Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 17

Тема: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

              
  1. #1
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    http://operanews.ru/13011305.html

    Когда мы говорим об актуальности какого-либо произведения литературы, мы обычно имеем в виду его общечеловеческую ценность. Если речь заходит о мелодраматическом произведении, то наше внимание сразу переключается на его эстетическую составляющую: ну, в самом деле, если бы «Травиата» или «Кармен» были недостаточно хороши музыкально, кого бы сегодня волновала судьба чахоточной куртизанки или распущенной цыганки? Однако, при всей объяснимости такого восприятия оперного наследия его несправедливость очевидна, и случай с «Балом-маскарадом» Дж.Верди – ярчайший тому пример.

    Эстетически с этой оперой вроде бы всё ясно: «Бал-маскарад» обладает мелодийным богатством и динамичным сюжетом: номерная структура проста, диалоги, включая любовные дуэты, – все «по существу» и с минимумом необходимых длиннот, - монологи эффектны, хоровые сцены живописны. А вот идеологически… Идеологически там не так всё просто… Идеологическая подоплёка этого шедевра остаётся на периферии восхищений его музыкальной палитрой и часто искажается, попадая в мясорубку тираноборческого имиджа самого композитора. А ведь если опустить внесенные по требованию цензуры сюжетные исправления, то мы увидим, что это произведение о нормальном таком весёлом, добродушном парне, волей судьбы оказавшемся на шведском престоле – вершине государственной властной пирамиды - и преданном своим ближайшим окружением.

    За что заговорщики ненавидят короля Густава III (или губернатора Ричарда – в исправленном варианте либретто), рядовому слушателю почему-то совершенно неважно, и на этой теме мало кто останавливается. А зря. Потому что заговорщики в спектакле поют о какой-то мести за тех, кого Густав «сгубил». Из реакции короля на предложение его друга графа Анкастрёма (Ренато) назвать имена заговорщиков следует, что монарх отличается каким-то неправдоподобным благородством, ибо не хочет пролить невинную кровь тех, кто лишь готовит преступление, но ещё не совершил его! Очевидно, что такой правитель вряд ли мог кого-то «погубить» незаслуженно. Во всяком случае, именно это следует из текста либретто. Иными словами, по ходу пьесы кучка придворных мерзавцев хочет отомстить королю за наказание то ли своих проворовавшихся родственников, то ли близких друзей-преступников, то ли еще за какое-то отлучение кого-то от благ шведского королевства. И музыкальные темы, используемые Верди для характеристики заговорщиков, все мутные и мрачные, а вот мелодии, посвященные главному герою, в общем-то, все светлые и тёплые, весёлые и трогательные. Конечно, тут можно вспомнить аналогичную «позитивность» музыкальных характеристик Герцога Мантуанского из «Риголетто», но эта аналогия будет слишком поверхностной, ибо Герцог симпатии не вызывает самим фактом своего бесчеловечного сибаритства (накипь социальная – не более того). Тогда как Густава, преданного подданными, почему-то жалко. Почему же? Ответ на этот вопрос очень важен для понимания вневременной актуальности этой оперы вообще и её насущности именно сегодня и именно в России.

    Вот откуда, например, возникает сцена у предсказательницы Ульрики Арвидссон? А просто король решает перед подписанием решения суда об изгнании негритянки-экстрасенса посмотреть, что это за чудо за такое завелось в его королевстве. Конечно, монарха влечёт не столько желание разобраться самому, но и банальное человеческое любопытство и убедительная колоратурная ария его собственного пажа Оскара, с которым у короля неформальные дружеские отношения. Но даже после того, как предсказание колдуньи указывает на ближайшего друга короля как на будущего убийцу монарха, Густав не наказывает гадалку (ну, хотя бы за «очевидную» ложь, ибо как же ближайший друг может быть убийцей?!), а награждает и отпускает! То есть во всех смыслах ведёт себя исключительно великодушно и благородно. Даже слишком благородно. Неосмотрительно благородно. Чем в итоге себя и губит.
    Конечно, любовная линия здесь важна, но совсем не для того, чтобы показать чувственную невоздержанность самодержца, как в «Риголетто». Напротив, Густав III добровольно отказывается от любимой и любящей его женщины из того же чувства благородства. А вот его ближайшему другу – графу Анкарстрёму (Ренато) – благородства не хватает, и в припадке ревности он присоединяется к заговору мерзавцев и убивает своего короля, своего благодетеля, своего друга.

