Возвращаясь к удивившим многих (и меня в т.ч.) результатам конкурса, пытаюсь разобраться – а что же собственно произошло? Ответ один – праздник! Это были замечательные дни. Оказывается, не все еще утонуло в тухленьком болоте Евровидения, MTV, «минут славы», и прочей попсы. Существует государство – Польша, в котором с искренним энтузиазмом чтут своего гениального соотечественника. И еще - огромный респект Narodowy Instytut Fryderyka Chopina и другим организациям, обеспечившим трансляции и размещение в сети.
Есть и недовольные. Обиженные. Ворчат. Выдвигают конспирологические гипотезы. Это было всегда. 1966 год, Москва. «Миша Дихтер – лауреат! Соколова – вон!» - кричали московские тетки (и моя тетушка с ними). Кто теперь знает Дихтера? (Вундер чем-то похож на него внешне. И плоским звуком тоже.) А Григорий Соколов сегодня, пожалуй, единственный великий пианист. Упаси Бог проводить параллель Соколов – Авдеева. Но ситуация аналогичная – поклонники бьются за своих кумиров (заслуживают они того или нет). На конкурсе Чайковского ( и не только на нем) это повторяется почти каждый раз.
Итак, решил «без гнева и пристрастия» прослушать наиболее ярких финалистов, чтобы иметь собственное представление. Первым удалось услышать Вундера с концертом e-moll еще в режиме on-line. Бойко отбарабанил и ушел чрезвычайно довольный самим собой и овацией в зале. Первая мысль – kein Wunder, aber die echte deutsche Arbeit. Что действительно чудесно, так это восторг публики. Чем он им так понравился? Слезы в глазах кореянки, выхваченной телеоператором, свидетельствуют об искренности восприятия. Слушаю его предыдущие туры – значительно интереснее. Особенно третий. Хорошая соната h-moll (напутал чуть в начале разработки первой части – с кем не бывает), особенно медленная часть. Чисто. Ясно. И legato есть. Полонез-фантазия впечатляет. Четвертое скерцо на втором туре – свежо, как на альпийском озере в районе Клагенфурта, откуда он родом. В целом – претендент.
Лукас Генюшас поразил e-moll’ным концертом. Какой пианизм! Звук, штрихи, фразировка, туше (уходящая ныне за невостребованностью культура звукоизвлечения). Показался странным несколько медленный темп в первой части (по метроному примерно четверть-112 у оркестра и четверть-104 у солиста, вместо рекомендуемых 126 в партитуре; оркестр временами выходил почти на 120, но солист осаживал). Эпика, однако: «Бойцы вспоминали минувшие дни и битвы, где вместе рубились они». А что делать с темпом во второй части? Пропорционально еще замедлить, чтобы сохранить должный контраст? Так и произошло (примерно 60 вместо 80). Но как же красиво! Что же, прав Софроницкий: « Чем лучше играешь, тем медленнее темп можешь брать». После роскошно сыгранного финала подумал – вот он победитель! Уверенность ушла после прослушивания предыдущих трех туров. Запомнилась, пожалуй, g-moll’ная баллада. А в целом возникло впечатление, что пианист сдерживает себя, выполняя тренерскую установку. Особенно, в этюдах на 3 туре. Как будто у него пятилитровый BMW, а он с мрачноватой осторожностью объезжает лужи. Так и хочется пожелать ему высокого полета. Пусть берет нас с собой, чтобы с высоты полюбоваться на "фольварки, парки, рощи..."
Божанов. Это явление! «Посмотрите на меня, какой я темпераментный, артистичный, потрясающий!» - это слышно в каждом такте сыгранной им музыки. У него прекрасные, способные на все руки. Они часто провоцируют его на эксцентричные эскапады в построении формы. Он словно испытывает кистевой оргазм. Временами ему веришь. Особенно в рондо a la Mazur, полонезе B-dur. В его интерпретациях толпятся звуковые находки, своего рода интонационно-тембровые персонажи. Иногда из-за этого страдает композиция целого (в баркароле, сонате и особенно в мазурке cis-moll). В итоге, если ты сам себя ставишь на 1 место, то это не значит, что все этому последуют. Что и произошло.
