!! Нам теперь не страшен серый волк!!!
  8. Аватар для Нюрочка
    Ну вот, на комплимент нарвалась... А нужно, пожалуй, перечитать Пелевина...

    Думаю - какой же пафос может вырасти в нынешних условиях? Сейчас у нас в образование внедряется религия, причем довольно активно. Видимо, новый пафос будет как-то построен на этой, так сказать, базе, хотя я могу и ошибаться, время покажет. У меня лично пока только горький пафос - какая страна просирается, с какой культурой!! После такого пафоса только махнуть самогонки и пойти спеть "Аллилую", что ли.
    Обновлено 16.11.2014 в 11:19 Нюрочка
  9. Аватар для шерлок
    Перечитал М.Е.Салтыкова-Щедрина....Ничего нового
  10. Аватар для Нюрочка
    Только антураж меняется? Современные реалии, так сказать?
  11. Аватар для шерлок
    Напоследок , позволю две цитаты:
    (это поводу Михаила Евграфовича)
    "Гениально! Гениально, как всё истинное."

    "
    Я понял, в чём ваша беда: вы слишком серьёзны. Умное лицо — это ещё не признак ума, господа. Все глупости на земле делаются именно с этим выражением лица. Улыбайтесь, господа. Улыбайтесь!"
    Григорий Горин ( сценарий "Тот самый Мюнхгаузен".)



  12. Аватар для Muzylo
    Коллеги, напомню, что слово "смех" может иметь весьма широкое значение и не сводиться собственно к смеянию
  13. Аватар для lerit
    Цитата Сообщение от Muzylo
    Коллеги, напомню, что слово "смех" может иметь весьма широкое значение и не сводиться собственно к смеянию
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешищ надсмеяльных- смех усмейных смехачей!
    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! (С)
  14. Аватар для Muzylo
    Цитата Сообщение от lerit
    О, засмейтесь, смехачи!
    Что смеются смехами, что смеянствуют смеяльно,
    О, засмейтесь усмеяльно!
    О, рассмешищ надсмеяльных- смех усмейных смехачей!
    О, иссмейся рассмеяльно, смех надсмейных смеячей! (С)
    А смеюнчиков пошто отгрызли?
  15. Аватар для lerit
    Цитата Сообщение от Muzylo
    А смеюнчиков пошто отгрызли?
    Sapienti sat.
  16. Аватар для шерлок
    Ad absurdum.
  17. Аватар для Ёпрст
    Музыло, давно хотел Вам сказать: если хотите, чтобы Вас больше читали, - пишите лаконичнее.) Это касается большинства ваших постов на форуме и особенно более длинных форм - дневники, статьи и пр. Лаконизм - это то, чего Вам остро нехватает в ваших письменных излияниях (а может и в разговорной речи, в реале с Вами не общался, не знаю). По этой причине Вас часто бывает тяжело читать и понимать. Ясность и простота выражения - это то, к чему приходят все творцы, чем гениальнее творец - тем раньше он к этому приходит.
    Что касается собственно содержания вашего дневника: в чем-то соглашусь, в общем и целом - нет. Вы слишком все упростили, систематизировали и загнали в узкие рамки. Жизнь же всегда весьма разнообразна, многогранна, часто параллельно существуют противоположные вещи. Вы же часто пишете - всё, все. Как минимум сразу из-за этого уже не могу согласиться. Даже если подумать иначе: "умный смех", как Вы пишете, само собой подразумевает умных людей, которые им смеются, и получается, что до 21 века умных людей или вообще не было, или было, но очень мало, или они в принципе не умели смеяться, а начиная с 21 века вдруг 90% граждан поумнели или все дружно засмеялись.) Ну и там другие ваши весьма спорные рассуждения о пафосе и пр. Но почитать можно, ради интереса.)
  18. Аватар для Юка+
    Время идёт...Человек не меняется: чувство собственной значимости и жалость к себе. Человек понимает, что ни достижения науки, ни достижения искусства не меняют его сути. Пропасть растёт. Человек смеётся...потому что лучше осознаёт эту пропасть.
  19. Аватар для Ёпрст
    Цитата Сообщение от Нюрочка
    Как-то так совпало, этой ночью разговорились по душам с чадом - 14 лет. Насколько все-таки они другие... Имеют возможность получать максимум информации - и делать свои выводы. И смех - часть способа их общения, порой жесткий и циничный...
    Это ж замечательно! (про выделенное) И конечно они другие - ибо время совсем другое, удивляться как раз нечему. Дети своего времени, со всеми вытекающими.
  20. Аватар для Ёпрст
    Цитата Сообщение от Нюрочка
    В повседневной жизни смех - как средство выживания. Действительно, мы смеемся, когда нужно плакать - часто так бывает. Кстати, по этому поводу была притча про правителя и налоги, помните? Если смеются - значит, уже край подошел, дальше давить нельзя... Написала - и подумала... Да, в страшненькие времена живем...
    Страшненькие были 90-е, теперь очень даже ничего. По крайней мере если сравнить.

Трекбэков

Яндекс.Метрика Rambler's Top100