Страница 1 из 18 1211 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 176

Тема: Клезмер и русская скрипичная школа

              
  1. #1

    По умолчанию Клезмер и русская скрипичная школа

    Клезмер и русская скрипичная школа
    Интервью с Романом Минцем

    Тамара Ляленкова
    Скрипач Роман Минц окончил МССМШ им. Гнесиных, Королевский музыкальный колледж в Лондоне и аспирантуру Guildhall School of Music and Drama (Лондон). Лауреат премий Malcolm Sargent Award (1996), Lidia Napper Award (1996), Naches Prize (1997), Yehudi Menuhin Award (1997), Emily English Award (1999) и Park Lane Group Award (1999). Участвовал в различных международных фестивалях, записывается на радио и телевидении, автор четырех сольных дисков. Участник ASCH-трио, dB ensemble и Brian Irvine Ensemble. Выступал с Г. Кремером, Н. Дэниэлом, Ш. Безали, группой «Елочные игрушки», ансамблем Дмитрия Покровского. Автор идеи и художественный руководитель фестиваля камерной музыки «Возвращение».

    В связи с проходящим нынче в Москве Пятым международным фестивалем еврейской музыки Yiddish-Fest 2009 «Букник» устами своего корреспондента Тамары Ляленковой решил поговорить с Романом Минцем о евреях и скрипке или, конкретнее, о клезмерских истоках русской скрипичной школы.

    В оркестрах, в том числе и европейских, играет много русских еврейских музыкантов, преимущественно скрипачей. Есть ли здесь связь: скрипка и происхождение?

    Я об этом много думал, но никогда не обсуждал публично. Я сам – еврей по этническому происхождению, и действительно среди скрипачей встречается много евреев. Но меня интересует не просто этот факт, а то, каким образом он повлиял на традиции исполнительства, возникшие в ХХ веке и насаждаемые до сих пор — иногда насильно.

    С чего это явление началось, точно сказать трудно. Например, еврей Генрик Винявский был предшественником Леопольда Ауэра на должности профессора скрипки Петербургской консерватории. Потом пришел Ауэр, тоже еврей, а надо сказать, что в основном профессоров тогда из-за границы выписывали. Ауэр был профессором сорок лет, пока у него не появился первый ученик, завоевавший мировую известность, – Миша Эльман. Это уже ХХ век. После Эльмана евреи-скрипачи стали как грибы вырастать: Хейфец, Мильштейн, Полякин. Отсюда пошла советская скрипичная школа, американская и все последующие основные школы. Конечно, существует, скажем, французская школа, но доминирующие скрипичные школы вышли именно оттуда.
    Другой вопрос, чего следует ждать от исполнения того или иного сочинения и как их исполняли еврейские скрипачи. В свое время Миша Эльман, например, обладал очень проникновенным, трогательным звуком. О нем рассказывали байку, которую я узнал от своего профессора Феликса Андриевского, а ему ее рассказал пианист Миши Эльмана. Однажды этот пианист обратился к Мише с вопросом, каким образом достигается тот бесподобный звук, который заставляет людей плакать. И Миша ответил: «Когда я был маленьким, мой папа-клезмер брал меня с собой на работу – на свадьбы и похороны. И он меня учил: ты должен играть так, чтобы люди плакали и давали тебе больше денег». С одной стороны это смешно, а с другой – чистая правда. Влияние клезмера на традиции исполнения классической музыки совершенно очевидно. Более того, если мы сегодня послушаем записи Моцарта или Баха в исполнении таких скрипачей, как Хейфец, мы ужаснемся. Они играют с позиции людей, которые в детстве играли на свадьбах и похоронах для того, чтобы люди заплакали и дали им больше денег. Я никоим образом не умаляю гениальность представителей этой школы, мы сейчас говорим о другом. Безусловно, Хейфец – первый из скрипачей, или, как заметил Ойстрах: «Хейфец – первый, Крейслер – единственный». В определенном репертуаре нет равных Хейфецу, в определенном – Ойстраху и т.д. Но впоследствии даже те интерпретации, которые сегодня можно смело назвать заблуждением, воспринимались как эталонные. И люди, которые учили следующее поколение, вбивали в музыкантов интерпретации, основанные именно на том «клезмерском» менталитете. Играть Баха надо было именно так, потому что так играл Генрик Шеринг. И это было не так давно – во время моего детства, например. То, что Генрик Шеринг, польский еврей, имел весьма относительное представление о стилистических особенностях музыки Баха, сейчас совершенно очевидно. Но тогда так не считали. Опять же, еврейские скрипачи привнесли особенности звукоизвлечения, фразировки и прочее в европейскую традицию исполнения классической музыки, которая отнюдь не писалась с расчетом на это. За редким исключением, положим, «Венгерских танцев» Брамса. Бетховен точно не писал с расчетом, скажем так, на еврейский звук. И если смотреть объективно, то в определенном смысле нашествие еврейских музыкантов в классическую музыку, которое случилось в прошлом веке, сыграло не только позитивную роль.