    Подлинно художественное произведение идеологически всегда многослойно, но здесь излюбленная вердиевская тема «силы судьбы», несмотря на фундаментальность своего присутствия, оказывается на периферии. На первый план выходит конфликт личного благородства и личной низости. Здесь нет и намёка на «классовое противостояние», а ответ на вопрос, почему погибает Густав может стать хорошей проверкой глубины собственного понимания текущего момента. Ведь если бы Густав был мерзавцем, он бы сначала воспользовался доносом своего друга и казнил заговорщиков, потом бы убрал самого графа Анкарстрёма (Ренато) и зажил бы припеваючи со своей любимой женщиной (к слову, от такого же сценария отказывается и благородный Дон Карлос). В любом случае, не погиб бы! Следует ли из этого, что благородство, адекватность и достоинство несовместимо с выживанием на вершине властной пирамиды? Для Верди ответ очевиден. Но историки оперного театра в массе своей до сих пор продолжают игнорировать это откровение, тогда как именно сегодня мы видим, что может стать с обществом и страной, которой руководит человек, лишенный благородства, человек, одержимый местью и имиджевыми бирюльками, достойными разве что вождя диких папуасов.

    Интересно, что автор новой сценической версии «Бала-маскарада» в Метрополитен опере – Дэвид Альден - то ли случайно, то ли осознанно проникся именно этим смыслом вердиевского шедевра, и в минималистичном оформлении спектакля, выполненном Паулем Штайнбергом и Бригиттой Райффенштюль, наиболее выпукло выступают именно характеры главных героев. С одной стороны, забавно примитивные мизансцены (Оскар с крылышками ангела, водевильный канкан придворных перед визитом к Ульрике и прочие «хохмы») могут вызывать раздражение своей «бродвейской» попсовостью, но, с другой, они упрощают считывание основной коллизии, обычно затуманиваемой богатым «шведско-бостонским» декором, визуально цементирующим социальную разобщенность действующих лиц. К таким декодирующим штрихам можно отнести образ пажа Оскара, который является своеобразным символом безыскусности, жизнерадостности, беззаботности и чистоты. И конвульсивная судорога этого ангелочка в спектакле Альдена весьма красноречива именно в свете изложенного выше понимания этого произведения Верди.

    Не менее выразительно смотрятся странные военные шинели на заговорщиках: предатели не просто выступают мстителями, но нарушают присягу. А это очень важный этический штрих к образу участников заговора. Этот штрих еще сильнее оттеняет предательство Анкарстрёма (Ренато), охваченного ревностью. Но и у в этой новой постановке вскрытие социально-политической актуальности «Бала-маскарада» становится возможным лишь при участии прекрасного ансамбля исполнителей.

    Несмотря на аффектированные акценты и натянутые верха вокальной интерпретации король Густав в исполнении аргентинца Марсело Альвареса вопросов не вызывает: перед нами искренний, живой человек, уверенный в том, что любовь подданных – лучшая защита правителя от любых опасностей.

    Совершенно поразил меня в этот раз Дмитрий Хворостовский. Вот уж кто не герой моего баритонального пантеона, но именно в партии друга-убийцы короля артист, беспрестанно увлекающийся грубоватым драматизированием и шумовыми эффектами в виде «вокального» рычания, журчания и бульканья, практически полностью отказался от «мхатовской» экспрессии и – случилось чудо: голос Хворостовского зазвучал с такой благородной мягкостью, округлостью и чистотой, которых от певца давно уже никто не ждал услышать. А ведь стоило-то всего-навсего отказаться от излишнего лицедейства и довериться своему природному вокальному дару.

