На правах саморекламы предлагаю коллегам обсудить вопросы, поднятые мной в одноименной статье.Оригинал - здесь.
Вот некоторые фрагменты статьи:
_____________________________
...«Музыкальный дресс-код», дающий право на попадание в «высшую лигу», представляет собой сочетание следующих компонентов:
1. Стабильность исполнения: наличие технических, психологических и координационных навыков, позволяющие сыграть произведение от начала до конца без помарок и сбоев.
2. Выносливость: способность к стабильности в экстремальных условиях, органически не свойственных музыкальному творчеству.
3. Политкорректность: исполнение не должно нести слишком яркий личностный отпечаток. В современном исполнительстве, как в салоне Анны Павловны Шерер, это считается дурным тоном. Здесь работает тот же критерий, что и в светском общении: идеалом выступает толерантный, доброжелательный тон, не преступающий дистанции между собеседниками, но и не подчеркивающий ее. Такой тон призван соответствовать максимальному количеству среднестатистических симпатий. Эмоциональный тонус произведения, как и содержание светской беседы, не должны влиять на «хороший тон».
4. Умение соответствовать абстрактным стилевым моделям. Различные музыкальные стили (барокко, классицизм, романтизм, модернизм) модифицировались в абстрактные наборы средств выразительности, которые исполнитель должен уметь «запускать», как компьютерные программы – без «конфликтов» друг с другом. Например, классиков (к которым причисляется и Шуберт) нужно играть ровно, «под метроном», романтиков – свободно, быстро и громко, а модернистов – «без эмоций».
5. Соответствие какому-либо из исполнительских брендов. В современном исполнительстве, как и в шоу-бизнесе и в киноиндустрии, исполнитель не имеет права быть собой: для того, чтобы снискать успех у потребителя и продать свой товар (игру), его бренд должен быть узнаваемым. Потребитель, знакомясь с исполнителем, должен воскликнуть себе «О! Да ведь это…» – иначе гарантия успеха снимается. Механизм такого соответствия/узнавания похож на классификацию типов женской красоты в современном гламуре: их всего 5 («стерва», «конфетка», «неприступная», «пылкая», «искусительница»), и все разнообразие индивидуальных типов внешности сводится с помощью визажа, одежды (при ее наличии) и фотодизайна к одному из них, либо к их комбинациям. (Ниже мы рассмотрим существующие бренды подробнее.)
(...)
1. Сосредоточенный гений в очках. Один из наиболее успешных брендов. Ассоциируется с мега-интеллектом, программированием, аурой индиго и философским складом ума.
2. Чувственная орхидея. Лидер среди женских брендов. Своим поведением во время игры как бы говорит: «я играю сложнейшие пассажи, и играю их играючи, но на самом деле важно вовсе не это, а то, что я Женщина – тонкая, чувственная душа».
3. Тарзан. Козырь – оглушительная игра, космические скорости. Избыток темперамента допускает некоторое количество фальшивых нот, относимых к священному безумию гения. Фирменный продукт – «Дикая охота» Листа.
4. Райская гурия (бренд рекомендуется девушкам с восточной внешностью). Вся играемая музыка насыщается сладостью и кошачьей пластикой, сопровождаемой обильным видеорядом, напоминающим то танец живота, то взмахи лебединых крыльев из хореографии Петипа.
5. Наполеон. Исполнитель небольшого роста, компенсирующий недостаток габаритов оглушительным звучанием.
6. Наполеонша. Хрупкая девушка, издающая еще более оглушительные звуки, нежели Наполеон, и производящая еще более сильное впечатление. Оба бренда отличаются пренебрежением к эстетике звучания, густой педалью и программами трансцендентной сложности.
7. Светский лев. Что бы он не играл – с его лица не сходит тонкая, компанейская улыбка, будто бы он курит сигару в элитном клубе.
8. Леди во всем. Элегантная, неприступная, холодная, невообразимо скучная в игре, – все это, однако, успешно продается под брендом аристократизма.
9. Шоумен. Все, что он делает – напоказ. Каждый элемент своей программы он обыгрывает так, чтобы слушатель против своей воли кричал «браво» – что тот и делает, и нередко – посреди произведения.