Мирослав Култышев. Антипод Божанова. Вот с кем, мне кажется, поступили несправедливо. Это очень серьезный музыкант, чья игра, чуждая внешних эффектов, поражает масштабностью и благородством. Думаю, ему повредила чеканная артикуляция. Все как бы отлито из бронзы. «Корпускулярная» природа материи победила «волновую». Но как же восхищают протяженные композиционные линии, которые он выстраивает в форме! А за fis-moll’ный полонез и b-moll’ную мазурку – специальный приз! До слез пробирают. В результате, казус Култышева (учитывая его лауреатство) – либо 1 премия, либо никакая. Жюри предпочло второй вариант.
У Николая Хозяинова еще все впереди. Равно как и у Даниила Трифонова. С той лишь разницей, что Даниил сумел, пожалуй, полнее других выразить гармоничное, «аполлоническое» в музыке Шопена. Вспоминаю его очаровательным мальчишкой стипендиатом «Новых имен» . Прошли годы, а его облик так же чист и ясен. Мне кажется, у него была лучшая соната на конкурсе. Третья часть – фантастика! Любопытно, как оператор успел схватить ужас в глазах Даниила, соответствующий смыслу музыки, в момент перехода к репризе в 1 части. А какие были полонез-фантазия и ноктюрн H-dur! Даже в рондо a la Mazur он не уступил Божанову. Благодать – «слышу жаворонка пенье»! Концерт e-moll, мне кажется, не был столь удачен. Осмелюсь предположить, что рояль FAZIOLI сослужил пианисту не лучшую службу. Особенно на F и FF. Сразу вспоминаешь, что внутри там много проволоки. Ему бы «золотой» Bechstein , или надежный Steinway. Впрочем, это не главное. Даниил вполне мог стать первым на этом конкурсе.
На приведенной выше страничке из альбомов «Новых имен» есть и фото с победительницей конкурса Юлианной Авдеевой (она за роялем в трио с Гайком Казазяном и Сашей Бузловым). Точно намек судьбы. Эта девочка на самом деле поражала работоспособностью и умением собираться в любых условиях. Она заставляет себя слушать. Мощь, темперамент и очень широкая палитра звучаний. Ее энергетика и даже, пожалуй, демонизм сделали свое дело. Кому-то казалось, что она звучит агрессивно. Мне не близка ее соната b-moll, да и начало четвертой баллады звучало, по-моему, немного манерно, зато какие фантазия f-moll и четвертое скерцо! Она на равных конкурировала с лучшими. И свой статус легализовала блестящим выступлением на гала-концерте. Добейтесь стоячей овации у публики, которая в своем большинстве выбрала другого!
Так кто же лучший? А разве можно в принципе ответить на этот вопрос? У каждого было что-то свое. Представьте, собрались на Небесах проводить такой конкурс. В жюри Бах (председатель), Моцарт, Мендельсон, сам Шопен, Лист. Бетховена не взяли – обязательно с кем-нибудь подерется. Среди финалистов Рахманинов, Гофман, Корто, Артур Рубинштейн, Микельанджели, Дину Липатти, Софроницкий. Кому дать первое место? Бах симпатизирует Микельанджели, Моцарт колеблется между Липатти и Софроницким, Мендельсон тянет Артурчика, Шопен склоняется к Корто, хотя и Гофман удивляет его миниатюрами. Лист голосует за Рахманинова (ему же еще третий концерт играть). Вдруг из зрительного зала голос Глинки: «Ребята, какая вам еще первая премия! Нам тут евро не нужны. Пошли лучше нектар пить!»
Последний раз редактировалось В.Демидов; 25.10.2010 в 09:59.
