Re: I Международный конкурс Grand Piano Competition. 30 апреля-5 мая 2016 года. Москва
«Грядет поколение, которого не было никогда за всю историю»
из интервью корреспондента газеты Коммерсант Натальи Витвицкой с Денисом Мацуеевым: В Москве триумфально завершился I Mеждународный конкурс молодых пианистов Grand Piano Competition. Его идейный вдохновитель и худрук — Денис Мацуев. В разговоре с “Ъ-Lifestyle” пианист номер один рассказал о филармоническом буме, охватившем страну, новом поколении детей-звезд, дирижерских и композиторских амбициях и намерении сделать классическую музыку мейнстримом.
— Зачем вам, успешному артисту и руководителю не одного конкурса, понадобился еще один — Grand Piano Competition?
— Конкурс — формулировка не точная. Конечно же, это фестиваль. Мне важно, чтобы в моих проектах не было проигравших. Только лучшие из лучших. И самое главное — каждого из 15 счастливчиков, прошедших видеоотборы и прилетевших в Москву, увидел и услышал весь мир, они сыграли и сольно в Рахманиновском зале и с оркестром в Большом зале Консерватории. Трансляция концертов шла на канале «Культура» и Medici.TV (интернет-канал классической музыки. — “Ъ”). Зачем мне это нужно? Чтобы показать миру: грядет поколение, которого не было никогда за всю историю фортепианного искусства.
— Откуда такая уверенность?
— Проверено на моих конкурсах в Астане, на Байкале, на концертах в Анси, выступлениях на фестивалях Crescendo и семи моих региональных фестивалях, а также на концертах, организованных фондом «Новые имена». Гениальная женщина Иветта Николаевна Воронова (основатель фонда. — “Ъ”) еще в советское время придумала отыскать и поддержать уникальных детей-музыкантов со всей страны. Я приехал из Иркутска в 1991 году. За четыре года объездил 40 стран и сыграл на самых знаменитых сценах мира. Я прекрасно понимаю, что без помощи фонда это было бы невозможно. Сегодня я хочу помогать так же, как когда-то помогли мне. Есть кому! Каждый из участников конкурса — это какое-то чудо. Такого нет нигде. Дети в 12–13 лет выходят на сцену Большого зала Консерватории. Здесь срывались даже самые знаменитые музыканты. Несмотря на гениальную акустику, намоленность, магнетизм этого зала, с ним нелегко найти общий язык. А эти юные дарования играли абсолютно свободно. Ни одного сбоя. Я закрывал глаза, и возникало полное ощущение, что играет большой сложившийся артист.
— Денис, как вы объясняете появление таких детей сегодня?
— Это чудо. Феномен. Англичанин Джордж Харлионо — выдающееся явление. Иван Бессонов из Санкт-Петербурга. Ляо Тинхун из Китая — кто бы мог подумать: в 12 лет он играет Шумана так, что все жюри чуть не плачет от восторга. Грузин Сандро Небиеридзе взял Гран-при, он не только талантливый артист, но еще и композитор. Его оперу будет ставить один из европейских оперных фестивалей. Можете себе представить? Появление новых звезд повсеместно, я акцентирую на этом внимание — мы говорим не только о русской музыкальной школе.
— Она уже не считается лучшей, как в советские времена?
— О рейтингах мне говорить не хочется. В общей массе первые позиции мы удерживаем. Взять любой международный конкурс — вы увидите, что русские имена есть всегда. А если иностранцы, то у них почти всегда русские корни — или у самих артистов, или у педагогов.
— Эти дети — элита, а если говорить о простых смертных, как вам кажется, можно ли привить вкус к классической музыке?
— «Элита» — правильное слово в контексте данного вопроса, хотя в принципе оно мне не нравится. Они избранные, таких — единицы. Это не индустрия, не поток. Слава богу, не шоу-бизнес. А если говорить обо всех, я мечтаю, чтобы в нашей стране музыку преподавали и в общеобразовательных школах тоже. При регулярном прослушивании классической музыки и тем более обучении игре на инструменте у ребенка по-другому начинает работать мозг, возникает что-то вроде музыкального видеоряда в голове. Он начинает по-другому воспринимать и живопись, и архитектуру, и театр, и кино. Вырастает более чутким к миру вообще. В советское время была замечательная традиция — в каждом доме стояло пианино, каждый ребенок ходил в музыкальную школу. И даже если он не шел учиться дальше, эта учеба шла ему только во благо.
— Как быть с тем, что музыкальные школы хотят переводить на самоокупаемость?
— Музыкальное образование в нашей стране всегда было лучшим в мире. Нас копировали, нам завидовали. Это нельзя потерять. Но это дело не одного меня. Здесь нужно коллективное решение, какого мы добились по специализированным музыкальным школам. Мы их отстояли. Я лично ходил в Государственную думу, на заседание в Дом Правительства. Сидел и объяснял, что ребенок не может начать заниматься профессионально с 12 лет. Все основные каноны закладываются в шесть-семь лет. Слава богу, нас услышали. Так что мы будем биться за музыкальное образование до конца.
— Когда вы говорите «мы», кого вы имеете в виду?
— Себя и всех, кто имеет возможность трубить со всех трибун мира о необходимости вкладывать в культуру. В Совете по культуре и искусству, Министерстве культуры, везде-везде. А классическая музыка, на мой взгляд, сегодня важна как никогда. Это своего рода терапия. Она примиряет людей. Успокаивает. Сегодня этого сильно не хватает.