    Однако музыкальный мир этот звук принял, и, возможно, поэтому среди музыкантов так много евреев?


    Почему так много евреев — это другой вопрос. Довольно банальная причина – за черту оседлости можно было выбраться благодаря скрипке. Например, Хейфецу разрешили учиться в Петербурге, Мише Эльману тоже – за них лично хлопотал Ауэр. Отца Хейфеца, клезмера, пришлось взять в консерваторию, потому что Яша Хейфец был слишком маленьким, чтобы жить самостоятельно в Петербурге. Поэтому отца зачислили в класс к Ауэру, он не получил ни одной экзаменационной отметки, он просто числился, чтобы иметь право жить в Петербурге.
    И вот, как только Миша Эльман начал делать головокружительную мировую карьеру, все, у кого были талантливые дети со скрипочками, потянулись к Ауэру. Естественно, все желали своим детям хорошего будущего – как у Миши Эльмана или Яши Хейфеца. То, что для еврейского мальчика из глубинки это будущее наступит благодаря скрипке, выглядело вполне очевидным. В первую очередь, появилась возможность попасть в столицу, а дальше можно мечтать и о загранице. И, конечно, маниакальное желание еврейских мам, чтобы в любом случае ребенок играл на скрипке, связано и с этим обстоятельством в том числе.

    А может быть, евреи просто музыкально одаренная нация?

    Да, в генофонде уже есть музыкальность. Потому что у евреев, как известно, Тора распевается, ее не читают, а поют. И еще важна такая установка – я сам ее отлично помню из детства, – что если ты еврей, ты должен быть лучше других, чтобы достичь того же результата. Понятно, что не все выбивались, но работали как лошади, и талантливых было много. Этим, я думаю, феномен еврейства в музыке во многом объясняется.

    Традиция отдавать мальчиков в музыкальную школу по классу скрипки сохранилась и в советские времена. Еврейские мальчики как-то особенно усидчивы?

    Это не усидчивость мальчиков. Я, например, никогда не был усидчивым, однако присутствовало понимание того, что, поскольку ты еврей, тебе будет сложнее в жизни, и ты должен много заниматься, работать.

    Вообще у меня все было не так. Я просто увидел скрипку по телевизору и стал родителям говорить, что хочу играть. По их воспоминаниям, наша соседка повела своего сына в музыкальную школу, а моя мама попросила: возьми моего, может, он чего слышит. Меня проверили, и оказалось, что у меня абсолютный слух. И когда спросили, на чем я хочу играть, я вдруг сказал: «На скрипке», чем поверг родителей в ужас – они никогда об этом не думали.
    Существовали две определенные еврейские мечты: стать либо Ротшильдом, либо Хейфецем, потому что были прецеденты. А поскольку скрипка – это народный инструмент, возникла опять-таки легенда, что евреи – народ скрипки.

    Но именно так и получается – в европейских оркестрах скрипачи, как правило, еврейского происхождения…

    Есть и исключения. Один европейский оркестр, Венская филармония, старается не принимать выходцев этой школы. Я читал интервью их концертмейстера, в котором он прямо сказал, что мы, мол, сохраняем венскую школу, какой она была, что я услышу женщину, даже если она играет за шторой, чем вызвал поток возмущенных писем из Америки. И еще он заявил, что они стараются не портить свою школу русской, – он назвал это так. Существует и такой подход, который, за исключением шовинизма, я могу в чем-то понять.

    И потом, не надо забывать, ситуация за последнее время сильно изменилась: существуют Япония, Корея и Китай, которые поставляют скрипачей в таком количестве, что еще неизвестно, сколько их будет в ближайшем будущем в ведущих оркестрах.

    У них-то скрипка откуда?

    Ну, у них абсолютный слух. Честно говоря, я не знаю, что слышит японец, когда впервые слушает европейскую музыку. Вообще, я не люблю обобщать по расовому признаку. Но иногда у корейцев я вижу сходные с нашими моменты. Кто-то однажды сказал, что корейцы – это дальневосточные евреи. И очень много талантливых корейских девочек (не мальчиков) приезжают в Германию или Англию, с мамами. Отец сидит в Корее, обеспечивает их, а мать ходит с девочкой на уроки скрипки, два раза в неделю, делает из нее гениального ребенка, и это ее работа. Все знают Сару Чанг, есть и другие успешные корейские музыканты, сейчас пошел именно такой тренд.

    Они привносят что-то свое в звук, в манеру исполнения?

    Здесь другое. Их учат те же самые люди, которые несут еще те, старые традиции. И хотя многое меняется, границы постепенно размываются и люди становятся мобильнее, русско-еврейскую скрипичную школу так просто не убьешь.люди становятся мобильнее, русско-еврейскую скрипичную школу так просто не убьешь.