Даниил сумел, пожалуй, полнее других выразить гармоничное, «аполлоническое» в музыке Шопена. .... рояль FAZIOLI сослужил пианисту не лучшую службу. Особенно на F и FF. Сразу вспоминаешь, что внутри там много проволоки. Ему бы «золотой» Bechstein , или надежный Steinway...... Даниил вполне мог стать первым на этом конкурсе.
Безотносительно к существу спора Соколов-Дихтер (боже сохрани!) - корректно ли так?
Выходит вроде как во Врунгеле, помните: роняют на входящего стальную дверь с шипами, а затем спрашивают: кто там?
Бывают, знаете ли, у людей обиды...
Возможна популярность и протестная, об этом много здесь писалось; но все же чаще движет именно успех
Да и не для того ли конкурсы-то...
Это подлинное, глубинное, непридуманное и ненатасканное, музыкальное дарование, завоевавшее моё слушательское внимание с первых тактов. Не могу сказать аналогичное, на основе того, что слышал, об обладательнице первой премии.
***
***
Ой, цветёт калина в поле у ручья! Что-то молодое полюбила я...
***
Es gibt nur drei Sorten von Pianisten...
Так кто же лучший? А разве можно в принципе ответить на этот вопрос? У каждого было что-то свое.
Именно так. Как говорил в таких случаях Г.Г. Нейгауз, всё это внушает оптимистичную мысль: хорошего на свете гораздо больше, чем плохого. Он имел в виду, конечно, не абсолютное количественное преобладание, а тот факт, что хорошее гораздо разнообразнее.
____________________________
Amicus Plato, sed magis amica veritas. ..............Ищите меня на Фейсбуке...
Новости культуры
13:45 22.10.10 Российский финал конкурса имени Шопена
Вчера вечером в Национальном оперном театре Варшавы проходила торжественная церемония награждения победителей Международного конкурса пианистов имени Шопена и концерт с их участием. Финал конкурса получился российским – из десяти участников пятеро из России. Поэтому неудивительно, что лауреатами первых трех премий стали трое россиян и представитель Австрии Ингольф Вундер. О том, как складывался победный для России финал – в «Новостях культуры».
Три финальных дня конкурса Варшавская филармония жила под знаком объявления: «Куплю лишний билетик». При этом каждый из слушателей знал, что предстоит услышать один и тот же концерт Шопена «Ми минор» 8 раз. Именно столько конкурсантов выбрали его для финала. И лишь двое предпочли второй концерт. Тем не менее, расставаться с билетами никто не хотел. Поэтому если уж билет все-таки оказывался в руках – реакция была бурной.
Здесь, на конкурсе, понимаешь, что Шопен – это не только любимый в Польше композитор, но и раскрученная торговая марка. В фойе филармонии открыт даже магазин Шопена. Здесь продаются книжки, кружки, ручки сумки, а также майки с изображением композитора. Правда, изображение это несколько необычное. Впрочем, все, что выпускается и издается к 200-летию со дня рождения Фредерика Шопена - лишь дополнение к главному – самому конкурсу. Его интрига сохранялась до последнего, явного лидера не было. Тем более, финал вносил свои коррективы, иногда не самые приятные.
С точки зрения Данг Фай Сонна, члена жюри конкурса, представлявшего Вьетнам, «на финале как-то менее интересно. Хуже немножко. Были очень яркие, незабываемые исполнения на втором, третьем туре. Ожидания как-то не оправдались».
Ожиданий было много. Как и импресарио из самых разных стран мира. Весь финал прослушал и организатор будущего Конкурса Чайковского Ричард Родзинский, назвавший уровень участников предельно высоким. Кроме того, у Родзинского был и свой, практический интерес.
«Мы хотим, чтобы на конкурсе Чайковского состав участников был более интернациональным – как на конкурсе Шопена. Также я впечатлен Интернет-трансляциями. Было бы здорово, если бы и в России велись такие трансляции с высоким разрешением. Чтобы мир мог видеть, что у нас будет происходить», - сказал Родзинский корреспонденту «Новостей культуры».
