Мне хочется сказать огромное спасибо всем моим друзьям и коллегам, которые нашли возможность приехать в этом году в Дармштадт на международные курсы новой музыки. Этот год точно войдет в историю Дармштадских курсов, как самый "русскоязычный" — по моим подсчетам на курсах было 30-40 (!) музыкантов и композиторов из постсоветского пространства!
В этом явно читается новая стратегия дирекции курсов — расширение источников инспирации (в том числе, расшрение в сторону неакадемических жанров), освоение новых территорий современной музыки. Это очень и очень здорово!
О нашем концерте 26 / 07, ибо вопросов поступает все больше и больше ;) :
Все отлично!
По исполнению это был наверное один из наших лучших вариантов (если брать предыдущие концерты-обыгрывания и репетиции) — музыканты выложились на все 100%.
Спасибо Наташе Пшеничниковой за наше счастливо детство— работать с ней одно удовольствие, а о запредельном уровне исполнения я просто молчу!
Спасибо музыкантам "Студии новой музыки" за самоотверженный труд, могу лишь деликатно предположить, что с таким начинающим дирижером, как я, им было далеко не всегда легко ;) У нас, кстати, было очень много репетиций и в Москве, и в Дармштадте: иногда в день мы ставили по 3-4 полноценные репетиции. Мы выдержали, и это уже круто.
Теперь о результатах концерта: по моим ощущениям наш с "Nostri" концерт стал событием на фестивале: после концерта были очень хорошие отклики, все последующие дни ко мне подходили разные люди и говорили, что не предполагали, что в России есть новая генерация композеров, что это все очень отличается от традиционного "Дармштадта" итд итп.
После концерта мы познакомились с несколькими молодыми ансамблями, есть предложения о новых совместных проектах, которые, как я очень надеюсь, мы сделаем как в России, так и не очень.
Продолжаем!
Хочется изложить несколько наблюдений по поводу места новой российской музыки (все, что звучало на концертах) в контексте всего того, что мы услышали на курсах:
1) Мы другие. Нашу музыку действительно сложно спутать с какой-либо еще. Тут очень сложно сказать, что именно отличает нас от остального мира: не хочется приводить готовые решения a la большая "дикость" итд. Но это точно есть — и проявляется поверх всего, что можно нагородить в теме "национальное в музыке"... ;)
Есть еще некоторые конкретные особенности (не для всех, наверное, работающие): у нас очень большая зациклинность на форме, русских часто слышно по очень директивным формам, похожим на натянутые струны. Хотя, по-моему, это просто вытекает из крена отечественного образования в сторону немецкой традиции.
2) Мы еще не до конца в контексте, наши песни звучат скорее как необычный для европейского уха "lo-fi" — это тоже можно считать особенностью (мне, например, именно это очень нравится!), если не осознавать, что иногда это идет не из эстетики, а просто из невозможности сделать технически лучше. Но тут же стоит написать, что это больше вопрос образования: если тусоваться на подобных мероприятиях или ездить учиться у хороших людей, подобная проблема рано или поздно сойдет на нет.
3) Все круто. У российской новой музыки очень большой потенциал — возрастающий интерес в мире и все увеличивающееся количество исполнений на самых престижных фестивалях только подтверждает эту мысль.
Еще бы непосредственно в России что-то по настоящему начало бы двигаться — вот тогда вообще полный гранулайз настанет. ;)
Ниже буду описывать все события фестиваля, на которых мне удалось побывать (постепенно буду дополнять пост новыми событиями):
17 / 07 // 20:00
Gerard Grisey "Les Espaces Acoustiques" (1974-85)
Само событие, конечно, совершенно невероятное. Мы попали только на три последние части (бежали из аэропорта), исполнение, наверное, не было самым крутым, хотя, все было сыграно очень чисто и аккуратно. К горлу подбирался комок, было очень сложно держать себя в руках — то, что не сделало исполнение компенсировала музыка. ;)
18 / 07 // 19:30 THE WAYWARD MIKE SCHMID (Stimme)
ICTUSEnsemcle
Harry Partch "The Wayward" (1941-43)
Tim Marien "Toeenwas" (2010)
На этом концерте я не был (совпало с нашей репетицией), так что, надеюсь, кто-то еще напишет об этом.
18 / 07 // 22:00 BLACK SEA
CHRISTIAN FENNEZ (Guitarre und Electronic Device)
Support: KOLTER (Electronic Device)
Christian Fennez "Black Sea"
Что это было тоже не знаю, по той же причине (см.выше.). Расскажите, а?
19 / 07 // 19:30 ARDITTI & FUSSINEGGER
ARDITTI QUARTET
ULI FUSSENEGGER (Kontrabass)
Michelle Lou Vertebrae (2010, UA)
Jan Masanetz tarts & vicars (2010, UA)
Steve Potter Quartet More & More (2010, UA)
Hannes Kerschbaumer corpo a corpo (2010, UA)
Luis Aguirre Ochosi for amplified quartet (2010, UA)
Brian Ferneyhough Dum Transisset I–IV after Christopher Tye (2006/07)
Georges Aperghis Parlando I & II für Kontrabass solo (UA der Gesamtfassung)
Ардитти, конечно, круты. Все звучит так же, как на записях и даже круче. Это невероятная машина исполнения современной музыки — даже если автор где-то облажался, они сыграют так, что звучать будет, как минимум, Фернигхоу ;) В этом и проблема. По-моему, совершенно нивелируются индивидуальные черты композиции, все тонет в супер_мега_ардитти_стайле. Авторы на поклонах сменяют друг друга, машина работает — все довольны. Хотя, по-моему, какие-нибудь "Fanthom Trio" (которые, вообще-то, являются очень молодым ансамблем — его мы слушали в предпоследний день) значительно круче — сохраняя невероятно высокий уровень исполнения, они в каждой пьесе стараются максимально разгадать именно индивидуальные черты. Слушая "Fanthom" и в голову не приходит, что воспринимаешь пьесы, написанные для одного и того же состава. С "Ардитти" же думаешь первым делом — "а, ну да, 55031-й контемпорари струнный квартет, ага".
Пьеса Апергза, которую исполнял (и очень круто!) Ули Фуссинеггер, конечно, на уровне. Не лучше и не хуже, чем, собственно, весь Апергиз.
Потом на мастер-классе он рассказывал: "ну да, я беру один материал, беру второй и просто начинаю импровизировать на бумаге. А конечная форма меня не очень заботит". Собственно, так оно и было, автору гранреспект за честность и открытость.
Впечатления по остальным концертам буду писать здесь же, все, кто внимал вживую, пожалуйста присоединяйтесь!
to be continued
02.08.2010, 19:29
yoo
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Была на 6 концертах (в т.ч. на трех, где наши играли) и одном мастер-классе (Олбриш) - может, смогу о нем написать несколько слов чуть позже. С оценкой под пунктом 1 - согласна. Когда снимала видео в Оранжерее, слышала некоторые реплики публики в перерывах - они как раз были в этом ключе.
Еще мне показалось, что русские на этот раз оказались даже несколько левее "курса партии"... Смелее, авангарднее, наглее, чем можно было предположить :) Это, кстати, хорошо.
А еще вокруг Дармштадта потрясающая природа и города!!! Жаль, что не удалось вытащить с собой кого-нить из ансамбля: все, действительно, сидели и пахали на репетициях.
Скоро будет фото-видео.
03.08.2010, 04:39
Сергей Невский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Владимир Горлинский
Хочется изложить несколько наблюдений по поводу места новой российской музыки (все, что звучало на концертах) в контексте всего того, что мы услышали на курсах:
1) Мы другие. Нашу музыку действительно сложно спутать с какой-либо еще. Тут очень сложно сказать, что именно отличает нас от остального мира: не хочется приводить готовые решения a la большая "дикость" итд. Но это точно есть — и проявляется поверх всего, что можно нагородить в теме "национальное в музыке"...
Есть еще некоторые конкретные особенности (не для всех, наверное, работающие): у нас очень большая зацикленность на форме, русских часто слышно по очень директивным формам, похожим на натянутые струны. Хотя, по-моему, это просто вытекает из крена отечественного образования в сторону немецкой традиции.
Володя, во-первых - поздравляю. Обновление дирекции Дармшталта (смена ударения с шеффЕра на ШЕфера) принесло четкие плоды в первый же сезон, фестиваль из немецкого стал австрийским, что автоматически означает повышение уровня (мы давно это подозревали,но боялись сказать). И ваш с Лешей Шмураком акцент, а также мастер-класс Наташи Пшеничниковой с ее отдельной от "Tarnoplosky's Choice" программой можно отнести к лучшему, что на нем случилось.
Насчет формы, как главной точки интереса "новых русских" я не уверен. Я все время слышу скорее заботу о материале. Форма, по-моему, есть только у Хруста (я наконец-то понял, что он имеет в виду со своей феноменологией) и Филановского (причем такая что без поллитры не разберешься) Ну, у тебя - само собой. Остальные тащатся от материала и материал, зацикленность на любви к звуку по-моему и есть то, что новых русских композиторов больше всего занимает.
