Тема: Симфонии Гайдна
-
01.10.2006, 22:34 #141
- Регистрация
- 17.08.2006
- Сообщений
- 127
Re: Симфонии Гайдна
Лучше Vivate SilenceСообщение от invisible
Выражать открыто свое мнение лучше, чем прятаться за спины других.Сообщение от Daddy
Вы не поверите, искал! И понял, что пошлость - это заставлять себя любить то, что не хочется любить.Спрячусь за С. Рихтера. Он любил и Гайдна, и Брукнера, и Лютославского. Был в восторге от Камерного концерта Берга, от которого на многих одиозных любителей старой классики нападают корчи. Не судите обо всех по себе и не подозревайте пошлость там, где ее нет. Ищите ее в другом, более близком к себе, месте..
Уши-то можно завести, да сердце одно...А Вы заведите себе сменные уши. Это очень эффективно.
P.S. Чувствую, что надо все-же объяснить происхождение моего ника: я не зациклен на Гайдне, как вам может казаться. Меня задели за живое высказывания о нем на форуме (вот как сейчас вас мои о Брукнере), вот я и вмешался...
Re: Симфонии Гайдна
Ни за чьи спины я не прячусь. Уверяю Вас, что совершенно искренне восхищаюсь и Гайдном, и Моцартом, и Бахом, и Бетховеном, и Шостаковичем etc., etc. Меня вообще интересует музыка в целом, в ее развитии, хотя есть, безусловно, что-то более любимое и что-то менее любимое.
Я не заставляю себя что-либо (и тем более кого-либо) любить. Когда заставляешь любить, то ничего хорошего из этого не выходит. Нет. Но я научился не верить первому впечатлению. Многие сочинения, к которым я отнесся сперва отрицательно, стали любимыми. Я старался понять.
Но раз Вас задели за живое какие-то неадекватные мнения о Гайдне, то опровергайте их, выдвигайте свою концепцию музыки этого композитора, и если это будет интересно, то я Вам помогу в меру своих слабых сил.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
- Регистрация
- 17.08.2006
- Сообщений
- 127
Re: Симфонии Гайдна
А между прочим... Т. Манн научил меня позитивно относиться к таким отрицательным суждениям.
И из Вашего негатива извлекаю следующий позитив.
Симфония как жанр "абсолютной" музыки в течение истории претерпевала воздействие и даже деформацию от жанров других искусств, прежде всего, литературы.
Так вот у Гайдна мы находим становление и высшее свершение (Leistung, как любят говорить немцы) симфонии как симфонии, симфонии как таковой, невербализируемой музыкальной формы.
Но уже у Моцарта мы находим "симфонию-роман" (№40, g-moll, K. 550), "симфонию-философский трактат" (№41, "Юпитер", C-dur, K. 551). Дальше - еще хуже: возникает "симфония-поэма", "симфония-трагедия" (у Бетховена). Именно гибридный жанр "симфонии-поэмы" доминирует в музыке эпохи романтизма, но нельзя сбрасывать со счетов и "симфонию-роман" по типу "Фантастической" Берлиоза (об этом хорошо писал Соллертинский).
Потом возникает жанр "симфонии-повести", в духе Чехова, - у Чайковского. Именно повести, своего рода музыкальной прозы, но прозы несколько на первый взгляд сниженной по сравнению с высоким "штилем" романа (ведь в самом слове "роман" есть что-то возвышенно романтическое). Может быть, именно эта "прозаичность" не позволила романтически ориентированному Тосканини понять Пятую симфонию, которую он назвал банальной. Да и дирижируя Шестой, он переставлял местами третью и четвертую части(sic!!). Всем симфониям Чайковского он предпочитал "Манфреда" - ультраромантическую симфонию, чрезвычайно нелюбимую самим автором.
В эту эпоху Брукнер создает свой совершенно особенный жанр "симфонии-мифа" (хотя у него еще наблюдается сильный рецидив "симфонии-поэмы"). Это чисто симфоническая параллель оперному мифу Вагнера. Посвящение Девятой симфонии "Zu mein lieber Gott" - не поза, а живой, истинно мифический акт богообщения. В сущности, так можно сказать о любой его зрелой симфонии. И недаром Пятую окрестили Glaubenkampfsinfonie - Симфония борьбы за веру. Но вот Соллертинский как раз считал, что Брукнер возрождает чистую беспрограммную симфонию, опять "симфонию-симфонию". Я думаю, однако, что наш блистательный критик в данном случае ошибался. Но "ошибка" очень интересная, заслуживающая обсуждения. Нельзя сказать это и о Брамсе, которого Ганслик числил по ведомству "абсолютно чистой музыки". У Брамса изумительный поздний образчик симфонии-поэмы.
(Вот тут я только что прослушал Вторую симфонию Франца Шмидта, который некоторое время учился у Брукнера. И я могу, пожалуй, сказать, что это "Гайдн на новом уровне", симфония как таковая, возрожденная в 1911 г.)
Симфония-поэма сохраняется даже у Малера, но он начинает жанр "симфонии-кинофильма", достигающий своей кульминации у Шостаковича и Шнитке.
Так что, следуя логике нашего замечательного Да-Здравствует-Гайдна, я заключаю, что агония симфонии (в его терминах) началась уже у Моцарта.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Re: Симфонии Гайдна
А мне у Вас
Тем более, что Вы тут же приступили к оговоркам, которой не столько доказывают, сколько снимают Ваше отрицание.