10. Лапочка. Одета в розовое платьице, на голове – бантик (вне всякой зависимости от возраста). Игра – искусная имитация «небесной» невинности и непосредственности.
11. Добрый великан. Исполнитель огромного роста, с огромными руками, играющий мазурки Шопена, пьесы Чайковского и Грига. На лице – ласковое, мечтательное выражение цветовода. Беспроигрышный успех и обеспеченная репутация тончайшего лирика.
13. Крестьянский самородок. Игра «душой» вне всякого стилевого, жанрового и содержательного контекста – но «гению все дозволено».
14. Философ. Строгая, скучная, бестемпераментная игра. Играет старинную и современную музыку. Слушать очень трудно, но деваться некуда, – иначе придется признаться в собственной поверхностности.
Помимо имиджевых брендов, существуют и репертуарные, которые обычно коррелируют с ними. Например, старинная и современная музыка – сфера Сосредоточенного гения в очках, Философа и Леди во всем; Моцарт, Шуберт и Шопен – сфера Лапочки, Ангела и Великана с душой; виртуозные транскрипции – сфера Светского льва, Наполеонов и Тарзана; и т.д. и т.п.
(...)
Конъюнктура проникла глубоко в оба важнейших института музыкального исполнительства: в образование и в конкурсы.
В музыкальном образовании оценка игры ученика зависит не столько от ее качеств, сколько от социальной роли его педагога в коллективе. Оценка зачастую ставится, собственно, не ученику, а педагогу, причем – не профессиональным и даже не личным его качествам, а его социальной функции. Академконцерт, экзамен, прослушивание на некий социально значимый концерт (например, отчетный) – все это формы распределения социальных функций в педагогическом коллективе. Примерная амплитуда зависимости оценки игры ученика от ее качеств – от 30 до 70, в отдельных случаях (безоговорочно плохая или блестящая игра) до 85 процентов; прочее зависит от отношения к педагогу.
Таким образом осуществляется конъюнктурный аналог «естественного отбора»: к порогу претензий на самостоятельную социальную роль (от трудоустройства до «высшей лиги») подходит только тот, кто имеет могучего покровителя – либо тот, кто, не имея такого, сумел не разочароваться и не утратить стимул к занятию своей профессией.
При этом комплексы эвфемизмов, бытующие в профессиональном дискурсе, позволяют проводить социальную политику, маскируя ее «музыкальной» терминологией. Такая ситуация очень похожа на заседание парламента, где депутаты не обсуждают открыто главный вопрос, приведший их на свои посты – кому у кого сколько украсть, – а говорят, причем (до определенной степени) искренно, о насущных проблемах государства. Ни на одном экзамене, ни на одном прослушивании никто открыто не заявит, что N поощряется за то, что учится у Самого Y; напротив – произносятся длинные «музыкальные» спичи, имеющие (либо не имеющие) какую-то связь с тем, что сыграл N, – но все равно всем очевидно, кого, как и за что нужно оценивать. Инакомыслящие поддаются, как и в любом коллективе, жесткой обструкции.
(...)
Современный мастеркласс более всего похож на преклонение подданных пред императором, клеящим на них ярлыки «приобщенных». «Я уважаю Вас» – говорит студент, записываясь на мастеркласс к Мэтру, – и тот чувствует себя обязанным. Мы в ответе за тех, кто нас уважает, долг платежом красен: Мэтр в обмен на уважение, возможно, что-то сделает для уважающего его студента. Финансовый аспект мастерклассов (которые, как правило, весьма и весьма недешевы) окончательно утверждает его суть как узаконенной, организованной «покупки уважения».
Все это относится и к другой форме «покупки уважения» – частной консультации. Этика капитализма, принципиально не позволяющая снижать денежную планку даже тогда, когда профессионал не испытывает никаких материальных затруднений, привела к перерождению консультации из справедливо оплачиваемого труда – в форму узаконенной взятки. Консультации берутся только для завязывания знакомства; мне неизвестен ни один случай, когда консультация бралась бы с целью научиться. (В этом отношении не нужно путать эпизодические консультации с регулярными частными уроками и репетиторством.)
(...)
В недалеком будущем, вероятно, станет эвфемизмом не только традиционный исполнительский дискурс, но и сама музыка. Суть исполнительства сведется к демонстрации уважения и солидарности к тому или иному элементу социума.
