-
16.01.2005, 11:14 #1
Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
Что греха таить, все мы, уставшие от бесконечных разборок, взрывов, обалдевшие от шквального огня, исламского терроризма, американского империализма и арабского хамства, занудства жен, мужей и коллег, а так же современной музыкальной критики, иногда ночующие в окопах, а иногда и в аэропортах, возвращаясь домой, хотим... чего? Все понимают, чего
. Тут не надо быть психологом или семи пядей во лбу. Но и в эти суровые выходные мы ищем покой нашим израненым душам. И мы его находим. Где, спросите вы? И я отвечу: на концертах Михаила Лидского. "Цель творчества - самоотдача", - вот субдоминанта его искусства (надо ли напоминать, что отклонения в субдоминанту всегда должны быть резче, чем в доминанту? В идеале, конечно.) Нельзя не отметить, что на концерты Лидского ходят и профессионалы, и любители, и откровенные дилетанты, да и просто ЛЮДИ. Профессорский состав МГК, рядовые "наружки", слесари, сантехники, бойцы невидимого фронта, домохозяйки, политики, морские пехотинцы, фермеры, знатные заводчане и доярки, студенты, музыканты, а иногда даже пианисты (!!!), сотрудники дипломатических миссий и вражеская агентура стараются найти в мастерстве Лидского временное удовлетворение своим прекрасным порывам. И они его находят. Даже в катарсисе ми-минорной сонаты Метнера, даже в подчас диковатых этюдах Листа нам слышится: Лидский не чужд нуждам простого народа, которому, как известно, принадлежит искусство. Вслушаемся в "Мазепу" того же Листа. На первый взгляд может показаться, что пианист играет громковато. Даже просто громко. Даже чересчур. Просто громыхает. Но! Этим критиканам я хотел бы напомнить: FFF есть FFF, а если вы так не можете - нечего и завидовать. Итак, за искусство М.Лидского!
Слава ему, бесподобному прозаику фортепиано!!!
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
При этом нельзя не упомянить некоторые личные (или,если хотите, личностные!) впечатления от наших встреч. Впервые я увидел М. Лидского... нет, нельзя, дамы расстроятся, да и старость - не радость. Скажу только, что тогда он произвел на меня гнетущее впечатление. Вековая грусть, словно застывшая в его глазах, резко контрастировала с синей школьной униформой и нелепым пионерским галстуком. Играл он тогда, если не ошибаюсь, ярко, молодо, свежо, громко, если, конечно, это можно было назвать игрой (а не мордобоем по клавишам). Впоследствии мы часто встречались и в военкоматах, и в Гондурасе, и в Югославии, да и в других горячих точках планеты, не подавая вида, будто мы знакомы... Однажды я с грустью получил информацию, согласно которой батальон Лидского был расстрелян в Анголе. Стоит ли рассказывать о моей радости, когда я узнал, что Лидского тогда в Анголе вообще не было!
Однако, вернемся к основному вопросу. Чем дорого его искусство лично нам? Ответ прост. Интерпретация Лидского не укладывается в прокрустово ложе традиционной схемы. И все же... Не потому ли так ценна его запись Этюдов Листа, что в "Видении" - мы видим (и слышим!) видение, в "Блуждающих огнях" - блуждающие огни, в "Эроике" - героизм, в "Пейзаже" - пейзаж, а в "Метели" - метель? Лист, при всей своей дури - такой же реалист, как и Лев Толстой. А Лидский - не меньший реалист, чем Лист. Отдельного анализа требует и исполнение Лидским трех Мефисто-полек талантливого венгра. Первую Михаил играет, тщетно пытаясь соблюсти авторские указания. Вторую он дописал сам, и исполняет ее не менее виртуозно. Третью мы сочинили вместе, валяясь в штабном лазарете. Конечно, Лидский порой злоупотребляет октавными glissando, но ведь и на солнце бывают пятна! А вообще, М. Лидский стал играть намного тише, с чем мы его искренне поздравляем, гневно отметая в сторону всю негативную критику некоторых дам, направленную на подрыв демократии в искусстве и не только.![]()
- Регистрация
- 29.06.2002
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 921
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
Да, батюшка!
Тут не только сопрано.
Вот порода, а! Может, и не сильнее "Фауста" Гете, но близко к "Фауст-симфонии" талантливого венгра.
И вроде ни отец, ни дед... Дед, впрочем, да. И деду немножко тут досталось... Но ничего![]()
![]()
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
Уважаемый Henry.
Я всё понимаю, конечно. Вы знакомы и проч. Но неужели же вы не могли выразить тёплые чувства к М. Лидскому лично? И неужели вам некого более "восхвалять"? Да, положим, Аргерих, не живёт здесь. И Брендель тоже. И это повод для восхищения тем, что имеется в наличии? Но смысл? Вот некоторое время тому в Саратове Михаил играл c-moll'ный концерт Моцарта. И что? - спросите вы. Да ничего. В полном смысле слова. Можно, ведь, сколько угодно склоняться над роялем на манер К. Цекки, - само по себе сие ни к чему не приведёт! Человеку нечего было сказать здесь, кроме разве что того, что он вдумчиво прочёл текст. Разве этого достаточно? Да, известная осмысленность имела место, но и только. Всё же остальное - как у всех и у вся. Там - не слышно, здесь - обыденно и т.д. Должна же быть идея! Ну хоть какая-то, пусть и не своя. То, к чему так стремился Гулд, идя в студию. И он часто не достигал, но хотя бы стремился. Разве можно играть финал концерта вяло, дрябло и аморфно, как сделал Михаил и делают "все" (скажем условно, имея в виду среднее студенческое и проч. заурядное исполнение), после того, что совершили с этой музыкой Сэлл и Казадезюс?! В особенности Сэлл, конечно. Теоретически, можно, конечно, но только зачем? Чем виновата музыка, что Хаскил и Гулд умерли, но зато есть Лидский?![]()
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
Ну, ежели он вдумчиво прочел текст, да еще и играл с известной осмысленностью - ему вообще пора памятник ставить! И потом, он - не зануда. Тоже весьма ценное и редкое качество.
