-
03.01.2014, 00:49 #1Новичок
- Регистрация
- 05.03.2011
- Сообщений
- 65
Статья, посвященная большим секундам.
Большая секунда.
Я думаю, ни для кого не секрет, что интервал большая секунда (б2) в зависимости от места, где она встретилась, может звучать сильно по-разному. Как весьма гармонично, так и весьма напряженно. Однако, я не встречал статьи, где бы этот вопрос был раскрыт подробно. Поэтому решил подробно рассмотреть данный вопрос самостоятельно.
Итак, большая секунда в равномерно-темперированном строе – интервал равный 2 полутонам, или одному тону. А что такое полутон? Это интервал соответствующий 12 равным делениям октавы (сокращенно 12РДО). То есть такой интервал, что 12 абсолютно одинаковых полутонов должны составлять чистую октаву. Таким образом, полутон – это интервал в котором частота верхнего звука относится к частоте нижнего, как 1,059463094359295… Соответственно, темперированная большая секунда – это интервал с частотным отношением равным 1,12246204830….
Разумеется, человеческое ухо – не машина, и не может воспринять столь сложное и дробное отношение частот звуков как гармонично звучащий интервал. Нам кажутся чистыми и гармоничными только те интервалы, отношения частот в которых кратно небольшим целым числам. Напомню таблицу интервалов:
ч8 ч5 ч4 б3 м3 б6 м6 ум5 ув4 2/1 3/2 4/3 5/4 6/5 5/3 8/5 7/5 10/7
(последние 2 столбца не совсем верны, более правильный вариант)
Отношение частот в б2 при равномерно-темперированном строе не похоже на отношение небольших целых чисел. Поэтому темперированная б2 не является чистым интервалом, несущим какой-либо гармонический смысл. Это попросту фальшь. Звучит она Однако усилием воли и слуха человек может представить это звучание одним из реально существующих интервалов, но немного расстроенных.
Интервалы эти таковы:
8/7=1,14286… - секунда доминантсекундаккорда (обращение доминантсептаккорда, он же малый мажорный септаккорд).
9/8=1,125 – «Пифагорейская» секунда.
10/9=1,11111… - секунда субдоминантсекундаккорда (обращение субдоминантсептаккорда, он же малый минорный септаккорд, он же вводный септаккорд ll ступени).
Думаю, читатель понимает, что у этих интервалов реально различается не только ширина, но и окраска звучания, тяготение, разрешение, и ладовая функция. Это вообще РАЗНЫЕ интервалы, лишь приближенно играемые на темперерованных инструментах одной большой секундой. Им и посвящена данная статься.
Секунда доминантсекундаккорда (8/7).
Буду сокращенно называть этот интервал б2(8/7). В классической он музыке встречается чаще всего ( очень сомнительное утверждение; вопрос применения этого интервала открыт ). От темперированного значения отличается очень сильно. Он шире темперированной б2 на 31 cent (1 cent = 1/100 м2, то есть 100 cent составляют 1 темперированный полутон), то есть на треть полутона. Для примера показываю, что 1,12246204830…. = 7,86/7 вместо требуемых 8/7.
Потому мы не можем «сыграть» эту секунду на пианино, или на каком-нибудь другом равномерно темперированном инструменте. Мы можем лишь создать иллюзию её звучания, нажав полный доминантсекундаккорд, а затем отпустив лишние звуки (терцию и квинту). Устойчивость иллюзии зависит от грубости слуха слушателя и от его привычки к темперированному строю. А вы не думали, отчего у пианистов такой грубый гармонический слух? Просто пианисты привыкли принимать мазут за сгущенку и не вслушиваться в фальшь темперированных интервалов.
Построить б2(8/7) можно следующим образом.
Если вверх: спускаемся вниз ступенями чистого D7, дойдя до основного тона поднимаемся ровно на октаву. Например (идем вниз): Ля-Фа#-Ре#-Си-Си(октавой выше). Крайние Ля-Си в этой последовательности дадут искомую секунду.
Если вниз: поднимаемся вверх ступенями чистого D7, дойдя до септимы опускаемся ровно на октаву. Например (идем вверх) : Ля-До#-Ми-Соль-Соль(октавой ниже). Крайние Ля-Соль в этой последовательности дадут искомую секунду.