А так- если сравнить ваши опусы с тем же Симоном Стеном Андерсеном - я бы находил больше сходства чем различий. и там и там - рационализация композиторских процессов. Если же говорить об уникальности ...-
Каждый авангард начинается с открытия новых территорий. (Шенберг, Булез) и заканчивается серийной продукцией (Стравинский, Райх) . Новизна подхода "новых русских" композиторов, кажется, состоит в том, что они умудрились соединить первое и второе. Это не может не внушать уважения. Смайл. Если серьезно, Дармштадт для того и был создан чтобы любую национальную самоидентификацию отправить туда, где ей место - в унитаз. Потому что другие - это все. Так куьттура строится,из взаимодействия других с другими. Немецкий послевоенный авангард обязан своим возникновением не плану Маршалла, как считают некоторые, а Оливье Мессиану. Либо - достаточно проехать пару сотен километров до Мюнхена и посмотреть на мемориальную табличку " в этом доме жил Орландо ди Лассо" чтобы понять, что я имею в виду.
Короче, ждем продолжений.
03.08.2010, 19:14
Kontrakadenz
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
володя, поздравляю!
03.08.2010, 20:57
DJ Хруст
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Общие впечатления
Дармштадт есть Дармштадт. Очень много событий: концертов, лекций, открытых репетиций. И к сожалению, многие из них представляют пример «поточной» Darmstädtermusik: «крепкой», «играбельной» в условиях немецкого фестиваля, содержащей энное число приёмов на единицу времени при довольно усреднённой эстетике, главная цель которой — быть suitable for Darmstadt. Из педагогов, конечно, были завсегдатаи — Фернейхоу, Черновин, Поппе.
Однако, по сравнению с тем,что было здесь 6 лет назад, появилось больше интересных имён, внесших разнообразие в местную конъюнктуру: Апергиз, Андре, Биллоне, Б. Ланг, Олбриш и другие. Да и, к примеру, Энно Поппе стал как композитор куда более интересен, чем раньше. Из исполнителей, в основном, преобладали Klangforum Wien и Recherche, что тоже было приятно. В общем, было больше ощущения свежего ветра.
Миннезанг и майстерзанг или Русские дети
На общем фоне наше выступление выглядело, на мой взгляд, заметно, но неоднозначно. Больше всего восторженных отзывов я слышал об игре Студии новой музыки. Причём, не только от студентов, но и от именитых педагогов — исполнителей и композиторов. От души порадовался за наш ансамбль.
Насчёт музыки к хору поздравлений иногда примешивались критические нотки. И это понятно. Россия и Европа (особенно Германия) — два противоположных мира. Дома многие из нас чувствуют себя своеобразными рыцарями, утверждающими свои идеи в постоянной борьбе. Это происходит из-за весьма скудной российской инфраструктуры современной музыки, нередко — агрессивной окружающей среды и т. п. и т. д.. В результате создание музыки превращается в чуть ли не воинский долг или своеобразный миннезанг — музыку настоящих воинов (я, конечно, преувеличиваю, чтобы сравнение было понятнее).
В Германии же композитор должен обладать несколько иными качествами. Он должен следить за всеми событиями, уметь выражать свои замыслы в подходящей для того или иного фестиваля форме, уметь соответствовать определённым условиям, быть на уровне по качеству саунда и т. п.. В любом случае, пафос рыцарства здесь абсолютно не уместен. Наоборот,в этом во всём есть нечто цеховое, условный майстерзанг. И этот «майстерзанг» нужно тоже уметь делать — это часть професcионализма.
Думаю, что мы выглядели в большей степени этакими трубадурами, оказавшимися где-то в Майнце XV века. С одной стороны это прекрасно: наша музыка смотрелась в чём-то гораздо свежее и уж точно — совсем другой, чем типичный «дармштадт». С другой стороны — до сих пор ощущается неприкрытая наивность высказывания, как в области инструментов, так и в электронике. В несколько более технически изощрённом контексте мы смотрелись иногда как семнадцатилетние юноши, которые признаются в своих чувствах, не будучи уверенными во взаимности.
Выводы из всего этого — самые оптимистические. Мы прекрасно юны, нам надо лишь чуть-чуть подрасти. )
Организация
Новая команда фестиваля во главе с Шеффером Вторым полна креативных идей, но не всегда снисходит до их воплощения. Это порождает некоторые трудности в организации. До самого нашего отъезда мы не были уверены, что нам предоставят все необходимые ударные. В классах у педагогов не было даже аудиосистем для прослушивания пьес. Участникам курсов выдали кучу разных расписаний — отдельно на лекции, отдельно на концерты, отдельно на открытые репетиции и т. п.: в них было очень трудно разобраться. И пр. и др..
Ну и мне, как представителю электронной составляющей нашего ансамбля пришлось столкнуться с отдельными трудностями. Несмотря на весь пафос новизны, электроника в Дармштадте совсем не так хорошо институционализирована, как инструментальное музицирование. Она, конечно, есть, но в отдельной резервации, которая называется Atelier Elektronik, которое проходит в отдельном, весьма небольшом зале Lichtenberg Schule. В нормальном концерте электроника существует на несколько маргинальных позициях. В частности, у нас толком не было саундчека в день концерта.
В общем, как мы поняли к концу фестиваля — музыку надо писать без электроники, а жениться надо на сироте. )
Тем не менее, я очень рад, что, несмотря на все сложности, нам удалось прилично воплотить всю электронную составляющую на нашем концерте.
В любых условиях мы должны не терять своё лицо и добиваться своих целей.
To be continued
В следующей серии:
Open Space — лекция о микротоновой музыке в России и импровизированный мастер-класс Эвы Фуррер.
Kranichstein Musikpreise vs NikolayKhrust Musikpreise — список композиторов и исполнителей, достойных упоминания.
Спасибо — мой приятный долг
03.08.2010, 21:08
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
Насчет формы, как главной точки интереса "новых русских" я не уверен. Я все время слышу скорее заботу о материале. Форма, по-моему, есть только у Хруста (я наконец-то понял, что он имеет в виду со своей феноменологией) и Филановского (причем такая что без поллитры не разберешься) Ну, у тебя - само собой. Остальные тащатся от материала и материал, зацикленность на любви к звуку по-моему и есть то, что новых русских композиторов больше всего занимает.
.
Ну, я, типа, немного о другом. У нас есть своеобразная традиция — все, что связано с формой должно очень стройно, без провисов итд. Автор берет слушателя под ручку и проводит экскурсию по своей песне: "здесь у нас чулан, здесь санузел" — "а туда можно?" — "можно, но не сейчас; здесь кухня с евроремонтом..." ;)
А по поводу того, что все только и тащатся от материала — уже не соглашусь. Года два назад, наверное, так и было, а сейчас уже по другому. Постепенно.
03.08.2010, 21:10
Сергей Невский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от DJ Хруст
Насчёт музыки к хору поздравлений иногда примешивались критические нотки. И это понятно. Россия и Европа (особенно Германия) — два противоположных мира. Дома многие из нас чувствуют себя своеобразными рыцарями, утверждающими свои идеи в постоянной борьбе. Это происходит из-за весьма скудной российской инфраструктуры современной музыки, нередко — агрессивной окружающей среды и т. п. и т. д.. В результате создание музыки превращается в чуть ли не воинский долг или своеобразный миннезанг — музыку настоящих воинов (я, конечно, преувеличиваю, чтобы сравнение было понятнее).
В Германии же композитор должен обладать несколько иными качествами. Он должен следить за всеми событиями, уметь выражать свои замыслы в подходящей для того или иного фестиваля форме, уметь соответствовать определённым условиям, быть на уровне по качеству саунда и т. п.. В любом случае, пафос рыцарства здесь абсолютно не уместен. Наоборот,в этом во всём есть нечто цеховое, условный майстерзанг. И этот «майстерзанг» нужно тоже уметь делать — это часть професионализма.
Думаю, что мы выглядели в большей степени этакими трубадурами, оказавшимися где-то в Майнце XV века. С одной стороны это прекрасно: наша музыка смотрелась в чём-то гораздо свежее и уж точно — совсем другой, чем типичный «дармштадт». С другой стороны — до сих пор ощущается неприкрытая наивность высказывания, как в области инструментов, так и в электронике. В несколько более технически изощрённом контексте мы смотрелись иногда как семнадцатилетние юноши, которые признаются в своих чувствах, не будучи уверенными во взаимности.
Выводы из всего этого — самые оптимистические. Мы прекрасно юны, нам надо лишь чуть-чуть подрасти. )
[/COLOR]
Коля вы прекрасно юны и все такое. Наивной я бы вашу музыку совсем не назвал как и чем-то сильно отличающейся от местной. та же евгеника прерасно звучала бы налюбом фестивае а не только в дармштадте. Единственное что часто русских выдает это именно любование звуком из серии "а вот какой еще есть красивые обертон если черпаком хряпнуть по лысине валторниста". Немцы к этому более равнодушны, но не в силу тупости а в силу ожидания критичности, полемичности (по отношению к собственному контексту),от любого художественного высказывания! Разумеется (ты прав) русская полемичность по отношению к Чайковскому,Тищенко и прочим не читается совершенно. Но ведь она и не является главной вашей задачей?
