Я намеренно включил в тему только Равеля, без Дебюсси. Они очень разные ― по характеру, по мировосприятию, по мелодике. Во многих произведениях Равеля амплитуда настроений и образов более широкая, чем у его гениального современника. К тому же он всегда более ироничен и, подобно Прокофьеву и Малеру (при всех отличиях), почти всегда держит фигу в кармане. При этом у Равеля менее выражено мистериальное, мистическое начало (проявившееся у Дебюсси в Пеллеасе, Святом Себастьяне или Деве-избраннице), если, конечно, не считать за таковое оргиастические страницы Дафниса.
Дирижер, исполняющий Равеля, должен понимать, что пронзительная лирика в любую секунду может смениться изящной шуткой и наоборот. Дирижер, испытывающий проблемы с чувством юмора, в Равелю близко не должен подходить. Либо ограничиваться Болеро и Второй сюитой из Дафниса. И ещё для Равеля совсем не подходит широкий («светлановский») штрих: надо любоваться мелочами, в них вся суть.
Итак, кто же? Любимый мною Джулини и уважаемый Светланов в Равеле излишне тяжёлы. Гениальный Фуртвенглер слишком серьёзен (хотя экстатичность сюиты из Дафниса передает с блеском, тут не отнимешь).
Великолепны записи Пьера Булеза. Он с удовольствием копается в деталях, выстраивая из них впечатляющие объёмы целого. Запись обоих концертов, осуществлённая им с Кристианом Циммерманом, я считаю эталонной. Замечательны записи Дафниса и Хлои и Вальса (оба произведения ― на Сони с нью-йоркцами и на DG с берлинцами).
Андре Клюитанс, как мне кажется (субъективно), отчётливо делил музыку на две традиции: русско-французскую и немецкую. Вторая для него была мрачной и готической, первая ― царством света и тончайшей лирики. Соответственно, симфонии Бетховена у него выходили мрачными, произведения Равеля ― чистыми, прозрачными и наполненными светлой иронией. Прощу прощения за несколько примитивное объяснение (это ж не научная статья, а форум ― надеюсь, мне простят). Очень хороша, к примеру, запись обоих концертов с Самсоном Франсуа.
Шарль Дютуа записал с монреальцами на Декке четыре диска Равеля, включая оба балета и Дитя и волшебство. Он, может быть, не выпячивает иронию, зато прекрасно чувствует и лелеет детскую наивность и светлую открытость этих произведений. И ещё он умеет по-настоящему любоваться деталями. Дафнис прекрасен, Дитя и волшебство изумительна.
Мишель Плассон с Оркестром Капитолия Тулузы, сколько помню, был в Равеле точен и убедителен. К сожалению, сейчас в моей коллекции отсутствует большинство его равелевских записей. Есть только вокальные циклы ― Шехеразада с Терезой Берганцой и Три песни Малларме с Фелисити Лотт. Записи очень хороши.
Сейдзи Одзава записывал Равеля на DG с бостонцами. Тончайшее, изумительное, по-настоящему вдохновенное исполнение. Здесь есть все: лирика и ирония, созерцание и хулиганство, любование деталями и тщательная отделка формы. Равель, каким он должен быть.
Очень сожалению об отсутствии в моей коллекции равелевских комплектов Жана Мартинона, Эрнеста Ансерме (когда-то слышал и уверен в них), в будущем хочу также услышать Равеля от Хайтинка, Мюнша, Рэттла, младшего Ярви, Инбала, Марринера и Аббадо.
27.06.2011, 14:56
Виталиус
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Булез, кстати, записал фортепианные концерты снова, на этот раз с Кливлендцами.
Возможно, Аббадо - хороший равелевский дирижер... По крайней мере, когда я вспоминаю Аббадо -я вспоминаю именно красный twoofer оркестровых сюит Равеля с Лондонцами.
