Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
17.02.2006 13:00 МСК
Ровно неделю назад Псковское агентство информации получило предложение, от которого нельзя было отказаться. Псковская областная филармония попросила помочь выяснить мнение псковичей по вопросу, от самой постановки которого стало нехорошо: нужен ли Пскову симфонический оркестр?
«А что, КТО-ТО и на этот счет уже сомневается?» - поразились мы. «Как вам сказать, вы в «Псковской губернии» статью читали?» - спросили в ответ. Отвечаем, мол, читали, спасибо, многое понравилось… «То есть вы согласны с тем, что существование симфонического оркестра в Пскове – под большим вопросом?» - растерялись на том конце провода. «Бог с Вами! Нет, конечно!», - заволновались мы.
Статью перечитали (и вы перечитайте, пожалуйста), глубоко призадумались. Конечно, концерт оркестра, взявшегося аккомпанировать звезде отечественного пианизма Владимиру Мищуку, разнесен в пух и прах. При этом, по моему скромному мнению, помимо детального разбора пролетов псковским исполнителям был выдан еще и полный респект: артисты в тяжелейших условиях, с кровью и потом, если верить коллеге Стрекаловскому, разучили сложнейшую программу и отыграли ее на уровне – на своем, если опять же верить коллеге. «Так что главная интрига концерта оказалась разыграна всё же в пользу Псковской филармонии: наш оркестр играть с серьёзными музыкантами может. И, в принципе может готовить серьёзные программы. Для этого необходима поддержка (не секрет, что зарплаты оркестранта не хватает, чтобы купить комплект струн), нужен другой зал (тот, что зовётся филармоническим - ужасен, это бывший Дом политического просвещения, и по своим акустическим качествам он ни на что не годен, кроме проведения партийных сборищ), нужна серьёзная работа для того, чтобы освоить серьёзную программу (а не бесконечные вальсы и польки семейства Штраусов). Но – можно жить. Это – главное», - да молодец Стрекаловский, почему «филармонические» расстроились? Из-за бесконечного потребления слово «лажа» в тексте?
А вот следующий абзац как-то насторожил: «Итак, Псковский симфонический, у тебя твёрдая «тройка» с плюсом и аванс доверия публики на будущий сезон, если не сократит твои дни комитет по культуре и сезон этот у тебя начнётся!» Неприятный осадок образовался в душе, и отправились мы, в моем лице, в филармонию, чтобы поговорить и осадок рассеять… В кабинете администратора меня встретили начальник отдела маркетинга Псковской областной филармонии Инна Зуб, и.о. директора симфонического оркестра Константин Клеменко, приглашенный дирижер оркестра Геннадий Чернов (Санкт-Петербург), солистка Венской оперы Олеся Головнева, у которой в тот вечер как раз был очередной концерт с Псковским симфоническим… И мне сразу понравился их настрой: душить руками ПАИ «Псковскую губернию» эти люди не собирались, честно рассказали о том, что их тревожит и почему критический материал (чуть ли не первый за всю историю существования оркестра) так их взволновал.
Говорит и.о. директора оркестра Константин Владимирович Клеменко:
Трудно не согласиться с тем, что оркестр переживает не самые лучшие времена, можно говорить об определенном кризисе. Прежде всего, он связан со структурной перестройкой: до этого сезона оркестр был сам себе голова - со своим директором, финансированием, бухгалтерией, штатами. В 2005 году он перешел под крыло областной филармонии, что накладывает определенный отпечаток на жизнь оркестра. Концертные программы, сотрудничество с солистами, коллективами выстраиваются уже через филармонию. Это, конечно, нюансы, но и они имеют значение.
Во-вторых, главный дирижер и художественный руководитель оркестра Александр Разумов в прошлом году по конкурсу поступил на работу в оркестр Белорусской телерадиокомпании и работает теперь там, впрочем, оставаясь художественным руководителем нашего коллектива. Разумов дал оркестру определенный творческий рост, затеял укрепление и расширение штата. Но… Как бы там ни было – он стал приезжающим дирижером, это ограничивает его возможности в походах по начальству, доказательств своей правоты, защиты интересов оркестра и т.д. Сложность еще и в том, что факт ухода Разумова был в прессе освещен, но, на наш взгляд, иногда подавался как «жаренный»: «Дирижер уехал, все закончилось». Да ни в коем случае! Оркестр продолжает работать, есть план концертов на год, количество концертов утверждено, график репетиций составлен. И никто не вправе утверждать, что программу, которые играли с Мищуком, мы начали учить за два дня до приезда солиста. Какие «кровавые репетиции»? Концерт был спланирован за год, за год мы знали, что будем играть Чайковского и Прокофьева, Разумов проводил репетиции в каждый свой приезд. Все это частности, конечно, но их нельзя не учитывать.