А вообще (завершая сопоставление) от композиторов в Германии требуется только две вещи во время сдавать партитуры и не писать ***ни . За контекстом как раз кураторы должны следить.
03.08.2010, 21:19
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от DJ Хруст
Насчёт музыки к хору поздравлений иногда примешивались критические нотки. И это понятно. Россия и Европа (особенно Германия) — два противоположных мира. Дома многие из нас чувствуют себя своеобразными рыцарями, утверждающими свои идеи в постоянной борьбе. Это происходит из-за весьма скудной российской инфраструктуры современной музыки, нередко — агрессивной окружающей среды и т. п. и т. д.. В результате создание музыки превращается в чуть ли не воинский долг или своеобразный миннезанг — музыку настоящих воинов (я, конечно, преувеличиваю, чтобы сравнение было понятнее).
В Германии же композитор должен обладать несколько иными качествами. Он должен следить за всеми событиями, уметь выражать свои замыслы в подходящей для того или иного фестиваля форме, уметь соответствовать определённым условиям, быть на уровне по качеству саунда и т. п.. В любом случае, пафос рыцарства здесь абсолютно не уместен. Наоборот,в этом во всём есть нечто цеховое, условный майстерзанг. И этот «майстерзанг» нужно тоже уметь делать — это часть професионализма.
Думаю, что мы выглядели в большей степени этакими трубадурами, оказавшимися где-то в Майнце XV века. С одной стороны это прекрасно: наша музыка смотрелась в чём-то гораздо свежее и уж точно — совсем другой, чем типичный «дармштадт». С другой стороны — до сих пор ощущается неприкрытая наивность высказывания, как в области инструментов, так и в электронике. В несколько более технически изощрённом контексте мы смотрелись иногда как семнадцатилетние юноши, которые признаются в своих чувствах, не будучи уверенными во взаимности.
Выводы из всего этого — самые оптимистические. Мы прекрасно юны, нам надо лишь чуть-чуть подрасти. )
Коля, очень точно!! Я сам что-то подобное ощущал, но пока не пророс словами. Действительно, если убрать некоторый пафос из нашей музыки (действительный только восточнее 52-й широты), может получиться очень даже не плохо.
То есть, больше работы, меньше базара. ;)
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
Коля вы прекрасно юны и все такое. Наивной я бы вашу музыку совсем не назвал как и чем-то сильно отличающейся от местной. та же евгеника прерасно звучала бы налюбом фестивае а не только в дармштадте.
Речь, как я понял, не только о нас. Я когда писал, имел ввиду весь русский музон, прозвучавший на фестивале — включая Наташин концерт в Lichtenbergschule.
03.08.2010, 21:41
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Kontrakadenz
володя, поздравляю!
Мить, спасибо!
03.08.2010, 21:42
Сергей Невский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Владимир Горлинский
Ну, я, типа, немного о другом. У нас есть своеобразная традиция — все, что связано с формой должно очень стройно, без провисов итд. Автор берет слушателя под ручку и проводит экскурсию по своей песне: "здесь у нас чулан, здесь санузел" — "а туда можно?" — "можно, но не сейчас; здесь кухня с евроремонтом..." ;)
А по поводу того, что все только и тащатся от материала — уже не соглашусь. Года два назад, наверное, так и было, а сейчас уже по другому. Постепенно.
Володя да прекрасно только это совсем не русская черта а свойство любой нарративной конструкции. Например, Мартин Скорсезе так описывал свои фильмы (противопоставляя их Джармушу, который предоставляет возможность слушателю самому фокусировать внимание на экране и выбирать линию повествования) Энно Поппе,которого я очень люблю и Шпалингер которого тоже люблю и Ланг и гламурные ребята Фуррер с Шьяррино тоже всю жизнь этим занимаются. :-) Только Энно еще может привести на кухню и сказать что это спальня, из этого его музыка и состоит, и поэтому восприятие ее требует определенного бэкграунда :silly:
Мне кажется сейчас российский музыкальный дискурс отчасти и состоит в осмыслении двух возможностей: нарративных форм и возможности звуковых инсталляций, звуковых объектов.
Об этом и Кёлер писал и мы с Митей об этом все время говорим, с удовольствием и азартом пытаясь в этой проблематике разобраться У русских (мне показалось, может я неправ) сейчас, по-моему патологический страх перед любой нарративностью, поскольку нарративность для них -это Шостакович, а Шостаковича мы в себе убили, поэтому Митя со своими антиформами и звучащими объектами, конечно, - наше все и т п. Коля вот Хруст придумал - вслед за Ноно - свои острова и они вроде работают)
В Германии об этом ничего не знают. Шостакович там просто не тема, а концертные инсталляции - важный жанр среди всех прочих.
Как раз здесь с нарративностью (вывертывая ее наизнанку) очень многие работают - от Фуррера и Ланга до Поппе и вашего покорного. И это несмотря на то что старая гвардия вроде Николауса а Хубера иногда и выдает что-то вроде "любая возможность предвосхитить последовательность музыкальных событий - признак тональности".
Поэтому когда я приезжаю в Руссланд, я себя чувствую (тут Коля прав, но я воспользуюсь другой метафорой) намного Нео Раухом или Баския среди Дональдов Джаддов и Барнетов Ньюменов))))
Но я думаю что все развивается очень быстро.
03.08.2010, 22:32
Сергей Невский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Владимир Горлинский
Речь, как я понял, не только о нас. Я когда писал, имел ввиду весь русский музон, прозвучавший на фестивале — включая Наташин концерт в Lichtenbergschule.
Круто, но я там всего не знаю. Вчера вот Затулу выложили, обязательно посмотрю. Остается надеяться, что это именно мы с Митяем, а также Вадим Леонидович Карасиков, чья пьеса была написана кстати для Дармштадских курсов 98-го года прекрасно юны. Пошел на дискотэку!:angel:
03.08.2010, 23:50
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
Круто, но я там всего не знаю. Вчера вот Затулу выложили, обязательно посмотрю. Остается надеяться, что это именно мы с Митяем, а также Вадим Леонидович Карасиков, чья пьеса была написана кстати для Дармштадских курсов 98-го года прекрасно юны. Пошел на дискотэку!:angel:
Там хороший концерт был, скоро напишу до него.
А, собственно, по-моему, мы все и есть — юны и прекрасны. ;)
Я вот ни один дармштадский дискач не пропустил, хоть и крутили там европопc 70х. ;)
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
В Германии об этом ничего не знают. Шостакович там просто не тема, а концертные инсталляции - важный жанр среди всех прочих.
Вот именно. Поэтому для них наш (в смысле, вааще наш ;)) музон ко всему прочему (хорошему) наполнен не слишком понятным пафосом.
04.08.2010, 00:42
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Е так, продолжаем:
19 / 07 // 19:30 ATELIER ELEKTRONIK / Franz Martin Olbrisch
STUDIO FOR NEW MUSIC ENSEMBLE
VLADIMIR GORLINSKY (Leitung)
WILLIAM FORMAN (Trompete)
Manos Tsangaris
"Winzig aus winzig" (1993-98)
Hans Martin Baumgartel
"Klangstruktur Nr.6" (2010) UA
Franz Martin Olbrisch
"coupure de temps..." (2010) UA
Mark Andre
"iv 6" (2010)
Пьеса Маноса (первоначально написанная, как театральный проект) исполнялась в весьма урезанном виде — без световых эффектов, которые, надо сказать, как раз у него очень круто работают. Пьеса начинается в публике — кто-то разворачивает конфетку, кто-то ворчит, итд и только потом перемещается на сцену к музыкантам. Что действительно хорошо — это очень "умные" акции: все, что происходит (вообще, очень не много действий) работает просто идеально. Когда доходит до, собственно, музыкального материала, все ограничивается красивой малой ноной (что совсем по нынешнем меркам и не плохо). Другое дело, что ансамблевые (не театральные) пьесы того же автора из этой же малой ноны состоят. Говорят, несколько скучно.
Вторую пьесу слушал из-за двери.
Пьеса Олбриша (fl, cl, perc, vn, va, cello + электроника) оставила очень интересное впечатление. Невероятно проработанный материал партий струнных (постоянно 3х-звучные аккорды, которые берутся не арпеджиато, а с помощью специальных навороченных аппликатур, при том, что одна-две ноты в аккорде отклоняются на 1/6 тона), при этом звуковая ткань на самом деле очень статичная — все засурдинено, на фоне более громких духовых и ударных множество деталей испаряется. Электроника довольно интересная (MAX+FTM), в основном это были всякие гранулайзеры и расщепители звука. Пьеса с очень "немецким" подходом к материалу имеет явный "французский" колорит (посвящена Гризе — средний раздел местами на Talea похож) — но это именно что колорирование, подкрашенный материал... Вообще, довольно инетерсно, но не без странностей.