28.06.2011, 00:19
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Да, у меня есть последний комплект концертов Булеза с Эмаром и кливлендцами, но он мне нравится всё-таки немного меньше, чем с Циммерманом, Эмар несколько более груб. Есть ещё более ранняя запись леворучного концерта с Антремоном (ещё когда Булез на Sony записывался) - совершенно потрясающая.
29.06.2011, 21:20
Виталиус
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Спасибо большое за информацию, про раннюю запись леворукого концерта вообще не знал. Кажется, еще Кент Нагано записывал "Греческие песни"...
29.06.2011, 21:28
Екатерина SCH
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Проголосовала за прекрасного мастера А. Клюитанса, но хотела бы добавить Ш. Мюнша в Ваш список!
29.06.2011, 23:06
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от Виталиус
Спасибо большое за информацию, про раннюю запись леворукого концерта вообще не знал. Кажется, еще Кент Нагано записывал "Греческие песни"...
Да, она издавалась на одном диске с другим концертом Равеля в исполнении Антремона (дирижер Орманди) и, кажется, концертом Гершвина (не помню, кто дирижировал).
30.06.2011, 10:01
Екатерина SCH
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Огромное впечатление произвела на меня запись самого Равеля, дирижирующего своими произведениями. Такой особый стиль и, я бы сказала, вкус и аромат присутствует в этом исполнении: тонокое глиссандо, изысканные темповые градации, звукоизвлечение в пастельных тонах.
Что касается соль-мажорного концерта, то для меня открытием были две, несхожие, как день и ночь, трактовки - Л. Бернстайна (солист и дирижёр) и А. Бенедетти-Микеланджели, С. Челибидаке.
10.08.2011, 20:57
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Привез из Парижа несколько дисков Равеля. Во-первых, три диска под управлением Булеза, два из которых ― его старые кливлендские и нью-йоркские записи записи на Sony. Большинство пьес у меня у меня теперь в двух булезовских вариантах; среди того, чего прежде не имел, отмечу редкоисполняемую увертюру Шехеразада, которую Булез ведёт легко, точно и изысканно.
Не могу не сказать о записи обеих опер Равеля под управлением Лорина Маазеля на DG. Я очень уважаю этого дирижера (его записи симфоний Сибелиуса и Порги и Бесс невероятно интересны), однако даже не предположить не могу, как под его управлением звучат тончайшие партитуры вроде Матушки-гусыни. В операх же Равеля, где есть большой простор для всевозможного рода эффекных звучаний, Маазель чувствует себя как рыба в воде. Не все в этих сочинениях лично мне удается воспринимать адекватно (сказывается плохое владение французским, а ведь для Равеля так важна музыка слова и точная передача звуками его смысла), однако я не могу оценить упругие ритмы, невероятно аппетитное звучание оркестра и хорошо просматривающуюся увлеченность дирижера. Он наслаждается плотью этой музыки, что слишком очевидно.
У меня теперь три записи оперы Дитя и волшебство. Дютуа любовно выигрывает все нюансы партитуры, не ретуширует ее некоторую угловатость, подчеркивает кажущуюся наивность и не стесняется некоторой фрагментарности партитуры. Маазель предпочитает широкие мазки, выжимает из солистов и оркестра максимум возможностей и упивается яркими звучаниями ― это совершенно противоположный подход.
Третья запись ― под управлением Саймона Рэттла. У меня нет его более ранних записей Равеля, есть лишь последний диск с оперой Дитя и волшебство и Матушкой-гусыней. Рэттл, как и Маазель, не чурается внешних эффектов, впрочем, прибегает к ним весьма тактично. Его Дитя соединяет достоинства версий Маазеля и Дютуа: эффектность и аккуратность, эксцентричность и изящество. Это очень тонкая запись; пока я послушал ее всего один раз, но не исключено, что именно она со временем будет у меня любимой. В записи участвуют Жозе ван Дамм (который лет 50 до этого пел в Испанском часе под управлением Маазеля) и Магдалена Кожена (сотрудникам EMI пришлось сделать на диске пометку "с разрешения DG" ― как известно, муж и жена работают на конкурирующие фирмы). Безоговорочно рекомендую этот диск: Моя матушка-гусыня исполнена берлинцами трепетно, иронично и прозрачно, совершенно изумительным переменчивым звуком ―то густым, то бесплотным, как кружево. Кроме всего прочего, соединяя эти два сочинения на одном диске, Рэттл показывает, насколько разным может быть Равель.
