-
22.01.2011, 18:23 #21
Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
Я раньше не видел текстов этого потока и не согласен с их содержанием в его негативной части. Начнём с того, никакой конструктивной (!) критики не было – просто выказано оголтелое пренебрежение и всё. Но более всего меня поразило, что в этом потоке - в плане отрицания выдающегося значения Доренского для отечественной пианистической школы - отметились некоторые ярые блюстители нравственности и справедливости, которые, правда, блюдут оные по отношению к себе и своим кумирам (но не чужим), не забывая при этом потребовать от всех остальных объективности и уважения. Двойные стандарты, как всегда. Меня, человека стороннего по отношению к отечественной музыкантской среде, шокируют скандалы, постоянно сотрясающие наш музыкальный мир: мне показалось диким то звериное противостояние, которое продемонстрировали сторонники и противники недавнего увольнения одного из муз.педагогов (навредив буквально всем непосредственным участникам этой истории и музыкальным учреждениям); мне кажется дикой безудержная ненависть, основанная на личной неприязни музыкантов друг ко другу, как будто речь идёт не о людях, а об отстреле волков или уничтожении ядовитых змей; меня удивляет готовность втоптать своих коллег в грязь, причём, я бы мог ещё понять, если бы моральное избиение "музыкальных братьев своих" было основано на каких-либо свойствах искусства критикуемых музыкантов или каких-то их профессиональных недостатках, но нет ! – бьют просто так, потому что хочется, потому что кто-то не нравится, потому что по миру гуляют какие-то сплетни и т.п.
Сергей Доренский - это один из лучших учеников Григория Романовича Гинзбурга, которым его учитель вполне мог бы гордиться и как пианистом, и как педагогом. Доренский и его деятельность были (и пока ещё, к счастью, остаются) значительным этапом в истории Московской консерватории. Собственно, не секрет, что, объективно, деятельность Доренского была сугубо консервативной, что сегодня можно считать в значительно бОльшей мере достоинством, нежели недостатком: дело в том, что ломать - не строить. На чрезвычайно опасном временнОм участке – в лихие 90-е годы ХХ века, - когда всё трещало по швам и, казалось, вот-вот развалится само государство, руководимое в те годы кучкой политических авантюристов, Московской консерватории удалось сохранить профессиональную преемственность, обеспечить связь между музыкальными поколениями. Я не хочу сказать, что в этом заслуга одного лишь Доренского – о нет, не только его ! Это вообще в значительной мере чудо, что консерваторская система уцелела. Но разве можно сказать, что Доренский тут был ни при чём и что его усилий в сохранении этой системы не было ? Система работает до сих пор и даёт великолепные плоды. Самое главное, я думаю, что сохраняется какое-то важное ядро консерватории, причём, ядро в полном – и лучшем ! - смысле этого слова "консервативное". Как известно, культура – это крайне консервативное явление, а любые инновации и модернизации – это враги культуры. Это надо чётко представлять. Целое поколение музыкантов уехало в те годы за рубеж, полностью выпав из отечественной музыкальной среды, в результате чего все проблемы восстановления приличной отечественной музыкальной жизни (хотя бы в столицах и крупных городах) выпало на долю молодых музыкантов, поднявших её, буквально, "из пепла". И кто же учил этих молодых музыкантов ? – ну конечно всё те же преподаватели, которые выучили и уехавших !
Благодаря сохранению инерционной консерваторской системы.
Кстати, наиболее проницательные зарубежные музыковеды прекрасно понимают это обстоятельство и всегда указывают на то, что наши пианисты вырастают на почве всё той же, принципиально почти не изменившейся за свою вековую историю, системы музыкального воспитания, которая дала в своё время С.Рахманинова и В.Горовица, А.Гольденвейзера и К.Игумнова, Г.Гинзбурга и С.Фейнберга, Л.Оборина и Я.Флиера, Э.Гилельса и С.Рихтера. Почему же МЫ не можем в полной мере осознать значение и по достоинству оценить своё собственное "национальное достояние", ядро нашей отечественной музыкальной системы ?
Да, недостатки, тем более личностные, есть у всякого её представителя: я думаю, о любом консерваторском преподавателе его коллеги и студенты могут пересказать массу небылиц. Более того, был случай, когда и публика не отставала по части эксцессов: в Москве на одном из ф-п конкурсов листовки (!) разбрасывали, выражая в них протест против конкретных консерваторских личностей. Всяко случалось.