    Как это ни странно, но в новой постановке Мет Ульрика никакая не негритянка, и даже не афро-шведка. В исполнении Стефани Блит мы видим такую нормальную бабу-экстрасенса с обширной практикой и серьёзным доходом (видимо, суд требует выселить предсказательницу за сто первый километр именно за неуплату налогов). Партия у предсказательницы небольшая, но знаковая: именно благодаря ей мы получаем возможность ещё раз убедиться в душевной широте короля, в его вере в людей, что невероятно важно для понимания главного образа оперы и правильной интерпретации его судьбы. Блит очень специфически исполняет главную арию «Re dell’abisso, affrettati…”, наполняя её какой-то инфернальной прохладностью своего чуть потёртого, но всё ещё сочного тембра, а в трио вдруг закуривает сигарету, дополняющую образ самодостаточно циничного «консультанта», знающего себе цену. Скрипуче-сипловатые переходы – хороший повод упрекнуть певицу в небезупречности исполнения, но драматическая работа Блит была настолько цельной, что делать этого нет никакого желания.

    Сондра Радвановски, исполнившая партию Амелии – жены графа Анкарстрема (Ренато) и возлюбленной короля Густава III, - деликатно справилась со своим необъятным голосом в ансамбле второй картины первого акта и едва не стала жертвой собственной вокальной динамики в первой картине второго действия, в которой иногда казалось, что масштаб голоса мешает качественной филировке и фокусировке звука.

    Одной из абсолютно ожидаемых удач постановки стало участие корейского колоратурного сопрано Кэтлин Ким: и вокально, и фигурально, и артистически певица блестяще справляется с музыкальной составляющей партии Оскара и с его символической глубиной в новой постановке.

    Отдельно нужно отметить работу оркестра под управлением Фабио Луизи, предложившего тонкую, интеллектуально-медитативную и одновременно феерично графичную интерпретацию этой непростой и пёстрой партитуры. Ну, и хор, конечно, тоже был на высоте.

    Конечно, я бы с удовольствием посмотрел «Бал-маскарад» в более пышном оформлении Николая Бенуа, но смог бы я увидеть и услышать то, что скрывалось от меня в этой опере Верди до постановки Альдена в Мет, не знаю. Скорее всего, нет.

    Неудивительно, что чаще всего «Бал-маскарад» идёт в Стокгольме. Но тот факт, что в России эта опера за последние несколько лет была лишь четыре раза показана на сцене Мариинки, весьма любопытен. И что-то мне подсказывает, что за рамками случайных концертных исполнений эту оперу Верди в современной России мы увидим не скоро. Ведь актуальность «Бала-маскарада» для русской действительности слишком не очевидна: это же не наша национальная опера про русского царя Ирода Бориса Годунова, погибающего от угрызений совести и скрывающего правду даже от собственного сына, а про шведского монарха, окруженного любовью подданных и погибающего от своего же человеколюбия и благородства, - про правителя, который даже на пороге собственной смерти остается верным своим гуманистическим принципам и умирает, прощая даже собственных убийц… Нет. Это определенно не про наших правителей. Это определенно не про нас.

  • #2

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Я видел трансляцию. По-моему, в вокальном плане это был один из самых слабых спектаклей МЕТ за последнее время. Особенно мужская половина.
    Если бы не было статистики, мы бы с вами и не знали, как хорошо мы работаем (с)

  • #3

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Но тот факт, что в России эта опера за последние несколько лет была лишь четыре раза показана на сцене Мариинки, весьма любопытен.
    В Питере два "Бала-маскарада", есть ещё в Михайловском театре в постановке Жагарса 2010 года. Я, правда, ещё не дошла туда, поначалу были почему-то ненормально дорогие билеты и меня "жаба давила" - хотя сейчас, я посмотрела, цены уже снизились до приемлемого уровня, надо сходить . Но спектакль популярный, широко рекламировался по городу и "за последние несколько лет" прошел множество раз.

    Что же касается мариинского "Бала" - на мой взгляд, очень хорошая постановка Кончаловского, но идет, действительно, редко и почему-то не особо пользуется популярностью. Помню, я была буквально потрясена года три назад, что такая роскошная опера в отличной постановке и очень приличном исполнении шла при более чем полупустом зале . Не знаю, в чем причина - постановка не такая уж старая, всего 2001 года, то ли рекламы не хватало, то ли ещё чего... Но, кстати, в этом году спектакль попал в абонементы, где-то в марте.