  • #2
    Пожарник Аватар для Tatra
    Регистрация
    16.04.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,741

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Всякий раз, читая Ромины интервью, поражаюсь, как он умудряется не повторяться и столько всего знать в самых разных направлениях...
    И все-таки алкоголик Мусоргский нам дороже трезвенника Кюи...
    Е. Колобов

  • #3
    А я тут мимо кракодил.. Аватар для Aybolit
    Регистрация
    30.07.2007
    Сообщений
    4,991
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    и люди становятся мобильнее, русско-еврейскую скрипичную школу так просто не убьешь.люди становятся мобильнее, русско-еврейскую скрипичную школу так просто не убьешь.
    "Не убьешь, не убьёшь, не убьёшь...", ответило эхо...
    Луизианская рептилия — пожиратель заблудших овечек

  • #4
    А я тут мимо кракодил.. Аватар для Aybolit
    Регистрация
    30.07.2007
    Сообщений
    4,991
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Pochetta, для того, чтобы понять, шо таке "еврейский звук", надо быть сильно в теме клейзмера. Как обсуждать вкус устриц с теми, кто их не пробовал? ©
    Луизианская рептилия — пожиратель заблудших овечек

  • #5
    РУСОФОБ(с)Predlogoff Аватар для Walter Boot Legge
    Регистрация
    27.03.2003
    Сообщений
    6,784
    Записей в дневнике
    34

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Лично мне - сказанное крайне не понравилось. Вкусовщина, возведенная в принцип. Не знал, видите ли, Шеринг "стилистических особенностей", не то что просвещенный Роман Минц. Гораздо интереснее, по-моему, другое - не то, что все играли как клезмеры, а то, что всем слушателям, по большей части, это нравилось, даже если они не были евреями. И некоторым, кстати, довольно многим, продолжает нравиться до сих пор. К чему бы это, а.
    Самое забавное, что в Бахе (и не только) у Шеринга ИМХО куда меньше "клезмерского" чем у многих грандов его масштаба в 20 веке!
    Просто абсурд какой-то!
    ...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009

  • #6
    А я тут мимо кракодил.. Аватар для Aybolit
    Регистрация
    30.07.2007
    Сообщений
    4,991
    Записей в дневнике
    2

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Таки сами попробуйте поиграть клезмер таким звуком, как написали, шоб вам люди заплатили денег, потом поговорим ))
    Луизианская рептилия — пожиратель заблудших овечек

  • #7
    РУСОФОБ(с)Predlogoff Аватар для Walter Boot Legge
    Регистрация
    27.03.2003
    Сообщений
    6,784
    Записей в дневнике
    34

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Я даже больше скажу, Шеринг для меня - мостик к аутентичному Баху, но не Холловея, а, скажем, Кюйкена (см тут )
    ...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009

  • #8
    Старожил Аватар для Ольга Гинзбург
    Регистрация
    20.06.2007
    Адрес
    Хайфа (Израиль)
    Сообщений
    2,266

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Есть хороший еврейский писатель И.С.Друкер, у него есть роман "Музыканты". Прообразом главного героя Эзры, стал Столярский. Это роман о деревенских музыкантах -клейзмерах, время дореволюционное,место - Украина и Польша. И, если автору темы интересно знать, как получались еврейские музыканты, почитайте роман. Получите двойное удовольствие. Читается за одну ночь.

  • #9
    Пожарник Аватар для Tatra
    Регистрация
    16.04.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,741

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Комментарий Р. Минца:

    "Это было радио интервью, нещадно порезанное, поэтому сместились некоторые смыслы. Я Шеринга люблю и Хейфеца с Эльманом тоже".
    И все-таки алкоголик Мусоргский нам дороже трезвенника Кюи...
    Е. Колобов

  • #10
    Пожарник Аватар для Tatra
    Регистрация
    16.04.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,741

    По умолчанию Re: Клезмер и русская скрипичная школа

    Цитата Сообщение от pochetta Посмотреть сообщение
    в таком виде, как сейчас - сказанного достаточно, чтобы стать нерукоподаваемым в приличном обществе.
    Думаю, этот вывод - преувеличение.
    Как и необходимость объясняться на форуме, но моего мнения никто не спрашивал.
    И все-таки алкоголик Мусоргский нам дороже трезвенника Кюи...
    Е. Колобов

  • Страница 1 из 18 1211 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Скрипичная школа Костенко!
      от Golda в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 233
      Последнее сообщение: 10.11.2012, 23:50
    2. Русская скрипичная школа
      от Trinity в разделе Музыкальное образование
      Ответов: 6
      Последнее сообщение: 04.01.2012, 21:23
    3. Русская школа
      от Nataly в разделе Балет
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 23.06.2010, 11:51
    4. Русская фортепианная школа
      от Люблю_людей в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 1
      Последнее сообщение: 07.10.2009, 21:10
    5. Русская скрипичная школа
      от jevlampij в разделе Скрипичная и альтовая музыка
      Ответов: 20
      Последнее сообщение: 20.07.2008, 23:00

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100