Показано с 1 по 2 из 2
Тема: «Милосердие Тита»
-
20.01.2006, 19:42 #1
«Милосердие Тита»
11.01.2006
Мокрое дело
Оперой Моцарта «Милосердие Тита» Московская филармония открыла фестиваль к 250-летию композитора
«Милосердие Тита» было поставлено Дмитрием Бертманом не для Москвы и не для филармонии -- премьера состоялась 8 августа 2004 года в испанской Мериде. Авторы спектакля -- постоянный геликоновский тандем Бертман--Понькин и художники Игорь Нежный и Татьяна Тулубьева -- страшно гордились той премьерой и даже показывали журналистам видеозапись спектакля. Главным предметом их гордости был бассейн, построенный на сцене, -- прямоугольное углубление в полу с водой по щиколотку. Этот бассейн прямо-таки не давал покоя Бертману -- герои его спектакля, и в испанском варианте, и в нынешнем филармоническом, бросаются в воду по поводу и без. Другое дело, что испанский open-air у древнего амфитеатра проходил при температуре под сорок и артисты, надо полагать, были только рады неожиданной возможности освежаться по ходу действия. В зале Чайковского вода была ледяной, что не могло не отразиться на лицах героев, засовывающих ноги в воду с видом пионеров-героев.
Но было бы хорошо, если бы эта ничем с точки зрения нормальной человеческой логики не обоснованная вода влияла только на выражение лиц исполнителей. Однако ее роль, в задумке Бертмана смыслообразующая, обернулась на деле уморительной карикатурой. Ну как еще можно воспринимать великого римского императора Тита (Николай Дорожкин), валяющегося на краю этого бассейна и игриво брызгающего водичкой на всех проходящих мимо? Или, к примеру, женщину в густой вуали, черном платье и с белой лилией в руках, медленно и в такт музыке бредущую в воду, таким незамысловатым, прямо скажем, образом символизирующую смерть и предательство, разговорами о которых буквально наводнена опера?
Но блестящей постановочной идеей с водой Дмитрий Бертман не ограничился. Еще одним открытием режиссера стало раздвоение личности у двух персонажей оперы -- Секста и Анния. Женские по вокалу и мужские по сюжету, эти роли Бертманом соответственно разделены: мужчинам выпала актерская игра, а женщинам -- пение. Надо заметить, что Лариса Костюк (Секст) и Мария Масхулия (Анний) стали в результате той соломинкой, за которую хватался барахтающийся в мутной воде поразительных режиссерских идей спектакль. Их отменные голоса и профессионализм изрядно повышали уровень происходящего на сцене. А происходило странное. Раздвоенные персонажи ходили по сцене за ручку. Император наглым образом приставал к Сексту, при этом используя единственный известный ему прием -- кокетливо брызгаясь. Главная героиня Виттелия (Шарлотта Лейтнер) томно прижималась к стене в лучших традициях немого кино, стояла, изображая отчаяние, некоторое время, провоцируя при этом какие-то не совсем приличные действия со стороны влюбленного в нее Секста, затем медленно и величаво пересекала всю сцену и прижималась к стене противоположной, но уже животиком.
Участие госпожи Лейтнер, по слухам, было условием одного из спонсоров постановки, и это похоже на правду -- иначе не объяснить тот факт, что в «Геликоне», имеющем достаточное количество неплохих сопрано, заглавную партию поет пухленькая австрийка с не звучащим внизу и сильно болтающимся на верхах голосом. Сопереживать ей было сложно, поэтому в момент ее наибольших страданий зал развлекался от души, порой переходя на откровенный хохот. Этому способствовал и оркестр, играющий попросту мимо нот.
Прибавьте ко всему вышеописанному абсолютную серость происходящего -- не аллегорическую, а буквальную: в спектакле есть лишь три цвета -- черный, белый и серебристый (плюс золотая мантия Тита, впрочем, больше всего напоминающая фольгу), и станет понятно, отчего с последней нотой спектакля публика буквально ринулась в гардероб. Костюмы и сценография поражали воображение -- массовка из мужчин-римлян была одета в гигантские черные мешки для мусора или нечто на них похожее. Женская часть жителей Вечного города больше всего напоминала новогодний утренник -- сплошь какие-то снежинки и звездочки. А затянутая черным полиэтиленом сцена помимо непривлекательного вида еще и сыграла дурную шутку с Еленой Семеновой, исполнительницей роли Сервилии, -- элегантно выбегая на поклон, певица, отменно исполнившая свою партию, поскользнулась и, что называется, навернулась с разбега. Что, впрочем, после всего увиденного показалось еще одной режиссерской идеей.
Нина БИН
20.01.2006, 19:45
#2
- Регистрация
- 03.08.2005
- Адрес
- Харьков
- Возраст
- 44
- Сообщений
- 840
- Записей в дневнике
- 100
Re: «Милосердие Тита»
ой страсти то какие.. а я вот только что Тита по Меццо посмотрел.... такая постановка классная![]()
Хай живе радяньська влада та спілка друкарів!
Похожие темы
-
Бобков В. Милосердие
от neBrunetka в разделе Поиск нот для хораОтветов: 0Последнее сообщение: 14.11.2012, 09:33 -
Ищу клавир "Милосердие Тита" опера Моцарта
от Mattinata в разделе Поиск нот для вокалистовОтветов: 2Последнее сообщение: 28.09.2011, 19:31 -
Моцарт "Милосердие Тита"
от ира в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 56Последнее сообщение: 11.11.2007, 13:46




Ответить с цитированием


Социальные закладки