Эта пьеса была самой сложной из того, что "Студия" вообще исполняла на курсах. Исполнили, по-моему, весьма не плохо ;)
Пьесу Марка Андре слышал из-за двери — говорят, было тихо и хорошо. ;)
Потом еще раз повторили "Winzig" Цангариса для тех, кто не понял, что это было ;)
20 / 07 // 09:30
Studio for New Music, Moscow Reading Sessions
Stephen Yip, In the Garden for ensemble (2007)
Anna Romashkova, Hummingbird for flute, clarinet, violin and piano (2010)
Demian Luna Procupez, Ecos de Luz (Echoes of Light) for ensemble (2008)
Сразу стоит сказать, что это мероприятие было организованно просто ужасающе. Мало того, что организаторы поставили два ридин-сэшшн в одно и тоже время (параллельно с нами ICTUS Ensemble), так еще накануне поменяли место проведения нашего мероприятия. Результат оказался вполне предсказуемым: до нас дошли только сами композиторы (и то, с опозданием — пока нашли куда все перенесли) и несколько случайно зашедших людей. Почти так же, кстати, организаторы решили обойтись и с концертом Наташи — за день практически невозможно было найти никакой информации! Потом, правда, на сайте сделали объявление.
Пьеса Стефана Йипа — такое очень европейское представление о китайском национальном элементе в музыке. Все полуградации доведены до общеупотребляемых шкал, из-за этого все невероятно пресно и как-бы нормально.
Анина пьеса очень хорошая (ее еще Фернихоу похвалил, хе-хе :-)). Скажу по исполнению: у нас немного не получилось дотянуть по темпу — партии инструменталистов очень насыщены событиями и я, для лучшей читаемости, решил немного осадить темп. Теперь думаю, зря.
Пьеса Демьяна Прокупеса очень тонкая и музыкальная, с ней было весьма сложно работать — автор абсолютно точно знает, что именно он хочет услышать и выписывает все в партитуре невероятно подробно (вплоть до агогики в каждом такте). Вообще, это очень хорошо — такой опыт супердетальной работы для нас весьма и весьма полезен!
20 / 07 // 20:00
Chaya Czernowin Pnima (2000)
Chaya Czernowin, Pnima…ins Innere (2000)
Kammeroper für vier Vokalsolisten, sechs Instrumentalsolisten und Streichorchester
Это было выездное мероприятие — мы все сели на автобусы и поехали в Штутгарт слушать вторую редакцию оперы Хайи Черновин "Pnima".
Как-то не очень. Есть правда интересный музыкальный материал, но, будучи раз найден, он практически всегда застревает минут на 15-20, что сильно сбивает темп и заставляет коситься по сторонам в поисках очаровательно зевающих соседок.
Постановка очень странная — практически никакая. Зато пели оч. хорошо!
04.08.2010, 16:02
Сергей Невский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Владимир Горлинский
20 / 07 // 20:00
Chaya Czernowin Pnima (2000)
Chaya Czernowin, Pnima…ins Innere (2000)
Kammeroper für vier Vokalsolisten, sechs Instrumentalsolisten und Streichorchester
Это было выездное мероприятие — мы все сели на автобусы и поехали в Штутгарт слушать вторую редакцию оперы Хайи Черновин "Pnima".
Как-то не очень. Есть правда интересный музыкальный материал, но, будучи раз найден, он практически всегда застревает минут на 15-20, что сильно сбивает темп и заставляет коситься по сторонам в поисках очаровательно зевающих соседок.
Постановка очень странная — практически никакая. Зато пели оч. хорошо!
В операх с участием ансамбля NVS постановки всегда очень редуцированны. Потому что их время на сценические репетиции предельно сжато, в силу исключтельной занятости. Иногда даже просто из оркестровой ямы поют, как в опере Цендера 2 года назад в Берлинер Штаатсопер.
Это был один из лучших концертов фестиваля. "Nadar" — невероятно крутой бельгийский ансамбль. Большинству участников, кстати, еще нет 30-ти. Практически все, по-моему, учатся в Граце.
Самое большое впечатление — умная звукорежиссура концерта, благодаря которой можно было расслышать абсолютно все события, отдаваемые инструментом. Звучание ансамбля немного странное (так как все всегда амплифицировано), но к этому быстро привыкаешь и перестаешь обращать внимание.
Песня Дана Джансенса (дирижер ансамбля), пожалуй, была самой традиционной в концерте. Просто тихая, хорошо сделанная музыка с виброфоном arco и задумчивыми пэдами струнных. Подробная шкала повисших состояний.
Дальше начался армагеддон.
Пьеса Малин Банг — очень круто реализованные градации искажения звука — берется примерно один звуковой объект, скажем "тарам-парам" вверх, который при каждом новом проигрывании как-то искажается. Постоепенно он превращается в "турумшш-пырыщщ-пыжж".
Вообщем, как написали однажды про пьесу "Sirenes" одного моего замечательного друга: "сложность невероятная, зато звучит, как космос!" :-P:-P:-P
Дальше был Рикки Мартин Симон Стиин-Андерсон. Это было просто великолепно! Самое главное, что было в этой музыке — отличное, совершенно невероятное чувство юмора. Тут довольно интересная ситуация: подобранный материал, как эстетическая наркотик, постоянно перетягивает на себя внимание (очень удачно найденный паттерн), при том, что основная работа ведется на уровне изменений формы одного небольшого звукового объекта. Кажется, что эта музыка призвана всех (без разбора) делать счастливыми — этакий аналог поп-музыки в области контемпорари. Что очень круто коррелирует с внешностью самого аффтара — когда Симон поднимался на сцену за поклонами, одна из барышень рядом со мной выдохнула с сожалением "!.." :lol::lol::lol:
Песня Йоханнеса Крайдлера "in hyper intervals" (для ансамбля с сопровождением) очень хороша. Это своеобразные миниэтюды на какой-то электронный прием с интерпретацией его ансамблем. Все электронные "образцы" очень прикольные — от какого-нибудь "тунц-тунц" по радио, до простейших пищалок из Max'a. Все вместе звучало так абсурдно-задорно, что забирало меня бесконечно. :-):-):-)
Ну и Стефан Принтс. Вообще жесть. Это очень хорошее расположение акустического пространства (инструментального) над электроникой — так, что кажется, что это инструменты играют дешевый электронный "lo-fi", а не наоборот. :-) Это эстетика нойзового звука, очень близкого к неакадемическим источникам, типа AMM и иже с ними. Это куул!
У него, кстати, сайт есть, где вывешены все записи и партитуры (там надо по ссылкам походить, чтобы найти).
Go!
04.08.2010, 23:01
Сергей Невский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Да, это наши люди. :) Симон и Йоханнес - ученики Шпалингера, еще из Фрайбурга, а Принс кстати, получил Гран-при этих курсов - Kranichsteiner Preis)
Кстати, еще один привет любимой твоей (или не твоей) теме идентичности: бельгийский ансамбль но учатся, как ты говоришь, в Граце, композиторы живут (по крайней мере Йоханнес и Симон) в Берлине, а работают всюду. Пожалуй, это становится нормой.
04.08.2010, 23:08
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
Да, это наши люди. :) Симон и Йоханнес - ученики Шпалингера, еще из Фрайбурга, а Принс кстати, получил Гран-при этих курсов - Kranichsteiner Preis)
Кстати, еще один привет любимой твоей (или не твоей) теме идентичности: бельгийский ансамбль но учатся, как ты говоришь, в Граце, композиторы живут (по крайней мере Йоханнес и Симон) в Берлине, а работают всюду. Пожалуй, это становится нормой.
да не, не моей — мне все равно. главное, чтоб музон был хороший. ;))
05.08.2010, 14:26
Maxim Kolomiiets
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Дармштадт.
Хотел и я добавить свой контратенор к скромному хору поющих о Дармштадте. Согласен со всем, что уже писалось. И наверняка соглашусь со многим из того, что ещё напишется. Пару соображений от себя. Дармштадт – это круто. С этим мало кто сможет спорить. Даже тем, кто скажет, что это секта, что всё одно и то же, кто скажет про средний дармштадтский уровень, про подражательство и эпигонство, - всегда можно рассказать про мало чем ограниченные финансовые и технические возможности, про почти образцовую организацию, про фонтаны идей, продуцируемых организаторами, про дружественный настрой, и про почти исключительное мастерство большинства исполнителей принимающих участие в курсах. Думаю, мало кто осмелится с этим на полном всерьёз спорить.
Что я выяснил для себя.
