...Базовый уровень интерпретации - это отношение того, кто интерпретирует, со временем + рефлексия. Боюсь, это совсем не то, что я имел в виду.
По поводу раскрытия смыслов
Я полагаю, что если есть коммуникатор, то есть и реципиент… который, по идее, и берется обнаруживать различные смыслы в предлагаемом ему муз. произведении..
Но при этом видится необходимым вначале осознать свой собственный уровень слышания….что бы не возникало бессмысленных споров с теми, чей уровень слышания более или менее развит….сравнение наших восприятий с точки зрения «хуже-лучше» - бессмысленно…так как все находится в развитии…оно просто разное у каждого из нас…
У уважаемого мною проф. Иоанна Гажима (док. пед. наук, чл. союза комп.) в его работе « ИСКУССТВО СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ», предложена такая градация, возможна она многим покажется интересной
«Постижение искусства слушания музыки предполагает прохождение определенных ступеней общения с ней:
1. Первый уровень – чисто эмоциональная реакция на звучание музыки, то, что составляет обычную нашу человеческую психологию (т.е., здесь реагирует верхний, “земной” уровень психики).
2. Второй уровень – появление различных представлений, образов, картин и событий жизни (которым хочется найти литературно-изобразительные аналоги-характеристики).
3. Третий уровень – воздействие музыки на наше мышление: появление различных мыслей-раздумий, попыток медитирования. Но это все еще субъективные состояния, вызываемые обычными жизненными эмоциями-представлениями; это еще немузыкальная медитация.
4. Четвертый уровень – лишь только здесь наше мышление-сознание становится музыкальным; мы воспринимаем музыку как музыку ( а не как нашу субьективную эмоциональную реакцию); слышим музыку в ее объективно-звуковой реальности.
5. Пятый уровень - достижение «феноменологического» понимания-слышания содержания музыки (как явление в себе, вне соотнесения с другими явлениями); воспринимаем музыку как чистую музыку, как специфическую философию звуков; слышим, как звуки разговаривают сами с собой; понимание освобождено от немузыкальных чувств-состояний.
6. Шестой уровень – восприятие музыки как чисто звуко-вибрационный мир, как звуковой логос бытия, как трансцендентную реальность; здесь наше глубинное “Я” встречается с самим собой и с голосом-звуком-гармонией Мира (как органическую его часть).
7. Седьмой уровень можно назвать “экзистенциальным” (“экзистенция”, здесь – “само мое существование”); мое общение с музыкой становится философией моей жизни, качества музыки становятся моими; это ведет к высшему пониманию вещей, жизни, самого себя, ведет к воцарению в моем внетреннем мире Гармонии, Света, Любви.»
Интерпретируемость - свойство, весьма далекое от понятий уровня и качества. Интерпретируемым может быть любой эстрадный шлягер и даже уголовная песенка, словом - кабак. Это подразумевает известную гибкость материала, которая есть всегда, покуда существует длительность. Базовый уровень интерпретации - это отношение того, кто интерпретирует, со временем + рефлексия. Боюсь, это совсем не то, что я имел в виду.
Я в начале потока оговорил, что имеется в виду, были и примеры. Это - одно из базисных представлений моего наброска теории семантизации, модели художественного восприятия музыки.
У шлягера есть интерпретируемость, и даже у поэмы Штрауса))), но ее величина при измерении линейки - не та же, что у сонаты Скарлатти или этюда Черни.
Значит Ваш пост энергоёмок, раз можно выявить из него несколько смыслов.
Более того, интерпретация, интерпретируемость - довольно поздние понятия, сами они принадлежат веку ХХ-му, а попытки к ним приблизиться возникли с наступлением нериторической культуры. Собственно, интерпретация (трактовка, авторский пересказ) - душа романтического мироощущения.
По поводу раскрытия смыслов
Я полагаю, что если есть коммуникатор, то есть и реципиент… который, по идее, и берется обнаруживать различные смыслы в предлагаемом ему муз. произведении..