В обоих случаях важно, чтобы D7 был чистым, то есть соответствовал обертонам натурального звукоряда, а не клавишам на темперированном инструменте. Но все нормальные хористы это прекрасно слышат и интонируют D7 правильно, скрипачи тем более.
Разрешается б2(8/7) как секунда D2, то есть в верхнюю терцию тонического трезвучия. При этом нижний звук идет вниз. Так как D2 абсолютно одинаковый, как в мажоре, так и в гармоническом миноре, то разрешение б2(8/7) возможно как в мажор (в малую терцию), так и в минор (в большую терцию). В нотах это выглядит так:
Звучит это так:
Разрешение в мажор (; ).
Разрешение в минор (; ).
Для желающих поэкспериментировать или проверить меня прикладываю исходные файлы Сибелиуса:
Обращаю внимание читателя на то, что в первом разрешении малая (минорная) терция звучит мажорно, а во втором большая (мажорная) создает впечатление минора. Это следствие того, что секунда D2 разрешается в ВЕРХНЮЮ терцию тонического трезвучия. Хотя тоники нет, ни в исходной секунде, ни в разрешенной терции, возникает отчетливая иллюзия ее присутствия, как наименьшего общего периода этих 2-х интервалов.
Пифагорейская секунда (9/8.).
Сокращенно буду называть ее б2(9/8.). Название «Пифагорейская секунда» придумал я сам, но любой человек, знакомый со структурой пифагорейского строя, услышав термин «Пифагорейская секунда» сразу поймет о каком интервале идет речь.
По ширине чистая б2(9/8.) почти не отличается от темперированной б2. Она шире темперированной б2 всего на 4 cent. 1,12246204830…. = 8,98…/8. Разницу между темперированной и чистой пифагорейской секундами на слух я не слышу. Но 4 cent – это ощутимая разница. Например, отсутствие унисона в 4 cent не услышит только совсем немузыкальный человек. В FFT спектроанализаторе Adobe Audition эти интервалы отличаются сильно. А хороший слухач слышит и то, чего и вовсе не разглядишь на спектре. Так что дерзайте, может быть, вы услышите разницу между этими интервалами. Темперированная секунда должна звучать как чуть-чуть фальшивая пифагорейская.
В скрипичных тембрах:
В вокальных тембрах:
Темперированная секунда.
Как гармонический интервал б2(9/8.) в классической музыке практически не используется. В старинной и в современной – да, встречаются аккорды вроде До-Соль-РЕ или До-Ре-Соль. А вот в классической – очень редко. Но зато пифагорейская секунда – наиболее распространенный мелодический интервал. Например, когда мы поем натуральную мажорную гамму (например, от До) мы выпеваем именно пифагорейские секунды: До-Ре, Фа-Соль и Ля-Си (оставшиеся большие секунды натуральной гаммы – Ре-Ми и Соль-Ля – субдоминантсекундаккордовые).
Вообще, требование «опуститься/подняться на целый тон» подразумевает, как правило, именно пифагорейскую секунду. Хотя, на самом деле, делать шаг на б2(9/8.) нужно лишь примерно в половине мелодических случаев. В конкретном примере может быть необходимо сделать шаг на субдоминантсекундаккордовую секунду (б2(10/9)), которая значительно уже, или даже на доминантсекундаккордовую (б2(8/7)), которая значительно шире. Ну что, зашаталась твердая почва под ногами? А вы думали, почему чисто петь так трудно? Спасение одно – твердо чувствовать ступени лада и гармонию получающихся созвучий. А если лад не натуральный, а какой-нибудь кривой? А если созвучия необычные, неевропейские?
Построить пифагорейскую секунду проще всего. Два шага на кварту или на квинту, и октавное снесение полученного звука. Например вверх До-Соль-Ре-Ре(октавой ниже), или вниз До-Соль-Ре-Ре(октавой выше). Или так: До-Фа-СиЬ-СиЬ, аналогично вниз или вверх. Да и вообще, если вы привыкли к натуральному строю – начните петь гамму. До – Ре должно получиться пифагорейской секундой само собой.