Средний композиторский дармштадский уровень действительно существует. Но он представляет собой совсем не то, что принято (у нас в Украине) под этим подразумевать. Главным образом – это не какое-то конкретное звучание (хотя, частично и это тоже), - это, скорее, установка на определённый композиторский образец (очень сложно это как-то иначе объяснить, но в 2/3 произведений молодых авторов я ощущал незримый (неслышимый) первообраз, происхождение которого я не смог идентифицировать), в следованию которому была некоторая даже обречённая, жертвенная покорность. Вообще, было забавно наблюдать, когда композиторы из Японии, Англии и Латинской Америки пишут почти идентичную по содержанию и наполнению музыку.
Стоит также отметить чаще всего недоступное для нас качество выделки партитур, уровень которой ясно свидетельствовал о том, что эти композиторы с подобным уровнем сталкиваются повседневно, знают, что это такое, и о том, что без необходимой среды, без необходимых условий такой уровень невозможен. Была в этом всём какая-то органичность. Очень часто качество сделанности партитур было безупречным, или приближалось к нему. Даже больше. Такая грамотность в оформлении партитур была такой обыденностью, что в конце концов я переставал ей удивляться и забывал, что там, откуда я приехал невежество и малограмотность является хорошим тоном. Нам есть здесь над чем задуматься.
Хороших композиторов меньше, чем хороших исполнителей. Чтобы прийти к такому выводу, конечно, не обязательно было ездить в Дармштадт. Но всё же выглядит это как-то странно, когда ансамбли, могущие сыграть всё, играют… ну, такую себе музыку. Часто музыкально было очень скучно. Или это такой трюк, играть «такую себе» музыку, чтобы все слушали исполнение и никто не отвлекался на содержание? Не знаю.
Преподаватели в Дармштадте писали совсем не дармштадскую музыку. Тоже очень странный для меня момент. Приехали сотни молодых композиторов, которые, мягко говоря, в курсе, какие педагоги будут преподавать, и какую музыку эти педагоги пишут. У большинства из этих сотен прослеживалась чёткая установка на некий композиторский образец. Но этот образец не имел ничего общего с тем, что представили на фестивале такие авторы как Апергис, Фернейхоу, Поппе. Получилось так, что те люди, которые приехали учиться «дармштадскому» (всё условно, конечно) стилю – создавали своей музыкой этот стиль, а те, кто этот стиль преподавал, на примере кого этому следовало учиться – писали музыку от этого стиля совсем отличную. То есть, ученики Дармштадта были дармштадтнее самого Дармштадта. Я, разумеется, преувеличиваю, но ощущение у меня было именно такое.
Мы другие. Полностью согласен с этим тезисом. Мы другие. Я, когда думал, как описать ощущение этого отличия, вспоминал фильм Бойцовский Клуб, где в одной из сцен Тайлор, заплёвывая кровью лицо жирного богатого хозяина ресторана, кричит ему: «Ты не знаешь где я был, Лу!».
По нашему запросу для ансамбля предоставлялось всё необходимое. Любые инструменты, в любом количестве – всё, что необходимо для безупречного проведения концерта. И это, на мой взгляд, основа нашей «инакости» - редкое соприкосновение с неограниченными возможностями. Пианино Вышеградского – о его существовании мы только догадывались из учебников музлитературы. А тут оно просто себе стояло в одной из школ, которую использовали, как склад для инструментов. Когда я попросил гонги для своего произведения, и меня спросили какие именно – я ответил: средний и низкий. Они пожали плечами и предложили штук 15 на выбор средних и низких, действительно разных по звучанию гонгов. Для исполнения произведения Апергиса нам понадобился альт. Нам предоставили инструмент, принадлежащий квартету Ардитти. И всё в таком духе. Постоянное ощущение полного отсутствия преград. «Ты не знаешь где я был, Лу!» – всё время мне хотелось им сказать. Я приехал из Украины, где для исполнения Hyxos Шелси вместо гонгов используют чуть ли не тазики, где микрохроматику на флейте исполняют без резонаторов, где всю современную музыку транспонируют на В-йных трубах (других ведь нет), где Болеро Равеля играют без гобоя д'Амур и вообще без половины инструментов… Мы другие? Ещё бы. Но, на мой взгляд, здесь не так много места для романтики. Быть бедным недоучкой – может, и значит быть другим. Но так ли это хорошо и почётно? Конечно, я сгущаю краски, и мы во многом действительно другие, часто в самом хорошем смысле слова. Нам не стоит терять свою непохожесть. Но нам нужно учиться мастерству и работать над выделкой. И того и другого нам, на мой взгляд, не достаёт. А ведь мы гораздо ярче многих из дармштадских обитателей. Преград быть не должно. Всё должно служить композиторской мысли и исполнительскому комфорту. «Лишь утратив всё до конца, мы обретаем свободу» - эта фраза из фильма тоже про нас. Со свободой у нас, Слава Богу, всё в порядке.
05.08.2010, 14:48
Kontrakadenz
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
одним словом, "век, учись!")))
да, ездить на курсы, фестивали и просто на концерты - необходимо для молодого композитора - это часть процесса образования (и дармштадт - не единственный вариант)
что касается "среднего уровня" - дармштадт тут не причем - не все молодые композиторы пишут интересную и самостоятельную музыку. но у них есть средний уровень, который доступен всем. у нас такой тоже есть - напеть? конечно, наш средний уровень это приблизительно то, что там пишут детишки (я нескольких слышал - действительно похоже - те же сонаты, фантазии, баллады, размышления и пр.).
05.08.2010, 15:20
Сергей Невский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Кстати, Володя (и Максим) как вам концерт норвежского ансамбля asamisimasa? Это очень хорошие мои друзья, а Лёша вроде бы рассказывал, что вы ходили на их концерт?
PS
Максим, мне кажется, это было бы ужасно, если бы студенты приезжали бы только с настроем подражать педагогам. достаточно уже армии корейских фернейховчиков, которая набегами посещала курсы в девяностые) Тем более что и Поппе неповторим (это чисто берлинский феномен: навороченный соцреализм помноженный на алгоритмическую генерацию мотивов и микрохроматическую гармонию часто основанную на кольцевой модуляции. кстати не соглашусь с Колей,у раннего Энно есть уникальные просто пьесы например Knabentraeume, только они практически неизвестны) и у тети Хаи из Гарварда своя биография, которую хрен сымитируешь (Саша Чернышков потвердит). Вообще все композиторы уникальны. И как раз интенсивное знакомство со "средним уровнем" (который всюду немножко разный: в дармштадте один ,на Гаудеамусе другой а в Ройамоне третий) отталкивание от него и позволяет быстрее сформулировать и выявить свою уникальность. Кстати как раз пример Норвегии или Дании (в лице Симона) доказывает что достичь фантастических результатов при желании можно очень быстро. Он же показывают что деньги сами по себе ничего не решают ( у Швеции денег не меньше). А решает открытость, постоянный композиторский и музыкальный обмен.
05.08.2010, 18:28
Maxim Kolomiiets
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Kontrakadenz
что касается "среднего уровня" - дармштадт тут не причем - не все молодые композиторы пишут интересную и самостоятельную музыку. но у них есть средний уровень, который доступен всем. у нас такой тоже есть - напеть? конечно, наш средний уровень это приблизительно то, что там пишут детишки.
Да, разумеется. Видимо, я невразумительно сформулировал мысль. Конечно же, средний уровень есть везде. Собственно, он и формирует среду (хорошо это или плохо). Просто он собой представляет совсем иное явление, гораздо более мощное и разнообразное, нежели об этом принято думать в Украине (конкретно в Украине). Средний дармштадский по представлениям украинцев - некое звуковое клише (говоря крайне упрощённо). А вот это не до конца верно. И вопрос ставить следует гораздо шире. Ведь дело не всегда только в том, что звучит со сцены. Скорее даже в том, как это преподнесено, как исполнено, на кого сориентировано, какое ощущение при этом создаётся. Внести конкретику в моё высказывание будет тяжело. Пришлось бы делать смотр партитур, которые отзвучали на концертах. Вкратце, я хотел сказать, что далеко не всегда был доволен тем, что слышал, зато был доволен тем, что... серый цвет имеет множество оттенков и их разнообразие способно поражать:-)
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
Максим, мне кажется, это было бы ужасно, если бы студенты приезжали бы только с настроем подражать педагогам. достаточно уже армии корейских фернейховчиков, которая набегами посещала курсы в девяностые)
Да, конечно. Такую цель перед собой ставить - заживо хоронить себя как композитора. Никто не старается подражать. Но, тем не менее, все кому-то подражали. Даже начало появляться в сознании представление о некоей идеальной средней дармштадтской партитуре. Было ощущение, что все общими усилиями пытаются её написать.
Относительно asamisimasa постараюсь ещё написать.
06.08.2010, 12:37
kkklinnn
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
Кстати как раз пример Норвегии или Дании (в лице Симона) доказывает что достичь фантастических результатов при желании можно очень быстро.
а чего, у датчан разве все плохо?
норвежских интересных композеров старше примерно 1968го и правда не вспомню (что, возможно, исключительно следствие пробелов в образовании), но датских-то дофига - расмуссен, лорентцен, сёренсен, абрахамсен, нёргард...
или ты чисто про институции?
