1. #1

    Post Избирательность эмоционального восприятия музыки

    Приветствую!
    Как известно музыка есть искусство эмоциональное. И порой мы переживаем бурю эмоции.
    Но происходит это только при восприятии отдельных произведении. Они как правило относятся к какому либо определенному жанру, стилю.
    Но чем обусловлено такое явление?
    Является ли такое избирательное восприятие следствием воспитания и накопления личного опыта (ассоциативным следствием), или же это некая предрасположенность, данная свыше (что называется от природы)?


  • #2
    злостная флудильщица Аватар для ира
    Регистрация
    18.05.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,957

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    Является ли такое избирательное восприятие следствием воспитания и накопления личного опыта (ассоциативным следствием), или же это некая предрасположенность, данная свыше (что называется от природы)?
    Так и то , и то.
    То , что "следствием опыта" свидетельствует тот факт, что со временем другие прозведения начинают нравиться. То , что "от природы" - некоторые так никогда и не нравятся. А ещё я бы добавила минутное настроение и первое впечатление, обусловленное в том числе и исполнителями.
    Пускай цветут все цветы.

  • #3

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    не верю,чтобы была какая-то зависимость. Все только личные вкусы, ну, может, чуть-чуть генов. Главное в музыке не только сила, с которой она вызывает впечатления, но и то, чтобы этим впечатлениям не мешало ничего побочного. Собственно говоря, от этого-то все и зависат. Одного моего приятеля смущает и раздражает отстутсвие в классике ударных, меня - однообразность мелодизма у Моцарта, большинство - диссонансы и контрасты у Шнитке.
    "There I saw one I knew, and stopped him, crying 'Stetson!
    'You who were with me in the ships at Mylae!" T.S.Eliot

  • #4
    злостная флудильщица Аватар для ира
    Регистрация
    18.05.2005
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,957

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    моего приятеля смущает и раздражает отстутсвие в классике ударных
    Как это?
    Там же полно ударных!
    Пускай цветут все цветы.

  • #5

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    В смысле, ритма, отбиваемого ударными. Это есть далеко не везде.
    "There I saw one I knew, and stopped him, crying 'Stetson!
    'You who were with me in the ships at Mylae!" T.S.Eliot

  • #6

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    а я думаю, что в восприятии музыки больше виновата природа человека и сиюминутное настроение. Если раньше какое-то произведение не нравилось, а сейчас слушаешь его с удовольствием, то думаю тогда было лишь другое настроение. А то, что какая-то музыка не слушается вообще -тут думаю что-то с генами.

  • #7
    Частый гость Аватар для Gimel
    Регистрация
    20.11.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    62
    Сообщений
    220

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    Музыка, вероятнее всего, ничем не отличается от других искусств - ее восприятие зависит от того, кто и как ее воспринимает. Чем ты дальше от нее отстоишь, тем большую долю в восприятии занимают эмоции. Профи активнее включен в контекст, профи волнует техника (исполнения ли, сочинения ли) - то, что для дилетанта вторично, поскольку он дилетант. Меня всегда поражало, насколько неэмоциональна музыковедческая литература. Видимо, правда, по Асафьеву, это искусство интонированного СМЫСЛА. Насколько больше эмоций в литературе по моей родной филологии, только вот хорошо ли это?

  • #8

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    А мне кажется, музыкальные привязанности человека зависят от его внутренней культурно-психологической эволюции. Человеку нравится то, что его психика на данном этапе способна адекватно воспринять. Поэтому наши музыкальные вкусы меняются вместе с нами.
    И всё же я сейсмически опасна...

  • #9
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.05.2005
    Адрес
    Москва
    Возраст
    41
    Сообщений
    2,550
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    Я вот Веберна не воспринимал вообще, пока не услышал его ранние произведения. Тогда я через них нашёл ключ ко всей музыке Веберна, потому что понял, насколько тесно он, оказывается, связан с поздним романтизмом. Так что от опыта и эволюции, безусловно, зависит. Проверено на себе
    Кстати, это вообще полезная практика - слушать произведения в порядке их сочинения. Многое становится понятно.

