-
21.10.2012, 20:18 #101Старожил
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Согласованность со структурой “тональной системы” Оголевца
По этому отрывку не совсем понятно, говорит ли он о теории, как науке о функциях звуков или о строе. Но мы то знаем о том, что для него строй и функции - одно и то же.
Вопросы терминологии не столь важны. Главное состоит в том, что понятия диатонический и хроматический не имеют прямого отношения к строю, они из науки о функциях звуков. Отношения интервалов ув. примы и м. секунды - это не акустические отношения, а функциональные. В строе они материализуются в систему отношений конкретных высот. Человек с мужской логикой, как мне кажется, должен это понять.В диатонике “чистого строя” две разновидности хроматического полутона (“большой” и “малый”):
Ни один из них не совпадает с пифагорейской лейммой.
Точно так же пифагорейская апотома не совпадает с диатоническим полутоном “чистого строя”.
См. об этом также у Лесмана:
Re: Диезы надо исполнять повыше
Если говорить по существу вопроса, то есть не о строе, а о функциях звуков, понятия диатонический и хроматический полутон несколько условны, так диатоника мажоро-минора может трансформироваться в любую разновидность лада. Например, определив интервал "си - до" в C-dur диатоническим полутоном, звук "си-бемоль" будем считать хроматическим. Но в натуральном мажоре ситуация должна изменится. Теперь свяжем это со строем, чтобы довести до полного абсурда.
Холопов прав, повторяя за Асафьевым, что полутон стал занимать большее место в музыке. Это понятно, если вспомнить, что мастера знаменного пения о полутоне имели представление, как о связке трихордов, - не более того. Мы говорим: - прошел еще один день, подразумевая сутки, в которых есть еще и ночь. Мы шагаем шагами, не замечая в ходьбе переходных зон, которые отвечают за равновесие. Это нормально, когда не отдаем должного остатку, а называем ту часть, которая представляет звено предполагаемого объекта.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Согласованность со структурой “тональной системы” Оголевца
Вопросы терминологии важны. Важно определится, в каком смысле мы понимаем тот или иной термин. В противном случае, все сможет быть всем. Причем все будет правильно и, одновременно, все будет неправильно. И мы не сможем ничего доказать, равно как и не сможем ничего опровергнуть.
По-моему, никто на форуме так и не смог понять, в каком смысле Вы понимаете взаимоотношение между “строем” и “функцией”. Вне зависимости от наличия у него мужской или женской логики. Напомню некоторые фрагменты Ваших дискуссий по этому поводу (на самом деле их можно привести много):
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Диезы надо исполнять повыше
Отношение, в котором производится разделение целого тона на две неравные части, имеет значение, уверяю Вас. И "верность" этого отношения нащупывалась в течении очень - очень длительного времени ...
“Теперь Уголино готов дать пошаговый вывод F# × B схемы. Сначала он неявно отвергает (как это сделал явным образом Prosdocimo в своем Трактате 1425 года) предположение Маркетто о том, что целый тон делится на пять равных частей … Затем он связывает вместе понятия musica ficta, неравные между собой полутоны и Пифагорейские вычисления: ”
“Таким образом, первое наблюдение, связанное с musica ficta, заключается в неравном делении целого тона. Ибо в musica ficta мы делим каждый тон на неравные части, которые являются двумя полутонами, то есть большим и малым полутоном; разница между ними равняется комме.”
“Второе соображение заключается в том, что в таким образом неравно разделенных тонах либо большая часть находится справа, а меньшая слева, либо наоборот.”
“Третье соображение, касающееся этой музыки, заключается в том, чтобы зафиксировать взаимное расположение большого и малого полутонов внутри каждого целого тона, подвергшегося разделению...”
“ Из того, что он говорит здесь о равных полутонах, следует, что хорошее "окрашивание" требует также (в идеале, по крайней мере) определенного интонационного мастерства. Он не ограничивается, подобно другим теоретикам, которые просто следуют Боэцию, только лишь декларацией, что целый тон невозможно разделить на две равные половины. Вместо этого он пишет:”
“Но если бы тон делился на две равные части и получавшиеся полутоны были бы равны, то тогда и в процедуре 'совершенствования', и в процедуре 'окрашивания' диссонансов и консонансов мы оказались бы несостоятельными.”