Но, памятуя о том, что идеальных людей не бывает, нужно ценить тех, на ком всё держалось в критических ситуациях: Доренский - один из таких представителей системы. Я только что видел его в МЗК на концерте П.Нерсесьяна: Доренский уже очень стар (1931 г.р., ему в декабре этого года исполнится 80 лет), ходит с сопровождающими, с палочкой и т.п. Трудно узнать в нём того деятельного и напористого человека, каким он был в молодые и зрелые годы – и тем не менее, какая-то монументальность в нём до сих пор остаётся. Я уже не говорю о том уважении, с которым его имя произносится его лучшими учениками – и отнюдь не по той причине, что сегодня в их карьере что-то зависит от Доренского, а просто из соображений приличия, когда нельзя не отдать должное человеку, который угрохал на них свою жизнь и здоровье, воспитав ключевые фигуры очередного поколения выдающихся музыкантов.
В каком-то смысле Доренский – это "последний из могикан". И не только потому, что он дожил до нынешнего своего возраста и оказался старше подавляющего большинства своих коллег, но прежде всего потому, что он – при всех своих индивидуальных человеческих особенностях - ещё несёт в себе то ощущение причастности к истории нашей страны (и не только музыкальной) и олицетворяет ту систему муз.преподавания и воспитания, которая восходит ещё к великим братьям Рубинштейнам, основоположникам профессионального муз.образования в России. Не могу представить себе, кто способен заменить Доренского именно в ЭТОМ (!) качестве – кто сможет символизировать причастность к национальным культурным ценностям и олицетворить отечественную консервативную муз.систему ? Да, я понимаю, что свято место пусто не бывает, что найдутся новые люди, которые в любом случае придут на смену и примут эстафету поколений, но ту "ауру причастности", о которой я только говорил, не всякий может обрести. И это меня очень тревожит.
Если же говорить о Доренском-профессионале в более узком смысле – только как о пианисте, т.е. как о самостоятельной фигуре нашего пианистического небосклона, то и в этом случае я не вижу никаких причин для пренебрежения его достижениями: былые его выступления были всегда событием, сравнительно немногочисленные записи его до сих пор котируются, даже виниловые пластинки его до сих пор ещё хранят профессионалы и любители музыки в своих личных фонотеках.
Вспоминаю его исполнение "Патетической" сонаты Бетховена – оно может быть названо в полном смысле этого слова "эталонным", сделанным в лучших традициях школы "просвещённого академизма" Гольденвейзера-Гинзбурга. С его исполнением, кстати, любопытно сопоставить исполнение другого представителя школы Гольденвейзера, Лазаря Бермана, и сделать любопытные выводы о явной общности подхода обоих выдающихся пианистов к произведениям эпохи классицизма.
"Лунная" соната Бетховена в исполнении Доренского является идейным сколком глубокого и фундаментального исполнения Эмиля Гилельса: вероятно, Доренский, здраво рассудив, решил не изобретать велосипед и предпочёл воспользоваться нетленным фонографическим образцом, причём, что любопытно, он не копирует Гилельса, а именно берёт за образец ключевые черты его трактовки, причудливо сочетая их со своими знаниями, вынесенными из класса Г.Р.Гинзбурга. Результат, на мой взгляд, был великолепным.
Доренский не был чужд и более современным веяниям своей эпохи: в частности, идя вослед за своим учителем, Г.Гинзбургом, игравшим "Три прелюдии" Гершвина, Доренский выносит на публику свои трактовки произведений Гершвина, в частности, его знаменитой "Рапсодии в блюзовых тонах". Я вспоминаю диск, на котором были сопоставлены его исполнения "Рапсодий" Рахманинова и Гершвина – и ведь между ними в самом деле имеется некое идейное родство.
Имеется его исполнение ф-п концерта Барбера – но я никак не могу разыскать эту запись ! В связи с чем обращаюсь к владельцам разных фонографических редкостей с просьбой о помощи.