Трансляции были организованы на протяжении всех туров конкурса. В реальном времени за выступлениями участников наблюдали по всей Европе. Эксперты в студии – как на футбольном матче - комментировали происходящее и объясняли зрителям тонкости музыки Шопена. Кроме того, проводилось СМС-голосование.
У режиссеров и операторов трансляций были и свои фавориты. Так, директор музыкальных программ Роберт Камик, отдал голос за Евгения Божанова из Болгарии. «Он играет, как настоящий актер. Многие говорят, что это неестественно, что он притворяется. Но пресса его очень любит. Еще и потому, что у него есть такая особенность – на каждое выступление он приносит свой стул», - сказал он.
Евгений Божанов был не только фаворитом прессы, но и жюри. Еще больше авансов было выдано австрийцу Ингольфу Вундеру.
Член жюри из Польши, Адам Харасевич отметил, что ему «больше всех понравился Ингольф Вундер. У него очень хорошие звук, фраза. Абсолютное владение стилем Шопена. Он вполне может стать победителем».
Известная аргентинская пианистка - Марта Аргерих – как обычно, не давала телевизионных интервью и не комментировала происходящее. Однако прессе стало известно, что ее симпатии были на стороне Юлианны Авдеевой. Поэтому оставалось ждать полуночи – и ровно в 12 жюри объявило результаты и весь мир узнал о победе российской пианистки.
Юлианна долго скрывалась от прессы, но потом все же сказала несколько слов по-английски: «Трудно сказать, что я сейчас чувствую. Но – главное – хочу поблагодарить зрителей. Они мне очень помогали».
Юлиана была одной из самых экстравагантных участниц конкурса. В прессе ее называют Жорж Санд – за любовь к брючным костюмам. Она работает в Цюрихе, в Высшей Школе Музыки. В последний день конкурса – поддержать Юлиану – прилетел ее муж. С ним она пыталась на следующий день после победы осознать, что же произошло.
«Внутри себя я на что-то надеялась, но не размышляла об этом конкретно. Я ужасно счастлива и рада», - сказала Юлиана Авдеева.
Обладатель второй премии конкурса Лукас Генюшас после объявления результатов скромно сидел в уголке и писал СМС родным и близким.
«Действительно, я не чувствовал никакой конкурсной беготни и вот этого самого синдрома конкурсного мандража и болезни: заниматься, заниматься и еще раз заниматься, спать еще раз заниматься. Ничего подобного. Я себя чувствовал нормальным человеком, получал удовольствие от жизни», - сказал Лукас Генюшас.
Вторую премию с Лукасом разделил австриец Ингольф Вундер. А третьим стал россиянин Даниил Трифонов. К нему уже обратились несколько менеджеров с предложениями концертов, поэтому Даниил думает о том, чтобы взять академический отпуск в Кливлендском институте музыки. Но ненадолго.
«Сейчас самое главное – это продолжать прогрессировать, учиться. Потому что слишком много концертов – ну что это? Это два года поездить, 80 концертов в год. Зачем?», - говорит он.
Но сейчас главное для конкурсантов – это заключительный концерт, где победители сыграют Шопена.
Источник - . Там размещен не только скопированный здесь текст, но можно посмотреть и сам телесюжет, в котором, кстати, мелькает и муж Юлианны Авдеевой (здесь кто-то им интересовался).
Лауреатом престижного музыкального конкурса имени Фредерика Шопена в Варшаве стала российская пианистка. Юлианна Авдеева покорила жюри мастерством исполнения и своим глубоким отношением к музыке. И вообще стала первой женщиной-победительницей конкурса за последние 45 лет.
В решающем туре это был не просто один Шопен, конкурс вообще посвящен только ему, это было одно произведение. Первый концерт для фортепиано ми-минор, 10 финалистов и жюри – все музыканты с мировыми именами.
