Страница 10 из 47 ПерваяПервая ... 9101120 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 91 по 100 из 463

Тема: Диезы надо исполнять повыше

              
  1. #91
    Fiddler оn thе rооf Аватар для murom
    Регистрация
    04.05.2007
    Адрес
    Сидней, Австралия
    Возраст
    71
    Сообщений
    19,497
    Записей в дневнике
    107

    По умолчанию Re: Диезы надо исполнять повыше

    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Почему отпадает? Начало разработки в 4 концерте Бетховена я всегда предлагаю мыслить пониже, там, где фа-диез сменяется фа-бекаром... И помогает!
    От ваших мыслей на ф-но тон фа-диезов не занижается. Это все умозрительные моменты, а не реальные. Разговор здесь именно о реальной высоте тонов, интервалов, ступеней и прочая.

  • #92
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Диезы надо исполнять повыше

    Цитата Сообщение от vcirkov Посмотреть сообщение
    Вероятно, Вы говорите о том, что интервал может быть большим, малым или чистым. В последнем случае он не интонируется, правильно я Вас понял?
    Нет, интервал может находиться в активной позиции, пассивной, нулевой. Я эту триаду заменяю оппозицией интонируемый-неинтонируемый, а то уж больно статично выглядит...
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #93
    врио Аватар для lerit
    Регистрация
    15.06.2007
    Сообщений
    30,584
    Записей в дневнике
    14

    По умолчанию Re: Диезы надо исполнять повыше

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    От ваших мыслей на ф-но тон фа-диезов не занижается. Это все умозрительные моменты, а не реальные. Разговор здесь именно о реальной высоте тонов, интервалов, ступеней и прочая.
    Да чего же умозрительные? Я же слышу результат, и не только я.
    Вещи и дела, аще не написаннии бывают, тмою покрываются и гробу беспамятства предаются, написаннии же яко одушевленнии...

  • #94
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Диезы надо исполнять повыше

    Цитата Сообщение от murom Посмотреть сообщение
    От ваших мыслей на ф-но тон фа-диезов не занижается. Это все умозрительные моменты, а не реальные. Разговор здесь именно о реальной высоте тонов, интервалов, ступеней и прочая.
    Цитата Сообщение от lerit Посмотреть сообщение
    Да чего же умозрительные? Я же слышу результат, и не только я.
    Давайте учитывать умозрительные моменты тоже. Важны именно они, а не то, как именно интонируется: вверх или вниз. Мне бы хотелось все же обсудить тему ладового и аккордового мышления. Правильно ли при интонировании представлять ступени лада или все же нужно ориентироваться на аккорды? Например: терция простого тонического маж. аккорда может быть диезом. Значит ли это, что нужно исполнять этот диез выше в параллельном миноре, когда этот звук становится квинтой минорного аккорда.
    Последний раз редактировалось vcirkov; 03.06.2012 в 17:43.

  • #95

    По умолчанию Re: Диезы надо исполнять повыше

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Ю. Н. Холопов приводит “старое правило Римана” в примере 104:
    http://www.px-pict.com/7/3/2/5/14/8/12.html
    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    1. Честно говоря, я не знаю такого термина "старое правило Римана". Откуда он взялся (простите, листать форумные страницы нет времени)?
    2. Текст Холопова, на который Вы дали ссылку, великолепно и предельно четко объясняет, как западноевропейская хроматика (род интервальной системы) осуществляется в рамках тональной логики (обратите внимание на букву C в квадратике в начале примера, который приводит Холопов, Вы понимаете, что она значит?). Слово "тональный" в данном контексте значит "подчиненный логике гармонической тональности" (а не тональный = "звуковой").
    Цитата Сообщение от Olorulus Посмотреть сообщение
    Понятно теперь, чтО Вы имели в виду под "старым правилом Римана". Не могу сказать со 100-процентной уверенностью, когда точно обсуждаемое "правило" возникло. Для этого нужно кропотливо исследовать источники -- памятники мысли о музыке. Полагаю, что под "старым" Риман подразумевал европейские трактаты по контрапункту. С ходу могу назвать Lucidarium Маркетто Падуанского, где описывается сопряжение диссонанса (у Маркетто = большой сексты и большой терции) с консонансом (у Маркетто, соответственно, октавы и квинты), причем процесс перехода от Д к К (а) показан с восходящим полутоном и (б) описывается как "тяготение" (используется герундий tendendo). Полагаю, что дистанция между началом 14 в. (временем создания трактата Lucidarium) и посл. третью 19 в. (когда Риман придумал свою функциональную теорию) дала Риману полное право обозначить этот переход как "старый".
    Оголевец приводит некоторое объяснение “старого правила Римана”:
    Простейшие хроматические связи в мелосе построены на ходе увеличенной примы и затем на уступке описанному структурному моменту. На этом покоится логика мелодического движения, вводящего альтерированные звуки, в особенности в тех трех случаях, когда альтерированный звук более напряжен, нежели основной.
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/4/10/2.html
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/4/10.html

