Приветствую!
Как известно музыка есть искусство эмоциональное. И порой мы переживаем бурю эмоции.
Но происходит это только при восприятии отдельных произведении. Они как правило относятся к какому либо определенному жанру, стилю.
Но чем обусловлено такое явление?
Является ли такое избирательное восприятие следствием воспитания и накопления личного опыта (ассоциативным следствием), или же это некая предрасположенность, данная свыше (что называется от природы)?
Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки
Является ли такое избирательное восприятие следствием воспитания и накопления личного опыта (ассоциативным следствием), или же это некая предрасположенность, данная свыше (что называется от природы)?
Так и то , и то.
То , что "следствием опыта" свидетельствует тот факт, что со временем другие прозведения начинают нравиться. То , что "от природы" - некоторые так никогда и не нравятся. А ещё я бы добавила минутное настроение и первое впечатление, обусловленное в том числе и исполнителями.
Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки
не верю,чтобы была какая-то зависимость. Все только личные вкусы, ну, может, чуть-чуть генов. Главное в музыке не только сила, с которой она вызывает впечатления, но и то, чтобы этим впечатлениям не мешало ничего побочного. Собственно говоря, от этого-то все и зависат. Одного моего приятеля смущает и раздражает отстутсвие в классике ударных, меня - однообразность мелодизма у Моцарта, большинство - диссонансы и контрасты у Шнитке.
"There I saw one I knew, and stopped him, crying 'Stetson!
'You who were with me in the ships at Mylae!" T.S.Eliot
Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки
а я думаю, что в восприятии музыки больше виновата природа человека и сиюминутное настроение. Если раньше какое-то произведение не нравилось, а сейчас слушаешь его с удовольствием, то думаю тогда было лишь другое настроение. А то, что какая-то музыка не слушается вообще -тут думаю что-то с генами.
Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки
Музыка, вероятнее всего, ничем не отличается от других искусств - ее восприятие зависит от того, кто и как ее воспринимает. Чем ты дальше от нее отстоишь, тем большую долю в восприятии занимают эмоции. Профи активнее включен в контекст, профи волнует техника (исполнения ли, сочинения ли) - то, что для дилетанта вторично, поскольку он дилетант. Меня всегда поражало, насколько неэмоциональна музыковедческая литература. Видимо, правда, по Асафьеву, это искусство интонированного СМЫСЛА. Насколько больше эмоций в литературе по моей родной филологии, только вот хорошо ли это?
Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки
А мне кажется, музыкальные привязанности человека зависят от его внутренней культурно-психологической эволюции. Человеку нравится то, что его психика на данном этапе способна адекватно воспринять. Поэтому наши музыкальные вкусы меняются вместе с нами.
Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки
Я вот Веберна не воспринимал вообще, пока не услышал его ранние произведения. Тогда я через них нашёл ключ ко всей музыке Веберна, потому что понял, насколько тесно он, оказывается, связан с поздним романтизмом. Так что от опыта и эволюции, безусловно, зависит. Проверено на себе
Кстати, это вообще полезная практика - слушать произведения в порядке их сочинения. Многое становится понятно.
Re: Избирательность эмоционального восприятия музыки
Думается, здесь поможет внести ясность небольшой экскурс в психологию музыкального восприятия, в частности - в проблему перцептивной установки как основы музыкального восприятия.
Понятие перцептивной установки заимствовано из общей психологии и весьма обстоятельно исследовано применительно к музыке в работах В.Медушевского и Е.Назайкинского. В сущности, она представляет собой особый механизм, позволяющий связать весь прошлый слуховой опыт с конкретной перцептивной деятельностью, т.е., с музыкой, слушаемой "здесь и сейчас".
Основное её назначение - в опережающем подключении к восприятию конкретного музыкального произведения тех областей музыкального и жизненного опыта, которые необходимы для полного, своевременного и правильного распознавания использованных средств и постижения художественного смысла.
(В.Медушевский. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. - С.181)
Воспринимая каждое новое произведение, мы так или иначе (зачастую - неосознанно) вписываем звучащее в систему наших знаний и представлений о музыке - о правилах организации музыкального языка, построения музыкальной формы, об устойчивых "значениях" музыкальных средств... наконец, соотносим с нашим пониманием того, что есть Прекрасное в музыке ("опознавательная" и "аксиологическая" установки, по Медушевскому). Кроме того, в установку включено и знание об особенностях строения данного конкретного произведения - если оно уже знакомо слушателю.
Конкретная реализация перцептивной установки представима как система ожиданий и тяготений, устанавливающаяся в сознании слушателя перед началом произведения, своего рода "настроенность" на восприятие (в том числе и эмоциональная).
В целостной установке мы можем выделить частные: образно-смысловые, жанровые, стилистические, композиционные, тематические, функционально-гармонические и т.д. Эта иерархическая организация установок позволяет не только легко ориентироваться в произведении, осмысливать и запоминать его, но и опережать течение событий. Так рождаются ожидания, тяготения, устремления, цементирующие развитие (Там же, С. 182)
Ожидания - порождение установки, которая включает в себя не знания не только элементов системы, но и их временных, "линейных" динамических соотношений в музыкальном языке (Там же, С. 189).
Система ожиданий "сопровождает" слушателя на всём протяжении композиции, динамически изменяясь и обогащаась, как бы "впитывая" в себя всё общее и индивидуальное в произведении.* Ожидания могут оправдываться или не оправдываться, причём в каждый момент музыкального времени этот хрупкий баланс колеблется от полной предсказуемости до полной непредсказуемости (собственно, в этом и заключается процессуальная природа музыкальной логики, на которой мы сейчас не будем заострять внимание, чтобы не слишком отклоняться от темы).
Для нас в данном случае важен вывод, имеющий непосредственное отношение к теме топика - об эмоциональном восприятии музыки. Человеческая психика устроена так, что сознание стремится снова и снова переживать события, приносящие эмоциональное и интеллектуальное удовольствие, испытывать радость узнавания знакомого. По словам П. Хиндемита,
"...чем ближе внешнее музыкальное впечатление совпадает с внутренним музыкальным ожиданием, тем больше будет эстетическое удовлетворение".
По сути, подлинно художественное восприятие музыкального произведения возможно лишь тогда, когда слушатель ощущает себя со-причастным к нему, эмоционально со-бытийствует с ним – то есть когда музыкальное время насыщено значимыми для воспринимающего событиями. И самый верный путь к этому - соотнести незнакомое с уже знакомым, вписать логические принципы организации новой музыки в собственную перцептивную установку, и тем самым - "найти ключ" к смыслу.
*Понятно, что степень детализированности установки и способность к её динамическому обогащению не в последнюю очередь зависят от культурного багажа и навыков восприятия, и будут значительно различаться у профессионала и любителя.
Мобильные аксессуары давно перестали быть просто дополнением к смартфону. Сегодня они повышают удобство использования, защищают устройство, расширяют его функциональность и помогают адаптировать...
Духовые инструменты занимают особое место в музыкальной культуре. Они используются в классической, джазовой, народной и современной музыке, формируя характерное звучание ансамблей и оркестров....
Телеграм-каналы за последние годы стали одним из самых удобных инструментов для передачи информации, продвижения идей и развития личных или бизнес-проектов. Формат позволяет напрямую общаться с...
Социальные закладки