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
Ну, разве что - "не зануда" - вживую. Вам виднее...
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
Уважаемый Вадим! здесь на форуме вообще-то сложились определенные традиции и есть минимальные нормы обоснования своих мнений, и если Вы беретесь так утверждать про игру МЛ, то расскажите о себе (ну хоть об опыте вашего общения с музыкой) хотя бы косвенно, чтобы мы, те кто слышали сами его в концертах и имеющие довольно ясное представление о его мастерстве и артистизме, смогли подобрать ключи к пониманию Вашего отношения.
Скажу откровенно, что питаю крайнее недоверие к разного рода "сыпанию" именами авторитетов (заметно разного уровня!) мирового пианизма, с единственной целью - вместо благодарности за живое дыхание музыки уличить артиста что он не Гофман, не Казадезюс и прочее... Пока по вашим сообщениям вижу "праздного" меломана, имеющего еще и немалые амбиции с одного прослушивания судить о таких, требующих тонкой настройки, вещах как "идея" исполнения. Вполне может оказаться, что то, что Вы так субъективно охарактеризовали как "вяло, дрябло и аморфно" существует лишь в вашем "сравнительном ожидании" с полюбившейся Вам чьей-то гиперактивной интерпретацией. Разубедите меня, прошу, если можете.
Вопрос собственно один для начала: работали ли Вы сами над c-moll'ным концертом Моцарта?
... единственно в этом случае допускаю право на существенную разницу в восприятии и разумное провозглашение сдержанного несогласия с чьей-либо трактовкой. Впрочем, предполагаю что именно в этом случае музыкант всегда услишит максимум ценного в игре Лидского и скорее всего просто промолчит об имеющих место несогласиях. Если же Вы - пластиночный (илипластинчатый) дегустатор, то лучше Вам быть менее категоричным.
Надеюсь не обижу Вас своим обращением. Мне больше всего на концертах некоторых пианистов не нравятся те вещи, которые знаю или играл раньше сам, но ведь глупо сравнивать так - "А вот Гленн Гульд играет..." Все-равно что матери ребенка сказать - "а вон такая-то родила совсем другого по виду ребенка, и он мне нравится побольше вашего! О чем вы думали, рожая без всякой идеи?"
Вообще, читая различную музыкальную литературу вижу, что только с появлением грамзаписи появилась такое отношение к музыкантам - я бы сказал "неблагодарное". В старинных критиках почти не сыщешь негативных оценок исполнения по таким сложным и субъективным позициям, как сейчас. Были больше благодарны за мало-мальски "недурное" исполнение. получая больше радости от самого произведения, нежели от тонкостей интерпретации. Только с появлением "пластинчатых" знатоков пошла мода, нет не опираться на свое понимание и представление о произведении, а опираться на свое знакомство с проекцией произведения на каком-либо носителе. Но сие есть огромная принципиальная разница.
К чему бы мне призвать тут?Ага - вот к чему: Господа! всемерно расширяйте и углубляйте связи с реальным миром! Нет вкусовщине, основанной на вируальных представлениях. Смерть Барби! Долой сериалы!
Цените сильную живую игру не сравнивая даже с самыми прекрасными мумиями записи. Помните - время на ролях равноправного творца участвует в каждой нотке звучащей сегодня. Долой имитаторов! Умейте ценить свою жизнь, свою эпоху и ценности реально проходящие мимо вашего носа.
( ну вот пока скачивал музыку сколько всего написал)..)
- Регистрация
- 29.06.2002
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 921
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
...Скверно я играл в тот вечер Моцарта. Первый раз в жизни: многое не получилось. И дома было очень тревожно: до последнего искал себе замену на поездку в Саратов. Критика Вадима меня не убеждает, но играл я, по совести, скверно. И с оркестром многое не удалось.
"Лучше играет тот, кто яснее и логичнее доносит текст" (Годовский/ГГНейгауз)
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
граждане. что ж это делается-то, а? Гтн, чего Вы мне угрожаете-то среди бела дня??????Сообщение от Gtn
![]()
Barbara
![]()
Re: Михаил Лидский как явление постсоветского пианизма
Пётр, ты чё, в натуре?! Возомнил себя явлением советского постпианизма? - Чё пьёшь-та? Я скоро во Владимир собираюсь, мне обещали там один храм показать, который закрыт, ну ты знаешь, рядом с Путинским. Так что ежели ты против Барби...![]()
P.S. (Растерянно) Фло, а Вы что - блондинка?!![]()
Похожие темы
-
Михаил Альперин. Бесспорное явление.
от RU в разделе ДжазОтветов: 32Последнее сообщение: 01.07.2008, 14:45 -
Рецензия 17/05/2004. БЗК. Михаил Лидский - Сонаты Бетховена
от krivitch в разделе Публикации о музыке и музыкантахОтветов: 23Последнее сообщение: 18.05.2007, 15:00 -
Фортепиано 6/06/2005. Михаил Лидский в КЗЧ - 2-й фортепианный концерт Рахманинова
от Bension в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 70Последнее сообщение: 11.09.2005, 23:53 -
Фортепиано 10/04/2005. Михаил Лидский в МЗК
от Bension в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 13Последнее сообщение: 11.04.2005, 18:41




Ответить с цитированием


Социальные закладки