Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя
Показано с 1 по 10 из 21

Тема: Ростропович: про себя, Прокофьева, Шостаковича и Бриттена

              
  1. #1
    Активный участник
    Регистрация
    02.02.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,521
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию Ростропович: про себя, Прокофьева, Шостаковича и Бриттена

    Журнал Аndante Corp., март 2002
    http://www.andante.com/article/article.cfm?id=16209

    Счёл нужным перевести часть, касающуюся Прокофьева из этого интервью за 2002 год. Интервью интересное и было дано Ростроповичем в связи со своим 75-летием.
    =============================================
    Вы встретили Прокофьева приблизительно в это же время? (комм. 43-45 годы)
    Да, но познакомился с ним близко позже. Я был представлен ему одним музыкантом, когда был в Консерватории, но Прокофьев меня в ту же секунду забыл. Уже потом после того как я победил в конкурсе 1945 года, я решил, что хочу сыграть какое-нибудь сочинение Прокофьева, и как раз мне попалось фортепианное переложение Концерта для виолончели с оркестром, которое было недоступно в полной оркестровой версии. Мне так понравилась эта вещь, что я включил её в свой сольный концерт, исполняя её под фортепианный аккомпанемент. Это было 18 Января 1948 года. Прокофьев посетил концерт и после него пришёл за кулисы и сказал мне: “Знаешь, мне очень нравится музыкальный материал этого сочинения, но данное переложение мне на самом деле не нравится. Если ты согласишься, то я бы хотел с тобой проконсультироваться и сделать другое переложение для виолончели и фортепиано”. В этот момент я чувствовал себя ангелом, попадающим на небеса. Я думал, что я уже не от мира сего человек. Это была такая честь – ощущения как от сбывающейся мечты.
    В это время Прокофьев имел вокруг себя столько поклонников и был так успешен, что я понимал, что заниматься этим со мной, он сможет только когда найдёт на это время. Но сразу через три недели после этого, 10 февраля неожиданно произошёл этот ужас – идиотическое постановление Коммунистической партии, критикующее Шостаковича, Прокофьева и других и обвиняющее их в “Формализме” в музыке. Конечно, более 80 процентов поклонников Шостаковича и Прокофьева сразу же отвернулись от них, потому что это было постановление Партии. Возможно у Шостаковича после этого остались друзья которые его окружали, но Прокофьев, как я на самом деле считаю, остался после этого один со своей женой. После произошедшего я позвонил ему: “Если вы захотите со мной продолжить контакты с любой целью я буду тотчас готов”. Он сказал: “Спасибо большое и конечно я бы хотел продолжить наши контакты”.
    Потом в 1949 году его близкий друг Николай Мясковский – очень великий композитор, по моему мнению, и человек который относился с большим уважением одновременно к Прокофьеву и к Шостаковичу – сочинил свою первую работу после постановления, которое включало и его и отразилось на нём плохо (комм. как и Прокофьев – заболел, и в 1950 умер). Это была вторая Виолончельная соната и Мясковский пригласил Прокофьева на первое исполнение, которое я давал 5 Марта 1949. После чего Прокофьев пришёл за кулисы и сказал, что хочет сочинить Виолончельную сонату, итак он сразу начал её писать. Когда он дал мне ноты я был так счастлив и сразу запомнил и виолончельную и фортепианные партии. Прокофьев послал за мной машину – очень плохую машину! – и пригласил меня на свою дачу, чтобы устроить первый прогон его Сонаты. Прошло так много времени с тех пор как Прокофьев перестал играть на фортепиано, что он потерял часть своей фантастической техники и играл теперь плохо – пожалуйста, извините меня за то что я об этом говорю, но он был феноменальный солист.
    Мы начали играть и я иногда останавливался, чтобы сказать ему, когда он играл фальшивые ноты. Пять или шесть раз он отнесся к этому нормально, но в следующий раз он остановил меня и сказал: “Слава, я сочинил эту вещь или ты? Я играю точно то, что я хотел сыграть, даже если там есть фальшивые ноты!”. Вот, и после этого Прокофьев, который был так одинок, пригласил меня жить с ним на его даче на лето. Это было в 1949 и там я с ним прожил до 1953 года, когда он умер.
    Это было потрясающее время для меня, но одновременно это было ужасно, потому что я видел как он плохел. Он не имел совсем денег и однажды он сказал: “Слава у меня нет больше денег на завтрак”. Я был шокирован, и я пошёл в Союз Композиторов и говорил с Mr. Хренниковым, председателем. Я сказал ему “У Прокофьева нет денег на еду. Может быть союз мог бы ему выделить немного денег? Если нет, то я пойду в Консерваторию и пойду по студентам просить у них дать несколько рублей”. Хренников дал мне 50$, в рублях конечно, и я дал их Прокофьеву.
    После этого, один композитор, который имел сильные позиции на советском радио, великий дирижёр Самуил Самосуд, и я собрались на секретной встрече, чтобы обсудить как мы можем помочь Прокофьеву. Композитора осенила мысль: А что если Прокофьев сочинит что-нибудь связанное со Сталиным, он бы тогда cмог организовать сборы (комм. комиссионные)”. И так мы совместно решили целесообразным, чтобы Прокофьев сочинил увертюру c названием “Встреча Волги с Доном”. У Сталина была задумка построить канал соединяющий эти две большие реки, Волгу и Дон, и мы думали что это будет возможностью для Прокофьева что-нибудь наконец заработать, написав работу в ознаменование этого события. Я передал эту идею Прокофьеву, я был так рад сообщить это ему. Прокофьев сказал - “какая идиотская идея!”. Я был близок к тому, чтобы расплакаться. Чем ты так расстроен? – спрашивает меня Прокофьев. Я говорил, “Там тысячи бульдозеров и все они копают землю!”. Он:“Чтож – может быть в конце концов это не такая плохая идея” и он сочинил увертюру! Так у него появились первые деньги на еду.
    Но он умер несчастным человеком. Он сделал новую урезанную версию оперы Войны и мир, которая была снята с репертуара, чтобы она могла быть исполнена в театре в один вечер вместо обычных двух. Он сказал мне “Я не хочу умирать, не услышав мою оперу ещё один раз”. Но он её никогда уже больше не слышал.
    ===============================================

  • #2

    По умолчанию

    Дима, спасибо за перевод. Он перекликается с воспоминаниями Рогаль-Левицкого, где тот корит себя за то, что не был отзывчив в последние дни Прокофьева.