Но при этом видится необходимым вначале осознать свой собственный уровень слышания….что бы не возникало бессмысленных споров с теми, чей уровень слышания более или менее развит….сравнение наших восприятий с точки зрения «хуже-лучше» - бессмысленно…так как все находится в развитии…оно просто разное у каждого из нас…
У уважаемого мною проф. Иоанна Гажима (док. пед. наук, чл. союза комп.) в его работе « ИСКУССТВО СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ», предложена такая градация, возможна она многим покажется интересной
«Постижение искусства слушания музыки предполагает прохождение определенных ступеней общения с ней:
1. Первый уровень – чисто эмоциональная реакция на звучание музыки, то, что составляет обычную нашу человеческую психологию (т.е., здесь реагирует верхний, “земной” уровень психики).
2. Второй уровень – появление различных представлений, образов, картин и событий жизни (которым хочется найти литературно-изобразительные аналоги-характеристики).
3. Третий уровень – воздействие музыки на наше мышление: появление различных мыслей-раздумий, попыток медитирования. Но это все еще субъективные состояния, вызываемые обычными жизненными эмоциями-представлениями; это еще немузыкальная медитация.
4. Четвертый уровень – лишь только здесь наше мышление-сознание становится музыкальным; мы воспринимаем музыку как музыку ( а не как нашу субьективную эмоциональную реакцию); слышим музыку в ее объективно-звуковой реальности.
5. Пятый уровень - достижение «феноменологического» понимания-слышания содержания музыки (как явление в себе, вне соотнесения с другими явлениями); воспринимаем музыку как чистую музыку, как специфическую философию звуков; слышим, как звуки разговаривают сами с собой; понимание освобождено от немузыкальных чувств-состояний.
6. Шестой уровень – восприятие музыки как чисто звуко-вибрационный мир, как звуковой логос бытия, как трансцендентную реальность; здесь наше глубинное “Я” встречается с самим собой и с голосом-звуком-гармонией Мира (как органическую его часть).
7. Седьмой уровень можно назвать “экзистенциальным” (“экзистенция”, здесь – “само мое существование”); мое общение с музыкой становится философией моей жизни, качества музыки становятся моими; это ведет к высшему пониманию вещей, жизни, самого себя, ведет к воцарению в моем внетреннем мире Гармонии, Света, Любви.»
Спасибо. Мне остается добавить аналогию с четырьмя степенями молитвы в аскетике. Молитва-просьба здесь (желание практических преобразований) стоит на низшей ступени; рядом - молитва мечтательная, исполненная образов и видений... Весь этот праксис следует оставить, стремясь к эйдетическому пониманию музыки.
Я в начале потока оговорил, что имеется в виду, были и примеры. Это - одно из базисных представлений моего наброска теории семантизации, модели художественного восприятия музыки.
У шлягера есть интерпретируемость, и даже у поэмы Штрауса))), но ее величина при измерении линейки - не та же, что у сонаты Скарлатти или этюда Черни.
Все это, конечно, замечательно, однако если мы сейчас станем приводить примеры и выставлять их под линеечку, тут же появятся люди, которые пожелают поменять местами фигурантов. Скажем, возникнет какой-нибудь Огенторн, ослепленный любовью к музыке Рихарда Штрауса, и, не снимая розовых очков, заявит о непозволительности присутствия имени Штрауса рядом со шлягером, пусть и с приставкой "даже". Именно поэтому я все время пытаюсь уходить от вкусовых споров и психологических градаций.
Все это, конечно, замечательно, однако если мы сейчас станем приводить примеры и выставлять их под линеечку, тут же появятся люди, которые пожелают поменять местами фигурантов. Скажем, возникнет какой-нибудь Огенторн, ослепленный любовью к музыке Рихарда Штрауса, и, не снимая розовых очков, заявит о непозволительности присутствия имени Штрауса рядом со шлягером, пусть и с приставкой "даже". Именно поэтому я все время пытаюсь уходить от вкусовых споров и психологических градаций.
Ну про это, собственно, был этот поток с самого начала, и те тексты, на которые я Вам давал ссылочки .
А слово "интерпретация" я употребляю в совершенно ином смысле, - ныверное, вы не забыли еще наших бесед на эту тему? Вюбое восприятие есть интерпретация. Исходя из этого и строилась модель "линеечки".
По поводу раскрытия смыслов
Я полагаю, что если есть коммуникатор, то есть и реципиент… который, по идее, и берется обнаруживать различные смыслы в предлагаемом ему муз. произведении..