(звиняйте за злостный оффтопик)
09.08.2010, 01:27
DJ Хруст
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Сергей Невский
Коля вы прекрасно юны и все такое.
...
Серёжа, спасибо за все лестные слова в наш адрес и за внимание к моей с-потолка-феноменологии. Только за этим «вы» читается будто какая-то клановость: мол раз вы — юны и прекрасны, а мы что ж нет чтоле?? Я имел в виду, как правильно сказал Володя, всех нас из Расеи-матушки.
А что за контекстом куратор должен следить, это, признаться, меня немного удручает и вызывает какой-то внутренний протест. Часто так оно и бывает. Иногда это оказывается неплохо, но часто порождает ощущение фабрики «грёз». А между тем лично мне не всегда хочется превращаться из художника в материал... Но, может, я просто старомоден.
09.08.2010, 01:40
DJ Хруст
45 курсы новой музыки в Дармштадте. Часть II
[Часть I .]
Open Space
Так называется новый проект Дармштадских курсов. Идея элементарна — есть 8 свободных оборудованных аудиторий, в которых каждый, кто пожелает, может сделать свою собственную акцию — лекцию, мастер-класс, презентацию, показ фильмов etc. Идея оказалась очень продуктивной — ура организаторам.
Хотел бы рассказать о двух событиях с моим участием. Первым была наша совместная с петербургским музыковедом Лидой Адэр , специализирующейся на истории микрохроматической музыки. Тема была соответствующая — микрохроматика в России. Мы постарались сделать лекцию так, чтобы по времени она не совпадала с другими мероприятиями, и, поскольку это было время обеда, мы назвали лекцию «Microtonal dinner». Пришедшие не обманулись в своих ожиданиях: им были поданы бутерброды с сыром, колбасой и кока-колой, чтобы они не загнулись от голода, питаясь лишь преподносимыми им знаниями. Ну и, конечно, лекция с аудио-видеоиллюстрациями в PowerPoint и Max-MSP. Заодно под микрохроматическим соусом мы устроили микропрезентацию нашей группы по мотивам концерта 26-го. В общем, начали Вышнеградским, закончили Пластикой звука. ))
Совсем другого рода событием стал мастер-класс Эвы Фуррер, для которого Эва любезно предложила нам написать короткие, «мелодичные» пьесы. Собственно, написали Владимир Григорьевич Тарнопольский и ваш покорный. По замыслу Эвы мы не должны были предварительно общаться со студентами, взявшимися играть наши опусы, впервые мы услышали их исполнение прямо на глазах у публики аудитории OS 8. Это придало всей акции удивительную свежесть. Во-первых, я получил, возможно, наилучший мастер-класс для композиторов из всех, что я когда-либо имел. Мы все ощутили остроту проблемы: что может сообщить композитор исполнителю посредством одной лишь партитуры, и какой при этом может быть результат. Четыре абсолютно разных исполнения наших пьес выглядели в этом свете просто захватывающе. Вместе с публикой мы обсуждали такие вещи, о которых мы обычно говорим с исполнителями наедине, во время совместной работы. В общем, оказалось очень интересно и оригинально. Я благодарю за этот незабываемый опыт студентов-исполнителей — Зинаиду Кодрич, Сзую Чен, Маттео Чезари, простите, если кого забыл. Ну и конечно — очаровательую Эву Фуррер.
Call for young ensembles
Ещё одна хорошая программа нынешних курсов. Насколько я понимаю (пусть коллеги поправят) именно благодаря ей киевский ансамбль Nostri Temporis получил возможность приехать на Дармштадтские курсы. Основатели ансамбля Лёша Шмурак и Максим Коломиец предложили мне ассистировать им в пьесе Максима. Поскольку ребята выступали в одном концерте с нами, я оказался в этот день занят по полной программе. Для меня (впрочем, также это выступление оказалось полезным репетиционным и концертным опытом. Франсуа Депп очень здорово, на мой взгляд, работал с музыкантами в качестве дирижёра. Он уделял много внимания качеству звука и всегда старался достать из произведения и наиболее рельефно показать некие реальные идеи, которые были не сразу очевидны музыкантам (т. е. нам).
Kranichsteiner Musikpreis vs NikolayKhrusts Musikpreis
Уже энный раз подряд Дармштадские курсы вручают свой приз за лучшие сочинения и лучшие исполнения, прозвучавшие за эти две недели. Называется он по имени живописного парка Кранихштайн рядом с городом, куда я так и не доехал на казённом велосипеде (он выдавался почти каждому участнику курсов).
В целом выбор жюри (Джеймс Кларк, Барбара Маурер и Бернхард Гюнтер) оказался довольно странным. Мы все, включая мою любимую девушку Эву Фуррер, покачали головами. Однако, из 9-10 избранных композиторов трое были действительно очень сильными — Малин Банг (Malin Bång; мы с ней встречались на Call for scores ансамбля Aleph в «запарижье»), Йоханнес Крайдлер (Johannes Kreidler) и наш знакомый по Грацу Стефан Принс (Stefan Prins). Двое первых получают Кранихштайн уже дважды. Интересно, что все эти композиторы представляли свои сочинения в концерте ансамбля Nadar (о нём чуть ниже). Среди остальных были «ничего», но не более.
В номинации «ансамбль» был выбран по-моему самый слабый коллектив (участвовали только члены «Call for young ensembles»).
Среди исполнителей, на мой взгляд, абсолютно заслуженно дали приз участнику нашего мастер-класса Маттео Чезари (Matteo Cesari, флейта) и Реи Накамура (Rei Nakamura, фортепиано). Ещё я порадовался за наших друзей из ансамбля Интерфейс Беттину Даниэль Бергер (флейта) и Анну д'Эррико (фортепиано), с которыми мы выступали год назад на Young Euro Classic в Берлине. Хотя это было несколько странно потому, что выступали они всем ансамблем, а приз дали двоим.
Ну а теперь — список the Best of the Best of 45.Internationale Ferienkurse für Neue Musik in Darmstadt по результатам NikolayKhrusts Musikpreis
Номинации две — композиторы и ансамбли.
I. Композиторы
Malin Bång
Johannes Kreidler
Stefan Prins — возможно, номер раз. Отличная пьеса с очень хорошо сделанной электроникой, одним потоком сметающая всё на своём пути.
Daan Jansens (все из одного концерта, хороши как на подбор)
Marco Momi — отличный композитор с очень выделанным, лаконичным музыкальным языком (правда я часто слышал нарекания в слишком уж большой доле «саунд-дизайна»; и оно и понятно, ведь товарищ долго работал в Иркаме; но меня это не смутило).
Georg Katzer — хорошая пьеса для саксофонов.
Eduardo Moguilansky
Carlo Ciceri — интересно, что оба прозвучали в одном концерте, причём первый — лауреат первого конкурса Юргенсона, а второй — последнего.
И-и-и-и... всё. Остальные явно хуже. Были неплохие, но — не более того. Наших не оцениваю.
II. Ансамбли
Ictus — офигительный перформанс с Харри Партчем
Nadar — зажигательные бельгийцы, потрясающая живость. Уже в самой игре чувствуется какая-то открытость и готовность ко всему. В жизни — отличные компанейские ребята без пафоса. Если идёшь по улице и слышишь смех на всю округу, значит где-то рядом зажигают Стефан Принс и ансамбль Надар.
Jack — ученики Ардитти, насколько я понял. Очень хорошо и чисто играют, но такой отстойный репертуар.
Iema — очень сильные студенты ансамбля Модерн (и репертуар хороший).
Nikel
Fathom String Trio — очень гибкое и мощное исполнение.
Sonic.Art Saxophonquartett
Omnibus — хорошие ребята из Узбекистана, но с музыкой у них там большие проблемы.
Interface — бывшие IEMA, с которыми мы выступали год назад в Берлине; теперь они создали свой собственный ансамбль и играют гораздо лучше, чем тогда.
Опять же, Студию и Nostri Temporis не оцениваю, так как наблюдал за процессом во многом изнутри. Про киевлян только скажу, что, на мой взгляд, ансамбль сильно вырос по всем параметрам. Ребята, у вас большой потенциал. Так держать!
Спасибо!
В первую очередь, конечно, ансамблю Студия новой музыки (и, разумеется, Наташе Пшеничниковой) за сотрудничество и самоотдачу, — вы великолепны!
Команде звукорежиссёров за титаническую работу по исполнению всех наших прихотей.
Францу Мартину Олбришу за единственный полезный композиторский мастер-класс (и за хорошую музыку, естественно) ))
Лиде Адэр за совместный светский микрохроматический обед (как известно, путь к сердцу мужчины, в том числе и к моему лежит через... дедимову комму).
Ансамблю Nostri Temporis и Франсуа Деппу за (повторюсь) важный ансамблевый опыт.
Исполнителям наших пьес для флейты — Зинаиде Кодрич, Маттео Чезари, Сзую Чен..., ну и конечно же — Эве Фуррер за всё хорошее!