    Бедный, бедный Сергей Сергеевич :(
    ...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...

  • #3
    Новичок
    Регистрация
    02.02.2004
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    28

    По умолчанию

    Дима, спасибо вам большое!.А вы не могли бы перевести ещё и про Шостаковича?

  • #4
    Активный участник
    Регистрация
    02.02.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,521
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от Viola
    Дима, спасибо вам большое!.А вы не могли бы перевести ещё и про Шостаковича?
    Просьбу я думаю следует переадресовать поклонникам Шостаковича на форуме.
    О Шостаковиче таких откровений или открытий он не рассказывает и текст содержит в основном восторг в его адрес. Особенно запомнились слова Ростроповича, когда он говорит, что если бы пред ним сейчас предстал Шостакович, то:
    "Я бы мог только упасть на колени, потому что сейчас я понимаю каким феноменальным гением он на самом деле был".

  • #5

    По умолчанию

    Дима, вы конечно извините, но новизны в дисскусии не вижу

    Мне вспоминается один забавный случай по теме Прокофьев - Ростропович ( передаю своими словами )

    Когда Сергей Прокофьев писал свой очередной опус, к нему подошел молодой Ростропович и спросил: Сергей Сергеич, вот знаете ли, в этом месте трубачу очень будет трудно играть, может следует написать попроще?
    На что Сергей Сергеич ответил: а вы представляете, Слава, как будет пыжиться и потеть, надувая щеки до неимоверных размеров этот трубач?? И затем, Сергей Сергеич залился диким хохотом

    Вообще-то говоря можно много цепочек привести, в которых люди сознательно и болезненно относились к другим личностям

    Ростропович- Прокофьев
    Шуберт - Бетховен
    АГ - Рихтер

    Дима - Прокофьев
    Гтн - Рихтер
    Фло - Регардс
    Регардс - Фло
    Вальтер- Мика
    Мика - Вальтер :P

  • #6
    Варя Турова Аватар для flo
    Регистрация
    03.06.2002
    Адрес
    Москва, Россия
    Сообщений
    1,640

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от mika
    Вообще-то говоря можно много цепочек привести, в которых люди сознательно и болезненно относились к другим личностям

    Фло - Регардс
    Регардс - Фло
    :P
    Хе-хе , уверяю вас, я отношусь к реГРАдсу совершенно БЕСсознательно

  • #7

    По умолчанию

    Хорошо, слово "сознательно" заменяем на "бессознательно", но только что касается Фло

  • #8
    Активный участник
    Регистрация
    02.02.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,521
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию

    Цитата Сообщение от mika
    Вообще-то говоря можно много цепочек привести, в которых люди сознательно и болезненно относились к другим личностям
    Дима - Прокофьев
    Гтн - Рихтер
    Фло - Регардс
    ...
    Mika - Крайнев

  • #9

    По умолчанию

    Нет, Дима, Ваша семиотическая интерпретация никак не согласуется с суровой действительностью

    Дело в том, что из Крайнева я Люблю ( именно Люблю ) только концерты Прокофьева

    Мне больше нравится Мика - Алексеев ( если из пианистов )

  • #10
    Активный участник
    Регистрация
    02.02.2003
    Адрес
    Москва
    Сообщений
    1,521
    Записей в дневнике
    10

    По умолчанию

    У меня вообще есть вопрос Ростропович написал мемуары?
    Книга "Ростропович и его современники"
    ( http://www.chtivo.ru/book.php?p=233,...406&rid=-4) это они и есть?

  • Страница 1 из 3 12 ... ПоследняяПоследняя

    Похожие темы

    1. ищу \ куплю ноты симфонические первые издания Шостаковича и Прокофьева
      от Vadim777 в разделе Поиск книг и других печатных материалов о музыке
      Ответов: 13
      Последнее сообщение: 27.01.2009, 21:27
    2. Концерт Шостаковича,дирижер Ростропович
      от Alexiss в разделе Аудио- и видеозаписи
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 15.02.2008, 23:57
    3. Как сыграл Ростропович 8-ю симфонию Шостаковича в МГК?
      от Кое-кто в разделе События: анонсы и обсуждения
      Ответов: 102
      Последнее сообщение: 26.12.2007, 10:52
    4. Ростропович продирижировал музыкой Шостаковича
      от До ля в разделе Публикации о музыке и музыкантах
      Ответов: 0
      Последнее сообщение: 05.10.2006, 19:57
    5. Концерты Шостаковича, Прокофьева и пр.
      от Frithz в разделе Поиск нот - Нотный архив Бориса Тараканова
      Ответов: 2
      Последнее сообщение: 21.06.2006, 03:28

    Метки этой темы

    Социальные закладки

    Социальные закладки

    Ваши права

    • Вы не можете создавать новые темы
    • Вы не можете отвечать в темах
    • Вы не можете прикреплять вложения
    • Вы не можете редактировать свои сообщения
    •  
    Яндекс.Метрика Rambler's Top100