Но при этом видится необходимым вначале осознать свой собственный уровень слышания….что бы не возникало бессмысленных споров с теми, чей уровень слышания более или менее развит….сравнение наших восприятий с точки зрения «хуже-лучше» - бессмысленно…так как все находится в развитии…оно просто разное у каждого из нас…
У уважаемого мною проф. Иоанна Гажима (док. пед. наук, чл. союза комп.) в его работе « ИСКУССТВО СЛУШАНИЯ МУЗЫКИ», предложена такая градация, возможна она многим покажется интересной
«Постижение искусства слушания музыки предполагает прохождение определенных ступеней общения с ней:
1. Первый уровень – чисто эмоциональная реакция на звучание музыки, то, что составляет обычную нашу человеческую психологию (т.е., здесь реагирует верхний, “земной” уровень психики).
2. Второй уровень – появление различных представлений, образов, картин и событий жизни (которым хочется найти литературно-изобразительные аналоги-характеристики).
3. Третий уровень – воздействие музыки на наше мышление: появление различных мыслей-раздумий, попыток медитирования. Но это все еще субъективные состояния, вызываемые обычными жизненными эмоциями-представлениями; это еще немузыкальная медитация.
4. Четвертый уровень – лишь только здесь наше мышление-сознание становится музыкальным; мы воспринимаем музыку как музыку ( а не как нашу субьективную эмоциональную реакцию); слышим музыку в ее объективно-звуковой реальности.
5. Пятый уровень - достижение «феноменологического» понимания-слышания содержания музыки (как явление в себе, вне соотнесения с другими явлениями); воспринимаем музыку как чистую музыку, как специфическую философию звуков; слышим, как звуки разговаривают сами с собой; понимание освобождено от немузыкальных чувств-состояний.
6. Шестой уровень – восприятие музыки как чисто звуко-вибрационный мир, как звуковой логос бытия, как трансцендентную реальность; здесь наше глубинное “Я” встречается с самим собой и с голосом-звуком-гармонией Мира (как органическую его часть).
7. Седьмой уровень можно назвать “экзистенциальным” (“экзистенция”, здесь – “само мое существование”); мое общение с музыкой становится философией моей жизни, качества музыки становятся моими; это ведет к высшему пониманию вещей, жизни, самого себя, ведет к воцарению в моем внетреннем мире Гармонии, Света, Любви.»
Надо полагать, что уважаемый И.Гажим находится на седьмом уровне постижения музыки, так как подобную иерархию можно выстроить только на основе личного опыта...
Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...
Ну про это, собственно, был этот поток с самого начала, и те тексты, на которые я Вам давал ссылочки .
А слово "интерпретация" я употребляю в совершенно ином смысле, - ныверное, вы не забыли еще наших бесед на эту тему? Вюбое восприятие есть интерпретация. Исходя из этого и строилась модель "линеечки".
Наши беседы я, конечно, помню - и всегда был противником того, чтобы сводить восприятие к психологической устроенности и - шире - праксису. Искусство мысли по платоновской линии, далее по феноменологической линии - такое искусство уделяет психовосприятию низшие ступени, наряду с физиологией и проч.
Так что речь - у меня - именно об энергоемкости музыкального высказывания, о содержащемся в звуке количестве информации; а уж ниже по алгоритму идет градация, о которой знают некоторые исполнители: есть звук, которым играют Моцарта, звук, которым играют Шумана, Шуберта, Чайковского и т.д.; на проф. языке это еще называют - "попадание в стиль", но, повторяю, стиль не тождествен смыслу. Можно быть хорошо чувствующим стиль слушателем и таким же музыкантом - а на "выходе" оказывается, что информации-то совсем мало!
Надо полагать, что уважаемый И.Гажим находится на седьмом уровне постижения музыки, так как подобную иерархию можно выстроить только на основе личного опыта...
Не обязательно. Можно просто взять красивую цыферку 7 и пофантазировать на ее фоне, имея перед глазами опыт философов по анализу нашего мышления. Не все умозаключения философов основываются на опыте: хоть личном, хоть кого-то другого.
Грузинская кухня https://restoran-mimi.ru/ — это яркое и богатое культурное наследие Кавказа, сочетающее в себе богатство природных продуктов, древние традиции и неповторимые рецепты. Она славится...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
25.11.2025, 16:31
Привод определяет производительность, точность, ресурс станка. От правильного выбора зависит качество деталей, стабильность работы, экономичность всего процесса. Ошибка в подборе приведет к простоям,...
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Социальные закладки