P. S. Жаль только, что администрация директивным указом сняла пьесу Лёши Наджарова — не по нашей вине.
Да тупейшая история! Сначала Шеффер №2 долго выяснял и переписывался на тему какой именно ансамбль (Студия или Nostri Temporis) должен исполнять его пьесу, на это ушло много дней переписки, затем, видимо он решил, что Студия, а затем он решил, что у Студии слишком длинный концерт и надо снимать пьесу. Ансамбль пытался вставить Лёшино произведение в Reading session, но жанр открытой репетиции предполагает присутствие автора, а автор в виду оформления загранпаспорта и хамства в паспортном столе не смог приехать. Вот такая вот фигня.
11.08.2010, 20:57
composer
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Это было выездное мероприятие — мы все сели на автобусы и поехали в Штутгарт слушать вторую редакцию оперы Хайи Черновин "Pnima".
Как-то не очень. Есть правда интересный музыкальный материал, но, будучи раз найден, он практически всегда застревает минут на 15-20, что сильно сбивает темп и заставляет коситься по сторонам в поисках очаровательно зевающих соседок.
Постановка очень странная — практически никакая. Зато пели оч. хорошо!
А мне понравилось. Сделано все на пределе. Хотя, куда уж мне судить...
Что касается русской музыки в Дармштадте, то поспорил бы о таком уж горячем приеме.
11.08.2010, 22:11
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от composer
А мне понравилось. Сделано все на пределе. Хотя, куда уж мне судить...
Да нет, все отлично работает. Просто мне на душу не легло — совсем не мое.
Цитата:
Сообщение от composer
Что касается русской музыки в Дармштадте, то поспорил бы о таком уж горячем приеме.
Тогда расскажи, плз — интересно же.
11.08.2010, 23:10
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Еще немного:
21 / 07 // 22:00 Atelier Elektronik | Jam Session 603qm
Low Frequency
Improvisations-Set mit Eva Furrer (Kontrabass-Flöte), Marcus Weiss (Kontrabass-Saxofon), Ernesto Molinari (Kontrabass-Klarinette), Uli Fussenegger (Kontrabass), JSX (Turntables), Christian Dierstein (Percussion), Christian Fennesz (E-Gitarre und Electronic Devices)
Идея невероятно крута: джэм-сэшшн на всех низких инструментах. Это могло бы быть очень хорошо (учитывая гиперзвездный состав участников), но не срослось по нескольким причинам:
1) Не отстроенный звуковой баланс: контрабас-флейту было за все время слышно минуты две, все остальное время определить играет Эва или нет можно было по световым зайчикам от клапанов.:-)
2) Проблемы с электроникой (как потом говорили участники импровизации, многое просто не запустилось). Хотя, ди-джей был очень-очень хороший (об этом позднее).
3) Слишком академичный подход к импровизации — все, что было заранее отрепетировано (какие-то контрольные точки материала) звучало весьма неплохо, но когда дело доходило до, собственно, импровизации, мало, что удавалось. Как это странно не прозвучит, мне показалось, что участники сэшшна как-то не слишком друг друга слушали: только что-то интересное начнется — кто-нибудь обязательно соскочит на новый материал итд.
Правда, был один момент, ради которого это все имело смысл — спустя 50 минут после начала участники таки поймали свой дзэн и начался крутняк, который продолжался еще минут 10. Ну и завершение трогательное "a la Grisey": ди-джей взял две пластинки на манер парных тарелок и очень медленно стал разводить руки в стороны. :-)
Был еще один довольно интерсный момент: никто не стал демонстрировать на своем инструменте всё и даже больше, впадая в крутые соляки-запилы a la Ингви Мальмстин да еще и со всем арсеалом модерн техникс. По материалу было достаточно скромно. Но как раз эта "скромность" придавала происходящему какой-то оттенок аристократизма.
11.08.2010, 23:23
composer
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Тогда расскажи, плз — интересно же.
Это только мое восприятие.
После недельного прослушивания до вашего выступления для меня создался некий контекст, в котором и воспринимал выступление Студии новой музыки. Очень выгодно отличалось сочинение Тарнопольского в этом контексте. И публика, кстати, на это сочинение хорошо реагировала.
Твое сочинение прозвучало как-то академично, особенно вспоминая недавно звучавшее сочинение Принса... Мне твое сочинение нравится, но в этот раз, видимо, не хватило динамики и объема, что-ли... Слишком большой концертный зал для этого был или децибелов не хватило :-). У Коли Хруста все движения на сцене смотрелись как-то нелепо: к микрофону подходили музыканты, что-то играли, а не было слышно преобразований, возникал вопрос, а зачем тогда вообще нужно было ходить так театрализованно? Опять же, до этого на концертах намного эффектнее подобные театрализованные приемы использовались... И возник у меня вопрос, а нафига столько сложностей с электроникой, если эффект от этого почти нулевой?
Один очень существенный прокол был как у вас, так и у украинцев: вы показали программу (исключение - Тарнопольский) одного плана. Вы как бы хотели показать самую передовую музыки России, и это понятно, но это как раз показалось слишком уж нарочито. Вы хотели как будто сказать, что тоже не в лесу живем, а в процессе европейском находимся. Но ведь это и так понятно... Володя, это мое субъективное восприятие, видимо, я хотел услышать более ударный эффект, хотелось и самому себе сказать, что у нас тоже что-то могут, то есть было изначально завышено требование к вам...
Здесь в потоке обсуждались вопросы формы и материала... Это какие-то надуманные вещи, потому что каждый раз все у всех решается по-разному.
И еще я был поражен высокому мастерству ансамблей, которые участвовали в концертах. От этого и зависит, какая музыка будет писаться. Композитор должен знать, что все будет исполнено адекватно. А у нас такое редко и это тоже влияет на процесс сочинения.
После Дармштадта что-то для меня изменилось (или надломилось, что ли)... Рэбека Сандерс просто пишет музыку, она не занимается отстаиванием места под солнцем, потому что это место отвоевано музыкальным процессом, здесь же мы только и делаем, что культивируем достижения, от этого не создаем неспешный процесс обмена путем сочинения и исполнения...
Мне очень печально, что время безвозвратно уходит, что нет возможности постоянно посещать подобные фестивали и общаться, что за границей мы как-то стесняемся друг друга...
11.08.2010, 23:28
DJ Хруст
Re: 45 курсы новой музыки в Дармштадте.
Кстати, коллеги, — как вы можете прокомментировать предложенный топ-лист? Я думал, сейчас начнут копья ломать )
Цитата:
Сообщение от DJ Хруст
I. Композиторы
Malin Bång
Johannes Kreidler
Stefan Prins — возможно, номер раз. Отличная пьеса с очень хорошо сделанной электроникой, одним потоком сметающая всё на своём пути.
Daan Jansens (все из одного концерта, хороши как на подбор)
Marco Momi — отличный композитор с очень выделанным, лаконичным музыкальным языком (правда я часто слышал нарекания в слишком уж большой доле «саунд-дизайна»; и оно и понятно, ведь товарищ долго работал в Иркаме; но меня это не смутило).
Georg Katzer — хорошая пьеса для саксофонов.
Eduardo Moguilansky
Carlo Ciceri — интересно, что оба прозвучали в одном концерте, причём первый — лауреат первого конкурса Юргенсона, а второй — последнего.
И-и-и-и... всё. Остальные явно хуже. Были неплохие, но — не более того. Наших не оцениваю.
II. Ансамбли
Ictus — офигительный перформанс с Харри Партчем
Nadar — зажигательные бельгийцы, потрясающая живость. Уже в самой игре чувствуется какая-то открытость и готовность ко всему. В жизни — отличные компанейские ребята без пафоса. Если идёшь по улице и слышишь смех на всю округу, значит где-то рядом зажигают Стефан Принс и ансамбль Надар.
Jack — ученики Ардитти, насколько я понял. Очень хорошо и чисто играют, но такой отстойный репертуар.
Iema — очень сильные студенты ансамбля Модерн (и репертуар хороший).
Nikel
Fathom String Trio — очень гибкое и мощное исполнение.
Sonic.Art Saxophonquartett
Omnibus — хорошие ребята из Узбекистана, но с музыкой у них там большие проблемы.
Interface — бывшие IEMA, с которыми мы выступали год назад в Берлине; теперь они создали свой собственный ансамбль и играют гораздо лучше, чем тогда.
Опять же, Студию и Nostri Temporis не оцениваю, так как наблюдал за процессом во многом изнутри.
11.08.2010, 23:33
composer
Re: 45 курсы новой музыки в Дармштадте.
Одни из лучших - Fathom String Trio и композитор, который получил приз (подскажите, забыл фамилию, начинается на Bar..., вроде), а также Daan Jansens. Еще Ictus поразил.
11.08.2010, 23:41
Владимир Горлинский
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от composer
После Дармштадта что-то для меня изменилось (или надломилось, что ли)... Рэбека Сандерс просто пишет музыку, она не занимается отстаиванием места под солнцем, потому что это место отвоевано музыкальным процессом, здесь же мы только и делаем, что культивируем достижения, от этого не создаем неспешный процесс обмена путем сочинения и исполнения...