“Таким образом, появляется призыв обеспечить 'окрашиванию' ту же степень точной настройки, что и 'совершенствованию'.”
Ведь то, что именно из такого “рисунка” неравных между собой пифагорейских полутонов:
зародилась “логика тонального мышления”:
это ведь не сразу так вот “само по себе” произошло.
Re: Диезы надо исполнять повыше
Кажется, Вы передернули. Мы говорили о том, можно ли апотому или лимму перенести из ПС в другой строй. Я где-то нашел, что можно, Вы возразили. Вот я сказал, что это не столько важно, а важно то, мыслим ли мы эти интервалы частью строя или функц. системы. То есть я никоим образом не подвергал сомнению важность вопроса терминологии вообще. Вот и далее - Вы приводите примеры из классиков, которые говорят именно о строе, но в конце делаете свой собственный вывод, касаемо тональной логики:
Olorulus, которого Вы упомянули, кстати высказывался о пользе моей озабоченности вопросом отождествления строя и функций звуков, и даже советовал мне называть систему функций - идеей, а строй - материей. Ну, а насколько одно связано с другим, - вопрос отдельный. Для меня важно принципиально разделить эти вещи, чтобы устранить симптом болезни.Ведь то, что именно из такого “рисунка” неравных между собой пифагорейских полутонов:
зародилась “логика тонального мышления”:
Тональная логика
Тональная логика, о которой Вы так печетесь, не в том, что нужно прибавить здесь, потамушта убавили там. Понятно, что, если мы будем мыслить полутон опотомой, в целом тоне потом можно обнаружить более двух полутонов, что нарушит баланс отношения. Заметьте, термины полутон и апотома здесь не несут функционального значения. Но говоря о малой секунде или увеличенной приме, - то есть об интервалах функц. системы, - было бы не разумно связывать их со строем, так как в разных системах строя эти интервалы имеют разные величины. Неужели опять не понятно: в чем связь и в чем различие строя и функций звуков.
Последний раз редактировалось vcirkov; 24.10.2012 в 00:38.
- Регистрация
- 04.06.2008
- Адрес
- Минск
- Сообщений
- 1,712
Re: Тональная логика
Почему Вы относите проблему исполнения альтерированных нот к тональной логике? С таким же успехом ее можно отнести и к логике модальной. Может следует называть эту логику ладовой или ладо-гармонической?
Я не могу спросить об этом у Скрябина. Дополню лишь к своему предыдущему высказыванию,что понятие хром. полутон можно исключить из хоровой практики. Во-первых, можно все проблемы интонирования решать при помощи диатонических связок, хроматические же мыслить остатком. Для этого нужно всего лишь найти полярные пары звуков. Во-вторых, как мне известно, большинство хористов вообще не различают полутоны.... если вспомнить, что мастера знаменного пения о полутоне имели представление, как о связке трихордов, - не более того
Похожие темы
-
Исполнять за 2-м разом.
от vanusha в разделе Нотный наборОтветов: 18Последнее сообщение: 06.09.2013, 10:35 -
Правда ли, что режут наших на отборе, чтобы иностранцам дать премии повыше ? Где списки всех приславших заявки ?
от Predlogoff в разделе ФортепианоОтветов: 130Последнее сообщение: 05.07.2011, 19:43 -
как исполнять?
от Александр_ в разделе Классическая и семиструнная гитараОтветов: 3Последнее сообщение: 25.05.2011, 11:26 -
Равель и диезы (а также дубль-диезы)
от Pripyat в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 26.08.2010, 22:23 -
Кто хочет исполнять?
от Composer_nsk в разделе Камерная музыкаОтветов: 11Последнее сообщение: 09.02.2008, 14:51




Ответить с цитированием
Социальные закладки