1. #1
    ЭЭЭХ..... Аватар для duchka
    Регистрация
    01.08.2005
    Сообщений
    1,941
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Композитор и интеллект али наоборот?

    Тема навеяна соседним топиком (ныне закрытом), который было бы можно переименовать в

    "БИТВА БАБЫ ЯГИ С КРОКОДИЛОМ"

    (привет, Каспи!)
    Не обижайтесь, участники, - это из русского лубка
    (давно у меня идея что-нибудь сделать полусценическое на эту тему)

    Ну ближе к делу:
    НУЖЕН - НЕ НУЖЕН ИНТЕЛЛЕКТ КОМПОЗИТОРУ (СОВРЕМЕННОМУ) ?
    ПОМОГАЕТ, А МОЖЕТ БЫТЬ, МЕШАЕТ ?

    Из истории мы можем набрать и умных и не очень (мягко говорю).
    Пожалуйста, выскажитесь.
    ОДУМАЙТЕСЬ


  • #2

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    БИТВА БАБЫ ЯГИ С КРОКОДИЛОМ

    Правильно, так нам и надо. Чур я крокодил! (Вообще, интересно, как все это выглядело со стороны. Не поделитесь? Обещаю не комментировать, но приму к сведению.)

    Не обижайтесь, участники, - это из русского лубка
    (давно у меня идея что-нибудь сделать полусценическое на эту тему)


    Сделайте, будет весело. Если вздумаете, можете пользоваться раскавыченными цитатами из меня - разрешаю.

    А вот постановку вопроса собственно темы - не очень понял. Что значит "не нужен"? Интеллект - совокупность общих умственных способностей человека, типа памяти или мышления. Мне трудно себе представить, как можно сочинять музыку, если они отсутствуют.
    Последний раз редактировалось Fritz; 23.08.2006 в 19:24. Причина: Дополнено
    A momentary maniac with casual delusions

  • #3
    ЭЭЭХ..... Аватар для duchka
    Регистрация
    01.08.2005
    Сообщений
    1,941
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    Цитата Сообщение от Fritz Посмотреть сообщение
    БИТВА БАБЫ ЯГИ С КРОКОДИЛОМ

    Правильно, так нам и надо. Чур я крокодил! (Вообще, интересно, как все это выглядело со стороны. Не поделитесь? Обещаю не комментировать, но приму к сведению.).

    Со стороны. Положа руку на сердце, признаю, что Вы одержали победу логическую и, главное, моральную.


    Цитата Сообщение от Fritz Посмотреть сообщение

    А вот постановку вопроса собственно темы - не очень понял. Что значит "не нужен"? Интеллект - совокупность общих умственных способностей человека, типа памяти или мышления. Мне трудно себе представить, как можно сочинять музыку, если они отсутствуют.
    Теперь по теме. Договоримся о терминах: интеллект = ум, так уж в просторечии.Так вот, в том то и дело, что все больше я в нем сомневаюсь, т.е. ум вроде бы необходим, но с другой стороны, может служить и ТОРМОЗОМ, что мы на примере классиков можем видеть: умнейший Шенберг - чемпион по незаконченным сочинениям, а вот Шостакович плодовит был весьма и весьма, нечего сказать. Но это только к примеру.
    Есть еще дневниковая запись Л.Толстого: " Я давно заметил, что музыканты чем талантливее, тем тупее, вот приезжал вчера Рахманинов..." (цитирую по памяти).
    Тут следует добавить, что Толстой и сам был талантливым музыкантом.

    Короче, вопрос в том, насколько ум, рефлексия может тормозить творческий процесс
    ОДУМАЙТЕСЬ

  • #4
    пост-террорист Аватар для Georg
    Регистрация
    25.08.2005
    Сообщений
    1,065
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    Раз морозною зимой
    Вдоль опушки лесной
    Шел медведь к себе домой
    В теплой шубе меховой.

    Шел он шел к своей берлоге
    По проторенной дороге
    И шагая через мост,
    Наступил лисе на хвост. (топаем ногой)

    Подняла лисица крик,
    Зашумел темный лес, (машем поднятыми руками)
    И медведь с испуга в миг
    На сосну большую влез.

    На сосне веселый дятел
    Белкин домик конопатил (киваем головой, как будто стучим клювом)
    И сказал он: "Ты медведь
    Должен под ноги смотреть". (грозим пальчиком)

    С той поры медведь решил,
    Что зимой нужно спать,
    По тропинкам не ходить,
    На хвосты не наступать.