Да, Доренский – как и Флиер, и Оборин, и Г.Г.Нейгауз, и А.Гольденвейзер, и т.д., - переключившись на преподавание, почти забросил своё исполнительство. Вспоминаю отдельные выдающиеся записи Я.В.Флиера: какой масштаб, какое пианистическое великолепие ! И как мало записал ! Обидно мало, если иметь в виду его громадный репертуар, от которого в записи остались лишь жалкие крохи, но и по этим крохам можно судить о том, какой большой это был мастер: он мог бы записать чуть ли не половину сонат Бетховена, всего Рахманинова, громадное количество сочинений Скрябина, Шопена, Листа, Шумана, а в результате мы имеем в грамзаписи лишь очень узкий срез его репертуара ….. Что-то вроде этого получилось и у Доренского: с его пианистическим аппаратом ему была доступна почти вся ф-п литература, а в записи остались лишь считанные образцы, которые, впрочем, свидетельствуют о его пианистическом и художественном уровне, но не дают представления о размахе его возможностей. Я считаю, что как пианист он был великолепен, но так и не реализовался даже на 10%. Причина ? Об этом было бы любопытно спросить его самого, но я не знаю, как к нему "подъехать" с таким вопросом – пусть его зададут в дипломатичной форме его друзья и близкие. Я думаю, что изменились его жизненные приоритеты, возможно, сказался его консервативный настрой: он не захотел повторять достижения других пианистов, а "первооткрывателем" он себя, наверное, не чувствовал. Допускаю, что ему нравилось преподавать: наблюдать со стороны за ростом молодых музыкантов, давать дельные советы, нечувствительно шлифовать мастерство подрастающих виртуозов, направляя их словом и собственным показом.
Фантазировать на эту тему можно бесконечно, но уж в чём я уверен на все 100%, так это в том, что Доренский отправился преподавать явно не по той причине, что сам, дескать, не мог сыграть того, чему обучал !
Уверен, что у него было множество других соображений – и практических, и человеческих, и творческих.
И я думаю, что мы уже сегодня можем констатировать, что он не ошибся в выборе своего жизненного пути. Да, можно пожалеть о том, что мы от него – как от пианиста – чего-то недополучили, но зато всё то, что мы могли получить лично от него, мы с лихвой восполнили достижениями его учеников.
- Регистрация
- 16.01.2011
- Адрес
- Сибирь,
- Сообщений
- 167
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
Ни в коей мере не хочу умалить достоинства Доренского как пианиста (сама слышала его еще студенткой муз.училища - тогда приезжали большие мастера и к нам в глубинку).Воспоминания самые теплые.И как педагога,безусловно.Но как человека... Я во многом согласна с тем,что судьба Султанова однозначно сложилась бы по-другому.Вы меня удивили, г-н Беглец.Не берите на себя тяжкую миссию адвоката г-на Доренского.Он уже в том возрасте,когда надо думать о вечном...Пусть живет еще долго-долго,но, думаю, умирать он будет очень тяжело.
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
просто Вы недостаточно хорошо информированы. в противном случае с такими выводами не торопились бы.
к сожалению мне никто и не предлагает. но защищать преклонных старцев не зависимо от того что они делали когда были молоды и полны сил я все равно буду. так уж нас воспитывают на Кавказе. учат уважать старых.
Странно. А я думал что о вечном нужно думать всегда. Ведь никто не знает когда придет его черед.
Не без злорадства и злобы говорите Вы это.
А я буду молить Бога чтобы он не страдал.
- Регистрация
- 16.01.2011
- Адрес
- Сибирь,
- Сообщений
- 167
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
Говорю я это и без злорадства и без злобы.Я буду очень рада,если вашими молитвами Бог его спасет от страданий.
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
Доренский – замечательный пианист и непревзойденный педагог.
В активную пору моей жизни мне доводилось много слушать его в БЗК и общаться лично – осталось впечатление человека высокой культуры с большим background. Теперь таких не делают.
Laura1716! УНе берите на себя «тяжкую миссию» заботы о душе пианиста Доренского. Подумайте сами о вечном. И не в Вашей власти предугадать, как он будет умирать. Наверное, как и все мы, грешные.
Сергей Леонидович Доренский (род. , ) — российский пианист и музыкальный педагог. Профессор , народный артист РСФСР ().
В 1940—1950 гг. обучался в у , в 1955 г. с отличием окончил его же класс в Московской консерватории, в 1957 г. — аспирантуру. Лауреат V Всемирного фестиваля молодежи и студентов в Варшаве (1955, I премия и золотая медаль), Международного конкурса пианистов в Рио-де-Жанейро (1957, II премия).
