Когда-то (пост №186) я писал о теории новосибирского учёного Алексея Дмитриева о мировом разуме, связи химии, генетики, смены геологических эпох и времени как носителе информации в нашей вселенной (из многих существующих), откуда я делал вывод, что музыка, как временнОе искусство, является точной моделью этого главного элемента передачи информации. Тогда меня просили назвать труды А. Дмитриева, касающиеся этой теории, чего я по памяти сделать не мог. Теперь я прочитал ещё одну статью о ней и привожу, пусть с большим опозданием, список работ А. Дмитриева, исследующих эту проблему с разных сторон.
Первая публикация: журнал "Геология и геофизика", Новосибирск, 1984 (совместно с Виктором Журавлёвым)
"Тунгусский феномен 1908 года - вид солнечно-земных взаимосвязей", Новосибирск, 1984 (совместно с Виктором Журавлёвым)
"Локальные геофизико-геохимические исследования тектонофизических районов Горного Алтая", Новосибирск, 1989
"Техногенные причины убыли общего содержания озона. Проблемы глобальной экологии", Новосибирск, 1991 (совместно с Владимиром Беляевым)
"Неизбежность необычного", Новосибирск, 1991 (совместно с Анатолием Русановым)
"Шансы на выживание", М., 1992 (совместно с Альбертом Кочергиным)
"Модель неоднородного физического вакуума и природные самосветящиеся образования", Новосибирск, 1995 (совместно с Вячеславом Дятловым)
"Космоземные связи и НЛО", М. 1996
"Природные самосветящиеся образования", Новосибирск, 1998
"Огненное пересознание климата Земли", Новосибирск, Томск, 2002
Не следует удивляться, что многие книги написаны в соавторстве. Как правило, А. Дмитриев строит очередные положения своей теории, опираясь на факты, полученные в результате экспериментов другими учёными.
Значит был такой великий дирижер Артуро Тосканини.
Он когда умирал(а все помнят,что умер он очень старым...)сказал такую фразу: "Только сейчас я начал понимать что такое музыка.."
Заметьте, этот человек создал один из величайших оркестров мира, второго такого пока не было и вряд ли будет.
Я уже молчу про его, буквально, фотографическую память(Он помнил про все помарки, кляксы и пометки в партитурах, а размеры и объемы партитур сами знаетет какие)
Есть ли рациональное зерно в нашем споре?
Этого не знал никто.
Но самое главное- ДЛЯ КАЖДОГО ИЗ НАС РАЗНЫЙ СМЫСЛ!
Чтоб было ещё о чём с умным видом языком потрепать
Коллега, это конечно не мое дело, и не совсем в тему (хотя, если подумать...), но афоризм Витгенштейна выглядит немного иначе, если почитать Трактат сначала, а нюансы важны: "...то, что вообще может быть сказано, может быть сказано ясно, а о чем невозможно говорить, о том следует молчать". Это в Предисловии. И последний афоризм Трактата, после попытки Витгенштейна говорить ясно и умно о мире, фактах, вещах, и о многом другом, приобретает поэтому особый смысл : "О чем невозможно говорить, о том следует молчать".
Это я к тому, что стремление говорить ясно и подробно приветствовалось автором Вашего девиза...а Вами? Кстати,опережая Ваше возражение, вопрос о ясности остается открытым. То, что ясно одному, может быть совершенно темно другому. Пример - тот же самый Логико-философский трактат L.W.
Впрочем, о чем это я?
Теперь в тему:
Зачем существует музыка?
1. Музыка существует? Да, но, возможно и обратное утверждение
2. Что такое "музыка" надо еще договориться.
3. Что такое "существовать" тоже надо договориться
4. Обязана ли музыка существовать "зачем-то?"
5. Если музыка существует, то это не одна, а много "музык". То что называется сейчас "классической музыкой" существует совершенно для иных целей, чем "музыки" других типов.
6. Внутри "классической музыки", существует, пусть трудно определимая, но обсуждаемая граница между великим искусством и искусством второстепенным.
7. Разница между великой, или гениальной музыкой как и вообще разница между гениальным искусством и просто "искусством" заключается примерно в том же, в чем разница между простым удовольствием и подлинным наслаждением.
