Страница 1 из 6 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 54

Тема: Музыка и рождаемые ею эмоции

              
  1. #1
    Гармонизатор Аватар для h-moll
    Регистрация
    20.09.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    654

    По умолчанию Музыка и рождаемые ею эмоции

    Предлагаю продолжить дискуссию о проблеме эмоционального отклика на музыку (см. http://forums.lifanovsky.com/showthread.php?t=4453) в отдельном потоке.
    Цитата Сообщение от Волослав Улеев
    Я лично пока ничего не утверждал, даже того, что музыку вообще можно рассматривать как язык. Точнее не утверждал, что оснований для этого достаточно. Язык предполает означаемое (то, о чём говорится) и означающее (знак, слово).
    Тут вообще, по-моему, не совсем корректная постановка вопроса. Музыка - не рассказ, она не информативна и не должна быть информативна. Поэтому для программной музыки нужна программа - т.к. сама музыка этой "вещественной" информации не несет.
    Воздействие музыки основано на сопереживании явлений, в ней происходящих. Да и не только музыки. Вы, например, читаете пьесу Шекспира. Вы же испытываете те или иные эмоции не оттого, что узнаете, кто кого отравил и кто умер. Вы сопереживаете героям. Примерно так же и в музыке, только героев там нет, и еще добавляется гораздо более сильное эстетическое наслаждение (гармониями, тембрами и т. п.).

  • #2
    Частый гость
    Регистрация
    02.07.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    37
    Сообщений
    186

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Приведу такой пример: как-то я взяла в библиотеке "Исследовательский этюд о Моцарте" Чичерина. В своей работе он рассуждал о космизме, глубоком пессимизме музыки Моцарта, об ошибочном представлении об его творчестве как о легкой, солнечной, безмятежной музыке. Я согласна с ним в том что Моцарт не "легкий" композитор, но меня интересует вот что: почему гениальная музыка обязательно должна быть грустной, полной даже отчаяния? почему спросишь человека (не профессионального музыканта, или слушателя ) "Чья музыка тебе ближе?", в ответ последует Шопен или Бетховен, Рахманинов. Я тоже себя в какой-то мере отношу к этим людям, поэтому просто привожу все это для рассуждения, но ведь в принципе гораздо проще сочинить минорную мелодию, которая заставит слушателя "всплакнуть", гораздо сложнее написать светлую, радостную мелодию, которая заставит слушателя улыбнуться!
    "Красивым кажется все, на что смотришь с любовью."
    "The purpose of art is not the release of a momentary ejection of adrenalin but is, rather, the gradual, lifelong construction of a state of wonder and serenity."

  • #3

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Цитата Сообщение от h-moll
    Вы сопереживаете героям. Примерно так же и в музыке, только героев там нет, и еще добавляется гораздо более сильное эстетическое наслаждение (гармониями, тембрами и т. п.).
    Хорошо, а кому мы сопереживаем в музыке?
    чмаки

  • #4
    Гармонизатор Аватар для h-moll
    Регистрация
    20.09.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    654

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Волослав! Стоит мне "воспарить", как Вы меня возвращаете на грешную землю!
    Так вот. Лично я сопереживаю музыкальным "событиям". Вы меня понимаете? Я хочу сказать, не модуляциям, смене тембров и т. п., а именно событиям чувственного плана - сменам оттенков настроений. Кроме того, почти в любой музыке так или иначе все же присутствует герой. Иногда его "заменяет" автор.

  • #5

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Цитата Сообщение от Елена С.
    Приведу такой пример: как-то я взяла в библиотеке "Исследовательский этюд о Моцарте" Чичерина. В своей работе он рассуждал о космизме, глубоком пессимизме музыки Моцарта, об ошибочном представлении об его творчестве как о легкой, солнечной, безмятежной музыке. Я согласна с ним в том что Моцарт не "легкий" композитор, но меня интересует вот что: почему гениальная музыка обязательно должна быть грустной, полной даже отчаяния? почему спросишь человека (не профессионального музыканта, или слушателя ) "Чья музыка тебе ближе?", в ответ последует Шопен или Бетховен, Рахманинов. Я тоже себя в какой-то мере отношу к этим людям, поэтому просто привожу все это для рассуждения, но ведь в принципе гораздо проще сочинить минорную мелодию, которая заставит слушателя "всплакнуть", гораздо сложнее написать светлую, радостную мелодию, которая заставит слушателя улыбнуться!