И разве титаническое начало, "гигантский камень" - это непременные атрибуты монументальности в творчестве ( в форме ) ?
И о каком титаническом начале речь? Что значит "преодолевал"? И что значит "застрял на титаническом начале" ? У него было такое искушение?
Титаническое у меня ассоциируется с героическим. А героическое, в свою очередь, с БетховеномКороче, как не раз я уже тут писал вслед за наркомом Чичериным - eroica vs erotica
Дон Жуана принято ассоциировать с демоническим началом.
А гигантский камень..... это, думаете из тех, коими титаны швыряли в олимпийцев?
Скорее это тот "сводный" камень на котором высечены законы ( позволю себе на уточнять "какие" и "кем")
...навязывание мнения о том,что каждый имеет право на свое мнение... ослабляет чужие мнения, разьеденяет их (с) Adriano, Классика, 18.06.2009
- Регистрация
- 17.08.2006
- Сообщений
- 127
Re: Симфонии Гайдна
Глупость, как и Вселенная, своею безграничностью может охватывать всех, даже если они об этом неуверены.
P.S. Пример того, как любая цитата может оказаться палкой о двух концах.
Меня тоже. Но мне мало тех, кого Вы перечислили. Я хочу, в первую очередь, глубже почувствовать эпохи, и слушать тех, о которых не говорят и кого редко исполняют. Сравните пейзажы: в одном изображены только две-три вершины, в другом вся горная природа целиком, с долинами, предгорьями, лесом и т.д. Улавливаете разницу? Но поскольку "нельзя объять необъятное", приходится делать выбор.Сообщение от Daddy
В нашей дискуссии часто невозможно быть последовательным и выдержанным, поскольку она похожа на пин-понг. Нам хочется потешить свое самолюбие и всегда выйти правым из спора. Я не хочу противопоставлять эпохи или композиторов. У истории свои закономерности. А у людей - разные вкусы. Вот мы и выбираем, где нам уютней.
Уважаемый Daddy, анализ творчества композиторов я оставлю профессионалам, а сам довольствуюсь скромной ролью любознательного слушателя.Но раз Вас задели за живое какие-то неадекватные мнения о Гайдне, то опровергайте их, выдвигайте свою концепцию музыки этого композитора, и если это будет интересно, то я Вам помогу в меру своих слабых сил.
Агония симфонии как бытовой музыки - да. Ее предназначение при рождении было развлекать, и как только в нее стали вкладывать нечто большее, ее формы сразу стали узки. (Сравните, концерт, по сути, на протяжении 19-го и 20-го веков не изменился: его цель демонстрация все более технического совершенства инструмента и исполнителя (конечно, содержание тоже имело первостепенное значение). Однако как только предел был достигнут, родился концерт Кейджа "4.33".) Кстати, в этом я вижу причину своей нелюбви к пост-гайдновско-моцартовским симфониям, хотя мне нравятся концерты Рахманинова, Прокофьева и Шостаковича (но не Бетховена и Брамса).Так что, следуя логике нашего замечательного Да-Здравствует-Гайдна, я заключаю, что агония симфонии (в его терминах) началась уже у Моцарта.
- Регистрация
- 17.08.2006
- Сообщений
- 127
Re: Симфонии Гайдна
P.S. Вышло так, словно симфонии мне нравятся за их "попсовость". Разумеется нет, мне нравится пластичность, пасторальность и "зажигательность" музыки 18-го века. Но вот почему мне нравятся концерты 20-го, пока загадка.
Последний раз редактировалось Vivat Haydn; 02.10.2006 в 16:17.
Re: Симфонии Гайдна
Симфонии и вообще музыка Гайдна - это целый музыкальный город. Звучит банально, я знаю.
Но воображение у него было в буквальном смысле неистощаемо. То, что его музыка, якобы, проще, чем моцартовская - это бред сивой кобылы. Может быть, в операх Гайдн и не достиг таких вот высот (хотя я честно переслушал всё, что можно было- опер 8 или 9- очень милые и приятные), но во всех остальных жанрах, и уж в симфоническом точно он, по крайней мере, не отстал от Моцарта.
И ещё. Если моцартовские первые (ну сколько ?!) двадцать симфоний исполняют очень редко, а записывают так вообще лишь для сборников "complete", то гайдновские даже самые первые ("утро", "день", "вечер") очень даже востребованы. Хотя надо заметить, что у Гайдна порядковый номер симфонии далеко не всегда соответствует реальной хронологии.
Second to none
Похожие темы
-
Клавир 45 Симфонии Гайдна
от Ярославна Майборода в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 1Последнее сообщение: 01.12.2011, 02:14 -
Ищу ноты Гайдна
от Татьяна23 в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 0Последнее сообщение: 19.02.2010, 22:58 -
Нужна партитура 103 симфонии Гайдна
от Maritta в разделе Поиск партитур и оркестровых партийОтветов: 1Последнее сообщение: 29.06.2009, 21:32 -
Ищу клавиры 7-ой Симфонии Прокофьева и 5-ой симфонии Шостаковича
от Eleonora в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса ТаракановаОтветов: 5Последнее сообщение: 14.02.2009, 18:00 -
Oратории и симфонии Йозефa Гайдна
от limer в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 4Последнее сообщение: 18.09.2008, 10:50







Ответить с цитированием

Социальные закладки