О ЯЗЫКОВЫХ ФУНКЦИЯХ МУЗЫКИ
Тара-тара-тара-ра!
Трам-пам-пам-тйрарам-пам-па!
Винни-Пух
Зачаточное состояние, в котором долгое время пребывает музыкальная семиотика, сделало традиционным нигилистическое к ней отношение - как среди семиотиков, так и среди музыкантов: согласно Р.О.Якобсону, музыка - это "язык, который обозначает себя самого : по С.Летову, "музыка - единственный
вид искусства, который не имеет вовсе языка"2. В настоящей работе мы, не решая (в значительной мере схоластический) вопрос о том, является ли музыка "языком", попытаемся выяснить, обладает ли она шестью классическими языковыми функциями, постулированными Р.О.Якобсоном в (3).
Приведенная выше формула Якобсона выделяет существование у музыки поэтической (установка на форму сообщения) и метаязьжовой (установка на систему языка) функций. В то же время, очевидно важными являются функции эмоционального крута: эмотивная (установка на отправителя, в частности, передача его эмоций), конативная (установка на адресата - стремление вызвать у него определенные эмо'ции) и фатическая (установка на контакт). Более того, в развитых музыкальных культурах имеются более или менее фиксированные соответствия между элементами музыкальной структуры и эмоциональными состояниями. Например, в европейской традиции "в системе тональностей отдельная тональность приобретает определенную функцию в динамически-гармонических и колористических отношениях; с такой функцией связывается представление о характере и краске тональности.. поэтому та или иная тональность иногда связывается с определенным выразительным характером музыки а транспозиция произведения - со стилистическим изменением Еще более развиты такие соотношения в индийской музыке: "Учение о рагах... подразумевает подчинение интонационно-мелодического строя раги ее идейному содержанию. Раги призваны вызывать у слушателя определенные чувства и состояния .
Существенно менее ясным является вопрос о существовании у музыки денотативной, или когнитивной, функции (установка на действительность). В самом деле, что является той действительностью, для описания которой предназначен язык музыки? Нам кажутся--в значительной степени маргинальными такие явления, как-, во-первых, внешняя изобразительность в программной музыке или так называемая музыкальная риторика в музыке барокко, а во-вторых, знаковые системы, основанные на личных мелодиях членов первобытных сообществ (и похожие на них системы музыкальных лейтмотивов, например, в музыке Вагнера) .
Ответ же на этот вопрос содержится в следующем высказывании И.Стравинского: "Музыка - единственная область, в которой человек реализует настоящее. Несовершенство природы его таково, что он обречен испытывать на себе текучесть времени, воспринимая его в категориях прошедшего и будущего и не будучи никогда в состоянии ощутить как нечто реальное, а следовательно и устойчивое, настоящее. Феномен музыки дан нам единственно для того, чтобы внести порядок во все существующее, включая сюда прежде всего отношения между человеком и временем" . В одном из телевизионных интервью М.Ростропович говорил, что, дирижируя, он управляет временем; художник и музыкант В.Макаров считает, что музыка наделяет творческое воображение "способностью преобразования времени", а живопись - пространства . Итак, когнитивная функция музыки предназначена для описания времени, структурирования представления о нем.
Анализ музыки в терминах языковых функций позволяет, в частности, сформулировать разницу между классическим и романтическим направлениями: в первом преобладают поэтическая и когнитивная функции, во втором- функции эмоционального крута.
ЛИТЕРАТУРА
1. Р.О.Якобсон. Язык в отношении к другим системам коммуникации // Избранные работы (М., 1985), 319-330.
2. Возвращаясь к.Летову (интервью) // Театральная жизнь '№ 6 (760) (март 1990), 12-13. '
3. Р.О.Якобсон. Лингвистика и поэтика // Структурализм: 1975), 193-230. Тональность // Музыкальная энциклопедия, "за и "против" (М., 4. Ю.И.Холопов, т.5 (М., 1981).
5. М.П.Бабкина. Индийская музыка // Музыкальная энциклопедия', т,2 (МУ, 1974). "
6. Вяч.Вс.Иванов. Нейросемиотический аспект изучения музыки // Вопросы кибернетики. Прикладные аспекты лингвистической теории. (М., 1987), 130-158.
7. И.Ф.Стравинский. Хроника моей жизни (М., 1963), с.99.
8. Д.Ухов. Почти фигуративная музыка Владислава Макарова // Театральная жизнь № 12 (766) (июнь 1990), 8-10.
Социальные закладки