10.08.2011, 23:37
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Спасибо, уважаемый viktoreanec, очень содержательный поток. Рад был увидеть, что Вы цените более всего те же записи Леворучного концерта, что и я, - Цимерман / Булез; Франсуа / Клюитанс. Оркестр Булеза, я бы сказал, звучит более патетично и торжественно, оркестр Клюитанса - более красочно, прозрачно. Что касается пианистов, то они оба изумительны, Цимерман - более поэтичен и текуч, Франсуа - более прямолинеен и сочен.
Первый концерт также хорош с этими составами, хотя запись Цимермана / Булеза на DG мне не очень нравится с технической точки зрения (несколько приглушенный рояль). Микеланджели и Челибидаки - да, очень хорошо. Бернстайна недавно послушал - музыка Равеля все искупает, но очень хорошо слышно, что играет не профессиональный пианист.
Отметил бы еще запись Булезом оркестровой версии Благородных и сентиментальных вальсов (хотя все равно предпочитаю оркестру фортепиано). Ну и не могу не вспомнить о замечательном исполнении "Цыганки" Леонидом Коганом и Кириллом Кондрашиным.
11.08.2011, 00:04
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цыганку большинство дирижеров не включает в свои собрания Равеля. Видимо, из-за малой занятости оркестра в этой пьесе.
Что касается Кирилла Кондрашина, у него есть прекрасные записи вещей Равеля (Вальс, Испанская рапсодия); опять же это именно эффектная часть равелевского наследия. Вальс у Кондрашина, как мне кажется, один из самых трагических.
Кстати, а кто из дирижеров записывал кантаты Равеля? Все вокальные циклы с оркестром, например, записал на Sony Булез. А вот кантаты? Неужели они так малоинтересны?
11.08.2011, 08:31
9999
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
В сети есть записи римских кантат Плассона -здесь
и здесь
11.08.2011, 09:21
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Молодец Плассон. Спасибо за ссылку, уже качаю.
11.08.2011, 10:00
9999
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Обратите внимание - на погружении по той же ссылке есть еще диск Grimbert`a, судя по содержанию, вот такой -
Кстати сказать, Мартинона довольно много плавает тут
11.08.2011, 15:15
Дирижер
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Лучшие исполнители Равеля ( да и вообще французской музыки ) , ИМХО , это французы. Но Болеро Равеля еще никто лучше Мравинского не сыграл !!!!
12.08.2011, 00:23
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Маэстро, надо сказать, что это довольно... неожиданная мысль!
А подскажите, уважаемые знатоки оркестрового Равеля, особенно удачные исполнения Паваны на смерть инфанты (разумеется, с оркестром).
12.08.2011, 09:54
Дирижер
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от Дундук
А подскажите, уважаемые знатоки оркестрового Равеля, особенно удачные исполнения Паваны на смерть инфанты (разумеется, с оркестром).
Неплохое исполнение у Аббадо . . .
12.08.2011, 10:43
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Вот, удивительно нежное исполнение Клюитанса.
Еще тонкий Одзава, ясный и прозрачный Дютуа, менее эмоциональный, чем другие, но очень точный Булез. Имена все те же. Еще отмечу Джулини (в Равеле я его не очень люблю, но тут есть очень хорошее, спокойное и одновременно гибкое исполнение с оркестром Филармония).