В качестве далекого прогноза представляется вероятным, что на каком-то этапе своего развития академическое исполнительство окончательно утратит потребность в музыке, как это уже произошло с шоу-бизнесом, где певцы поют под «плюсовку», «разевая свой рот, как карась на песке» (Ю. Шевчук).
Звукозапись, вероятно, превратится из доминирующей формы музыкальной жизни – в единственную. В такой ситуации вероятно появление фортепианных, скрипичных, гитарных и других «плюсовок», а также обширный бизнес по их производству и продаже. Возможно появление специального института исполнителей-«негров» (жаргонный термин, обозначающий заказное создание музыки для человека, который опубликует ее под своим именем). Такие «негры», оставаясь в безвестности, будут снабжать «звезд» «плюсовками», а собственно академическая музыка окончательно уйдет в сугубо прикладную сферу «негритянского» труда. Под звучание такой «плюсовки» исполнитель будущего будет изъявлять свое уважение тому, кому нужно, не отвлекаясь ни на что лишнее.
Re: Краткая социология современного исполнительства
Сообщение от Muzylo
В такой ситуации вероятно появление фортепианных, скрипичных, гитарных и других «плюсовок», а также обширный бизнес по их производству и продаже.
У меня лет 30 назад был случай. Давали по ТВ концерт скрипача, с которым я тогда играл. И включили в программу (разумеется, все под фонограмму, но нашу) произведение, которое он в свое время записал с другим пианистом. Пришлось мне изображать... Особенно в отыгрышах, когда камера наезжала на мои руки.
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Re: Краткая социология современного исполнительства
Сообщение от Muzylo
1. Сосредоточенный гений в очках. Один из наиболее успешных брендов. Ассоциируется с мега-интеллектом, программированием, аурой индиго и философским складом ума.
2. Чувственная орхидея. Лидер среди женских брендов. Своим поведением во время игры как бы говорит: «я играю сложнейшие пассажи, и играю их играючи, но на самом деле важно вовсе не это, а то, что я Женщина – тонкая, чувственная душа».
3. Тарзан. Козырь – оглушительная игра, космические скорости. Избыток темперамента допускает некоторое количество фальшивых нот, относимых к священному безумию гения. Фирменный продукт – «Дикая охота» Листа.
4. Райская гурия (бренд рекомендуется девушкам с восточной внешностью). Вся играемая музыка насыщается сладостью и кошачьей пластикой, сопровождаемой обильным видеорядом, напоминающим то танец живота, то взмахи лебединых крыльев из хореографии Петипа.
5. Наполеон. Исполнитель небольшого роста, компенсирующий недостаток габаритов оглушительным звучанием.
6. Наполеонша. Хрупкая девушка, издающая еще более оглушительные звуки, нежели Наполеон, и производящая еще более сильное впечатление. Оба бренда отличаются пренебрежением к эстетике звучания, густой педалью и программами трансцендентной сложности.
7. Светский лев. Что бы он не играл – с его лица не сходит тонкая, компанейская улыбка, будто бы он курит сигару в элитном клубе.
8. Леди во всем. Элегантная, неприступная, холодная, невообразимо скучная в игре, – все это, однако, успешно продается под брендом аристократизма.
9. Шоумен. Все, что он делает – напоказ. Каждый элемент своей программы он обыгрывает так, чтобы слушатель против своей воли кричал «браво» – что тот и делает, и нередко – посреди произведения.
10. Лапочка. Одета в розовое платьице, на голове – бантик (вне всякой зависимости от возраста). Игра – искусная имитация «небесной» невинности и непосредственности.
11. Добрый великан. Исполнитель огромного роста, с огромными руками, играющий мазурки Шопена, пьесы Чайковского и Грига. На лице – ласковое, мечтательное выражение цветовода. Беспроигрышный успех и обеспеченная репутация тончайшего лирика.
13. Крестьянский самородок. Игра «душой» вне всякого стилевого, жанрового и содержательного контекста – но «гению все дозволено».
14. Философ. Строгая, скучная, бестемпераментная игра. Играет старинную и современную музыку. Слушать очень трудно, но деваться некуда, – иначе придется признаться в собственной поверхностности.
