Тема: Модуляция и отклонение
-
08.02.2012, 17:53 #1Частый гость
- Регистрация
- 09.05.2011
- Сообщений
- 168
Модуляция и отклонение
Как определить модуляцию и отклонение?
Есть нотный текст.
Просто мелодии, и мелодии с аккомпанементом.
Мелодия со случайными знаками.
Не прошу определить конкретное произведения, а прошу меня научить.
Re: Модуляция и отклонение
На всякий случай напомню разницу между модуляцией и отклонением.
Модуляция — переход в другую тональность и закрепление в ней.
Отклонение — временное «затрагивание» другой (чаще всего родственной) тональности с возвращением в главную
(есть другая школа, которая применяет для этих явлений термины соответственно «большая модуляция» и «малая модуляция», но сейчас это менее распространено).
Если есть полный каданс в новой тональности, то это — модуляция, если Вы видите случайный знак при ноте (не проходящий и не вспомогательный звук!) какой-то побочной доминанты, разрешающейся в свою побочную тонику, которая затем разрешается в главную тонику, то это — всего лишь отклонение. Например, если Вы видите си-бемоль в до мажоре, а затем каданс в основной тональности, то это, скорее всего, отклонение в субдоминанту по типу:
функции:.......... T___D > S [может, что-то ещё] D__T
структура аккорда: C53_C7__F ................... G7 C53
- Регистрация
- 09.05.2011
- Сообщений
- 168
Re: Модуляция и отклонение
В большинстве случаев — да. Потому что именно доминанта указывает на тонику (в том числе — на побочную, если это побочная доминанта). Если же «побочная тоника» возникает в отсутствие своей доминанты, то говорить о ней как о новой тонике бессмысленно: её можно просто считать неким аккордом основной тональности.
- Регистрация
- 09.05.2011
- Сообщений
- 168
Re: Модуляция и отклонение
Тогда Вам нужно самостоятельно определить функции по мелодии.
Любая классическая мелодия исходит из функций (аккордов). Вывести мелодию из аккордов можно посредством фигураций.
Фигурации бывают такие:
ритмические фигурации — повторение одного аккорда (звука) в каком-то ритме,
гармонические фигурации — мелодия движется по звукам аккорда,
мелодические фигурации — мелодия чередует аккордовые и неаккордовые звуки, к которым относятся , , , и (последнее — редкость). Задержание появляется на сильной доле, остальные виды неаккордовых звуков — на слабой.
В общем, так или иначе, мелодия обрисовывает аккорд. И Вам нужно найти аккордовую сетку (т. е., иначе говоря, аккорды, которыми можно было бы гармонизовать эту мелодию). Учтите, что в классической музыке всегда доминанта следует после субдоминанты. Т. е. может быть или T D T или T S T или T S D T, но не наоборот. В половинном кадансе оборот заканчивается не на тонике, а на доминанте. В обоих видах кадансов также распространено двойное задержанием к квинтовому и терцовому тону доминанты, которое называется «кадансовым аккордом» (по звукам он совпадает с T64, т. е. в до мажоре звуки g c e).
К субдоминантовой функции относятся (кроме собств. трезвучия S) также аккорды на II («субдоминанта на сексте» по Холопову) и VI ступенях, а к доминантовой (кроме трезвучия и септаккорда D) — аккорды на III и VII (в миноре — VII#) ступенях.
Неаккордовые звуки могут быть и хроматическими. Тогда они отстают от аккордового на полутон (один из самых ярких примеров — хроматическое задержание к доминанте в начале 17-й сонаты Бетховена).
Вам же нужно искать такие хроматические звуки (т. е. случайные знаки), которые являются не вспомогательными, не проходящими, не задержаниями (последнее встречается не очень часто), а именно аккордовыми звуками, выявляющими побочную доминанту.
Последний раз редактировалось DJ Хруст; 11.02.2012 в 00:35. Причина: опечатка
- Регистрация
- 09.05.2011
- Сообщений
- 168
- Регистрация
- 04.05.2007
- Адрес
- Сидней, Австралия
- Возраст
- 71
- Сообщений
- 19,497
- Записей в дневнике
- 107
Re: Модуляция и отклонение
На последнем экзамене по гармонии в консерватории я договорился с одной девочкой, что она в конце скопирует свой ответ, чтобы потом сравнить. После экзамена мы сравнили свои гармонизации мелодии. Не совпали не просто аккорды, не совпали все тональности, включая основную и модуляции (отклонения). Мы не знали что уже и думать (у других студентов даже не интересовались, т.к. у них был не тот уровень). В общем, мы оба получили 5-ки. Экзаменатор посчитала, что оба варианта имеют место быть.
- Регистрация
- 30.04.2006
- Сообщений
- 7,773
- Регистрация
- 09.05.2011
- Сообщений
- 168
Похожие темы
-
Модуляция из до-диез минора в до минор.
от bear в разделе Теория музыкиОтветов: 22Последнее сообщение: 07.02.2011, 17:21 -
Интересная модуляция
от Жоpа в разделе Теория музыкиОтветов: 2Последнее сообщение: 07.12.2010, 12:54 -
Как объяснить детям тему "отклонение и модуляция в родственные тональности"
от Mariram в разделе Теория музыкиОтветов: 2Последнее сообщение: 06.04.2010, 22:35



Ответить с цитированием

Социальные закладки