-
23.05.2007, 17:09 #1
Балеты Р.Щедрина: музыка и постановки.
В самарском театре оперы и балета недавно были поставлены балеты Щедрина "Дама с собачкой" и "Кармен-сюита". На премьеру из Мюнхена в Самару прилетали Щедрин и Плисецкая. Просьба всех, кто знаком с этими балетами (музыкой, постановками), высказать своё мнение!
Последний раз редактировалось Doktor Ludwig Schön; 23.05.2007 в 17:20. Причина: опечатка
pereat mundus, fiat philosophia, fiat philosophus, fiam!
Ответ: Балеты Р.Щедрина: музыка и постановки.
Вот рецензия на самарскую постановку Кармен-сюиты (к сожалению, не помню, откуда я это скачал):В "Кармен-сюите" Никита Долгушин выступил не только как автор оригинального либретто и хореограф, но и как сценограф и художник по костюмам. Особенностью долгушинской версии является отсутствие Тореро - одного из четырех основных персонажей первой постановки "Кармен-сюиты" кубинца Альберто Алонсо. Долгушин, таким образом, все внимание концентрирует на Хосе и Карменсите - именно в таком порядке указаны эти персонажи в предельно лаконичном перечне действующих лиц: в нем еще только обозначена партия Рока. Что касается Тореро, то его незримое присутствие в действии все равно ощущается: к нему в порыве новой страсти будет стремиться охладевшая к Хосе Карменсита. В самарском спектакле немалая роль отводится кордебалету. Он не просто эффектно обрамляет сценическую площадку, а является активным участником действия - то разношерстной уличной толпой, то роем призраков в масках смерти, олицетворяющим неизбежность рокового исхода истории. Загоревшийся идеей Майи Плисецкой создать балет о Кармен, Алинсо изначально не собирался перекладывать на танец оперу Бизе. Его либретто - отнюдь не чередование бытовых сцен, а скорее хореографическая фантазия, в которой преломляется подчас прихотливо, образ главной героини. Свою партитуру Родион Щедрин создавал именно по режиссерско-балетмейстерскому сценарию Алонсо. Что касается Долгушина, то для него произведение - уже данность. Предложенная им версия балетного действа в значительно большей степени, нежели у Алонсо, тяготеет к сюжетности. При этом сочиненная Долгушиным канва логично накладывается на музыкальные эпизоды партитуры Щедрина. Оформление предельно лаконично. Раздвигающийся занавес открывает абсолютно пустую, затянутую черным бархатом сцену. Пролог. Хосе ведут на казнь. Полная отрешенность, тяжелая походка. И контрастом - церемонный, как в почетном эскорте, марш сопровождающих Хосе драгун. Броский визуальный эффект: стремительно, подобно залпу фейерверка на черном заднике сцены распахивается огромный, высвеченный изнутри экран-прямоугольник, который становится фоном разворачивающегося действия. В зависимости от характера происходящих событий и их эмоционального тонуса цвет экрана меняется, приобретая различные - от светло-голубого до огненно-красного - оттенки. В танцевальной лексике диалогов Хосе и Карменситы -переплетение различных стилей. Обостренные классические па и поддержки соседствуют с акробатическими куль-битами, растяжками, колесом. Порою проскальзывают стилизованные, как бы нарочитые движения и позы, "спровоцированные" упругими музыкальными ритмами. Анастасии Тетченко удается передать прихотливую гамму чувств своей героини, в которой откровенное бесстыдство и развязность сочетаются со страстностью натуры. Кармен-сита Тетченко среди толпы - настоящая ведьма из "Вальпургиевой ночи".Но за всем этим должна проступать еще и безусловная незаурядность натуры этого ставшего нарицательным персонажа. Для Александра Кузнецова, в последние годы работающего особенно плодотворно и активно, партия Хосе - настоящий подарок. И артист, нужно сказать, оказался достойным этого подарка. Хосе стал, пожалуй, его лучшим сценическим созданием. Правда, при психологической достоверности Хосе Кузнецова пока что не всегда хватает страстности, мужественности натуры. Артист более убедителен в лирических эпизодах и там, где его герой страдает, на коленях умоляет Карменситу не покидать его, пытается заслонить ладонями ее устремленные куда-то вдаль глаза. На сцене практически постоянно присутствует Рок (Сергей Воробьев). Роль этого персонажа зловеща: он как бы дирижирует происходящим, предопределяя кровавый исход событий. Однако черный балдахин, закрывающий лицо актера, и треуголка делают его похожим то ли на движущийся манекен, то ли на Мышиного короля из "Щелкунчика". Персонажу недостает инфернальности, да и пластика его чересчур обыденна, лишена внутренней значительности. Может быть, не стоило скрывать лицо и глаза актера -уж очень много могут они порою сказать зрителю. Безумие страсти вновь и вновь охватывает Хосе и Карменситу. Но судьба неотвратима. Смертельные тени окружают их, вздымая и низвергая Карменситу. Раздается дикий хохот... Трагическая развязка. Рок уносит бездыханное тело Карменситы, убитой Хосе. И вот его самого под приглушенный перезвон колоколов, как в прологе, ведут на казнь. Отрешенность. Тяжелая походка... Может быть, все, чему стали свидетелями мы, зрители, было лишь мгновенной вспышкой воспоминаний, которые вихрем пронеслись в мозгу Хосе... Музыкальный уровень "Кармен-сюиты" достаточно высок. Оркестр под управлением Яремы Скибинского, являющегося дирижером-постановщиком спектакля, показал себя , как и в "Даме с собачкой", с наилучшей стороны, Музыканты продемонстрировали слаженную, интинационно чистую игру.
pereat mundus, fiat philosophia, fiat philosophus, fiam!
Похожие темы
-
Музыка Родиона Щедрина в Мариинском театре
от Vera_St в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 1Последнее сообщение: 31.12.2009, 10:58 -
Музыка Шнитке из постановки "Дядя Ваня"
от alexibm в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 0Последнее сообщение: 28.01.2008, 04:00 -
Балеты Прокофьева
от nd15 в разделе БалетОтветов: 2Последнее сообщение: 18.11.2007, 14:51 -
Оперы, балеты, симф. музыка на видеокассетах или DVD дисках
от uralets в разделе Где скачать классическую музыку?Ответов: 0Последнее сообщение: 14.11.2007, 19:09




Ответить с цитированием
Социальные закладки