13.08.2011, 12:29
9999
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
На тюбике есть запись Челибидаке со шведами - ужасно любопытно, хотя больше не качеством оркестровой игры, а живым процессом репетиции и потрясающе экспрессивным дирижером. С удовольствием посмотрела, хотя речь, увы (для меня), немецкая :-)
совершенно исключительные записи Хайтинка с концертгебау - и Болеро, и Павана и многое другое
15.08.2011, 17:12
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Хочу еще упомянуть про замечательный диск пианиста Франсуа-Рене Дюшабля с оркестром под управлением Мишеля Плассона: концерты Равеля и Фантазия Дебюсси. Очень яркое, эффектное, театральное исполнение. Слушаю уже третий раз; на мой взгляд, одна из лучших версий в дискографии концертов. К тому же есть бонус в виде отличного исполнения редкого Дебюсси.
15.08.2011, 17:39
До ля
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Жаль нет в списке Владимира Ашкенази.
Слушала живьем в БЗФ СПб. Незабываемое впечатление.
Где-то здесь несколько лет назад обсуждали.
15.08.2011, 17:50
9999
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от viktorianec
Хочу еще упомянуть про замечательный диск пианиста Франсуа-Рене Дюшабля с оркестром под управлением Мишеля Плассона: концерты Равеля и Фантазия Дебюсси. Очень яркое, эффектное, театральное исполнение. Слушаю уже третий раз; на мой взгляд, одна из лучших версий в дискографии концертов. К тому же есть бонус в виде отличного исполнения редкого Дебюсси.
Дюшабль - совсем новое для меня имя. на рутрекере есть два концерта с ним. Дирижер, правда, другой. :-)
Послушаю.
P.S. Послушала. :-)
Не лучшее исполнение, но интересный пианист – запомню. Ближе, пожалуй , к Паскалю Роже, чем к Циммерману или Франсуа – в смысле, исполнение несколько суше. Особенно это заметно в леворучном, где в лиричных моментах очарованность фразой, простор «вокруг» фраз - сродни свободе жеста уверенного человека, уверенного в своем праве занимать пространство, и, сорри за пафос, упоенность моментом, наполненность каждой секунды , отрешенность от всего, что есть вокруг мрачного и трагичного, так поразительно может звучать и звучит у последних двух пианистов с Булезом и Клюитансом. Оркестр (п/у Jordan`а), показалось, грубоват. Особенно на фоне Булеза.
17.08.2011, 20:27
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от viktorianec
Вот, удивительно нежное исполнение Клюитанса.
Еще тонкий Одзава, ясный и прозрачный Дютуа, менее эмоциональный, чем другие, но очень точный Булез. Имена все те же. Еще отмечу Джулини (в Равеле я его не очень люблю, но тут есть очень хорошее, спокойное и одновременно гибкое исполнение с оркестром Филармония).
Да, Клюитанс великолепен. А главное - медленный темп, который я так люблю в этой вещи, - то, что отличает для меня исполнение Рихтера на фортепиано. Впрочем, положа руку на сердце, нужно признать, что у Равеля есть произведения, которые выше любых исполнений, - музыку которых не способно стереть ничто. Павана как раз из таких сочинений, вторая часть Первого концерта - тоже.
17.08.2011, 20:33
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от 9999
Дюшабль - совсем новое для меня имя. на рутрекере есть два концерта с ним. Дирижер, правда, другой. :-)
Послушаю.
P.S. Послушала. :-)
Не лучшее исполнение, но интересный пианист – запомню. Ближе, пожалуй , к Паскалю Роже, чем к Циммерману или Франсуа – в смысле, исполнение несколько суше. Особенно это заметно в леворучном, где в лиричных моментах очарованность фразой, простор «вокруг» фраз - сродни свободе жеста уверенного человека, уверенного в своем праве занимать пространство, и, сорри за пафос, упоенность моментом, наполненность каждой секунды , отрешенность от всего, что есть вокруг мрачного и трагичного, так поразительно может звучать и звучит у последних двух пианистов с Булезом и Клюитансом. Оркестр (п/у Jordan`а), показалось, грубоват. Особенно на фоне Булеза.
