VIII Международный фестиваль Earlymusic блестяще оправдал собственный новый подзаголовок "Крайности барокко" первым же концертом. Почтенную петербургскую публику до крайности поразило выступление квартета английских барочников-скандалистов Red Priest, позже выступивших и в Москве. Рассказывает ОЛЬГА Ъ-КОМОК.
Вы можете представить, чтобы в нашем-то XXI веке приличный ансамбль старинной музыки сделал себе имя на "Временах года" Вивальди – тех самых, что вяло льются из динамиков любого европейского гостиничного лифта? А вот Red Priest сделал, впрочем выпустив до этого еще три сверхуспешных диска. Ансамбль имени Вивальди (red priest – "рыжий поп", известная кличка аббата-композитора) возделывает необъятные просторы вивальдиевской и прочей барочной музыки совершенно нестандартным образом – традиционные составы (хоть concerto grosso, хоть сольная соната) переаранжируются для флейты, скрипки, виолончели и клавесина. Прекрасное знание барочного ремесла умножается на тотальную стилевую раскрепощенность. Набивший оскомину текст разыгрывается как театральная пьеса, а то и цирковой номер. Результат – ядовитый, местами гомерически смешной, всегда неожиданный и крайне эффектный – вызывает самую бурную реакцию. Red Priest называют нахалами, сумасшедшими, пародистами от барокко или, наоборот, аутентистами-радикалистами и гениальными экспериментаторами. Равнодушным не остается никто.
Вивальди в полном объеме "рыжие попы" приберегли для московского концерта, а в Петербурге продемонстрировали свой фирменный стиль в программе "Кошмар в Венеции". Коктейль из "фантастической" музыки XVII-XVIII веков (изображающей всяких духов, сатиров и ведьм) начался представлением в балахонах и черных масках на материале кончерто La Notte бессменного Вивальди, продолжился ядовитым хохотом и душераздирающим скрипом смычка в театральных интермедиях Роберта Джонсона, резвыми ричеркарами Диего Ортица с виолончелью наперевес, жирно "спетой" полуцыганской арией, устроенной из Largo очередного концерта Вивальди, прогулками по залу с сольными опусами Ван Эйка и Тартини и т. д. В финальной фантазии ансамбля на тему "Фолии" Корелли аккумулировалось все: цыганщина, джаз и псевдоиндийская музыка, лихие инструментальные трюки и кунштюки, чисто барочные чистейшей же виртуозности "запилы" и отчаянная, вполне арт-роковая каденция. Ну а сыгранная на бис третья часть из "Весны" все того же Вивальди своим ты-гы-дым, ты-гы-дым в духе "Бременских музыкантов" и знаменитым залихватским "Хоп!" заставила весь зал забиться в пароксизме сдавленного хохота.
Что это – шоу, капустник в духе "Терем-квартета", но на материале старинной музыки или новое слово в движении исторически информированного исполнительства? Ответ, полагаю, содержится в следующем факте: Red Priest играют все наизусть. Как рокеры. Или как романтики, исполняющие свою собственную музыку. Защищая (или пропагандируя) собственный экстремизм, музыканты Red Priest ссылаются на крайний индивидуализм, авантюризм и театральность своих авторов – Вивальди, Корелли и иже с ними. Частичное равнодушие к букве оправдывают истовой верностью духу эпохи. Владея всей премудростью барочного исполнительства, "рыжие аббаты" с чистой совестью пользуются достижениями всех прочих музыкальных миров – от классико-романтической традиции до world music. В каком-то смысле они, как борхесовский Пьер Менар, наново пишут "Дон Кихота", не желая просто копировать старое и помня о том, что мир со времен Сервантеса стал на несколько веков старше.
Для генеральной линии петербургско-московско-нижегородского фестиваля Earlymusic такое отношение к делу самое подходящее. Это предприятие по импорту самых сливок мирового старинно-музыкального процесса успешно держит нос по ветру. А всякие крайности – хоть в барокко, хоть в Средневековье – нынче в почете.
А меня особенно поразил контраст между некоторыми нашими исполнителями, которые, исполняя музыку, очень выразительно трясут головушкой, взмахивают ручками, хмурят бровки, даже иногода подпрыгивают на стуле, но, к сожалению, за этим не чувствуется ни музыка, ни музыкант, а только одни понты...
А у тех лица живые, они светятся, на них радость жизни какая-то, и это настолько здорово, что даже слов нет! И музыка у них живая, и видно, что они очень хорошо понимают и чувствуют то, что играют!
Здесь же вспоминается Андреас(по-моему) Мустонен, который совсем другой, но тоже - ЖИВОЙ!!!... И, мне кажется, только такие исполнители могут что-то перевернуть, по-настоящему, в душах и головах слушателей... А таких, увы, очень мало...
А меня особенно поразил контраст между некоторыми нашими исполнителями, которые, исполняя музыку, очень выразительно трясут головушкой, взмахивают ручками, хмурят бровки, даже иногода подпрыгивают на стуле, но, к сожалению, за этим не чувствуется ни музыка, ни музыкант, а только одни понты...
А у тех лица живые, они светятся, на них радость жизни какая-то, и это настолько здорово, что даже слов нет! И музыка у них живая, и видно, что они очень хорошо понимают и чувствуют то, что играют!
Здесь же вспоминается Андреас(по-моему) Мустонен, который совсем другой, но тоже - ЖИВОЙ!!!... И, мне кажется, только такие исполнители могут что-то перевернуть, по-настоящему, в душах и головах слушателей... А таких, увы, очень мало...
А наши это кто? Знаю одного музыканта, который прыгает на стуле, но он классный музыкант.
Ну есть товарисчи... неохота называть имена...
И я же не говорила, что все, кто прыгают на стуле - плохие музыканты, я вот видела саксофониста, у него вообще ноты с пюпитра по всей сцене летали - и супер было!
На радио Культура была серия передач о фестивале early music про этот ансамбль тоже речь была и как раз из времен года ставили пиесу сыгранную на солирующей флейте, а не скрипке как положено, довольно любопытно было
На радио Культура была серия передач о фестивале early music про этот ансамбль тоже речь была и как раз из времен года ставили пиесу сыгранную на солирующей флейте, а не скрипке как положено, довольно любопытно было
Ага! я вот это и хочу!
"Творческий человек всегда больше всего возбуждается, если случается то, что он не может объяснить, что-то таинственное или удивительное" К.Штокхаузен
Аюрведа — это не просто система лечения, а целая философия жизни, пришедшая к нам из Древней Индии. Её возраст превышает пять тысяч лет, и за это время она доказала свою актуальность, предлагая...
Искусственный интеллект стремительно становится частью повседневной жизни, и ChatGPT-5 — один из самых ярких примеров того, как технологии делают общение между человеком и машиной максимально...
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
Автор ilovedonetsk (Комментариев: 0)
04.11.2025, 21:59
Социальные закладки