Б2(9/8.) – абсолютно статический интервал. Он не выполняет никакой ладовой функции, не имеет ни мажорной, ни минорной окраски, и не стремиться никуда разрешаться. Как квинта или октава. Может быть, потому его и недолюбливали классики? У них ведь все куда-то тяготеет и разрешается…
Секунда субдоминантсекундаккорда (10/9).
Сокращенно б2(10/9). Самая узкая и самая напряженная из больших секунд.
Б2 (10/9) уже темперированной б2 на 16 cent, то есть на 1/6 полутона. 1,12246204830…. = 10,102…/9. То есть, б2 (10/9) тоже нельзя «сыграть» на клавиатуре, а можно лишь только создать иллюзию ее звучания.
В классической музыке встречается как гармонически, так и мелодически.
Строиться может следующим образом. Малая терция вверх, чистая кварта вниз. Или ч5 вниз, м3 вниз, октава вверх. Вообще, если при построении большой секунды использовалась комбинация квинты или кварты с малой терцией – можно быть уверенным что результат именно б2 (10/9). Например: До-МиЬ(вверх), МиЬ-СиЬ (вниз). Полученное СиЬ-До – искомая б2 (10/9).
Разрешается она как секунда того самого аккорда, который хуже любой скороговорки. То есть тоже очень мудрено: сперва в верхнюю терцию доминанты, а потом полученная терция «захлопывается» в тонику. Обращаю внимание слушателя на то, что верхняя терция доминанты не создает впечатления ни мажора, ни минора. Мы привыкли к тому, что в миноре доминанта мажорная, а значит ее верхняя терция всегда малая. Потому разрешение данной секунды абсолютно одинаково, как для мажора, так и для минора. Далее, обращаю внимание на то, что переход б2 (10/9) в м3 не создает впечатление полного разрешения (как для б2(8/7)), а лишь временной остановки, так как в данном случае м3 – верхняя терция доминанты, а не тоники.
Существуют у б2 (10/9) и другие разрешения (например, сразу в тонику), но их несколько, и не в этом главное…
Вот так это звучит б2 (10/9) с наиболее распространенным разрешением:
Последний раз редактировалось Продвинутый любитель; 23.01.2014 в 21:26.
- Регистрация
- 05.03.2011
- Сообщений
- 65
Re: Статья посвященная большим секундам.
Отключите Смайлы! Трудности с форматированием! Вот оригинал в Ворде:
Re: Статья посвященная большим секундам.
Поздравляю с решительным шагом в сторону от 12РДО.
Откуда известно, что Пифагор добрался в своей таблице до ЧИП7 (чистой интонации предела 7)?
ПС (пифагорейский строй) не выходит за рамки ЧИП3, т. е. не то, что простое 7, но и простое 5 не может участвовать в построении ПС.
- Регистрация
- 05.03.2011
- Сообщений
- 65
Re: Статья посвященная большим секундам.
Спасибо!
Я не теоретик, и в истории музыки не сведущ. Может быть, таблицу и в самом деле стоит укоротить. Но ведь часто так: закон Фарадея записан нормальной формулой только Максвеллом, уравнения Максвелла записаны Герцом и т.д. А называются эти открытия по прежнему в честь первопроходцев...
С тем, что ум5 и ув4 - вполне себе интервалы, достаточно гармонично и интересно звучащие, и совсем не являющиеся фальшивым тритоном Вы ведь не спорите? Им, кстати, тоже можно посвятить подобную статью с примерами. Но будет ли это кому-то интересно?
Re: Статья посвященная большим секундам.
- Регистрация
- 05.03.2011
- Сообщений
- 65
Re: Статья посвященная большим секундам.
Если честно, то вся статья на 95% из головы. Просто я помнил, что в трезвучии отношение частот 4:5:6. Натуральный строй - 3 трезвучия: тоническое, квинтой выше, квинтой ниже. А в Д7 отношение частот 4:5:6:7. От этого и плясал. Нарисовал таблицу натурального мажора, разделил дроби друг на друга, вспомнил какие там интервалы. Ум5 и Ув4 добавил из обращений Д7. Почему-то в музыкальной школе преподы называли таблицу интервалов таблицей Пифагора, вот у меня и запомнилось. Да, сейчас я понимаю что это название некорректно, так как пифагорейский строй совсем другой и даже чистых терций в нем нет. А если обязательно надо на что-то сослаться - то могу сослаться на Порвенков В. Г. "Акустика и навтроика музыкальных инструментов." М.: Музыка, 1990, - там на странице 50 как раз очень похожая таблица, хоть и без тритонов. Кстати, Порвенкова я полностью читал, когда учился настраивать свое пианино.