Я тогда не буду слушать. Этих двух записей (Франсуа и Цимерман), имхо, вполне достаточно. При желании можно добавить к ним Казадезюса. В свое время жутко разочаровал Рихтер (правда, ему не обеспечили нормальных условий для записи, и оркестр Мути звучал как из бочки), которого я всегда почитал в Равеле (ему, в частности, принадлежат мои любимые записи Паваны и Вальсов).
Мне кажется (слышится), что оркестр Булеза как раз грубоват и графичен на фоне оркестра Клюитанса. У последнего - просто Alice in Wonderland, во всех отношениях. Зато Пьер сумел подчеркнуть маршевость этой музыки, ее торжественность, что не в столь яркой степени выражено у Клюитанса.
17.08.2011, 21:12
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Неприятное впечатление оставил комплект записей Равеля под управлением Элиаху Инбала (с Оркестром французского радио).
Матушка-гусыня просто погублена, во-первых, равнодушным отношением дирижера к музыке; во-вторых, нежеланием вслушиваться в мелочи, из-за чего многие красоты попросту теряются по мере движения музыки. Финал Дафниса и Хлои у Инбала — просто скучное, медлительное отбивание ритма c нулевым градусом эмоций. Благородные и сентиментальные вальсы, которые в лучших исполнениях становятся единой поэмой, прихотливым скольжением из одного вальса в другой, у Инбала разделены зияющими паузами-пустотами; произведение превращается в набор более-менее изящных, но довольно скучноватых пьесок. Даже эффектные вещи вроде Болеро и Испанского каприччио сыграно довольно вяло. Кое-что из небольших пьес (скажем, равелевская оркестровка двух вещей Дебюсси) сыграно, пожалуй, неплохо, но не более того.
Категорически не советую. Мне кажется, тот, кто рискнет познакомиться с Равелем с помощью этого комплекта, навсегда потеряет интерес к композитору.
p.s. Очень редко ругаю какие-то исполнения, но тут вопиющий случай. Жалко, что я внес Инбала в список для голосования (и не внес Мюнша и Монте).
17.08.2011, 21:26
9999
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от Дундук
Я тогда не буду слушать. Этих двух записей (Франсуа и Цимерман), имхо, вполне достаточно. При желании можно добавить к ним Казачества. В свое время жутко разочаровал Рихтер (правда, ему не обеспечили нормальных условий для записи, и оркестр Мути звучал как из бочки), которого я всегда почитал в Равеле (ему, в частности, принадлежат мои любимые записи Паваны и Вальсов).
Да, думаю, можешь не слушать - лучше поищи тот вариант, о котором говорил Victorianec.
Цитата:
Сообщение от Дундук
Мне кажется (слышится), что оркестр Булеза как раз грубоват и графичен на фоне оркестра Клюитанса. У последнего - просто Alice in Wonderland, во всех отношениях. Зато Пьер сумел подчеркнуть маршевость этой музыки, ее торжественность, что не в столь яркой степени выражено у Клюитанса.
Видишь ли, для меня грубоват и графичен – две противоположные характеристики :-).
«Графичный», т.е. черно –белый со всеми мельчайшими переходами серого в промежутке, острые линии - это для меня описание тонкой красоты. Хотя, думаю, ты не об изобразительной утонченности графики, а об обеднении «цветовой» гаммы. Булез –один из самых изысканных дирижеров. Как раз Клюитанс для меня погрубее , поцветастее – но вместе с Франсуа они создали уникальный ансамбль – действительно яркий и красочный.
