Антон Рубинштейн как выдающийся композитор
20.05.2017 в 18:19 (41685 Просмотров)
Из поля зрения нескольких поколений исполнителей и слушателей выпала крупнейшая фигура Антона Рубинштейна не как основателя первой консерватории в России и пианиста, а как выдающегося композитора. Наряду с Глинкой он сформировал, то, что сегодня принято называть русской классической музыкой. Это влияние более всего заметно в жанре концерта, среди которого выделяются концерты для фортепиано (в количестве 5) и для виолончели (их два). К сожалению, забвение его как композитора, повлиявшего на дальнейший ход музыки длится по сей день, но я уверен в один день это изменится.
Возвращаясь назад надо отметить, что началось всё с того, что консерваторский дом, в который он вложил все свои силы и средства в годы СССР по политическим мотивам был назван в честь Римского-Корсакова и
Ленина (Ленинградская консерватория ордена Ленина имени Римского-Корсакова), а его музыка не вошла в репертуар никого из тех музыкантов, кого принято считать достоянием страны, так, словно бы этого человека не было. По злополучному стечению обстоятельств, даже надгробие Антона Рубинштейна не сохранилось, хотя он пережил своего ученика Петра Чайковского, чья могила к счастью оказалась нетронутой. Ныне на его захоронении поставлен памятный бюст.
Я предлагаю послушать фрагменты из его сочинений. Не удивит ли Вас также, что это могло быть забыто?
1. Медленная часть 3-го концерта для фортепиано с оркестром op.45. Антону Рубинштейну здесь около 25 лет.
Это мистическое по звучанию сочинение. 1853 год:
2. Вторая часть 1-го виолончельного концерта op.65 начинается не менее мистично. Одна из тем послужила прототипом темы второй части 2-го концерта для фортепиано Чайковского. Сочинение 1864 г.:
Несколько иначе после этого слушаются его известные вещи:
3. Ария Демона "На воздушном океане" из оперы "Демон" по поэме Лермонтова:
4. Романс "Ночь" на стихи Пушкина:
Мой голос для тебя и ласковый и томный
Тревожит поздное молчанье ночи темной.
Близ ложа моего печальная свеча
Горит; мои стихи, сливаясь и журча,
Текут, ручьи любви, текут, полны тобою.
Во тьме твои глаза блистают предо мною,
Мне улыбаются, и звуки слышу я:
Мой друг, мой нежный друг... люблю... твоя... твоя...
5. Оркестровый вариант романса (аранжировка для фортепиано с оркестром):
И в заключении этого сообщения виртуозный финал 3-го концерта. Об этом концерте, который остался почему-то в тени 4-го я напишу подробнее позднее, а пока послушайте:
P.S. Тема будет продолжаться, к сожалению, я отключил комментирование, так как форум не может жить без модераторов, а заменять их собой я не хочу. Но остаётся способ общения через личные сообщения (ЛС), если тема будет интересна.
Комментарии
Трекбэков
Всего трекбэков 0
Ссылка трекбэка:











Отправить другу ссылку на эту запись