Еще пока писал статью сверился с учебником Способина по поводу разрешения субдоминантсептаккорда и его обращений: Дубовский И., Евсеев С., Способин И. "Учебник гармонии" М.:Музыка, 1965г Хотя можно было бы и без этого обойтись. Таким образом, список литературы будет полным.
На самом деле, я не знаю, стоит ли мне писать что-то свое по теории музыки. Может мне еще рано? Потому и спрашиваю критики.
Последний раз редактировалось Продвинутый любитель; 05.01.2014 в 18:32.
Re: Статья посвященная большим секундам.
Когда Вы, боже упаси, начнёте писать о теории музыки после её изучения, будет поздно.
Насколько я понял, Вы способны ставить себе задачу и пытаться её честно и публично решать. Это и нужно теории музыки. Вот Вы написали, именно то, что многие (в том числе и я) думали, пока не было возможности такое проверить: Я своим слухом проверил этот интервал б2(8/7). В классической он музыке встречается очень редко и простые мысли о б2(8/7) отпали.
Если Вы ещё не проверили Ваши мысли слушая фрагменты самых известных применений секунды доминантсекундаккорда в MIDI формате соответствующей перенастройки, то самое время так сделать и предложить свои результаты здесь.
Последний раз редактировалось commator; 20.01.2014 в 13:47.
- Регистрация
- 05.03.2011
- Сообщений
- 65
Re: Статья посвященная большим секундам.
От своих слов о том, что б2(8/7), а также обратная к ней септима м7(7/4) - самые частые случаи применения б2 и м7 не отказываюсь. "На глаз" - примерно половина применения б2 и м7 вообще, то есть также часто, как б2(9/8} и б2(10/9) и их септимы вместе взятые.
Вы правильно поняли, где есть Д7 или его обращения, в том числе неполные, там будет и б2(8/7), или м7(7/4). (Утверждение ошибочно; по крайней мере в некоторых случаях необходимо интонировать Д7 по чистым терциям, а не по обертонам натурального звукоряда. Вопрос правильного интонирования Д7 в различных ситуациях пока открыт.)
Примеры вот: 1) В ХТК, первая часть, прелюдия До-мажор, такт 6, левая рука (До-ре ) - б2(8/7) ( Ошибка, в данном такте правильно интонировать б2(10/9) ); такт 20, правая рука (СиЬ-До) - б2 (8/7) - мелодически; септим м7(7/4) - вообще много: такты 3, 7, 18, 24, 27, 31, 32... 2) Очень яркий пример применения б2(8/7) в первой части ХТК - прелюдия До#-мажор, такты 63-64 и аналогичные. Вся гармония построена именно на созвучии фа#-соль# в центре фактуры, остальные ноты нужны для ритма и правильного восприятия этого интервала. 3) Бетховен, соната №1 первая часть, такты 4-5, левая рука СиЬ-до - б2(8/7). 4) Шопен, вальс До#-минор, (op64 №2), такт 3, левая рука ре#-до# - м7(7/4), такт 4, правая рука фа#-соль# - б2(8/7)...
С оформлением всего этого в MIDI прошу подождать.
Последний раз редактировалось Продвинутый любитель; 23.01.2014 в 21:35.
Re: Статья посвященная большим секундам.
Похожие темы
-
Инструментальная музыка посвященная ВОВ
от grigoriys в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 4Последнее сообщение: 21.11.2013, 10:00 -
Ищу работу вокалистки(сопрано с большим диапазоном)
от Муреша в разделе Поиски работыОтветов: 0Последнее сообщение: 05.10.2010, 22:05 -
Концертмейстер с большим опытом ТВ-съёмок и записей.
от Талалаев Николай в разделе Пианисты-концертмейстерыОтветов: 0Последнее сообщение: 17.11.2009, 20:29



Ответить с цитированием



Социальные закладки