  • #4
    Старожил Аватар для Музыкана
    Регистрация
    26.06.2011
    Адрес
    Петербург
    Сообщений
    2,166

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Ведь актуальность «Бала-маскарада» для русской действительности слишком не очевидна: это же не наша национальная опера про русского царя Ирода Бориса Годунова, погибающего от угрызений совести и скрывающего правду даже от собственного сына, а про шведского монарха, окруженного любовью подданных и погибающего от своего же человеколюбия и благородства, - про правителя, который даже на пороге собственной смерти остается верным своим гуманистическим принципам и умирает, прощая даже собственных убийц… Нет. Это определенно не про наших правителей. Это определенно не про нас.
    Спасибо за интересную, как всегда, рецензию!
    Мне очень понравился этот спектакль. Постановка не "осовремененная", она как бы "вне времени и пространства", действие происходит не в Швеции, и не в Америке, а в "тридевятом царстве, тридесятом государстве". Я воспринимаю ее как сказку о благородном короле, его друге, любви и предательстве, а не как исторически достоверную быль. Сделано это все очень здорово, и в такой постановке действительно ярко проступают главные идеи, не скрытые за мелкими историческими и географическими деталями и подробностями, согласна в этом с вами.
    Не соглашусь, пожалуй, насчет России. Разве у нас на троне всегда были исключительно мерзавцы? Даже упомянутый Вами Борис Годунов мерзавцем не был, и царевича не убивал, согласно историческим фактам. А Александр Второй "Освободитель"? Разве не напоминает чем-то Густава? Просвещенный монарх, осуществивший самые значительные в истории России либеральные реформы, как человек весьма привлекательный, и даже романтическая история у него была трогательная. И также убит кучкой заговорщиков (не ближним окружением, но все же гражданами той страны, для которой он сделал немало хорошего). Даже обстоятельства гибели его чем-то напоминают вердиевский "Бал" - средь бела дня, в центре Петербурга, и также вел он себя смело и благородно при этом. Просто никто из русских пока не удосужился написать про это оперу.
    Думаю, что эта история, рассказанная в "Бале", актуальна практически для любой страны, так как громкие убийства очень достойных политических деятелей, увы, случались во все времена и практически во всех странах. Возможно поэтому, символичная, вневременная и внепространственная постановка оказалась такой удачной.
    Вокально мне все певцы показались очень интересными, хоть может быть и неидеальными с точки зрения красоты звучания, но зато актерски выполнившими свои задачи великолепно. Очень хорошая версия "Бала", ИМХО, достойный, красивый спектакль.

  • #5

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от AlexAt Посмотреть сообщение
    Совершенно поразил меня в этот раз Дмитрий Хворостовский.
    Да, что-то случилось. Хворостовский - замечательный певец и злодей. Совершенное исполнение. Я трансляцию слушала, а не смотрела, видео ряд не мешал, полностью согласна с Вашей интерпретацией действия. Только одно добавлю. На каждого благородного правителя, озабоченного проблемами государства, а не личной наживы, всегда находились группки в шенелях

  • #6
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от Справочное Бюро Посмотреть сообщение
    Я видел трансляцию. По-моему, в вокальном плане это был один из самых слабых спектаклей МЕТ за последнее время. Особенно мужская половина.
    Мне трансляция тоже не понравилась ;(
    Живьём было всё намного приличнее.
    Когда слушал трансляцию, даже подумал, не приснилось ли мне живое исполнение? Вроде был трезвый
    Но здесь - именно о живом спектакле.

  • #7
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от Monstera Посмотреть сообщение
    В Питере два "Бала-маскарада", есть ещё в Михайловском театре в постановке Жагарса 2010 года. Я, правда, ещё не дошла туда, поначалу были почему-то ненормально дорогие билеты и меня "жаба давила" - хотя сейчас, я посмотрела, цены уже снизились до приемлемого уровня, надо сходить . Но спектакль популярный, широко рекламировался по городу и "за последние несколько лет" прошел множество раз.