    На основе некоей концепции “музыкального движения”:
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/3/19.html
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/3/18.html

  • #96

    По умолчанию Согласованность со структурой “тональной системы” Оголевца

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Мне, однако, важно понять, что имел в виду Риман, когда писал:
    Чтобы не потерять нити в этом лабиринте возможных предположений, следует всегда руководствоваться основными положениями, именно теми, которые вытекают из строго тональной логики. С этой точки зрения все повышенные тоны стремятся пойти кверху, все пониженные – книзу:
    “Упрощенная гармония”, с. 241:
    http://www.px-pict.com/7/3/2/4/2/12.html

    Почему эти положения, по мнению Римана, вытекают из строго тональной логики?
    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Само по себе “старое правило Римана” касается неких принципов “естественного движения голосов”, которые сформулированы также, например, у Н. Ф. Соловьева в его книге “Полный курс гармонии”, ч. II, с. 197 (цитировано Оголевцом):
    Хроматическое изменение ступени требует движения голоса на диатонический полутон вверх при знаках повышения и на диатонический полутон вниз при знаках понижения.
    http://px-pict.com/7/3/2/4/2/4.html

    Я повторяю свои вопросы (относительно “старого правила Римана”):
    -- действительно ли существовало такое старое правило,
    -- по какой причине оно возникло,
    -- в чем его смысл,
    -- почему оно (по мнению Римана) следует из строго тональной логики,
    -- в чем заключается эта самая строго тональная логика.
    “Старое правило Римана”, которое по мнению самого Римана следует из строго тональной логики, следующим образом согласовано со структурой “тональной системы Оголевца”:
    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    В квинтовой спирали что-то изменяется, а что-то остается постоянным.
    В частности, всякий ряд из одиннадцати квинт (если звуки этого ряда упорядочить по высоте) обладает одним и тем же “рисунком” распределения (пифагорейских) диатонических и хроматических полутонов. Я изобразил это графически для одного из возможных рядов из 11 последовательных квинт в квинтовой спирали.
    http://www.px-pict.com/7/3/2/5/2/2/1/1.html

    Т. е. порядок чередования красных и синих дуг “графа” будет всегда одним и тем же, вне зависимости от того, какой ряд из 11 последовательных квинт квинтовой спирали я положу в основу построения такого графа.

    Красная дуга соответствует ходу на пифагорейский диатонический полутон (леймму, примерно 90 центов); синяя дуга соответствует ходу на пифагорейский хроматический полутон (апотому, примерно 114 центов).
    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Если присмотреться к этому “рисунку”, то можно заметить, что во множестве из 12-звуков (они помещены в прямоугольную рамочку):
    http://www.px-pict.com/7/3/2/5/2/2/1/1.html

    существует только два звука, в которые не входят и из которых не выходят синие стрелки. Низший по высоте из этих звуков Оголевец называет “тоникой”, а саму систему из указанных 12-звуков – “тональной системой с данной тоникой”.

    Таким образом, понятие “тоники” может быть формально определено (равно как и понятие “тональной системы”).
    Если из некоторого звука “тональной системы Оголевца” существует ход на пифагорейский хроматический полутон, то следующим ходом в том же направлении может быть (и всегда будет!) только ход на пифагорейский диатонический полутон.
    Это есть просто формальное свойство “тональной системы”, рассматриваемой как “граф” указанного вида; оно может быть оформлено в виде математической теоремы.

  • #97
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Согласованность со структурой “тональной системы” Оголевца

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Если из некоторого звука “тональной системы Оголевца” существует ход на пифагорейский хроматический полутон, то следующим ходом в том же направлении может быть (и всегда будет!) только ход на пифагорейский диатонический полутон.
    Это есть просто формальное свойство “тональной системы”, рассматриваемой как “граф” указанного вида; оно может быть оформлено в виде математической теоремы.
    апотома - для ПС хром. полутон, а для ЧС - диатонический. Не следует ли из этого, что и лимму (леймму) следует мыслить подобным же образом? Ранее я думал, что эти интервалы относятся только к ПС.