    Гений стремится к самодостаточности, он - как сосуд, который должен заполниться. Музыка гения - это то, что он должен создать, заполняя свой "сосуд". Это заполнение идёт в зависимости от каких-то относительных условий. Предположим, Бетховен "психологически" находился в раскалённой знойной пустыне без единой капли воды. Стремясь к самодостаточности, Людвиг в этом случае сочиняет грозу, молнии, проливной дождь, чтобы выжить в своей пустыне. В данном случае - это очень оптимистичный, безумно радостный дождь! Однако спустя 200 лет, находясь промозглой осенью в холодной дождливой средней полосе России, кто-то уже воспринимает тот самый "дождь" Бетховена - печальным и даже трагичным. И так далее.

  • #6
    Частый гость Аватар для Anna-Noa
    Регистрация
    26.08.2005
    Адрес
    Украина, Мариуполь
    Возраст
    56
    Сообщений
    205

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Мне почему-то вспомнился один концерт, который ученики нашей школы давали для ветеранов. Один наш ученик играл "Красную шапочку" Рахманинова, и после того, как он сыграл завершающий аккорд, в зале раздался легкий вздох, а один "дедушка" так, вообще, с досадой махнул рукой и произнес на весь зал :"Эх!Все.... сожрал он(волк) эту шапочку всю, с костями..."
    From the music springs the world

  • #7
    Гармонизатор Аватар для h-moll
    Регистрация
    20.09.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    654

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Цитата Сообщение от Anna-Noa
    один "дедушка" так, вообще, с досадой махнул рукой и произнес на весь зал : "Эх!Все.... сожрал он(волк) эту шапочку всю, с костями..."
    К вопросу о сопереживании!

  • #8

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Цитата Сообщение от h-moll
    Кроме того, почти в любой музыке так или иначе все же присутствует герой. Иногда его "заменяет" автор.
    Можно ли узнать Ваши мысли поподробнее на этот счёт?

  • #9
    К-мезон? К-пианист! Аватар для Сергей
    Регистрация
    08.06.2002
    Адрес
    Москва
    Возраст
    47
    Сообщений
    4,582

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Цитата Сообщение от h-moll
    Музыка - не рассказ, она не информативна и не должна быть информативна. Поэтому для программной музыки нужна программа - т.к. сама музыка этой "вещественной" информации не несет.
    Мне кажется, интересным в этом разговоре был бы следующий текстик:

    Цитата Сообщение от M.C. Гельфанд
    О ЯЗЫКОВЫХ ФУНКЦИЯХ МУЗЫКИ

    Тара-тара-тара-ра!

    Трам-пам-пам-тйрарам-пам-па!
    Винни-Пух

    Зачаточное состояние, в котором долгое время пребывает музыкальная семиотика, сделало традиционным нигилистическое к ней отношение - как среди семиотиков, так и среди музыкантов: согласно Р.О.Якобсону, музыка - это "язык, который обозначает себя самого : по С.Летову, "музыка - единственный

    вид искусства, который не имеет вовсе языка"2. В настоящей работе мы, не решая (в значительной мере схоластический) вопрос о том, является ли музыка "языком", попытаемся выяснить, обладает ли она шестью классическими языковыми функциями, постулированными Р.О.Якобсоном в (3).

    Приведенная выше формула Якобсона выделяет существование у музыки поэтической (установка на форму сообщения) и метаязьжовой (установка на систему языка) функций. В то же время, очевидно важными являются функции эмоционального крута: эмотивная (установка на отправителя, в частности, передача его эмоций), конативная (установка на адресата - стремление вызвать у него определенные эмо'ции) и фатическая (установка на контакт). Более того, в развитых музыкальных культурах имеются более или менее фиксированные соответствия между элементами музыкальной структуры и эмоциональными состояниями. Например, в европейской традиции "в системе тональностей отдельная тональность приобретает определенную функцию в динамически-гармонических и колористических отношениях; с такой функцией связывается представление о характере и краске тональности.. поэтому та или иная тональность иногда связывается с определенным выразительным характером музыки а транспозиция произведения - со стилистическим изменением Еще более развиты такие соотношения в индийской музыке: "Учение о рагах... подразумевает подчинение интонационно-мелодического строя раги ее идейному содержанию. Раги призваны вызывать у слушателя определенные чувства и состояния .

