-
08.12.2015, 20:06 #1
"Милосердие Тита" в КЗЧ 5 декабря 2015 года
Состоявшееся в прошедшую субботу концертное исполнение оперы Моцарта "Милосердие Тита" стало настоящим праздником для любителей музыки. Моцарта у нас, конечно, любят и знают, но как-то однобоко. Широкой популярностью пользуются его поздние симфонии и особенно фортепианные концерты, на сценических подмостках довольно часто идут оперы "триады Да Понте"... А вот другие произведения крупной формы, за исключением Реквиема, относятся по существу к числу раритетов. Тем более интересно было послушать оперу, которая не идет в московских театрах и которая знаменует собой итог достижений композитора в жанре оперы-сериа.
Оперные творения Моцарта, гениальные по музыке, зачастую не производят на нашу публику должного впечатления. Наверное потому, что порой исполняются формально. Действительно, от исполнительского куража очень многое зависит. Даже в таком, казалось бы, строгом жанре, как оперы Моцарта. Конечно, стилистические особенности интерпретации подобной музыки никто не отменял, но нужно помнить, что Моцарт был живым человеком и вкладывал в свои сочинения живые чувства.
В этот раз, что называется, все звезды счастливо сошлись, и мы услышали именно музыку живого Моцарта, не занафталиненную, не загербаризированную, но полную огня и страстей. Наибольший вклад в такое нестандартное прочтение внес дирижер Стефано Монтанари. Уже один его внешний облик привлек внимание своей экстравагантностью. Но за этим гламурным эпатажем скрывался серьезный музыкальный подход к исполняемому сочинению. Монтанари продемонстрировал свое видение и слышание этой партитуры. Он предложил весьма подвинутые вперед темпы, которые, тем не менее, предоставляли певцам полную возможность свободно интонировать, фразировать и просто выстраивать вокальные образы. Дирижер редко давал вокалистам какие-то мануальные посылы, но зато держал полностью под контролем оркестрантов. Вообще надо отметить оркестровую сыгранность, которую предъявил Государственный камерный оркестр России. Оркестровая ткань была очень насыщенной, но в то же время деликатной. Это был тот редкий вечер, когда не возникало даже намека на глушение солистов. Звуковой баланс между певцами, хором и оркестром был выстроен Монтанари мастерски. Было видно, что сиюминутное сотворение музыки доставляет ему самому истинное удовольствие. И какое в этом случае значение имеет его сценический дирижерский костюм?! Ровным счетом никакого. Не случайно, что по окончании исполнения именно Монтанари удостоился самой восторженной овации публики. И совершенно справедливо, надо отметить.
Может быть это покажется несколько странным, но "Милосердие Тита" показало, что у нас не так уж все плохо с духовиками-оркестрантами. По крайней мере, великолепные соло на кларнете и бассетгорне в исполнении Валентина Азаренкова стали двумя памятными изюминками в этот вечер.
Как обычно, весьма порадовал ансамбль "Интрада". 25 молодых хористов в который раз демонстрируют точность исполнения и хороший вкус. Хоровая партия в "Милосердии" невелика, но она очень украшает общий музыкальный поток.
Что касается солистов, то следует выделить и остановиться на исполнении трех основных партий в этой опере.
Титульную партию прекрасно исполнил Сергей Романовский. Певец обладает не только отличным голосом и уверенной техникой, но и демонстрирует способность исполнять музыку разных эпох и стилей. За последний год только в Москве он спел в операх Римского-Корсакова, Верди, Россини, Моцарта. Не секрет, что подходы к исполнению музыки этих композиторов зачастую полярные. А результат, к счастью, один - сугубо положительный. Романовский пел Тита достаточно насыщенным звуком, далеким от облегченности звучания многих немецких лирических теноров. Все три арии певец преподнес подчеркнуто свободно, не прибегая к услугам клавира. Особенно сильное впечатление оставила третья ария, изобиловавшая очень протяженными колоратурами и требовавшая точности и предельного дыхательного контроля. Здесь не было запредельно высокой россиниевской тесситуры, но безошибочно спеть вязь бесконечных колоратур способен только уже сложившийся мастер. Похоже, Романовский уверенно входит в число любимцев московской публики. От него ждут многого. И февральское его участие в концертном исполнении оперы Беллини "Капулети и Монтекки" (партия Тибальда) вызывает живейший интерес...
Анна Бонитатибус давно и хорошо знакома нашим любителям музыки. Она принимала участие и оперных проектах, и в концертах. Я слушал ее год назад в ММДМ в программе "Семирамида", в которой были собраны многие вокальные раритеты. Не могу сказать, что тогда удовлетворение было полным. Однако у меня есть серьезные основания полагать, что на восприятие очень сильно повлияли акустические условия и их особенности. Не секрет, что акустика ММДМ способна убить любого исполнителя. В зале же Чайковского звук несравнимо более живой, естественный и округлый. И, соответственно, исполнители производят впечатление совершенно иного уровня. Бонитатибус находилась в этот вечер в прекрасной форме и, помимо отличного владения голосом, показала несомненные актерские способности и темперамент. Взрыв аплодисментов вызвало исполнение арии Секста с солирующим кларнетом в первом действии. Иного и быть не могло, поскольку певица выдала максимум того, на что была способна. Голос ее звучал тембрально привлекательно, очень ровно по диапазону, со вкусом к фразе. Подобное исполнение не могло не стать настоящим украшением вечера.