    Он в берлоге безмятежно
    Спит зимой под крышей снежной (сложенные возле щеки ладошки, как будто спим)
    И доволен неспроста,
    Что родился без хвоста.

  • #5

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    Договоримся о терминах: интеллект = ум, так уж в просторечии.

    Все бы хорошо, но приравняв интеллект к уму, мы не только не сдвигаем с места терминологический воз, но, напротив, еще крепче вязнем в той же самой трясине. Еще можно тешить себя надеждой, что мы способны дать сколько-нибудь сносное определение "интеллекта" , но что такое "ум", и тем более "умный человек"? Вы помните, конечно, как главный герой "Гадких лебедей" в одном из эпизодов, пытаясь с наскока взять эту крепость, запутался в противоречиях и выглядел к концу довольно жалко.

    ум вроде бы необходим, но с другой стороны, может служить и ТОРМОЗОМ, что мы на примере классиков можем видеть: умнейший Шенберг - чемпион по незаконченным сочинениям, а вот Шостакович плодовит был весьма и весьма, нечего сказать.

    Мне кажется, не нужно фетишизировать произведение как законченное целое. Интересоваться стоит не созерцанием гармонично устроенной структуры (эта холоповщина кажется мне интеллектуально беспомощной), а движением мысли автора, с которым вы пытаетесь во время прослушивания музыки вступить в диалог. Произведение - это инструмент для такого диалога, но не единственный, а существующий наряду с другими. Широкая распространенность этого инструмента не кажется мне специфическим достоинством, дающим ему право возвышаться над другими - у него есть не только плюсы, но и минусы. Во-первых, завершенность и предназначенность к публичному показу сплошь и рядом приводят к компромиссам, задающим слушателям дополнительную работу по отделению авторского высказывания от привходящих условий. Во-вторых, существует род интеллектуального содержания, которое вообще не может быть передано в завершенной форме; мне кажется, это понимали и Петерссон, и Ноно, и Малларме, и, наконец, сам Шенберг.

    В конце концов, важно не как (посредством чего), а с кем вы контактируете: у иного автора из самого факта незавершенности (вплоть до реконструкции несостоявшегося замысла - помните, Лотман о Пушкине писал статьи на эту тему?) можно извлечь больше информации, чем у другого из целого произведения. Вот авторы первого типа-то мне и интересны.

    Короче, вопрос в том, насколько ум, рефлексия может тормозить творческий процесс

    Рефлексия может тормозить творческий процесс просто-таки несказанно, вплоть до полной остановки. Кроме Шенберга, можно вспомнить в этой связи и Эйзенштейна, и Леонардо да Винчи (у которого считанные единицы законченных полотен, и даже "Джоконду" он, как известно, не дописал, а уж сколько проектов, не связанных с живописью, остались на страницах записных книжек - страшно представить), и Норштейна, без преувеличения величайшего среди ныне живущих аниматоров, и Алексея Германа, и Стенли Кубрика, и Бориса Стругацкого, и Ходасевича и много кого еще. Насчет того, хорошо это или плохо, у меня нет однозначного ответа. Автора этот "разъедающий яд сомнений" может неслабо фрустрировать и в этом смысле он, конечно, вряд ли положителен. (Впрочем, любопытно, что авторы, как правило, не спешат с ним расставаться.) Однако потребителю рефлексия автора над собственным творчеством приносит больше пользы, чем вреда, и история, в конечном счете возводящая на пьедестал именно рефлектирующих авторов, как мне кажется, доказывает это вполне убедительно.

    В общем, подводя итоги, я предпочитаю и среди сочинителей общаться с умными людьми, а если умным сложнее свои произведения заканчивать - ну, что ж, значит сложнее, меня как потребителя это не напрягает.
    A momentary maniac with casual delusions

  • #6
    Постоянный участник
    Регистрация
    07.09.2005
    Сообщений
    549

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    Цитата Сообщение от duchka Посмотреть сообщение
    НУЖЕН - НЕ НУЖЕН ИНТЕЛЛЕКТ КОМПОЗИТОРУ (СОВРЕМЕННОМУ) ?
    Не нужен. Не только композитору. Никому.
    Цитата Сообщение от duchka Посмотреть сообщение
    ПОМОГАЕТ, А МОЖЕТ БЫТЬ, МЕШАЕТ ?
    Мешает всем, факт Серьезно
    Вот вроде и высказался начистоту.