А как бы Вы описали нормального пианиста? Или, так скажем, настоящего пианиста. Его выражение лица, движения, репертуар...
"Все, что написано до меня, написал тоже я" (с) Бетховен
Re: Краткая социология современного исполнительства
Сообщение от andreyviola
А как бы Вы описали нормального пианиста? Или, так скажем, настоящего пианиста. Его выражение лица, движения, репертуар...
"Нормальный" пианист - это или Философ, или Гений в очках Норма - понятие, в искусстве более чем сомнительное. Хорошего пианиста я бы описал в соответствии с индивидуальными особенностями его игры - благодаря которым он, собственно, и был бы хорош. Абстрактно взятых хороших пианистов нет.
Re: Краткая социология современного исполнительства
Сообщение от Muzylo
"Нормальный" пианист - это или Философ, или Гений в очках
Горовиц, вроде, не подходит ни туда, ни туда... Да и дам-с куда девать?
Сообщение от Muzylo
Хорошего пианиста я бы описал в соответствии с индивидуальными особенностями его игры - благодаря которым он, собственно, и был бы хорош.
То есть в принципе мог бы соответствовать любому из описанных типов?
Меня, собственно, заинтересовал статус приведенной типологии - это типология фальши в искусстве или типология нормы?
Поскольку статья имеет критическую направленность, изобличающую фальшь в искусстве, то видимо, и типология имеет ту же направленность, и потому я задал вопрос о том, как выглядит норма.
Если же это типология нормы, подобная, например, типологии темпераментов или групп крови, то не совсем понятно, для чего она приведена в изобличительной по своей сути статье.
"Все, что написано до меня, написал тоже я" (с) Бетховен
Re: Краткая социология современного исполнительства
Вы, наверно, не читали саму статью (см. старт-постинг, и в нем - ссылка). То, что здесь - не статья, а короткие фрагменты из нее.
Горовица мы, вслед за благодарным человечеством, запишем не в нормальные и не в хорошие, а в великие.
Разумеется, этот список - не классификация нормы, что, впрочем, можно понять, даже и не читая статьи - по одному только тону описания. Или я переоценил свой литературный слог?
Re: Краткая социология современного исполнительства
Сообщение от Muzylo
Вы, наверно, не читали саму статью (см. старт-постинг, и в нем - ссылка). То, что здесь - не статья, а короткие фрагменты из нее.
Горовица мы, вслед за благодарным человечеством, запишем не в нормальные и не в хорошие, а в великие.
Разумеется, этот список - не классификация нормы, что, впрочем, можно понять, даже и не читая статьи - по одному только тону описания. Или я переоценил свой литературный слог?
Я статью прочел. Более того, считаю её очень хорошей, нужной и более чем актуальной для нашего весьма лживого времени. (С отдельными нюансами не совсем согласен, например, прогнозами о будущем исполнительства, но это можно опустить).
Просто мне кажется, что данная Вами типология исполнительских брендов не работает на основную идею, а, скорее, против неё, поскольку под описанные в ней внешние признаки фальши подпадает большое множество истинных, в том числе великих пианистов. Если читающий это засечет и на этом основании усомнится в ваших аналитических способностях ("автор просто оригинальничает" и тд.), то он усомнится и во всем остальном, что утверждается в данной статье. Чего бы не хотелось.
"Все, что написано до меня, написал тоже я" (с) Бетховен
Re: Краткая социология современного исполнительства
Такая реакция возможна только у аудитории, которая не пропиталась до печенок субкультурой, прущей отовсюду изо всех дыр. То есть - у людей старшего поколения, сохранивших иммунитет к ней и оценивающих пиар-технологии с тех же позиций, что и любое другое явление культуры.
Любой бренд, как явление субкультуры, как китч, основан на чем-то, что уже было раньше. Субкультура пользуется проверенными, отфильтрованными элементами культуры - тем, что било в свое время в болевую точку. В кино были выдающиеся стервы, конфетки и соблазнительницы (точнее, у выдающихся актрис были такие роли); так же - и у каждого из исполнительских брендов есть несколько выдающихся прототипов: у Философа - Микельанджели, Поллини, Любимов; у Крестьянского самородка - Софроницкий, Черкасский, Вэн Клайберн, у Леди во всем - Клара Хаскил и т.п.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки