Как определить модуляцию и отклонение?
Есть нотный текст.
Просто мелодии, и мелодии с аккомпанементом.
Мелодия со случайными знаками.
Не прошу определить конкретное произведения, а прошу меня научить.
На всякий случай напомню разницу между модуляцией и отклонением.
Модуляция — переход в другую тональность и закрепление в ней.
Отклонение — временное «затрагивание» другой (чаще всего родственной) тональности с возвращением в главную
(есть другая школа, которая применяет для этих явлений термины соответственно «большая модуляция» и «малая модуляция», но сейчас это менее распространено).
Если есть полный каданс в новой тональности, то это — модуляция, если Вы видите случайный знак при ноте (не проходящий и не вспомогательный звук!) какой-то побочной доминанты, разрешающейся в свою побочную тонику, которая затем разрешается в главную тонику, то это — всего лишь отклонение. Например, если Вы видите си-бемоль в до мажоре, а затем каданс в основной тональности, то это, скорее всего, отклонение в субдоминанту по типу:
функции:.......... T___D > S [может, что-то ещё] D__T
структура аккорда: C53_C7__F ................... G7 C53
На всякий случай напомню разницу между модуляцией и отклонением.
Модуляция — переход в другую тональность и закрепление в ней.
Отклонение — временное «затрагивание» другой (чаще всего родственной) тональности с возвращением в главную
(есть другая школа, которая применяет для этих явлений термины соответственно «большая модуляция» и «малая модуляция», но сейчас это менее распространено).
Если есть полный каданс в новой тональности, то это — модуляция, если Вы видите случайный знак при ноте (не проходящий и не вспомогательный звук!) какой-то побочной доминанты, разрешающейся в свою побочную тонику, которая затем разрешается в главную тонику, то это — всего лишь отклонение. Например, если Вы видите си-бемоль в до мажоре, а затем каданс в основной тональности, то это, скорее всего, отклонение в субдоминанту по типу:
функции:.......... T___D > S [может, что-то ещё] D__T
структура аккорда: C53_C7__F ................... G7 C53
В большинстве случаев — да. Потому что именно доминанта указывает на тонику (в том числе — на побочную, если это побочная доминанта). Если же «побочная тоника» возникает в отсутствие своей доминанты, то говорить о ней как о новой тонике бессмысленно: её можно просто считать неким аккордом основной тональности.
В большинстве случаев — да. Потому что именно доминанта указывает на тонику (в том числе — на побочную, если это побочная доминанта). Если же «побочная тоника» возникает в отсутствие своей доминанты, то говорить о ней как о новой тонике бессмысленно: её можно просто считать неким аккордом основной тональности.
Тогда Вам нужно самостоятельно определить функции по мелодии.
Любая классическая мелодия исходит из функций (аккордов). Вывести мелодию из аккордов можно посредством фигураций.
Фигурации бывают такие:
ритмические фигурации — повторение одного аккорда (звука) в каком-то ритме,
гармонические фигурации — мелодия движется по звукам аккорда,
мелодические фигурации — мелодия чередует аккордовые и неаккордовые звуки, к которым относятся вспомогательные, проходящие, задержания, предъёмы и камбиаты (последнее — редкость). Задержание появляется на сильной доле, остальные виды неаккордовых звуков — на слабой.
В общем, так или иначе, мелодия обрисовывает аккорд. И Вам нужно найти аккордовую сетку (т. е., иначе говоря, аккорды, которыми можно было бы гармонизовать эту мелодию). Учтите, что в классической музыке всегда доминанта следует после субдоминанты. Т. е. может быть или T D T или T S T или T S D T, но не наоборот. В половинном кадансе оборот заканчивается не на тонике, а на доминанте. В обоих видах кадансов также распространено двойное задержанием к квинтовому и терцовому тону доминанты, которое называется «кадансовым аккордом» (по звукам он совпадает с T64, т. е. в до мажоре звуки g c e).
К субдоминантовой функции относятся (кроме собств. трезвучия S) также аккорды на II («субдоминанта на сексте» по Холопову) и VI ступенях, а к доминантовой (кроме трезвучия и септаккорда D) — аккорды на III и VII (в миноре — VII#) ступенях.
Неаккордовые звуки могут быть и хроматическими. Тогда они отстают от аккордового на полутон (один из самых ярких примеров — хроматическое задержание к доминанте в начале 17-й сонаты Бетховена).
