Показано с 1 по 2 из 2

Тема: Об особенностях празднования юбилея С.В. Рахманинова в двух провинциальных ДМШ

              
  1. #1
    массажист-затейник
    Регистрация
    10.08.2007
    Адрес
    столица фонтанов и велосипедов
    Возраст
    52
    Сообщений
    1,431
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Об особенностях празднования юбилея С.В. Рахманинова в двух провинциальных ДМШ

    Собственно, изначально никакого празднования в нашей школе и не предполагалось. И не вследствие чьих-то происков, а просто... забыли. ? Да я и сам бы не поверил, если бы два года назад, составляя план работы школы на год, не потеряли... Моцарта. На соответствующем педсовете обнаружилось, что Гречанинова, Ребикова и некоторых других представителей "второго эшелона" вписали, а на Моцарт странным образом выпал из поля зрения практически всех зав. отделов! Кроме разве что вашего покороного слуги.
    (Надеюсь, за "второй эшелон" никто не обидится? Мне лично тоже эта формулировка не по вкусу. Как будто воюем с кем-то. И Чайковский, не иначе, попал в эшелон №1 исключительно благодаря "1812 году".)
    Тем не менее, история вышла забавная. Посмеявшись, воздали Вольфгангу Леопольдычу должное.

    В этом году всё оказалось куда запущеннее. У несчастного Рахманинова вовсе не было никаких шансов попасть в пресловутый план. А всё потому, что на педсовет явился некий странноватого вида молодой человек. Представившись сотрудником МЧС, он долго трепался об оказании всякого рода неотложной помощи, а затем незаметно перешёл к самому страшному заболеванию нашего времени, коим почему-то оказался... остеохондроз. Расписав все прелести этого "грозного" недуга, чувачок объявил, что единственным радикальным средством лечения является физиотерапия. Можно, конечно, долго и нудно ходить в поликлинику, а можно обзавестись чудо-прибором, который позволит лечиться прямо на дому. Прибор создан военными физиками-ядерщиками где-то то ли в Дубне, то ли в Обнинске (точно не помню) и стоит 12000 р. Однако существует федеральная программа, по которой всем нуждающимся (!) эти приборы продают по 5000 р. С собой у него есть 5 таких приборов, и он готов их предоставтиь их нам прямо сейчас.
    Что тут началось! Мои коллеги, в основном уже немолодые дамы, тут же ринулись в бой за эти единственные пять приборов! Какой уж тут Рахманинов! Тем более, утром как раз дали зарплату. (Удивительное совпадение, правда?) Я тоже было дёрнулся, разумея страдающую прострелами матушку, но вовремя вспомнил, что видел полтора года назад подобную красиво переливающуюся всеми цветами радуги игрушку на "Юноне" всего за 700 р. (инфляция, однако!) и успокоился.

    Итак, вопрос, как отметить 135-летний юбилей Сергея Васильича, пришлось решать мне одному. Недолго думая, я свистнул своих соучастников по струнно-вокальному коллективу, и мы со скрипачкой и виолончелистом решили сыграть 1-е Трио g-moll и Виолончельную сонату опять-таки g-moll. Вокал решили не привлекать. Во-первых, и так музыки достаточно (1 час + комментарии), во-вторых, устраивать "винегрет" совершенно ни к чему и, в-третьих, означенные произведения наши ученики едва ли где слышали, а родители их в филармонию на подобную программу едва ли поведут. (У нас в основном ходят в лучшем случае на вальсы Штрауса в исполнении оркестра "Классика" п/у А. Канторова, в худшем - на "Музыку мобильных телефонов" (т.е. хиты Баха, Моцарта и пр.), представляемую оркестром Ленинградской военно-морской базы п/у А. Карабанова. Хотя оркестры, признаться, по-своему неплохие, всё же это, думается, не тот уровень, к которому мы должны стремиться в своей просветительской деятельности.) Кроме того, русская камерно-ансамблевая музыка вообще не так уж и часто звучит в наших концертных залах.

    Короче, начали мы готовиться к выступлению в самом начале апреля. Однако, вследствие периодического срыва репетиций то одним, то другим участником проекта дата концерта стала отодвигаться и окончательно замерла лишь на отметке 25 апреля. Т.о, памятное событие стало превращаться в простой артефакт. Не в нашу пользу было и то, что наплыв всевозможных гостей-гастролёров, случающийся у нас обычно в феврале-марте, пришёлся в этот раз именно на апрель. Мероприятия попёрли, извините, как из навозной кучи, по 2 - 3 раза в неделю. То профессор СПбГК Александр Дмитриев привезёт свой класс баяна-аккордеона, то хоровая школа из упомянутой Дубны приедет... Заниматься стало невозможно. Уж на что я хорошо отношусь к подобного рода мероприятиям, но и меня задолбало, когда выпускники, вместо того, чтобы готовиться к экзамену, стали "косить" по поводу и без повода.

    Так вышло, что 1 апреля мы зарепетировались, и в коридоре столпилась группа 4-го класса. Я решил её запустить внутрь, и детишки приобщились к музыке С.В.Р., прослушав две последние части Сонаты. Я объяснил, что мы таким образом отмечаем юбилей композитора и пригласил послушать концерт 25 апреля. Класс с видимым энтузиазмом, размахивая руками и пуская самолётики, согласился. Я был доволен - получил "целевую аудиторию". За несколько дней до концерта, правда, выяснилось, что он совпадает со 2-м часом хоровой репетиции. Вдохновлённый идеями просвещения, я пообещал детишкам, что отпрошу их.

