"Credo" как будущее
01.02.2016 в 00:50 (2370 Просмотров)
Почему Шнитке ввел в "Credo" бит, электрогитару и прочие атрибуты рок-музыки? Единственный раз в Реквиеме, и именно в "Credo". Все появления бита здесь семантически подчеркнуты: вначале тот венчает трудные восхождения мелодии, сопровождая возгласы "Credo!", потом возвращается в кульминации.
Коль так - возможно, имеем здесь дело не со свойством стиля, а с особым знаком.
Реквием написан в 1975 году. Может быть, Шнитке, искушенный мастер кроить эпохи и стили, обозначил битом 1975 год - его "сегодня"? Заявил, так сказать, что Credo возглашается от имени молодежи? Мол, не просто "Credo", а - это мы веруем.
Ведь само по себе "Credo" отсылает к "вечным ценностям" - назад, в прошлое. Даже в модернистском антураже: в ХХ веке устоялось противопоставление традиции и религии модерну как гармонии хаосу, добра злу и т.п. Как ни крути - выходим в прошлое. А бит перенаправил "Credo" в будущее.
Любопытно, что сам материал "Credo" явно растет из медленной части концерта Стравинского для ф-но и духовых. Отношение Шнитке к Стравинскому общеизвестно. Все три смысловых звена ("Верую", "Учитель" и "молодежь") складываются в убедительную, как по мне, цепь.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:










Отправить другу ссылку на эту запись