«Грубоват» о записи Jordan`а – в данном случае я совсем о другом – о техническом качестве оркестровой игры, у Булеза нет разнохарактерных рассыпающихся инструментов , его оркестр –точное и острое, послушное его дирижерской воле единое целое. Мне в Малере даже иногда казалось, что его самодисциплинированность чрезмерна – иногда хотелось, чтобы он немного отпустил себя на волю. Хотя вот сегодня послушала его живую запись 8-ой Брукнера с венцами 1996 и пребываю в некотором шоке – такой порывистости и темперамента (вкупе с неизменной точностью) от него не ждала совершенно. Теперь фантазирую, как бы это все слушалось в Малере :-)
17.08.2011, 21:40
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Все-таки о Малере и Брукнере лучше фантазировать в других темах. :smile:
Мне нравятся оба оркестра. Под грубоватостью я имел в виду определенную "солдафоновость" кульминационных фрагментов (мощные литавры, в частности). Вполне возможно, она у Булеза намерена. Что касается красочности, то ее градус в оркестре Пьера меня в целом устраивает. У Клюитанса музыка действительно звучит сказочнее, в ней больше цветов. Но в данном сочинении это не априорный фактор, имхо. Да и потом - речь идет всего лишь об оттенках различных исполнений.
17.08.2011, 22:21
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от 9999
... в леворучном, где в лиричных моментах очарованность фразой, простор «вокруг» фраз - сродни свободе жеста уверенного человека, уверенного в своем праве занимать пространство, и, сорри за пафос, упоенность моментом, наполненность каждой секунды , отрешенность от всего, что есть вокруг мрачного и трагичного...
Очень хорошо написано. Глубоко, так сказать, прочувствована тонкость момента. Насчет свободы жеста - я подумал о том, что Равель в своих двух концертах достиг полной гармонии в эпоху, когда она, эта гармония, казалось бы, была совершенно невозможна. И даже тревожная вступительная тема Леворучного, возвращающаяся потом в каденции, не способна эту гармонию не то чтобы затмить, а даже и оттенить. Жест Равеля - жест художника - абсолютно свободен от мрачного и трагичного.
Что касается Паскаля Роже, то он довольно долго не решался записывать Леворучный концерт, и только недавно, по-моему, осуществил запись. В последние десятилетия он действительно стал играть суше по сравнению с ранними годами, не утратив при этом высочайшего класса пианизма. Его запись всех сольных фортепианных произведений Равеля, сделанная им в 22 года, до сих пор остается для меня ключом к всеохватному пониманию мира композитора. Это притом, что существуют замечательные записи Рихтера, Гизекинга и Казадезюса в числе прочих.
Прошу прощения, что отклонился от дирижерной темы, но концерты Равеля так или иначе провоцируют к обсуждению пианистов. :roll:
17.08.2011, 22:55
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Цитата:
Сообщение от Дундук
Что касается Паскаля Роже, то он довольно долго не решался записывать Леворучный концерт, и только недавно, по-моему, осуществил запись. В последние десятилетия он действительно стал играть суше по сравнению с ранними годами, не утратив при этом высочайшего класса пианизма.
Если вы имеете в виду запись с оркестром Монреаля под управлением Дютуа, то она у меня есть. Я бы не сказал, что она мне так же нравится, как Франсуа/Клюитанс, Циммерман/Булез и Эвремон/Булез, но она и в самом деле хороша. Там очень любопытно, что в некоторых моментах Роже (судя по всему, сознательно и продуманно) уходит на второй план, позволяя солировать оркестру, чем Дютуа охотно пользуется. Получается действительно отличный ансамль.
17.08.2011, 22:59
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
А когда была сделана запись, не подскажете?
17.08.2011, 23:17
viktorianec
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
1982 год
Вот как выглядит комплект:
18.08.2011, 07:35
Дирижер
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Неплохое исполнение Равеля Темиркановым
16.10.2011, 01:50
Дундук
Re: Дирижёры ― лучшие исполнители Равеля
Выше уже прозвучала оценка некоторых исполнений гениального произведения Равеля La Valse (Вальс). И все-таки если резюмировать, то кто из коллег мог бы что-нибудь сказать в более широком разбросе о записях? Особенно интересно мнение Victorianec.