С уходом Александра Разумова перед нами встал вопрос поиска дирижера. Сейчас с нами сотрудничает Геннадий Борисович Чернов (Санкт-Петербург). Ему делегированы обязанности главного приглашенного дирижера, он играет основные вечерние программы. Какую-то политику он тоже выстраивает, оркестр не покинут в смысле руководства. Сейчас стоит другая проблема: поиск дирижера, который бы осуществлял репетиционный процесс. Мы пользуемся услугами приглашенных дирижеров – аспирантов Петербургской консерватории, в основном, из класса профессора Александра Ивановича Полищука, чтобы не было разницы в дирижерской школе (и Разумов, и Чернов – ученики Полищука), что, конечно не исключает прослушивания других дирижеров из других регионов. Например, есть предложение от московского дирижера Михаила Михайловича Переплеснина. Он попытается сделать в марте детскую программу.
Поэтому я не стал бы говорить о том, что оркестр работает в пожарном режиме, в нестабильной ситуации. Оркестр наоборот консолидировался, коллектив стал более сплоченным. Тем более, что музыкантам в нынешней ситуации не на кого и не на что надеется, кроме как на свою совесть и профессионализм. И я хотел бы попросить журналистов – быть несколько деликатнее. Знаете, после информации об уходе Разумова в филармонию стали звонить слушатели, обвинявшие руководство филармонии в развале оркестра… Поэтому хотелось бы, чтобы освещение событий жизни оркестра было более регулярным. Чтобы в прессе появлялась не только информация о концертах: прошел тогда-то, играли то-то, дирижировал тот-то. Хотелось бы, чтобы люди общались с нами. С Геннадием Борисовичем, например, чтобы ознакомиться с его видением проблем оркестра - что нужно оркестру для нормального существования?
Геннадий Борисович Чернов, приглашенный дирижер:
У меня взгляд, действительно, непредвзятый, со стороны. Я видел несколько десятков российских оркестров и могу сказать – в Псковском очень много положительных сторон. Любят артисты свое дело, свой оркестр, любят музыку. Поверьте, это тоже не часто бывает. Мне очень нравится дисциплина в оркестре. Но главное, на что хотелось бы обратить внимание: менеджмент оркестра, направлявший его предыдущие годы до перехода под крыло филармонии, допустил несколько важных ошибок. Например, не была предусмотрена амортизация по инструментам. Когда приезжают приглашенные музыканты, скажем, из Петербурга и видят – в каком состоянии находятся инструменты артистов Псковского оркестра, они удивляются: «Как вы на этом хоть какие-то звуки издаете?».
Поэтому псковская публика должна знать: артисты, играющие на таких инструментах, - герои. Цена их инструментов уже давно ушла в минус. И представьте, как трудно музыкантам дается исполнение, особенно на духовых деревянных (габои, фаготы, флейты). Псковские музыканты делают практически невозможное! Над вопросом сейчас работает директор филармонии Галина Александровна Иванова, она это, слава Богу, понимает. Но на все нужно время!
Еще один главный вопрос: зарплаты музыкантов и условия жизни. В Пскове полный состав исполнителей для симфонического оркестра вряд ли можно будет найти. И нужно музыкантов приглашать, и приглашенные должны жить хотя бы в служебных квартирах, а не в общежитии. Музыканты – люди очень высокой квалификации, несколько десятков лет учились, а получают значительно меньше, чем банковский работник более низкой квалификации, чем имеют они.
Мне кажется, трудно сейчас будет решить оркестру проблему приглашения на постоянную работу руководителя. Все понимают, что руководить коллективом должен один человек. Творческий коллектив – это монархия. Но для этого нужна соответствующая зарплата и жилье, чтобы постоянно здесь находится, решать все текущие дела, обивать пороги властных кабинетов, налаживать связи. Еще одна сторона проблемы: есть кандидатуры очень хороших музыкантов, которые готовы переехать сюда, даже продав квартиры там, где они нынче живут. Но им нужна уверенность в перспективах существования и развития оркестра. Я бы, например, сейчас на себя такой ответственности перед людьми не взял. И все же думается, что директор филармонии на правильном пути, четко понимает все проблемы.