В партии Вителлии выступила норвежка Бригитта Кристенсен. Это было мое первое знакомство с исполнительницей. И оно оказалось в целом приятным. Да, у Кристенсен были некоторые шероховатости. В первом отделении голос не всегда точно звучал в верхнем регистре. Сухие речитативы временами пелись несколько вычурно и утрированно. Но ариозные и ансамблевые фрагменты показывали, что перед нами певица очень высокого класса. На меня большое впечатление произвел ее голос, очень плотный, объемный, с насыщенным тембром. Мы как-то не ассоциируем певиц с таким вокальным аппаратом с моцартовским репертуаром. Но, оказывается, Моцарта можно петь не только ровненьким инструментальным звуком, но и насыщенным, обертонистым. Да и как можно спеть бесстрастным голосом труднейшую арию второго акта с солирующим бассетгорном?! В этом концертштюке требуется огромный диапазон собственно голоса, умение показать смену эмоциональных состояний, наконец, техническую виртуозность тоже никто не отменял. Исполнение рондо Вителлии стало третьим кульминационным моментом в этот вечер.
Что касается остальных трех участников выступления, то они, что называется, обедни точно не испортили. Особенно хотелось бы отметить голландскую певицу меццо-сопрано Оливию Фермойлен, обладательницу вышколенного ровного голоса светлой окраски и хорошей подвижности. Чувствовалось, что партия Анния - далеко не предел ее возможностей.
Исполнение "Милосердия Тита" завершилось настоящим успехом. Не могу не отметить, что одной из составляющих чудесной творческой атмосферы в этот вечер стала сама публика. Зал был заполнен до отказа, были заняты и портик, и ложа дирекции. При этом покинули зал посреди исполнения всего 2-3 человека. И - что ОСОБЕННО важно - за весь концерт не раздалось НИ ОДНОГО рингтона с мобильных! Уже за одно это публика может поаплодировать сама себе.
Для меня вечер закончился, как обычно, за кулисами, где удалось пообщаться не только с участниками концерта, но и с Юлечкой Лежневой, которая в свой день рождения нашла возможность прийти на концерт своих коллег. На память остался автограф от Анны Бонитатибус с милыми пожеланиями, который стал приятным дополнением к великолепному музыкальному вечеру.Последний раз редактировалось Дискограф; 08.12.2015 в 20:39.
Re: "Милосердие Тита" в КЗЧ 5 декабря 2015 года
Вот что Моцарт животворящий с людЯми делает. Они забывают обо всём , даже о любимых гаджетах.
Спасибо за рассказ . Мои ощущения от прослушивания записи практически идентичны вашим .
Re: "Милосердие Тита" в КЗЧ 5 декабря 2015 года
По-хорошему Вам завидую, "Милосердие Тита" одна из самых прекрасных опер Моцарта, хоть и не самая известная. Одно время была у меня самой любимой моцартовской оперой.
Последний раз редактировалось Rori; 10.12.2015 в 01:33.
Простота—это то,что труднее всего на свете;это крайний предел опытности и последнее усилие гения. Ж.Санд
Re: "Милосердие Тита" в КЗЧ 5 декабря 2015 года
Я посмотрел свой архив. И оказалось, что рондо Вителлии я слышал до субботнего вечера уже два раза в живом исполнении - на концертах Малены Эрнман в ноябре 2012 года и Доротеи Рёшманн в апреле 2014-го. Я не сразу об этом вспомнил, потому что одна и та же музыка звучала совершенно по-разному у трех певиц. Эрнман продемонстрировала необъятность диапазона и выдающуюся виртуозность. Рёшманн покорила точностью и чистотой исполнения. А у Кристенсен получился наиболее страстный образ за счет большей массивности голоса и активности его подачи. И я не выбираю лучшую между ними тремя. Просто показаны различные грани одного музыкального шедевра. Какое-то одно исполнение всегда будет в чем-то лучше других, но в чем-то будет другим и уступать. Самое главное, что музыка - гениальная!...
Re: "Милосердие Тита" в КЗЧ 5 декабря 2015 года
Музыка абсолютно гениальная .
![]()
Похожие темы
-
"Искатели жемчуга" Бизе в КЗЧ 14 ноября 2015 года
от Дискограф в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 17.11.2015, 19:19 -
"Любовный напиток" в ММДМ 24 марта 2015 года
от Дискограф в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 25.03.2015, 21:05 -
Ищу клавир "Милосердие Тита" опера Моцарта
от Mattinata в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 2Последнее сообщение: 28.09.2011, 19:31 -
Моцарт "Милосердие Тита"
от ира в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 56Последнее сообщение: 11.11.2007, 13:46 -
«Милосердие Тита»
от До ля в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 1Последнее сообщение: 20.01.2006, 19:45




Ответить с цитированием


Социальные закладки