Привет.
Интересует такая тема.
Допустим, есть произведение, у него есть основная тональность, например Cm.
Есть ли какая-нибудь таблица, в которой для каждого аккорда написаны допустимые с точки зрения гармонии (звучания, не режущего слуха) аккорды, которые могут следовать после него?
Например, после Cm может следовать Fm, потом G, потом A-бемоль. А некоторые переходы будут восприниматься как странные, неприятные и т.п.
Особенно интересует, как можно перейти (из каких предыдущих аккордов) плавно к дополнительным аккордам типа Cm7, CmM7, Cdim, и др.
То есть, есть сочетающиеся переходы, а есть несочетающиеся.
К тому же вопрос, насколько гармонично введение в произведение в Cm малых септаккордов (Cm7, Dm7, etc.)?
Допустим, есть произведение, у него есть основная тональность, например Cm.
Есть ли какая-нибудь таблица, в которой для каждого аккорда написаны допустимые с точки зрения гармонии (звучания, не режущего слуха) аккорды, которые могут следовать после него?
Вам программу для музыкального робота, что ли, надо создать? Это роботу всё равно, какой аккорд за каким лепить, поэтому ему нужно таблицу. Если же человек задался целью последовательность аккордов составить, так ему дозволяется опираться на собственный слух (как мол, режет оно или не режет? )
А некоторые переходы будут восприниматься как странные, неприятные и т.п.
"Странные и неприятные" — очень личное и относительное ощущение. Кроме того, зачастую в странности (она же, наверное, наверное, может показаться кому-то "неприятностью") заключена значительная доля выразительности и индивидуальности произведения.
Даже у классиков.
Бетховен. Начало скрипичного концерта. Звук "ре#" ну совсем тут "не в дугу" — это явно конфликтный момент. Но именно он придаёт музыке "объём", даёт импульс... без него это могло превратиться в заурядное и скучное ре-мажорное "полоскание":
Послушать можно здесь:
Шуберт. "Приют" ["Aufenthalt"] из цикла "Лебединая песня".
До-минорный аккорд который появляется в кульминации ми-минорной песни, тоже слушается не "гладко". Сказать, что он режет слух — недостаточно. Он душу рвёт на части! Но в этом и его смысл.
Послушать можно здесь:
Рахманинов. Вариации на тему Корелли.
В 14-ой вариации сквозь бемольные аккорды ре-бемоль мажора прорываются аккорды с бекарами и диезами (ре-бемоль мажору, в общем-то чужие), но это и придаёт ту самую выразительность, олицетворяя какие-то противоречивые движения души...
Слушать здесь:
То есть, есть сочетающиеся переходы, а есть несочетающиеся.
"Школьная" практика считает последовательность аккордов D (доминанта) => S (субдоминанта) неестественной и предосудительной. Однако же Скрябин всю ре-мажорную прелюдию из ор.11 строит на этой гармонической последовательности:
Слушать здесь:
Во многом в этой "странности" тоже заключено обаяние прелюдии.
К тому же вопрос, насколько гармонично введение в произведение в Cm малых септаккордов (Cm7, Dm7, etc.)?
Вот Шопен не постеснялся в окончание прелюдии фа-мажор "с какого-то перепуга" ввести миb (получился доминантовый септаккорд от "фа", который никуда не ведёт и не разрешается (хотя, как бы, должен)). Странно? Да. Неприятно? Нет! Волшебно!!..
____________________________________
Так что, "таблицы" не рекомендуются. Рекомендуется слуховой опыт, а также собственный слух, вкус и чутьё
Спасибо за подробный ответ, послушаю, как смогу.
Меня это в основном интересовало с точки зрения сочинения джазовых композиций. Некоторые аккорды там довольно сложные, и надо понять, из каких в них можно попасть )) и соответственно куда дальше выйти ))
Меня это в основном интересовало с точки зрения сочинения джазовых композиций. Некоторые аккорды там довольно сложные, и надо понять, из каких в них можно попасть )) и соответственно куда дальше выйти ))
Для того, чтобы сочинять джазовые композиции, нужно перед тем играть чужие джазовые композиции. Неплохо проштудировать Юрия Чугунова - "Гармония в джазе".
Смотря какой джаз играть...
Если модальный электронный века нынешнего,то фолианты "чугуновых" не помощники.
Красивый современный джаз предполагает стилистически чистую,гармоническую искусственную одноладовость,позволяющую импровизировать по теме всем хроматизмом.
Овладевший подобной гармонической техникой навсегда забывает о "сетках аккордов" и "переходах.."
Помнится у И.Бриля (не дословно):
"современный класс пианиста определяется его левой рукой..."
При такой "руке",правой руке можно играть что вздумается...))
Если хочется так,то к концепции Д.Рассела для начала....
Последний раз редактировалось wau2009; 01.09.2012 в 12:03.
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
04.11.2025, 21:59
В современном мире репутация — это не просто образ компании, а её капитал, от которого напрямую зависят продажи, партнёрства и доверие клиентов. Один негативный отзыв в интернете способен...
Социальные закладки