-
10.09.2012, 16:51 #31Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Система чистой интонации предела 5
Статья одного из “адвокатов” “чистого строя”:
Duffin R. W.
Just Intonation in Renaissance Theory and Practice.
Music Theory Online, 2006, v. 12, No.3.
(если после клика по этой ссылке будут требовать пароль для захода на сервер, нажмите “Отмена”)
-------------------------------
Перевод ее резюме:
“Системы "чистого строя" (Just intonation) имеют репутацию химерических, чисто теоретических систем, которые просто не могут работать на практике. Это мнение основывается на суждениях большинства современных авторитетов и поддерживается опасениями, высказанными еще во времена Возрождения, когда, как предполагается, попытки использования систем "чистого строя" на практике достигли своего эпогея. Весьма показательными среди подобных опасений являются головоломки по "тюнингу", опубликованные Giovanni Battista Benedetti, математиком 16-го века.”
“Однако, теоретики музыки Возрождения были настолько единодушными в своей защите простых акустических отношений "чистого строя", что кажется вполне логичным, что должно было произойти какое-то примирение между теорией и практикой ее использования. В данной статье рассматриваются основы теории "чистого строя", равно как и утверждения, обычно используемые для того, чтобы доказать его практическую нереализуемость, а также предлагаются решения, которые пытаются удовлетворить и теорию, и слух. Наконец, делается попытка помочь современным исполнителям овладеть этим важным искусством.”
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Система чистой интонации предела 5
Любопытно, что в подстрочном замечании номер 7 к этой статье упоминается о работе
James F. Nickerson, "Intonation of Solo and Ensemble Performance of the Same Melody”
“7. Musurgia A-3 (1958 ) , p. 31. The studies Barbour cited include those from the Psychological Laboratory at the University of Iowa, such as Carl E. Seashore, ed, Objective Analysis of Musical Performance, University of Iowa Studies in the Psychology of Music 4 (1936) (see in particular, Paul C. Greene, "Violin Performance with Reference to Tempered, Natural, and Pythagorean Intonation," University of Iowa Studies in the Psychology of Music 4 (1936), 232-51); studies from the Harvard Psychological Laboratory by Austin M. Brues (1927); studies from the University of Washington by E. R. Guthrie and H. Morill (1928 ) ; James F. Nickerson, "Intonation of Solo and Ensemble Performance of the Same Melody," Journal of the Acoustical Society of America 21 (1949), 593-95.”
которая нами уже ранее обсуждалась:
Последний раз редактировалось Математик; 10.09.2012 в 18:32.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Система чистой интонации предела 5
Разработанные автором упражнения “по тюнингу” (файл в pdf-формате) можно скачать здесь:
Об этих упражнениях говорится в пункте [ 63 ] его работы:
“[63] The exercises were composed originally in the year 2000 for the use of the Early Music Singers at Case Western Reserve University. The sound is organ-like, with a blendable timbre and stable pitch (although the computer clearly wrestles with playing dissonant cross relations, suspensions, and even second inversions, despite the Just tuning). Performers can practice the exercises by playing or singing along with all voices at once, with a single voice part alone, or in a "music minus one" situation with the computer omitting one part. Three different speeds can be selected (M.M. = 30, 55, or 80). To listen to the individual exercises, click here. To view or download a PDF file of the five exercises, click here.”
Re: Система чистой интонации предела 5
В связи с этим хочется сказать, что письменная запись упражнений в чистой интонации, предназначенная для исполнения вокалистами, и этом случае привела к употреблению пифагорейской нотации высот с комматическими поправками. От вокалистов, таким образом, требуется петь верные пифагорейские высоты повышая/понижая те или иные из них на кратные верной синтонической комме микроинтервалы. Возможно необходимые навыки можно развить после достаточной тренировки. Тогда верное вокальное исполнение подобным способом нотированных пьес окажется несомненно поддающимся освоению умением.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Уважаемые участники форума!