  • #98

    По умолчанию Re: Диезы надо исполнять повыше

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    Само по себе “старое правило Римана” касается неких принципов “естественного движения голосов”, которые сформулированы также, например, у Н. Ф. Соловьева в его книге “Полный курс гармонии”, ч. II, с. 197 (цитировано Оголевцом):
    Хроматическое изменение ступени требует движения голоса на диатонический полутон вверх при знаках повышения и на диатонический полутон вниз при знаках понижения.
    http://px-pict.com/7/3/2/4/2/4.html
    А вот это правило в примере 323 в учебнике ЭТМ Способина:
    http://px-pict.com/7/3/2/7/12b/2.html

  • #99
    Старожил Аватар для vcirkov
    Регистрация
    06.02.2009
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    2,475
    Записей в дневнике
    5

    По умолчанию Re: Диезы надо исполнять повыше

    Цитата Сообщение от Математик Посмотреть сообщение
    А вот это правило в примере 323 в учебнике ЭТМ Способина:
    http://px-pict.com/7/3/2/7/12b/2.html
    Не понял, - этот пример для чего?
    Диатонический полутон отличается от хроматического не высотой звуков по строю, а их (звуков) функциональным положением. Неужели это не понятно?

  • #100

    По умолчанию Re: Согласованность со структурой “тональной системы” Оголевца

    Цитата Сообщение от vcirkov Посмотреть сообщение
    апотома - для ПС хром. полутон, а для ЧС - диатонический. Не следует ли из этого, что и лимму (леймму) следует мыслить подобным же образом? Ранее я думал, что эти интервалы относятся только к ПС.
    Это не совсем так. Действительно, пифагорейский диатонический полутон меньше пифагорейского хроматического полутона, а диатонический полутон “чистого строя” больше хроматических полутонов “чистого строя”. На это обстоятельство обращает особое внимание Оголевец, считая это чрезвычайно важным для своей концепции:

    “Не надо много говорить об эклектических теориях, но следует указать на две основные борющиеся в музыкальной науке концепции, претендующие на значение кардинальных систем взглядов в теории. Это, с одной стороны, так называемая пифагорейская система, основным выводом которой является соотношение между диатоническим и хроматическим полутонами, при котором первый является меньшим, нежели второй. Второй системой взглядов являются так называемые теории натурального звукоряда ("чистого строя"), которые утверждают обратное соотношение между полутонами. ”

    И, наконец, эпоха появления атональности, окончательного воцарения взглядов на абсолютную равновеликость полутонов: Шенберг — "Zwolftonsystem". В некоторой степени эти воззрения являются третьей "системой" взглядов, родившейся в результате "примирения противоречий" между двумя основными. Однако, никакие поиски компромиссов при желании спасти обе системы взглядов не дают спасения; не убедительны заявления, что в силу "небольшого искажения" в темперированной системе уживаются обе системы, что в полутоновой шкале мы при желании можем находить особенности двух основных систем. Именно эта робость перед научным мышлением и приводит к тому, что исключаются предпосылки к подлинному выяснению сравнительной ценности обеих систем, коль скоро дана удобная третья "система". ”
    http://px-pict.com/7/3/2/4/1/2.html
    ---------------------------------------------------------

    В диатонике “чистого строя” две разновидности хроматического полутона (“большой” и “малый”):
    http://px-pict.com/7/3/2/5/5/2/2/2/6.html

    Ни один из них не совпадает с пифагорейской лейммой.
    Точно так же пифагорейская апотома не совпадает с диатоническим полутоном “чистого строя”.

    См. об этом также у Лесмана:
    http://px-pict.com/7/3/2/5/8/5/1/3.html

  • Страница 10 из 47 ПерваяПервая ... 9101120 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. Исполнять за 2-м разом.
      от vanusha в разделе Нотный набор
      Ответов: 18
      Последнее сообщение: 06.09.2013, 10:35
    2. Ответов: 130
      Последнее сообщение: 05.07.2011, 19:43
    3. как исполнять?
      от Александр_ в разделе Классическая и семиструнная гитара
      Ответов: 3
      Последнее сообщение: 25.05.2011, 11:26
    4. Равель и диезы (а также дубль-диезы)
      от Pripyat в разделе Композиторы / История музыки
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 26.08.2010, 22:23
    5. Кто хочет исполнять?
      от Composer_nsk в разделе Камерная музыка
      Ответов: 11
      Последнее сообщение: 09.02.2008, 14:51

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100