8. В наслаждении есть элемент боли.
9. Поэтому гениальное искусство никогда не комфортно. Оно содержит в себе душевную боль и всегда внутренне трагично, даже когда абсолютно радостно. Подлинная красота трагична в своей хрупкости, даже тогда, когда выглядит абсолютно устойчивой. И в этом тайна таких по видимости "устойчивых" титанов как Бах, Бетховен, Брамс, Вагнер, Брукнер, Шостакович...
10. Если музыка вообще существует, и если мы считаем осмысленным вопрос "зачем", то один из честных (то есть продуманных и прожитых) ответов таков: она существует чтобы человек никогда не забывал о хрупкой трагичности своего существования и своего творчества, и при этом смотрел этому прямо в лицо, не отворачиваясь.
11. "Классическая музыка", то есть вся великая западно-европейская (в широком смысле, конечно, туда включена сегодня не только великая русская, но и многие другие традиции) это почти единственный способ человека быть трансцендентным себе самому, оставаясь при этом самим собой, то есть сохраняя свободу и недогматичность существования. И в этом смысле, с моей точки зрения, "классическая музыка" выше любой идеологии, любой религии, любой "духовной практики". Музыка бесстрашна и ничему не служит, кроме как самой себе, и ТЕМ САМЫМ, служит "человечеству". Хотя последнее может этим всегда пожертвовать. И это одна из причин неустранимой трагичности музыки, которую мы любим и которой посвятили свою жизнь...
Михаил Аркадьев Wo aber Gefahr ist, wachst das Rettende auch (F. Hoelderlin) Где опасность, там и спасение (Фр. Гёльдерлин)
Вся эта попытка классификации напоминает мне другую дискуссию, где Вы пытались определить, что такое "и". А уж то, что музыка выше любой религии и любой духовной практики, это Вы, что называется, хватили. Поистине, ради красного словца...
Жизнь - трагедия для того, кто чувствует, и комедия для того, кто мыслит (Ж. Лабрюйер)
- музыкальный журнал "Израиль XXI"
Вся эта попытка классификации напоминает мне другую дискуссию, где Вы пытались определить, что такое "и". А уж то, что музыка выше любой религии и любой духовной практики, это Вы, что называется, хватили. Поистине, ради красного словца...
Во-первых, коллега, где Вы увидели классификацию? Изложение по пунктам и классификация не одно и то же. Просто, поскольку я отвечал любителю Витгенштейна, воспользовался его (Витгенштейна) манерой в Логико-философском трактате, откуда взят девиз о молчании.
Во-вторых, у меня, вероятно, прогрессирующий Альцгеймер Когда и где я пытался определить что такое "и"? Это давно сделали за меня грамматики и логики. Или речь шла о китайском понятии "И", как в "И-цзине"?
В-третьих - пишу, насколько хватает сил, максимально продуманно и ответственно,точно то, что думаю и проживаю. А тем более относительно музыки. Так что насчет моего красного словца - это Ваше красное словцо.
Именно так - Великая классическая музыка (куда включены композиторы примерно от Гийома де Машо (ars nova) вплоть до ныне живущих в этой "традиции", которую традицией можно назвать только с оговорками, так как Искусство, в отличие от культуры, живет не столько сохранением традиции, сколько ее нарушением, это всегда ars nova) с моей точки зрения действительно выше любой религии и любой духовной практики. Искусство вообще и Искусство Музыки в частности, с моей точки зрения - Высшая и чистая форма человеческой духовной практики. Все остальные уступают ей потому, что манипулируют так, или иначе, человеческими страхами и свободой. Музыка как творчество (конечно, не как часто весьма сомнительная социальная практика, не могу не вспомнить Брамса:"Какое великое искусство, и какая жалкая профессия") свободна от этих манипуляций. Dixi.
Михаил Аркадьев Wo aber Gefahr ist, wachst das Rettende auch (F. Hoelderlin) Где опасность, там и спасение (Фр. Гёльдерлин)
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
Сегодня, 12:43
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Китайский автопром активно укрепляется в России, и Changan — одна из марок, которая смогла быстро завоевать популярность. Покупателей привлекает сочетание цены, дизайна и богатого оснащения....
Социальные закладки