  • #7
    Постоянный участник
    Регистрация
    10.09.2002
    Сообщений
    989

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    Цитата Сообщение от Georg Посмотреть сообщение
    Раз морозною зимой

  • #8
    Постоянный участник Аватар для sementis
    Регистрация
    28.10.2005
    Сообщений
    626
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    [
    quote=Georg;197079]Раз морозною зимой
    Вдоль опушки лесной
    Шел медведь к себе домой
    В теплой шубе меховой.

    Шел он шел к своей берлоге
    По проторенной дороге
    И шагая через мост,
    Наступил лисе на хвост. (топаем ногой)
    Что это, Georg? Что-то экзистенциальное? или трансцендентальное?
    А я ведь помню мотивчик! (Старокадомский?)
    си-до-ре-соль-соль( в др. октаву)- ми- ре(эдакие трихордные попевки )
    и во 2-м куплете: си-си-ми-ми ре-ре си-си(те же трихордные бесполутоновые попевки+параллельно-переменный строй)
    Вот и решайте: композитор али интеллект: сочинял ли композитор, опираясь на классическую парадигму(я вообще замечала во многих "совецких" песнях интонации, не говоря уж о гармонии, задач Способина ) или это -глубинное, архетипическое, мышление.
    ...все движется любовью (ОЭМ)

  • #9
    Постоянный участник Аватар для sementis
    Регистрация
    28.10.2005
    Сообщений
    626
    Записей в дневнике
    4

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    Fritz писал:
    Мне кажется, не нужно фетишизировать произведение как законченное целое. Интересоваться стоит не созерцанием гармонично устроенной структуры (эта холоповщина кажется мне интеллектуально беспомощной), а движением мысли автора, с которым вы пытаетесь во время прослушивания музыки вступить в диалог.
    Все правильно, за исключением двух коротких частиц (Вашей) речи:
    не а движением, а и движением, и, соответственно убрать частицу не в сочетании не созерцанием.
    Таким образом, следует читать:
    Интересоваться стоит созерцанием гармонично устроенной структуры и движением мысли автора.
    Лучше, конечно, поменять местами, ибо сначала - движение мысли, а потом - результат. И не Ю.Н.Холопов это открыл, начинайте с греков.
    Другое дело, что можно в одних случаях акцентировать (все же не фетишизировать) одно, в других - другое, в зависимости от того, о чем Вы собираетесь в данный момент судить.
    ...все движется любовью (ОЭМ)

  • #10

    По умолчанию Re: Композитор и интеллект али наоборот?

    Мне лично структура интересна только в том случае, если ее элементы складываются в авторское сообщение. Сама по себе структурность (независимо от внутреннего строения) меня как слушателя оставляет равнодушным и созерцание ее эмоций не вызывает (как композитор я, впрочем, интересуюсь подробностями ее создания, но это, конечно, несерьезно, музыка не должна писаться только для композиторов). Тем не менее, я готов принять вашу первую поправку. Насчет последовательности могу только повторить, что не всякое движение мысли порождает гармоничную структуру, и соответственно, интересоваться лучше причиной, а не результатом. А Холопова я упомянул, потому что это именно его усилиями все у нас теперь знают кое-что про древних греков, и никто не понимает, что между греками и нами культурная и эволюционная дистанция огромного размера и слушать музыку так, как слушали ее два с половиной тысячелетия назад означает врать самому себе, что человек не изменился и культура устроена так же, как до нашей эры. Как там, у Булгакова, "люди все те же, квартирный вопрос только испортил их". Вот примерно так Холопов рассуждает - люди те же, только вместо пропорций 1:2:3 пропорции 15:16:17. А так - ничего ведь не изменилось, конечно же, куда нам до древних, древние, они, таё, они древние, да, они поумнее нас были, древние, таё.
    A momentary maniac with casual delusions

  • Страница 1 из 5 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Искусственный интеллект и музыка
      от Lois в разделе Искусство композиции
      Ответов: 29
      Последнее сообщение: 13.12.2011, 00:30
    2. Интервью Роджер Норрингтон: «Я верю в чувства и интеллект»
      от Ася Магдалена в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 24.08.2010, 20:30
    3. Ответов: 23
      Последнее сообщение: 05.01.2009, 15:40
    4. Об отношении Чайковского к Брамсу, и наоборот, и вокруг, и около
      от Myshkina в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 58
      Последнее сообщение: 27.09.2007, 06:09
    5. Классика в рекламе (к счастью, пока не наоборот :))
      от Радужная Флейта в разделе Беседка
      Ответов: 68
      Последнее сообщение: 28.02.2007, 18:37

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100