Но надо понимать: оркестру нужно время, за полгода кардинально улучшить ситуацию невозможно. Нужно два-три года. На последок хочу сказать: мне очень нравится псковская публика. Она, действительно, очень любит классическую музыку, оркестр, искренне переживает за него. Извините, что мы все время возвращаемся к той публикации, но мне кажется, что вопросы, обозначенные в статье, может ставить человек, который не видит реальной ситуации. Реальная ситуация такова, что оркестр нужен - слушателю!
Константин Клеменко: Я был свидетелем «оптимизации» городских симфонических оркестров в Сибири. В результате их сокращения сократились наборы в музыкальные школы, разваливались музыкальные училища: дети не видели перспектив дальнейшего своего существования в музыке. Понимаете: снесли вершину – оркестр, лишили цели… Если это состоится в Пскове, то Псковская область понесет большую потерю, и власть должна отдавать себе отчет в этом. Я не хочу сказать, что выпускник музыкальной школы должен обязательно стать музыкантом. Но ребенок, получивший музыкальное образование, никогда не позволит себе каких-то противоправных действий. У нас в Сибири тогда один деятель культуры хорошо сказал: «Сокращаете финансирование на культуру – усиливайте финансирование строительства исправительных учреждений». Мы же работаем не только на конкретный результат, мы воспитываем души...
В сложнейших условиях оркестр разучивает сложнейшие программы. Но, понимаете, глупо сравнивать наш оркестр с Бостонским, Бостон тоже не столица, но нам бы их бюджет… У нашего оркестра – свой слушатель, это вся псковская интеллигенция. Для них жизнь превратится в нечто убогое, они готовы что-то прощать, понимая, как тяжело оркестру сейчас.
Сейчас в штате 26 музыкантов, и столько же совместителей. А постоянная острая необходимость еще в 4 музыкантах: это фагот и валторны. А чтобы развиваться - нужно расширять группу духовых инструментов. Струнников, конечно, надо тоже. Была бы зарплата повыше – многие бы совместители перешли бы в штат.
Геннадий Чернов: Острая необходимость – докупить две литавры, их должно быть четыре! Иначе оркестр просто по техническим причинам не может чисто играть и ничего с этим не сделаешь.
Олеся Головнева: У меня уже были концерты с Псковским симфоническим оркестром, и сейчас я согласилась петь с коллективом, хотя был очень сложный график, много гастролей, я очень устала. Понимаете, я люблю город, люблю коллектив, мне приятно с ними работать. Я очень расстроена статьей, не представляю жизни Пскова без оркестра, он для меня – центр, ядро культурной жизни. Не будет оркестра - я вообще сюда приезжать не буду. И никто не будет. Если бы были возможны хоть какие-то финансовые вливания в оркестр… Музыканты работают! Нет инструментов, нет денег, но они трудятся, совмещают, работают на энтузиазме. Зарплаты же вообще смешные: на заводе люди в четыре раза больше получают, музыканты мечтают, чтобы им платили хотя бы на 50 % больше. Люди отдают всю свою жизнь этому занятию – неужели это никому не нужно?..
Добавим, что солистка Венской оперы – псковичка по рождению и воспитанию Олеся Головнева – очень мягко охарактеризовала свое состояние: «Я расстроена»… Олеся была обижена и слов не хватало в защиту псковских оркестрантов… Когда она и Геннадий Чернов уже покинули филармонию (надо было готовиться к вечернему концерту), и мы остались наедине с псковскими филармонистами, они вдруг не выдержали и поделились, пожалуй, главной своей тревогой.
Константин Клеменко: Настораживает ведь даже не сам факт появления этой статьи. До нас на уровне, извините, "сарафанного радио", доходит информация о том, что автор статьи Юрий Николаевич Стрекаловский намеревается стать одним из управленцев псковской культуры. И нас откровенно беспокоит, что в областной комитет по культуре могут прийти люди, совершенно незаинтересованные в существовании псковского симфонического оркестра. Из его статьи вытекает, что и у города заинтересованности в оркестре нет, что он – непосильное бремя для областного бюджета. Вот тут, на наш взгляд, нужна полемика: как относятся псковичи, наши слушатели к такой перспективе? Если практически полная наполняемость зала на вечерних концертах, аншлаги на открытии сезона – это не ответ.