    Сделать это оказалось нелегко. Наша хормейстер начала возмущаться, что и так хор к отчётному концерту не готов, дети "косят" по-чёрному, а тут ещё и я пристал... и так этих мероприятий... как из навозной кучи...
    Движимый стремлением к высоким идеалам, я настаивал, как мог и, наконец, добился своего.

    ...Ровно за пять минут до начала концерта дверь хорового класса распахнулась, и оттуда струйками потекли ученики... почему-то в сторону, противоположную залу, т.е. к выходу. Некоторое время я оторопело наблюдал за этим потоком, затем, поувствовав неладное, бросился вслед.
    Большую часть утекавших слушателей я нагнал в гардеробе. Как только я туда ворвался, народ просто начал разбегаться, как тараканы! Это не просто метафора - это действительно было так! По основной лестнице, по запасной, через несколько ступенек, перемахивая оконечности перил... Кто-то хватал плащи и мешки со сменкой и перебрасывал бегущим впереди. Кто-то нырял в класс под спасительное крылышко педагога по специальности.
    Так быстро по окончании хора школа не пустела никогда.
    В результате в зале оказалось всего 10 человек: одна девушка из 4-го класса (что характерно, она как раз не махала руками, чтобы её отпустили на концерт), 2 аккордеонистки из 6-го (одна из них явно ко мне неравнодушна), директриса, преподавательница народного пения, ученик виолончелиста с мамой и другом, мамаша из класса скрипки (кстати, из другой школы) и ещё одна наша училка-пианистка - из тех, кто вообще с энтузиазмом ходит на всё, что звучит. Кстати, директриса с народным пением исчезли сразу же после Трио, так что Сонату слушали и вовсе 8 человек...

    Наше выступление в целом удалось. Конечно, не всё было гладко - скрипка слегка фальшивила, виолончелист уж больно нарочито резко акцентировал все свои вступления - понимаю, откуда и зачем идёт эта практика, но в целом ей не сочувствую - да и я сам не всегда адекватно "вписывался" в его rubato. Тем не менее, впечатление у всех (в т.ч. исполнителей) осталось хорошее, а Сонату вообще сыграли на неожиданном кураже и с таким эмоциональным подъёмом, что местами даже мурашки по коже и дух захватывало...
    Обидно, конечно, что мало кто был тому свидетелем, но я-то рассчитывал на "целевую аудиторию" и сознательно не вешал афиши...

    В это же время в другом "посёлке" тоже решили отметить юбилей Рахманинова, правда, пригласив в компанию Грига, Верди и Бородина. Теоретическим отделом там заведует некая дама, очень деятельная и в этом плане похожая на меня, однако у неё "поселковые" замашки, а мероприятия её зачастую отдают капустником. Представьте, она тоже захотела, - вот совпадение! - чтобы прозвучали Трио и Соната Рахманинова, и "до кучи" - Вокализ в переложении для ф-п. трио. Будучи любительницей помузицировать на ф-но (кажется, она даже окончила где-то в глубинке училище как пианистка), Сонату она взялась играть сама. Естественно, только одну часть и, естественно, самую "простую", т.е. медленную, 3-ю.

    Первая же репетиция Сонаты оказалась последней. Если кто помнит, в 3-й части первое предложение темы (8 тактов) играет рояль, и только на второе вступает виолончель. Кое-как продравшись сквозь первые 4 такта, где-то на 5-м или 6-м наша дама безнадёжно забуксовала, как "паркетник" на болоте, и так и не смогла достигнуть спасительного вступления виолончели, которое, как счастье Онегина и Татьяны, казалось бы, было так близко и вместе с тем бесконечно далеко!..

    ...Вместе с Сонатой, по случаю сего конфуза, с концерта сняли и ни в чём не повинное Трио, к исполнению которого дама вообще-то не имела никакого отношения. Остался в результате от Рахманинова один лишь Вокализ.

    Впрочем, ничего особенного. Для сельской местности сойдёт.
    Последний раз редактировалось stvorchok; 05.05.2008 в 22:16. Причина: убрал лишние подробности
    Мы расскажем всё, что вы хотели спросить, но боялись узнать.

  • #2
    Старожил Аватар для kalina
    Регистрация
    22.06.2007
    Адрес
    в туманах
    Сообщений
    10,324
    Записей в дневнике
    7

    По умолчанию Ответ: Об особенностях празднования юбилея С.В. Рахманинова в двух провинциальных ДМ

    Трудно что-либо добавить. Только руками разводишь, когда встречаешься с подобным отношением к памяти (в данном случае - празднованию юбилея Рахманинова)... А у нас эта дата вообще промелькнула без достойного освещения. Только энтузиасты на занятиях посвятили уроки теме Рахманинова (программа большего не позволила...). До сих пор грустно вспоминать.

  • Похожие темы

    1. Гастроли провинциальных оркестров
      от 777 в разделе Оркестровое дело
      Ответов: 28
      Последнее сообщение: 01.02.2011, 15:33
    2. Ответов: 3
      Последнее сообщение: 28.10.2010, 04:42
    3. Ответов: 2
      Последнее сообщение: 21.03.2010, 12:43
    4. Ответов: 2
      Последнее сообщение: 08.10.2008, 09:22

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100