Дайте пожалуйста ответы на следующий вопросы:
I
Сколько нот в чистом строе (например До мажор) 7, 12 или > 12?
Если Вы считаете что 12 или > 12 то вопрос 2, если нет то 7
2) Имеют ли диезно-бемольные (добавочные, черные, далее будут упоминаться как "Промежуточные") ноты определенные частоты (положения в частотном спектре, далее будет упоминаться как "Положения" или "Частоты")?
Если Вы считаете что да то вопросы 3,4, 5, 6 если нет то 4, 5, 6
3) Какой закономерностью определяются Положения Промежуточных нот?
Какие из следующих утверждений правильны и в каком случае:
3.1) Положение Промежуточных нот определяются путем повышения/понижения соседних низких/высоких "Основных" нот на чистую малую секунду
3.2) Частоты Промежуточных нот равны среднему значению частот соседних "Основных" нот
3.3) Промежуточные ноты образуют пентатонику (F#, G#, A#, C#, D#). => Положение Промежуточных нот определяются путем повышения/понижения нот пентатонического ряда чистого строя (C, D, E, G, A) на чистый "Тритон"
4) Если знаете, Частоты Промежуточных нот, полученные методами изложенными в 3.3 и 3.2 являются ли они идентичными?!
5) В чистом строе До мажор хотя бы одна из 3-х вариаций ноты Соль #, образованных по методам изложенным в 3.1, 3.2, 3.3, будет ли являться нотой Соль #, взятой как большая терция от Ми? По какому/каким методу/методам она/они получена/получены?
6) Сколько вариаций для каждой добавочной ноты существует? Сколько всего нот в чистом строе?
Если вы ответили на вопрос, то переходите к опросу II
7) Считаете ли Вы применение Хроматики (12-ти нотной естественно) в чистом строе возможным (приемлемым, не рушащей гармонию, не создающей диссонанс, консонансным).
Если да то вопросы 3, 4, 5, 6 если нет (или сомневаетесь в выборе ответа) то 8
Считаете ли вы что появление диезно-бемольных (добавочных, черных, Промежуточных) нот есть ничто иное как транспонирование из одного чистого строя в другой (изменение тональности) с последующим обратным транспонированием, происходящими в начале звучания "Промежуточных" и в конце соответственно?
Если нет, то и суда нет…
II
1) Подскажите пожалуйста отношения частот (желательно в дробной форме) всех нот (ну или хотя бы основных) в приделах одной октавы чистого строя До мажор к частоте ноты До (самой низкой/меньшей).
2) может быть Вы знаете, какими плагинами или инструментами (VST, VSTi), или отдельными программами можно уйти от равномерной темперации (12РДО) и прийти к натуральным строям?
Мой небольшой музыкальный набросок:
Re: Система чистой интонации предела 5
То что по-русски привыкли называть чистый строй получило в англоязычной Википедии имя настройка предела 5 ().
Чистый строй заинтересовал ув. . Он задал мне пять продуманных вопросов, которые намерен в этой теме обнародовать, т. к. я просил у него права отвечать публично ради возможности быть на виду у всех интересующихся, включая критиков и недоброжелателей.
Самым важным вопросом был отмечен четвёртый. На первый фрагмент из него частично отвечу для начала.
<<...
!!!IV!!!