Вам же нужно искать такие хроматические звуки (т. е. случайные знаки), которые являются не вспомогательными, не проходящими, не задержаниями (последнее встречается не очень часто), а именно аккордовыми звуками, выявляющими побочную доминанту.
Последний раз редактировалось DJ Хруст; 11.02.2012 в 00:35.
Причина: опечатка
Тогда Вам нужно самостоятельно определить функции по мелодии.
Любая классическая мелодия исходит из функций (аккордов). Вывести мелодию из аккордов можно посредством фигураций.
Фигурации бывают такие:
ритмические фигурации — повторение одного аккорда (звука) в каком-то ритме,
гармонические фигурации — мелодия движется по звукам аккорда,
мелодические фигурации — мелодия чередует аккордовые и неаккордовые звуки, к которым относятся вспомогательные, проходящие, задержания, предъёмы и камбиаты (последнее — редкость). Задержание появляется на сильной доле, остальные виды неаккордовых звуков — на слабой.
В общем, так или иначе, мелодия обрисовывает аккорд. И Вам нужно найти аккордовую сетку (т. е., иначе говоря, аккорды, которыми можно было бы гармонизовать эту мелодию). Учтите, что в классической музыке всегда доминанта следует после субдоминанты. Т. е. может быть или T D T или T S T или T S D T, но не наоборот. В половинном кадансе оборот заканчивается не на тонике, а на доминанте. В обоих видах кадансов также распространено двойное задержанием к квинтовому и терцовому тону доминанты, которое называется «кадансовым аккордом» (по звукам он совпадает с T64, т. е. в до мажоре звуки g c e).
К субдоминантовой функции относятся (кроме собств. трезвучия S) также аккорды на II («субдоминанта на сексте» по Холопову) и VI ступенях, а к доминантовой (кроме трезвучия и септаккорда D) — аккорды на III и VII (в миноре — VII#) ступенях.
Неаккордовые звуки могут быть и хроматическими. Тогда они отстают от аккордового на полутон (один из самых ярких примеров — хроматическое задержание к доминанте в начале 17-й сонаты Бетховена).
Вам же нужно искать такие хроматические звуки (т. е. случайные знаки), которые являются не вспомогательными, не проходящими, не задержаниями (последнее встречается не очень часто), а именно аккордовыми звуками, выявляющими побочную доминанту.
На последнем экзамене по гармонии в консерватории я договорился с одной девочкой, что она в конце скопирует свой ответ, чтобы потом сравнить. После экзамена мы сравнили свои гармонизации мелодии. Не совпали не просто аккорды, не совпали все тональности, включая основную и модуляции (отклонения). Мы не знали что уже и думать (у других студентов даже не интересовались, т.к. у них был не тот уровень). В общем, мы оба получили 5-ки. Экзаменатор посчитала, что оба варианта имеют место быть.
В большинстве случаев — да. Потому что именно доминанта указывает на тонику (в том числе — на побочную, если это побочная доминанта). Если же «побочная тоника» возникает в отсутствие своей доминанты, то говорить о ней как о новой тонике бессмысленно: её можно просто считать неким аккордом основной тональности.
Отклонения через субдоминантовые гармонии достаточно распротранены. Важно чтобы она была диссонирующей, а в случае с отклонением в мажорную тональность - в гармоническом ладу.
На последнем экзамене по гармонии в консерватории я договорился с одной девочкой, что она в конце скопирует свой ответ, чтобы потом сравнить. После экзамена мы сравнили свои гармонизации мелодии. Не совпали не просто аккорды, не совпали все тональности, включая основную и модуляции (отклонения). Мы не знали что уже и думать (у других студентов даже не интересовались, т.к. у них был не тот уровень). В общем, мы оба получили 5-ки. Экзаменатор посчитала, что оба варианта имеют место быть.
Современные компании, независимо от их размера и отрасли, сталкиваются с необходимостью оптимизации своей работы, повышения производительности и гибкости. Один из самых эффективных инструментов для...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
10.10.2025, 08:01
Чат-платформы для офиса: альтернатива почте и телефонуМногие компании привыкли строить рабочую коммуникацию через электронную почту и телефонные звонки. Но эти инструменты часто оказываются слишком...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 16:44
Ансамбль дома: график репетиций, когда в квартире собака
Домашние репетиции ансамбля – это всегда баланс между качеством музыки, комфортом соседей и заботой о питомцах. Если в квартире живёт собака,...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
23.09.2025, 14:03
Социальные закладки