  • #10

    Post Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки

    Думается, здесь поможет внести ясность небольшой экскурс в психологию музыкального восприятия, в частности - в проблему перцептивной установки как основы музыкального восприятия.
    Понятие перцептивной установки заимствовано из общей психологии и весьма обстоятельно исследовано применительно к музыке в работах В.Медушевского и Е.Назайкинского. В сущности, она представляет собой особый механизм, позволяющий связать весь прошлый слуховой опыт с конкретной перцептивной деятельностью, т.е., с музыкой, слушаемой "здесь и сейчас".
    Основное её назначение - в опережающем подключении к восприятию конкретного музыкального произведения тех областей музыкального и жизненного опыта, которые необходимы для полного, своевременного и правильного распознавания использованных средств и постижения художественного смысла.
    (В.Медушевский. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - С.181)
    Воспринимая каждое новое произведение, мы так или иначе (зачастую - неосознанно) вписываем звучащее в систему наших знаний и представлений о музыке - о правилах организации музыкального языка, построения музыкальной формы, об устойчивых "значениях" музыкальных средств... наконец, соотносим с нашим пониманием того, что есть Прекрасное в музыке ("опознавательная" и "аксиологическая" установки, по Медушевскому). Кроме того, в установку включено и знание об особенностях строения данного конкретного произведения - если оно уже знакомо слушателю.
    Конкретная реализация перцептивной установки представима как система ожиданий и тяготений, устанавливающаяся в сознании слушателя перед началом произведения, своего рода "настроенность" на восприятие (в том числе и эмоциональная).
    В целостной установке мы можем выделить частные: образно-смысловые, жанровые, стилистические, композиционные, тематические, функционально-гармонические и т.д. Эта иерархическая организация установок позволяет не только легко ориентироваться в произведении, осмысливать и запоминать его, но и опережать течение событий. Так рождаются ожидания, тяготения, устремления, цементирующие развитие (Там же, С. 182)
    Ожидания - порождение установки, которая включает в себя не знания не только элементов системы, но и их временных, "линейных" динамических соотношений в музыкальном языке (Там же, С. 189).
    Система ожиданий "сопровождает" слушателя на всём протяжении композиции, динамически изменяясь и обогащаась, как бы "впитывая" в себя всё общее и индивидуальное в произведении.* Ожидания могут оправдываться или не оправдываться, причём в каждый момент музыкального времени этот хрупкий баланс колеблется от полной предсказуемости до полной непредсказуемости (собственно, в этом и заключается процессуальная природа музыкальной логики, на которой мы сейчас не будем заострять внимание, чтобы не слишком отклоняться от темы).
    Для нас в данном случае важен вывод, имеющий непосредственное отношение к теме топика - об эмоциональном восприятии музыки. Человеческая психика устроена так, что сознание стремится снова и снова переживать события, приносящие эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, испытывать радость узнавания знакомого. По словам П. Хиндемита,
    "...чем ближе внешнее музыкальное впечатление совпадает с внутренним музыкальным ожиданием, тем больше будет эстетическое удовлетворение".
    По сути, подлинно художественное восприятие музыкального произведения возможно лишь тогда, когда слушатель ощущает себя со-причастным к нему, эмоционально со-бытийствует с ним – то есть когда музыкальное время насыщено значимыми для воспринимающего событиями. И самый верный путь к этому - соотнести незнакомое с уже знакомым, вписать логические принципы организации новой музыки в собственную перцептивную установку, и тем самым - "найти ключ" к смыслу.


    *Понятно, что степень детализированности установки и способность к её динамическому обогащению не в последнюю очередь зависят от культурного багажа и навыков восприятия, и будут значительно различаться у профессионала и любителя.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Ответов: 10
      Последнее сообщение: 29.03.2011, 12:42
    2. Мышление "о" и вербализация восприятия музыки
      от Амальтея в разделе Философия и музыка
      Ответов: 144
      Последнее сообщение: 20.06.2008, 09:53
    3. О разных аспектах восприятия музыки
      от vladimirzuev в разделе Беседка
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 16.05.2008, 21:47
    4. Патология восприятия органной музыки... =(
      от Hemem в разделе Органная музыка
      Ответов: 147
      Последнее сообщение: 26.03.2008, 23:05
    5. вопросы объективного восприятия
      от krivitch в разделе Техническая поддержка
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 01.10.2005, 13:47

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100