Сколько различных нот (отличающихся по частотам) входит в чистые (7-ми или 12-ти нотные) строи До и Соль (мажоры) при образовании строя Соль мажор путем транспонирования на чистую квинту от ноты До (строя До мажор)
...>>
Пусть =До0-= (ровно До-бекар большой октавы) будет одновременно 1/ (первым обертоном) и /1 (первым унтертоном), что запишется =До0-=:(1/1). Известный из ЭТМ (элементарной теории музыки) натуральный До-мажор, чтобы вписаться в чистый строй, должен иметь в первой октаве 7 фиксированных высот которые могут быть вытянуты (экстрагированы) из трёх идеальных НС (натуральных скал) на первых трёх унтертонах =До0-=:(1/1), =До1-=:(1/2) (ровно До-бекар первой контроктавы есть первый обертон второго унтерона) и =Фа2-=:(1/3) (ровно Фа-бекар второй контроктавы есть первый обертон третьего унтертона):
из =До0-=:(1/1) НС вытянуты =до1-=:(4/1), <ми1-=:(5/1) (под ми-бекар первой октавы есть пятый обертон первого унтертона) и =соль1-=:(6/1);
из =До1-=:(1/2) НС вытянуты =ре1-=:(9/2) и <си1-=:(15/2);
из =Фа2-=:(1/3) НС вытянуты =фа1-=:(16/3) и <ля1-=:(20/3).
Отвлекаясь от нотных имён выпишем в строчку только относительные частоты из скобок:
4/1, 9/2, 5/1, 16/3, 6/1, 20/3 и 15/2.
Если все относительные частоты привести к общему знаменателю, получится строчка:
24/6, 27/6, 30/6, 32/6, 36/6, 40/6 и 45/6.
Другими словами все высоты оказываются обертонами 24, 27, 30, 32, 36, 40 и 45, вытянутыми из =Фа3-=:(1/6) НС (ровно Фа-бекар третьей контроктавы, или первого обертона шестого унтертона натуральной скалы).
Из этого следует, что белоклавишный кластер от =до1-=:(4/1) до<си1-=:(15/2) чистого строя должен иметь заметный призвук на высоте унтертона =Фа3-=:(1/6), общего для всех звучащих высот.
Теперь подскажите, что следует изложить яснее в этой части моего ответа.
Последний раз редактировалось commator; 05.01.2013 в 14:17.
Re: Система чистой интонации предела 5
Нотами обозначаются функции звуков. Если бы нотами обозначалась конкретные высоты, пришлось бы для каждого строя выдумывать свои ноты: ноты ЧС (чистый), ноты ПС (пифагоров) и т. д. Одно и то же произведение можно исполнить в разных моделях строя, при этом ноты останутся те же.
Re: Система чистой интонации предела 5
Чистый строй, о котором вопросы, не оставляет нам возможности выбирать разные модели. Версии нот должны быть такими, чтобы предписать интонацию именно натурального До-мажора чистого строя.
Исходя из того, что первым обертоном первого унтертона выбрана нота =До0-=:(1/1), ноты для записи произведений упомянутого лада, тональности и строя в малой, первой и второй октавах могут быть только такими:
=до2-=:(8/1), =ре2-=:(9/1), <ми2-=:(10/1), =фа2-=:(32/3), =соль2-=:(12/1), <ля2-=:(40/3), <си2-=:(15/1);
=до1-=:(4/1), =ре1-=:(9/2), <ми1-=:(05/1), =фа1-=:(16/3), =соль1-=:(06/1), <ля1-=:(20/3), <си1-=:(15/2);
=до0-=:(2/1), =ре0-=:(9/4), <ми0-=:(05/2), =фа0-=:(08/3), =соль0-=:(03/1), <ля0-=:(10/3), <си0-=:(15/4).
Ноты гармонического До-мажора чистого строя:
=до2-=:(8/1), =ре2-=:(9/1), <ми2-=:(10/1),=фа2-=:(32/3), =соль2-=:(12/1), >ля2-Ь:(64/5), <си2-=:(15/1);
=до1-=:(4/1), =ре1-=:(9/2), <ми1-=:(05/1),=фа1-=:(16/3), =соль1-=:(06/1), >ля1-Ь:(32/5), <си1-=:(15/2);
=до0-=:(2/1), =ре0-=:(9/4), <ми0-=:(05/2),=фа0-=:(08/3), =соль0-=:(03/1), >ля0-Ь:(16/5), <си0-=:(15/4).