Мне очень печально, что время безвозвратно уходит, что нет возможности постоянно посещать подобные фестивали и общаться, что за границей мы как-то стесняемся друг друга...
Олег, согласен с каждым словом! Да, у нас по-другому. Здесь невозможно просто писать музыку. Невозможно просто делать то, что должен (как ты сам чувствуешь) и не заморачиваться на посторонние проблемы. У нас каждый борец, каждый должен отстаивать свое место под солнцем. Об этом и писал Коля — что тот пафос, который так или иначе проникает в наши композиции, здесь еще как-то обоснован. Но в обществе, где всё просто нормально функционирует и композитору не нужно брать на себя функции целых институций, наша может музыка восприниматься действительно странно.
А учитывая нашу реальную ситуацию — то, что среди воспринимающих большинство такую чушь порет, что не понятно, как дальше жить (достаточно посмотреть комментарии пользователей на конкурсе ютуб!) — вообще все круто становится...
Цитата:
Сообщение от composer
Твое сочинение прозвучало как-то академично, особенно вспоминая недавно звучавшее сочинение Принса... Мне твое сочинение нравится, но в этот раз, видимо, не хватило динамики и объема, что-ли... Слишком большой концертный зал для этого был или децибелов не хватило :-).
У меня все проще было — просто звукрежи не разрешили включать звук на нужный уровень громкости. После этого дал себе слово ездить не только со своими инструментами, но и со своей акустической системой. :fan:
12.08.2010, 00:03
Владимир Горлинский
Re: 45 курсы новой музыки в Дармштадте.
Цитата:
Сообщение от composer
Одни из лучших - Fathom String Trio и композитор, который получил приз (подскажите, забыл фамилию, начинается на Bar..., вроде), а также Daan Jansens. Еще Ictus поразил.
Ну, все-таки не зря съездил? ;)
12.08.2010, 00:03
Maxim Kolomiiets
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от composer
Один очень существенный прокол был как у вас, так и у украинцев: вы показали программу (исключение - Тарнопольский) одного плана.
Ээээ... Скажу сейчас, наверное, не по сути дискуссии, но всё-таки. Олег, относительно украинцев небольшое уточнение. Наша программа состояла на 2/5 из, мягко говоря, неукраинской музыки. А именно: Апергис, Хименес, Шмурак, Коломиец, Сегин. Да и что касается украинской части, то все три произведения радикально не схожи между собой. Подчёркиваю, радикально. Не говоря уже о том, что наша программа формировалась, собственно, не нами, а самими курсами. Если что-то у нас выглядело слишком однопланово, то можно это списать на отсутствие вкуса у организаторов фестиваля. На счёт студии (не моё дело, конечно), но и у них, на мой взгляд, выглядело всё крайне разнообразно. Если не сказать пестро. В хорошем смысле)))
12.08.2010, 00:08
composer
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
А учитывая нашу реальную ситуацию — то, что среди воспринимающих большинство такую чушь порет, что не понятно, как дальше жить (достаточно посмотреть комментарии пользователей на конкурсе ютуб!) — вообще все круто становится...
Про youtube-конкурс: здесь проблема вскрылась. Сначала надо коррупцию в искусстве ликвидировать (в практике, головах), а уже потом в обществе в целом...
Мне казалось, что можно что-то изменить, поэтому и фестивалем, кстати, занимался, и ансамбль попробовал организовать. Но чувствую сейчас, что это что-то неподъемное. Вот уже месяц прошел после окончания, а отвращение остается, потому что так в душу наплевали во время фестиваля... Так, вроде, идет человек, улыбается, но как только что ему не нравится (хотя, если не нравится, то и не слушай, никто же силком не заставляет), столько гадости от него приходится слушать по поводу музыки звучащей. И каждый ведь норовит высказаться, даже если просто стулья передвигает на концерте. А что уж про музыкантов говорить? Они становятся просто вершителями судеб композиторских...
Всюду везде свои и чужие. Нет единого пространства.
12.08.2010, 00:10
composer
Re: 45 курсы новой музыки в Дармштадте.
Цитата:
Ну, все-таки не зря съездил? :wink:
Не зря, конечно :-).
12.08.2010, 00:12
composer
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Ээээ... Скажу сейчас, наверное, не по сути дискуссии, но всё-таки. Олег, относительно украинцев небольшое уточнение. Наша программа состояла на 2/5 из, мягко говоря, неукраинской музыки. А именно: Апергис, Хименес, Шмурак, Коломиец, Сегин. Да и что касается украинской части, то все три произведения радикально не схожи между собой. Подчёркиваю, радикально. Не говоря уже о том, что наша программа формировалась, собственно, не нами, а самими курсами. Если что-то у нас выглядело слишком однопланово, то можно это списать на отсутствие вкуса у организаторов фестиваля. На счёт студии (не моё дело, конечно), но и у них, на мой взгляд, выглядело всё крайне разнообразно. Если не сказать пестро. В хорошем смысле)))
Конечно, списывай все на мою субъективность :-).
12.08.2010, 00:21
DJ Хруст
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от composer
Слишком большой концертный зал для этого был или децибелов не хватило :-).
Да, с децибелами была проблема, это точно. Они (звукорежиссеры) все боялись, что колонки лопнут от резкого импульсного сигнала большой мощности и высокочастотных синусоид. Более того, они, кажется, в самом начале включили не весь звук. И, хотя я схитрил и сделал перед Володиной пьесой у себя погромче, все равно, очевидно, этого оказалось недостаточно (главная-то ручка все равно была у них)))
Цитата:
Сообщение от composer
У Коли Хруста все движения на сцене смотрелись как-то нелепо: к микрофону подходили музыканты, что-то играли, а не было слышно преобразований, возникал вопрос, а зачем тогда вообще нужно было ходить так театрализованно?
Был такой момент. Дело в том, что эта пьеса написана в расчете на большой зал берлинского Концертхауза, где она и исполнялась год назад. В большом пространстве все движения музыкантов были более естественными, оправданными и непринужденными. Тогда они имели больше пространственных возможностей для работы с микрофоном, что положительно сказывалось и на электронике, и на визуальной составляющей. С самого начала наш концерт был заявлен на стадионе Böllenfalltor, но потом его перенесли в куда более тесную Оранжерею. Репетировали мы в маленькой комнатушке, где в принципе сложно было все это отработать.
Вообще организационных проколов, особенно со звуком, было много (хваленый Дармштадт!), в отличие от того фестиваля в Берлине. Я уже говорил, что здесь у нас не было нормального саундчека. Однако, меня радует то, что, тем не менее, мы смогли, на мой взгляд вполне убедительно выступить в тех условиях, в которых оказались.
Цитата:
Сообщение от composer
После Дармштадта что-то для меня изменилось (или надломилось, что ли)... Рэбека Сандерс просто пишет музыку, она не занимается отстаиванием места под солнцем, потому что это место отвоевано музыкальным процессом, здесь же мы только и делаем, что культивируем достижения, от этого не создаем неспешный процесс обмена путем сочинения и исполнения...
Это, к сожалению, пока еще правда (хотя пьеса Ребекки Саундерс мне не показалось каким-то сверхоткровением). Утешиться можно тем, что лет десять назад проблема была куда актуальней. Сейчас, на мой взгляд, появилась какая-то тенденция к изменению ситуации.
Цитата:
Сообщение от composer
Мне очень печально, что ... за границей мы как-то стесняемся друг друга...
А вот этого я совсем не заметил. У меня было ощущение «русского наводнения» в Дармштадте. Может быть, мы общались там не настолько часто в виду колоссальной плотности событий, но никакого стеснения я там не заметил. )
12.08.2010, 00:26
DJ Хруст
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Сообщение от Maxim Kolomiiets
...Хименес...
Да, хорошее произведение — во всех смыслах слова. До-ре-Ма-ри-соль... ))
А если серьезно, то меня тоже нисколько не утомила программа Nostri (хотя, может, это мандраж сказывался). Только Сегин мне показался несколько тускловатым, академичным. Уж точно, в отличие от тебя )))
12.08.2010, 00:30
composer
Re: Русско-украинский десант в Дармштадте 2010
Цитата:
Это, к сожалению, пока еще правда (хотя пьеса Ребекки Саундерс мне не показалось каким-то сверхоткровением). Утешиться можно тем, что лет десять назад проблема была куда актуальней. Сейчас, на мой взгляд, появилась какая-то тенденция к изменению ситуации.
Коля, я не говорю про музыку Саундерс конкретно, я говорю про то, что она просто пишет музыку и знает, что она (музыка) будет исполнена, она в процессе. И это не так, как у нас: один-два в процессе, а другие не у дел, а так, что каждый где-то что-то делает, имеет заказы, контракты, выпуск записей и т.д.
Ты, наверно, еще не ощутил в полной мере житие в свободном плавании, поэтому тебе и кажется, что все нормально.