    Существенно менее ясным является вопрос о существовании у музыки денотативной, или когнитивной, функции (установка на действительность). В самом деле, что является той действительностью, для описания которой предназначен язык музыки? Нам кажутся--в значительной степени маргинальными такие явления, как-, во-первых, внешняя изобразительность в программной музыке или так называемая музыкальная риторика в музыке барокко, а во-вторых, знаковые системы, основанные на личных мелодиях членов первобытных сообществ (и похожие на них системы музыкальных лейтмотивов, например, в музыке Вагнера) .

    Ответ же на этот вопрос содержится в следующем высказывании И.Стравинского: "Музыка - единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить как нечто реальное, а следовательно и устойчивое, настоящее. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем" . В одном из телевизионных интервью М.Ростропович говорил, что, дирижируя, он управляет временем; художник и музыкант В.Макаров считает, что музыка наделяет творческое воображение "способностью преобразования времени", а живопись - пространства . Итак, когнитивная функция музыки предназначена для описания времени, структурирования представления о нем.

    Анализ музыки в терминах языковых функций позволяет, в частности, сформулировать разницу между классическим и романтическим направлениями: в первом преобладают поэтическая и когнитивная функции, во втором- функции эмоционального крута.

    ЛИТЕРАТУРА

    1. Р.О.Якобсон. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы (М., 1985), 319-330.

    2. Возвращаясь к.Летову (интервью) // Театральная жизнь '№ 6 (760) (март 1990), 12-13. '

    3. Р.О.Якобсон. Лингвистика и поэтика // Структурализм: 1975), 193-230. Тональность // Музыкальная энциклопедия, "за и "против" (М., 4. Ю.И.Холопов, т.5 (М., 1981).

    5. М.П.Бабкина. Индийская музыка // Музыкальная энциклопедия', т,2 (МУ, 1974). "

    6. Вяч.Вс.Иванов. Нейросемиотический аспект изучения музыки // Вопросы кибернетики. Прикладные аспекты лингвистической теории. (М., 1987), 130-158.

    7. И.Ф.Стравинский. Хроника моей жизни (М., 1963), с.99.

    8. Д.Ухов. Почти фигуративная музыка Владислава Макарова // Театральная жизнь № 12 (766) (июнь 1990), 8-10.
    Увидите Alex'а, передайте, что я с ним согласен!
    ----------------------
    "Это не котельная! Это, извини меня, какая-то Сорбонна!.. Я мечтал погрузиться в гущу народной жизни. Окрепнуть морально и физически. Припасть к живительным истокам... А тут?! Какие-то дзенбуддисты с метафизиками! Какие-то ........ политональные наложения! Короче, поехали домой!.."

  • #10

    По умолчанию Re: Музыка и рождаемые ею эмоции

    Спасибо, Сергей!

    У меня ещё возникла мысль, что стоит отделить воздействия музыки те, которые порождены нюансами исполнительства от воздействий, производимых самой музыкой в чистом виде. Что это разные воздействия - легко убедиться. Одно и то же произведение, исполненное разными исполнителями звучит и воспринимается совершенно по-разному.
    С другой стороны, есть произведения, которые, как ни исполняй - оставят относительно равнодушными, а есть те, которые даже будучи воспроизведенны бездушной машиной всё равно вызывают мощный отклик.
    Одни и те же механизмы воздействи в первом и втором случае или нет? Если нет, то в чём может быть их разлиие?
    Спасибо всем.
    чмаки

  • Страница 1 из 6 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Музыка и Эмоции (исследование)
      от Chuvi в разделе Беседка
      Ответов: 30
      Последнее сообщение: 26.10.2010, 13:31
    2. Эмоции в музыке
      от logoped в разделе Беседка
      Ответов: 10
      Последнее сообщение: 16.11.2008, 14:11
    3. Музыкальные эмоции!
      от Violin-zimmerman в разделе Философия и музыка
      Ответов: 11
      Последнее сообщение: 18.11.2007, 23:31
    4. Исполнение и эмоции
      от SashaWL в разделе Беседка
      Ответов: 19
      Последнее сообщение: 09.10.2007, 15:49
    5. Эмоции
      от Grappelli в разделе Беседка
      Ответов: 197
      Последнее сообщение: 12.07.2007, 21:10

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100