Уже после конкурса, судьи признаются о том, что, кому достанется первая премия, даже не спорили. Россиянка Юлиана Авдеева просто была лучшей.
Она благодарит зал по-английски. Победа в этом конкурсе пианистов – это очень престижно, это международное признание. Юлиане 25 лет. Ровно столько, четверть века, россиянам не удавалось вновь покорить польскую столицу. Выступали регулярно, и побеждали четырежды, но давно, последний раз в 1985 году, еще при Союзе.
"Юлиана по праву стала первой, мои симпатии безусловно на ее стороне", - говорит Белла Давидович, член жюри.
Белла Давидович – не просто член жюри. Она первая женщина, выигравшая этот конкурс в 1949 году, в послевоенной и полуразрушенной Варшаве. Взмахи ее рук во время разговора о Шопене – уже поэзия жестов. Ведь и Фридерик Шопен, по мнению именитой пианистки, говорил музыкой.
"Шопен не терпит грубости, на его произведения нельзя "набрасываться" - играть Шопена нужно подушечками пальцев", - объясняет Белла Давидович.
"В первом туре Юлиана играла скерцо, которое помогло мне выиграть. Много играло исполнителей именно это скерцо, но она его сыграла так, как я бы хотела, что бы мой студент сыграл так. И с головой и с сердцем", - продолжает Белла Давидович.
Первая премия Юлианы Авдеевой – очень почетная, но второе место вместе с австрийцем Ингольфом Вундером делит пианист с двойным, российско-литовским, гражданством Лукаш Гинюшас, и на третьем тоже россиянин – Даниил Трифонов. А это уже триумф. И польские критики не скупятся на комплименты.
"Этот конкурс – большой успех русской пианистической школы, потому что в финале мы имеем четыре, даже пять российских пианистов. Которые играют по-разному. Самое важное, что, играя в таком виртуозном стиле, они показывали себя, это самое важное", - говорит Ян Попис, критик.
Похвала поляков искренняя. Здесь, на родине Фридерика Шопена, в юбилейный год, когда вся Польша отмечает 200 лет со дня рождения композитора, иначе быть не может. В Варшаве все посвящено ему – аэропорт имени Шопена, плакаты, даже музыкальные скамейки на улицах.
Поэтому закончить конкурс, не превратив его едва ли не в государственный праздник, здесь просто не сумели.
Финал конкурса имени Шопена – это торжество национального масштаба. Билетов на заключительные концерты лауреатов, они будут проходить до конца недели, конечно, не достать. Среди гостей ждут главу государства – Бронислава Коморовского. Президент Польши хочет услышать "царицу рояля". Так здесь теперь называют победительницу – Юлиану Авдееву.
Комната как газовая камера. Проветривайте!
Синдром отложенной жизни в супермаркете, или Буриданов осёл. Усталость от принятия решений
Визуальный шум : уберите всё лишнее
Прокрастинация в...
Автор tenzing (Комментариев: 0)
17.02.2026, 22:18 в tenzing
Мы все здесь — одна большая дружная семья!
Многозадачность — ключ к успеху и эффективности
Найди работу по душе — и тебе не придётся работать ни дня в жизни
Открытый офис способствует...
Автор tenzing (Комментариев: 0)
17.02.2026, 16:34 в tenzing
Каркасные бассейны стали популярной альтернативой стационарным конструкциям благодаря сочетанию доступности, простоты установки и функциональности. Они подходят для размещения на дачных участках и во...
Для чего нужны компрессоры
Давай разберём спокойно и по делу — компрессоры на 7 бар (давление около 7 атмосфер) — это один из самых распространённых классов оборудования. Это не...
Лучшая идея подарка на отдыхе — впечатление
Если выбирать одну универсальную категорию — это подарок-опыт. Он остаётся в памяти намного дольше любой покупки.
Примеры:
ужин в...
Социальные закладки