    Что же касается мариинского "Бала" - на мой взгляд, очень хорошая постановка Кончаловского, но идет, действительно, редко и почему-то не особо пользуется популярностью. Помню, я была буквально потрясена года три назад, что такая роскошная опера в отличной постановке и очень приличном исполнении шла при более чем полупустом зале . Не знаю, в чем причина - постановка не такая уж старая, всего 2001 года, то ли рекламы не хватало, то ли ещё чего... Но, кстати, в этом году спектакль попал в абонементы, где-то в марте.
    Ну, вот я порыл, посмотрел - ничего толком не нашел, кроме спектакля Мариинки :(
    Спасибо за уточнение!

  • #8
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от Музыкана Посмотреть сообщение
    Не соглашусь, пожалуй, насчет России. Разве у нас на троне всегда были исключительно мерзавцы? Даже упомянутый Вами Борис Годунов мерзавцем не был, и царевича не убивал, согласно историческим фактам. А Александр Второй "Освободитель"? Разве не напоминает чем-то Густава? Просвещенный монарх, осуществивший самые значительные в истории России либеральные реформы, как человек весьма привлекательный, и даже романтическая история у него была трогательная. И также убит кучкой заговорщиков (не ближним окружением, но все же гражданами той страны, для которой он сделал немало хорошего). Даже обстоятельства гибели его чем-то напоминают вердиевский "Бал" - средь бела дня, в центре Петербурга, и также вел он себя смело и благородно при этом.
    Конечно. У меня же не про историю вопроса, а про текущий момент.

    Просто никто из русских пока не удосужился написать про это оперу.
    Кстати!

    Думаю, что эта история, рассказанная в "Бале", актуальна практически для любой страны, так как громкие убийства очень достойных политических деятелей, увы, случались во все времена и практически во всех странах. Возможно поэтому, символичная, вневременная и внепространственная постановка оказалась такой удачной.
    Пожалуй.

  • #9
    Постоянный участник Аватар для melowoman
    Регистрация
    02.07.2011
    Адрес
    городские джунгли
    Сообщений
    526

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от Wetland Посмотреть сообщение
    Только одно добавлю. На каждого благородного правителя, озабоченного проблемами государства, а не личной наживы, всегда находились группки в шенелях
    Но это лишь подтверждает вывод AlexAta:

    Следует ли из этого, что благородство, адекватность и достоинство несовместимо с выживанием на вершине властной пирамиды? Для Верди ответ очевиден.
    Т.е. нам в ближайшие почти 10 лет "политическая нестабильность" не угрожает.
    Omnia mea mecum porto.

  • #10
    Старожил Аватар для AlexAt
    Регистрация
    04.11.2007
    Адрес
    A, A
    Сообщений
    6,288
    Записей в дневнике
    1

    По умолчанию Re: О неразличимо насущном: новый “Бал-маскарад» в Метрополитен Опере.

    Цитата Сообщение от Wetland Посмотреть сообщение
    Да, что-то случилось. Хворостовский - замечательный певец и злодей. Совершенное исполнение. Я трансляцию слушала, а не смотрела, видео ряд не мешал, полностью согласна с Вашей интерпретацией действия. Только одно добавлю. На каждого благородного правителя, озабоченного проблемами государства, а не личной наживы, всегда находились группки в шинелях
    Увы.
    Но вот в трансляции Хворостовский прозвучал намного скромнее, чем в том спектакле, который я описываю. Возможно, это проблема трансляции? Не знаю. Но в трансляции у меня и к Блит было много "вопросов", и к Радвановски... По качеству вокала трансляционный спектакль сильно уступал живому. Боюсь, это действительно связано с передачей звука.

  • Страница 1 из 2 12 ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. О насущном: «Диалоги кармелиток» Ф.Пуленка в «Геликон-опере».
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 5
      Последнее сообщение: 22.05.2012, 10:53
    2. «Зачарованный остров» в Метрополитен-опере
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 10
      Последнее сообщение: 16.03.2012, 15:10
    3. Новый «Трубадур» Верди в Метрополитен Опера (13.03.09)
      от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театр
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 19.01.2011, 17:58
    4. Бал-маскарад с Е.Образцовой в Ла Скала
      от Jonotan в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 14.09.2007, 00:41

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100