С 1957 г. начал педагогическую деятельность в Московской консерватории, с 1979 г. профессор. В 1978 г. был избран деканом фортепианного факультета и с тех пор работал в этой должности почти 20 лет, совмещая ее с заведованием кафедрой специального фортепиано (1994—1997). В 2007 г. вновь возглавил кафедру специального фортепиано. Среди учеников Доренского — лауреаты многих международных конкурсов: , , , , и другие. По словам Луганского,
Он никогда не воплощал себя в учениках. Его задача — помочь самому ученику раскрыть себя, а не тот образ, который звучит у самого Доренского. Никогда в жизни он не пытался переделать мой внутренний мир. Я ему за это очень благодарен.
Награжден орденами Дружбы (1996) и «За заслуги перед Отечеством IV степени» (2007). Заслуженный деятель культуры Польши. Почётный профессор Уфимской государственной академии искусств (2003). Действительный член (академик) Российской академии творчества.
Последний раз редактировалось Сергей; 17.04.2011 в 12:53. Причина: по просьбе автора
" Вещи бывают великими и малыми не токмо по воле судьбы и обстоятельств, но также по понятиям каждого". Козьма Прутков.
- Регистрация
- 16.01.2011
- Адрес
- Сибирь,
- Сообщений
- 167
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
О, и здесь вы,Натали.Спасибо за информацию,я в курсе.Еще раз повторю,что очень высокого мнения о Доренском-пианисте и педагоге.И замечательно,что он награжден орденами,и что заслуженный деятель культуры и пр.,но речь-то не о том.Странно,но я хотела на этом форуме услышать (не только эмоциональное) опровержение своим сомнениям.А получила как всегда.
И думать о вечном нужно в любой момент жизни,вы правы.И поступать по совести.Чтобы не было "мучительно больно" за то, что уже не исправить.
Я,к сожалению,не была на мастерклассах Доренского.Позволю себе,однако заметить, что "раскрыть"ученика можно только там, где есть что раскрывать.
- Регистрация
- 20.01.2011
- Сообщений
- 2
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
Уважемый Kleon!
Какой-то ужас!
Ну как мог Доренский убить Султанова? Он что? Всемогущий джин? Там же было еще почти два десятка членов жюри. Значит, ни один из них не заступился за Султанова? Может, были объективные причины, по которым Султанов не прошел? И причем здесь Доренский? С чего вы взяли, что он был против Султанова? Он вам сам говорил, что убил Султанова?
Конечно, Доренский имеет, как и все живые люди, свои недостатки. Но не надо приписывать ему грехи, которые недоступны смертным людям.
- Регистрация
- 16.01.2011
- Адрес
- Сибирь,
- Сообщений
- 167
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
Думаю,что речь,по большому счету,идет о противопоставлении двух пианистических школ:
Г.Гинзбург - С.Доренский - Мацуев,Луганский и т.д.
Г.Нейгауз - Лев Наумов - Султанов,Гаврилов,Наседкин,Ересько,Виардо и т.д.
Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
Я не думаю, что в той обстановке, когда почти все представители любых школ заявляют о том, что формальное деление на "школы" ныне уже не имеет решающего значения и что пианистические качества и интерпретации представителей различных школ могут существенно совпадать, и они же у представителей одной и той же школы могут существенно отличаться - не думаю, что имеет смысл вести речь о разделении именно по ЭТОМУ признаку.
Но на форуме имеются представители разных школ, поэтому почему бы не обратиться с этим вопросом к ним ?
- Регистрация
- 16.01.2011
- Адрес
- Сибирь,
- Сообщений
- 167
Re: Сергей Леонидович Доренский...как пианист!
С какой стати? Я говорю как раз не о формальном делении.Поэтому интересует меня именно эта тема,а не мнения по формальным признакам пианистических школ.
Похожие темы
-
Пианист Сергей Кузнецов: К-мезон или К-пианист?
от До ля в разделе Исполнители-солистыОтветов: 87Последнее сообщение: 13.04.2016, 12:50 -
Сергей Горюнович, пианист-импровизатор, композитор, лауреат международных джазовых фестивалей
от femmina в разделе ДжазОтветов: 0Последнее сообщение: 25.01.2011, 22:54 -
Сергей Шишков, джазовый пианист
от femmina в разделе ДжазОтветов: 0Последнее сообщение: 11.11.2010, 22:28 -
Игорь Леонидович Котляревский
от starhunter в разделе Исполнители-солистыОтветов: 0Последнее сообщение: 02.12.2008, 13:38 -
Фортепиано 24/10/2006 Пианист. Педант? (Сергей Кузнецов)
от Алекс в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 10Последнее сообщение: 27.10.2006, 12:51




Ответить с цитированием


Социальные закладки