Ну что, будем полемизировать? У меня до сих пор есть сомнения в том, что полемика необходима. Сейчас привлечем внимание к тяжелому положению оркестра, кто-то где-то что-то пересчитает, сделает вывод: не потянем… Время-то какое: не успеешь отвернуться – чего-нибудь «соптимизируют».
Хотя справедливости ради: оркестр ни у кого ничего не просил, кроме времени. Да, все болевые точки обозначил, но руку не протянул, коротко сказав: «Мы над этим работаем». Однако, осадок, с которым я пришла в филармонию, до сих пор в душе остается – сами понимаете, сказалась информация от «сарафанного радио». Не в обиду коллеге Стрекаловскому, но не принято на Руси бить лежачих (и оркестр пусть тоже не обижается – имею в виду, прежде всего, условия его работы).
Псковский симфонический знал лучшие времена и, думается, еще узнает. Если будет на то наша воля. Будет?
Re: Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
Сообщение от vladmo
Что здесь можно сказать? Сочувствуем вам, ребята, и понимаем. Вам надо бороться самим и самим обивать пороги. Не умеете - учитесь. Чернов, конечно, дирижер ОЧЕНЬ слабый. А как он как руководитель?
А еще у вас фантастически безграмотные журналисты, это неприятно.
"Больше всего я боюсь умереть, оставив после себя надгробную надпись: "Ушла не высказавшись". (Мадам К*)
Re: Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
Сообщение от invisible
Что здесь можно сказать? Сочувствуем вам, ребята, и понимаем. Вам надо бороться самим и самим обивать пороги. Не умеете - учитесь. Чернов, конечно, дирижер ОЧЕНЬ слабый. А как он как руководитель?
А еще у вас фантастически безграмотные журналисты, это неприятно.
Понимаю, что пишу ужасные вещи и заранее готов к потоку гневных отповедей, но может правда оркестр во Пскове и во многих других провинциальных городах не нужен? До боли знакомая ситуация - мизерные зарплаты, чувство неполноценности у музыкантов от невозможности обеспечить семью, отсутствие достойных дирижеров (я никогда не видел г-на Чернова и пишу не о нем в данном случае) и звериная тоска на репетициях. На концертах - жуть... Может, лучше ужасный конец, чем ужас без конца? Может, нужно, чтобы власти поняли наконец, что оркестр - удовольствие дорогое и требующее постоянного внимания? Мне всегда больно общаться с музыкантами, находящимися в подобной ситуации и больно слышать концерты, которые... Да чего там, которые назвать-то концертами трудно. Кого мы обманываем? Себя? Публику?
Re: Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
Сообщение от Roka
Понимаю, что пишу ужасные вещи и заранее готов к потоку гневных отповедей, но может правда оркестр во Пскове и во многих других провинциальных городах не нужен?
Закрыть, сломать, уничтожить - легкий и приятный путь. Проблемы исчезают как по волшебству, не правда ли? Закрыли тысячи маленьких деревенских библиотек - дескать, мало народу ходит. Сэкономим на крохотной библиотекарской зарплате. А, может, спасли бы от пьянства и духовного обнищания хотя бы пару тысяч человек, если бы не закрыли?
Вы совершенно правы, что надо любыми средствами привлекать внимание властей к проблеме культуры. Просить денег, искать спонсоров - для начала. Привлекать играющих людей и стимулировать их работу. Но, я считаю, только не закрывать оркестр!
"Больше всего я боюсь умереть, оставив после себя надгробную надпись: "Ушла не высказавшись". (Мадам К*)
Re: Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
Сообщение от invisible
Закрыть, сломать, уничтожить - легкий и приятный путь. Проблемы исчезают как по волшебству, не правда ли? Закрыли тысячи маленьких деревенских библиотек - дескать, мало народу ходит. Сэкономим на крохотной библиотекарской зарплате. А, может, спасли бы от пьянства и духовного обнищания хотя бы пару тысяч человек, если бы не закрыли?
Вы совершенно правы, что надо любыми средствами привлекать внимание властей к проблеме культуры. Просить денег, искать спонсоров - для начала. Привлекать играющих людей и стимулировать их работу. Но, я считаю, только не закрывать оркестр!
