- 
	26.09.2012, 18:32 #1Старожил      
 - Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
  О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других) О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)Поскольку мы теперь располагаем статьей: 
 
 то можем в определенной степени судить о подходе commator’а к указанной проблеме. Один свой вопрос я уже задавал (еще тогда, когда статья не была доступной):
 
 
 
			
			 
			
			
			
				
					
						 
					
				
			
			 
			
				- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				
			
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				Замечательно, что Вы поставили эти две фамилии рядом. Было время, когда я предполагал, что материалы на Сети ув. derbenatа и независимая от них открыли, наконец, русскоязычный поток всемирного микротонового движения. Однако ГАК мне указал на своего учителя -- А. С. Оголевца. Со временем, благодаря увеличению массы русскоязычных материалов на Сети, прояснилось, что сначала был В. Ф. Одоевский.
Будет не лишним отметить, что появился на 14 лет позже выпуска британской книги "" и на 8 лет раньше, чем .
Нахожу чрезвычайно важным , которые могут быть получены из диатонической добавлением диезных разновидностей ступеней для одной и бемольных разновидностей для другой.
Отсюда следует, что бемоли могут сочетаться с диезами только в энгармонической гамме, которая по ВФО может быть не полной. Таким образом рассуждения об орфографии хроматических гамм, где есть бемоли и диезы одновременно, должны быть признаны рассуждениями об орфографии неполных энгармонических гамм.
Где-нибудь у АСО есть намёк на его знакомство с работами ВФО?
Последний раз редактировалось commator; 28.09.2012 в 14:40.
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				Ещё более важное указание (Одоевский, В. Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов, 1868. Цитировано из сборника В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. Государственное музыкальное издательство, Москва, 1956, сс. 365-366):
<<...
§ 28. Если читатель усвоил себе все вышеизложенные данные, то он уже может дать себе отчет в происхождении диатонической гаммы и отвечать на вопрос: отчего в этой гамме лишь семь звуков, ни более, ни менее (восьмой звук есть лишь повторение первого)? Объяснение этого закона можно извлечь из весьма простого опыта: заложите правую педаль фортепиано, ту, которою снимаются со струн демпферы (утешители или гасители звука), и возьмите какую-либо басовую ноту, напр[имер], Ut:Гласовное отдание
чрез секунду времени вы услышите явственно, кроме верхней октавы, квинту от Ut, т. е. Sol, и терцию, т. е. Mi, т. е. получите следующее соединение звуков: Ut+Sol+Mi.
Наоборот, если в верхней октаве возьмете Sol и Miвоспроизведется нижний Ut; это всего слышнее на хорошо настроенной фисгармонике. Следственно, такое сопряжение звуков само собою образуется при дрожании или колебании звучащей струны, и сочетание взятого тона (основного почина) Ut, называемого тоникой, с его квинтой и. с его терцией, не есть произведение нашего произвола, но находится в самой природе, точно так же, как напр[имер], в движущейся призме зеленый цвет переливается в красный, и .наоборот, не по нашему произволу, но на основании естественного закона.
Понятно, что если вместо Ut мы примем за тонику звук: Sol, то от него равно получим его квинту Re и терцию Si, соединением которых в свою очередь воспроизведется тоника Sol; точно так же от тоники Fa мы получим Ut (квинту) и La(терцию) и т. д. Эти, происходящие сами собою в звучащем теле звуки называются гармоническими, аликвотными, кратными, а самое это явление можно выразить весьма счастливым словом, встречающимся в наших древних музыкальных рукописях: гласовное отдание.
...>>
сопровождается замечательным параграфом 29 (Одоевский, В. Ф. Музыкальная грамота или основания музыки для не-музыкантов, 1868. Цитировано из сборника В. Ф. Одоевский. Музыкально-литературное наследие. Государственное музыкальное издательство, Москва, 1956, стр. 366):§ 29. Названными выше гармоническими звуками уже образуются ноты гаммы, но мы постараемся сделать это явление еще простее и осязательнее. Для сего ограничимся лишь одним интервалом, явственно образующимся при всяком звуке, а именно: квинтою.Для большего упрощения примем за почин (тонику) звук Fa.
Образование гаммы (квинтовым ходом)
Fa (4) мы получаем его квинту Ut (1) Ut Sol (5) Sol Re (2) Re La (6) La Mi (3) Mi Si (7) Диатоническая гаммаЕсли все эти звуки мы сведем в интервал одной и той же октавы, то получим приблизительно все семь звуков диатонической гаммы.
(1) Ut; (2) Re; (3) Mi; (4) Fa; (5) Sol; (6) La; (7) Si и т. д....>>
Необходимо обратить внимание, что в конце параграфа 29 ВФО выделил курсивом слово приблизительно. Следует понимать, что образование диатонической гаммы квинтовым ходом не признано точным, хотя и дано, чтобы сделать это явление еще простее и осязательнее, для туго соображающих немузыкантов, надо полагать.
Последний раз редактировалось commator; 30.09.2012 в 17:12.
 
			
			 
			
			
			
				
					
						 
					
				
			
			 
			
				- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				Я не встречал у Оголевца упоминаний о работах Одоевского. Возможно, Оголевец и был с ними знаком, но, вполне вероятно, считал их для себя "чуждыми".
------------------------------
С 1998 года находится в Сети страничка “анатомия октавы” от американского товарища Kyle Gann:
С его кредо можно ознакомиться здесь:
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				
			
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				
			Последний раз редактировалось commator; 28.09.2012 в 19:20.
 
			
			 
			
			
			
				
					
						 
					
				
			
			
			
				 
			
			 
			
				- Регистрация
- 29.04.2004
- Адрес
- Москва
- Возраст
- 56
- Сообщений
- 1,625
- Записей в дневнике
- 11
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				Презабавно, что в свое время вы неистово обрушивались на пифагоров строй, а теперь вдруг банальный пифагоров строй "клавицина" Одоевского провозглашаете чем-то значимым ("19НДО"). Поскольку - я уже научен опытом - вам всегда приходится объяснять элементарные вещи - придётся сообщить, что никакой оригинальности в "указании ВФО на принцип формирования энгармонической гаммы" нет, поскольку он дословно повторяет выражения из книжки Прони, а тот, в свою очередь, нисколько не претендует на оригинальность.
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
				
			
					 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
 Re: О количестве нот в октаве (подходы Оголевца, commator’а и других)
				
				
						
						
							Последний раз редактировалось commator; 02.10.2012 в 16:16.
Похожие темы
- 
  Константин Сараджев и его 1701 звук в октаве-необыкновенное восприятие музыки и мирaот sanethka в разделе Философия и музыкаОтветов: 9Последнее сообщение: 18.01.2015, 23:44
- 
  О количестве дневниковых записейот Amphibia в разделе Техническая поддержкаОтветов: 12Последнее сообщение: 25.10.2011, 20:33
- 
  Авангард с других планетот Glinski в разделе Современная музыкаОтветов: 9Последнее сообщение: 22.08.2011, 19:50
- 
  Неприятный звон струн в малой октаве.от Tarusha в разделе Фортепианный настройщикОтветов: 14Последнее сообщение: 12.12.2008, 12:37
- 
  Подходы к сочинениюот станислав в разделе Искусство композицииОтветов: 1Последнее сообщение: 02.02.2007, 02:20



 Сообщение от commator
 Сообщение от commator
					

 
					
					
					
						 Ответить с цитированием
  Ответить с цитированием 
			

 
			
		 
			 
						
					
						 
						
					
						 
			 
					
					
Социальные закладки