Показано с 1 по 7 из 7

Тема: Атакта у Холопова

              
  1. #1

    Question Атакта у Холопова

    Господа теоретики! Помогите разобраться, атактами Холопов называл все прилегающие (и полутоновые, и тоновые) или использовал этот термин для дифференциации прилегающих функций, называя им только полутоновые? Из контекста учебника (Гармония. Практический курс, ч.2) что-то я не могу понять этого :(. Вроде бы термин атакта относится ко всем прилегающим, но обозначение как-то заставляет усомниться, т.к. буквами А обозначены только полутоновые.

  • #2

    По умолчанию Re: Атакта у Холопова

    Цитата Сообщение от Теоретик Посмотреть сообщение
    Господа теоретики! Помогите разобраться, атактами Холопов называл все прилегающие (и полутоновые, и тоновые) или использовал этот термин для дифференциации прилегающих функций, называя им только полутоновые? Из контекста учебника (Гармония. Практический курс, ч.2) что-то я не могу понять этого :(. Вроде бы термин атакта относится ко всем прилегающим, но обозначение как-то заставляет усомниться, т.к. буквами А обозначены только полутоновые.
    Что-то я не припомню такого "холоповского" термина. Дайте страницы, на которых ЮН обсуждает этот термин.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #3

    По умолчанию Re: Атакта у Холопова

    Термин, конечно, не "холоповский", но "у Холопова". Ю.Н. указывает, что "атакта" - термин Т. Зелиньского (с.19) и далее на с.23 пишет о них в подтеме 2.5 "Прилегающие (атакты). Проблемы однотерцовых", из чего можно было бы заключить, что атактами можно называть все прилегающие, но т.к. прямо целотоновые прилегающие он атактами не называет, а наоборот, подчеркивает их отличия + разница в обозначении, то отсюда и возникло сомнение. Буду Вам чрезвычайно благодарна, если подскажете!

  • #4

    По умолчанию Re: Атакта у Холопова

    Цитата Сообщение от Теоретик Посмотреть сообщение
    Термин, конечно, не "холоповский", но "у Холопова". Ю.Н. указывает, что "атакта" - термин Т. Зелиньского (с.19) и далее на с.23 пишет о них в подтеме 2.5 "Прилегающие (атакты). Проблемы однотерцовых", из чего можно было бы заключить, что атактами можно называть все прилегающие, но т.к. прямо целотоновые прилегающие он атактами не называет, а наоборот, подчеркивает их отличия + разница в обозначении, то отсюда и возникло сомнение. Буду Вам чрезвычайно благодарна, если подскажете!
    Отсюда?
    http://planetadisser.com/see/dis_181908.html

  • #5

    По умолчанию Re: Атакта у Холопова

    Цитата Сообщение от wau2009 Посмотреть сообщение
    Что Вы имели в виду под "отсюда"?

    Оттуда, куда Вы ссылаетесь:
    Ещё один вариант фиксированного определения функциональности однотерцовых аккордов - позиционирование их среди атактовых функций.13 Такую точку зрения мы встречаем у Ю.Н. Холопова. Согласно Ю.Н. Холопову, трезвучие, однотерцовое к тонике мажора - это V (атакта как "стрела, летящая вниз"), трезвучие, однотерцовое к тонике минора — А ("стрела, летящая вверх").14 Однако и данное определение не убеждает до конца. Однотерцовая гармония, безусловно, прилегает к тонике, и в этом смысле она является атактой (при общем для атакт условии их непосредственного разрешения в тонику). Но понятие атакты, на наш взгляд, не отражает специфики гармонико-смыслового отношения неустоя к тонике. Оно скорее указывает на "географическое" (интервальное) положение аккорда в ладу (прилегает к тонике на полутон).
    Речь идет об однотерцовых аккордах, поэтому целотоновые прилегающие, естественно, там вне поля зрения.


    Атакта (А) -термин польского музыковеда Т. Зелиньского (см: Zielinski Т. Prob-lemy harmoniki novoczesnej. Krakow, 1983. S. 116 ). Обозначает гармонию, прилегающую к тонике на полутон.
    Это лишь укрепляет мои сомнения в том, что атактами можно называть любые прилегающие, но всё же это скорее "косвенная улика", а хотелось бы уверенности.

    Как указывает Холопов, "атакта" - от лат. "прилегающая", значит, раз функции и полутонового, и целотонового соотношения с тоникой Ю.Н. называет прилегающими, то, возможно, что тремин "атакта" он распространяет на все прилегающие.


    Спасибо за ссылку, но я всё же подожду ответа от Olorulus.
    Последний раз редактировалось Теоретик; 14.04.2009 в 13:07.

  • #6

    По умолчанию Re: Атакта у Холопова

    Цитата Сообщение от Теоретик Посмотреть сообщение
    Термин, конечно, не "холоповский", но "у Холопова". Ю.Н. указывает, что "атакта" - термин Т. Зелиньского (с.19) и далее на с.23 пишет о них в подтеме 2.5 "Прилегающие (атакты). Проблемы однотерцовых", из чего можно было бы заключить, что атактами можно называть все прилегающие, но т.к. прямо целотоновые прилегающие он атактами не называет, а наоборот, подчеркивает их отличия + разница в обозначении, то отсюда и возникло сомнение. Буду Вам чрезвычайно благодарна, если подскажете!
    По поводу "атакты" (каюсь, не знал, что ЮН пользовался этим термином, т.к. сам я т.наз. "современной гармонией" не занимаюсь).

    Я думаю, что надо ориентироваться на пояснение ЮНХ, сделанное им в теоретической "Гармонии" (см. с. 404). Отсюда ясно, что речь только о полутоновых прилегающих.

    Если не найдете учебник, напишите, я тогда дам точный текст.

    Практическая "Гармония", мягко говоря, не слишком унифицирована в части терминологии. В этом э... недостаток "научного" редактирования. Впрочем, de mortuis aut bene aut nihil.

    Цитата Сообщение от Теоретик Посмотреть сообщение
    Вроде бы термин атакта относится ко всем прилегающим, но обозначение как-то заставляет усомниться, т.к. буквами А обозначены только полутоновые.
    Да нет, вроде нет такого противоречия, судя по разъяснениям самого ЮН. На всякий случай, функциональные знаки расширенной тональности (из теоретич. учебника гармонии) я положил на сайт ЮН:

    http://www.kholopov.ru/gtk_app22.html
    Последний раз редактировалось Olorulus; 16.04.2009 в 12:11.
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #7

    Smile Re: Атакта у Холопова

    Огромнейшее Вам спасибо!!!
    Посмотрела указанное Вами пояснение.
    Благодаря Вам буду теперь употреблять сей термин с чистой совестью.

  • Похожие темы

    1. Додекафония и В. Холопова
      от deitch в разделе Современная музыка
      Ответов: 7
      Последнее сообщение: 27.04.2012, 22:47
    2. Гармонический анализ Холопова
      от mi-jo в разделе Поиск учебников
      Ответов: 4
      Последнее сообщение: 26.06.2011, 23:18
    3. Некоторые статьи Ю.Н. Холопова
      от Фугетта в разделе Теория музыки
      Ответов: 8
      Последнее сообщение: 14.03.2009, 21:18
    4. Ищу книги Юрия Холопова
      от Dogofsky в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 03.01.2008, 20:27
    5. Книга Ю.Н.Холопова о форме
      от Olorulus в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 24.02.2007, 10:53

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100