Ноты мелодического До-мажора чистого строя:
=до2-=:(8/1), =ре2-=:(9/1), <ми2-=:(10/1),=фа2-=:(32/3), =соль2-=:(12/1), >ля2-Ь:(64/5), >си2-Ь:(72/5);
=до1-=:(4/1), =ре1-=:(9/2), <ми1-=:(05/1),=фа1-=:(16/3), =соль1-=:(06/1), >ля1-Ь:(32/5), >си1-Ь:(36/5);
=до0-=:(2/1), =ре0-=:(9/4), <ми0-=:(05/2),=фа0-=:(08/3), =соль0-=:(03/1), >ля0-Ь:(16/5), >си0-Ь:(18/5).
Для завершения ответа на первый фрагмент вопроса остаётся транспонировать на ч.5 вверх все три версии До-мажора чистого строя и получить ноты тональности Соль-мажор чистого строя.
Натуральная версия:
=соль2-=:(12/1), =ля2-=:(27/2), <си2-=:(15/1), =до3-=:(16/1), =ре3-=:(18/1), <ми3-=:(20/1), <фа3-#:(45/2);
=соль1-=:(06/1), =ля1-=:(27/4), <си1-=:(15/2), =до2-=:(08/1), =ре2-=:(09/1), <ми2-=:(10/1), <фа2-#:(45/4);
=соль0-=:(03/1), =ля0-=:(27/2), <си0-=:(15/4), =до1-=:(04/1), =ре1-=:(09/2), <ми1-=:(05/1), <фа1-#:(45/8).
Гармоническая версия:
=соль2-=:(12/1), =ля2-=:(27/2), <си2-=:(15/1), =до3-=:(16/1), =ре3-=:(18/1), >ми3-Ь:(96/5), <фа3-#:(45/2);
=соль1-=:(06/1), =ля1-=:(27/4), <си1-=:(15/2), =до2-=:(08/1), =ре2-=:(09/1), >ми2-Ь:(48/5), <фа2-#:(45/4);
=соль0-=:(03/1), =ля0-=:(27/2), <си0-=:(15/4), =до1-=:(04/1), =ре1-=:(09/2), >ми1-Ь:(24/5), <фа1-#:(45/8).
Мелодическая версия:
=соль2-=:(12/1), =ля2-=:(27/2), <си2-=:(15/1), =до3-=:(16/1), =ре3-=:(18/1), >ми3-Ь:(96/5), >фа3-=:(108/5);
=соль1-=:(06/1), =ля1-=:(27/4), <си1-=:(15/2), =до2-=:(08/1), =ре2-=:(09/1), >ми2-Ь:(48/5), >фа2-=:(054/5);
=соль0-=:(03/1), =ля0-=:(27/2), <си0-=:(15/4), =до1-=:(04/1), =ре1-=:(09/2), >ми1-Ь:(24/5), >фа1-=:(027/5).
Последний раз редактировалось commator; 05.01.2013 в 18:31.
Re: Система чистой интонации предела 5
Похожие темы
-
Определение интонации и музыки
от Muzylo в разделе Философия и музыкаОтветов: 374Последнее сообщение: 23.10.2016, 22:17 -
Корректные MIDI-модели для систем Чистой Интонации
от Математик в разделе Теория музыкиОтветов: 83Последнее сообщение: 09.07.2015, 22:12 -
Система чистой интонации предела 7
от Математик в разделе Теория музыкиОтветов: 150Последнее сообщение: 20.02.2015, 14:04 -
Мигрирующие интонации
от Джованни Аллегри в разделе БеседкаОтветов: 0Последнее сообщение: 03.05.2012, 12:57 -
Немного рекламы в чистой воде...
от Romka в разделе СмешноОтветов: 5Последнее сообщение: 26.09.2011, 14:02



Ответить с цитированием



Социальные закладки