— Что вы имеете в виду?
— Еще пианист Владимир Горовиц говорил, что Америка не любит хороших новостей. Мы, к сожалению, тоже к этому пришли. Я включаю телевизор, и меня начинает трясти. Я понимаю, что нужно всех оповестить внезапно и обо всем. Но такое ощущение, что ничего хорошего с людьми на этой планете не случается вообще. Это не так. Grand Piano Competition — только один пример того хорошего, что происходит в нашей стране. Я знаю, о чем говорю. Из 235 концертов в год, наверное, 100 я играю в России по всем регионам. И везде переполненные залы. По разговорам с моими друзьями-музыкантами я знаю, что это в принципе так, не только на моих концертах, у всех. Так что это действительно филармонический бум. В последнее время ажиотаж беспрецедентен. Очередь на Серова мы все помним. Но очередь в кассы Филармонии не меньше. Люди сметают абонементы за несколько часов. В Иркутске на фестиваль «Звезды на Байкале» очередь в кассы люди занимают с пяти утра. Они копят деньги весь год, чтобы попасть на концерты. Простые люди — врачи, учителя, библиотекари. Они хотят быть в зале и слушать музыку. Все устали от негатива и глупостей.
Re: I Международный конкурс Grand Piano Competition. 30 апреля-5 мая 2016 года. Москва
Сообщение от Читатель
...очередь в кассы Филармонии не меньше. Люди сметают абонементы за несколько часов. В Иркутске на фестиваль «Звезды на Байкале» очередь в кассы люди занимают с пяти утра. Они копят деньги весь год, чтобы попасть на концерты. Простые люди — врачи, учителя, библиотекари. Они хотят быть в зале и слушать музыку. Все устали от негатива и глупостей...
-Действительно, американо-маркетинговый подход: "заставить" простых людей (врачи, учителя, библиотекари) годами копить деньги на дорогие билеты... Впрочем, если в Америке многие ходят на концерты классики чтобы выглядеть "на уровне", в России, не сомневаюсь, люди делают это по велению сердца - а это уже дорогого стОит!
Касаемо Харлионо и Ляо Тинхун ДМ, пожалуй, несколько лукавит и проявляет избыточную щедрость в оценках (тогда непонятно, почему "улетел" Хандогий, со все его невероятной мимикой)...
Re: I Международный конкурс Grand Piano Competition. 30 апреля-5 мая 2016 года. Москва
Интересная позиция у Минкульта: для них врач - простой человек , почти библиотекарь. А музыкант в 12 лет - уже элита.
Хотя вроде по логике вещей библиотекарь по складу ума ближе к музыканту, оба по профилю Мин культуры. А вот врач - из другой области. Хотя учится тоже 20 лет, как и музыкант. В отличие от библиотекаря.
Касаемо учителей в очереди на концерт, они все могут оказаться на поверку учителями музыки.
Но логика - не конек Минкульта: они отстояли спецшколы, чтобы учить там девочек. А мальчики в основном из ДМШ вырастают, без чуткого руководства Минкульта и без спец гос элит обслуживания.
Последний раз редактировалось культурный шок; 04.06.2016 в 21:00.
Re: I Международный конкурс Grand Piano Competition. 30 апреля-5 мая 2016 года. Москва
Сообщение от культурный шок
Интересная позиция у Минкульта: для них врач - простой человек , почти библиотекарь. А музыкант в 12 лет - уже элита...
Касаемо учителей в очереди на концерт, они все могут оказаться на поверку учителями музыки.
Но логика - не конек Минкульта: они отстояли спецшколы, чтобы учить там девочек. А мальчики в основном из ДМШ вырастают, без чуткого руководства Минкульта и без спец гос элит обслуживания.
-Положим, "элита" эта - несколько, мягко говоря, раздута ДМ и иже с ним. Напоминает очаровательную вчерашнюю Барби, только "надутую" спонсором внутрь...
Окажутся учителями музыки? Бесспорно: а к чему посещать концерты классики, да ещё и по баснословным ценам, в СШ, к примеру?
А девочек, надо полагать, будут учить в спецшколах для элитного экскортинга? Так придётся ещё и внешностью заняться... Мальчики идут либо (почти) сразу в ДМ, либо занимаются добычей денег в более ликвидных областях )
Re: I Международный конкурс Grand Piano Competition. 30 апреля-5 мая 2016 года. Москва
Внешностью заняться - это да. Балерины ведь следят за внешностью, хотя у них работа более пыльная и потная, и не присядешь - всю смену на ногах! А пианистки сидят весь концерт шевелят сросшимися бровями!
Поэтому про ДМ не в курсе, но иностранцы и Путин ходят в Большой!
Re: I Международный конкурс Grand Piano Competition. 30 апреля-5 мая 2016 года. Москва
Сообщение от культурный шок
Внешностью заняться - это да. Балерины ведь следят за внешностью, хотя у них работа более пыльная и потная, и не присядешь - всю смену на ногах! А пианистки сидят весь концерт шевелят сросшимися бровями!
Поэтому про ДМ не в курсе, но иностранцы и Путин ходят в Большой!
Не поняла следить за внешностью - это делать брови ниточкой? Так сейчас широкие и густые брови в тренде
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
В современном мире репутация — это не просто образ компании, а её капитал, от которого напрямую зависят продажи, партнёрства и доверие клиентов. Один негативный отзыв в интернете способен...
Социальные закладки