Нет, это путь не легкий и не приятный. Напротив, очень болезненный. Но я все чаще начинаю думать, что это - путь единственно возможный. Грубо говоря, схема моих рассуждений такова: играющим музыкантам нужно достойно платить. Нужен профсоюз оркестровых музыкантов, который должен установить норму минимальной оплаты сессии (если копировать с западных образцов, где сессия - это два с половиной часа репетиции с одним 20-минутным антрактом либо концерт). Сегодня творится черт знает что: никаких нормативов, количество концертов у всех разное, и оно никак не связано с зарплатой. А так будет более-менее ясно: у города (области, страны, спонсоров) есть возможность платить сумму Х - оркестр играет 120 концертов в сезон, музыканты вкалывают, как проклятые, но они достойно обеспечивают свои семьи и им не нужно бегать по халтурам (да и сил на это не будет). 0,5 Х - значит, будет 50 концертов. Ну, а если есть только 0,05 Х - получите свои 5 концертов в сезоне. Да в Америке полно таких оркестров, играющих по 3-4 концерта в году. Музыканты все работают где-то еще, но им прилично платят за работу в оркестре, соответственно ее количеству. А в наших условиях все наоборот: "халтура - дело святое". Мало того, посмотрите, какая логика сегодняшней системы: в нашей стране разница в оплате труда музыкантов может быть, по моим прикидкам, в 20 раз, а количество концертов примерно одинаково. Значит, один оркестр в 20 раз лучше другого!!! И это заложено в бюджете!!!! И тогда вполне логично ставить вопрос: а кому нужен такой оркестр? Давайте не будем лицемерить: от пьянства и духовного обнищания плохие оркестры не спасут. Не знаю, как Вам, а мне часто хочется напиться именно после того, как я слышу концерты многих провинциальных оркестров - "этот стон у них песней зовется". К чему такие меры могут привести? Наверное, к тому, что какое-то время всем будет очень трудно. Но мне кажется, что только это может заставить обратить внимание на положение дел в наших оркестрах. В том числе, кстати, и в столичных. И в конце концов мы будем жить и работать по каким-то внятным и цивилизованным правилам. А иначе мы будем продолжать гнить, стонать и бедствовать.
Re: Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
Сообщение от Roka
К чему такие меры могут привести? Наверное, к тому, что какое-то время всем будет очень трудно. Но мне кажется, что только это может заставить обратить внимание на положение дел в наших оркестрах. В том числе, кстати, и в столичных. И в конце концов мы будем жить и работать по каким-то внятным и цивилизованным правилам. А иначе мы будем продолжать гнить, стонать и бедствовать.
Ваши рассуждения интересны. И внятных, цивилизованных правил очень и очень хочется. И все равно мне невозможно представить, как можно уничтожить оркестр. Да еще не в Москве, а в такой глуши, где музыкантов пересчитывают по пальцам. Я не специалист-управленец, но должны же быть способы грамотного руководства коллективом, его еще можно вытащить!
"Больше всего я боюсь умереть, оставив после себя надгробную надпись: "Ушла не высказавшись". (Мадам К*)
Re: Симфонический оркестр Псковской областной филармонии: «Мы вам нужны?»
У меня такое ощущение, что наша страна только что пытается оправиться от тяжелейшей войны. Пытается, но не может. Искусство, наука, медицина - все в загоне. Россия - центростремительная страна. Все для столиц, а остатки - окраинам. Это ужасная ситуация. Неужели все так и будет? Синдром трех сестер неискореним, потому что житель Пскова так и не сможет пойти в своем родном городе послушать хороший симонический оркестр. Мне стыдно жить в Москве.
Однажды был в *** области. Нам говорили: по территории *** область сравнима с Бельгией. Проехавшись по области, мы добавляли: больше с Бельгией она ни в чем не сравнима.
Скучно жить на этом свете, господа.
Внутреннее освещение играет ключевую роль в создании комфортной и функциональной среды в жилых, офисных и коммерческих помещениях. От правильного монтажа световых приборов зависит не только внешний...
Выбор детского центра — важный шаг для родителей. От правильного решения зависит не только развитие ребёнка, но и его эмоциональный комфорт, безопасность и интерес к дальнейшему обучению. С...
Современный интерьер невозможно представить без качественного освещения. Оно не только обеспечивает комфортное восприятие пространства, но и подчеркивает стиль помещения, делает его уютным и...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
18.12.2025, 16:44
Социальные закладки