-
16.02.2007, 12:58 #51Старожил
- Регистрация
- 26.02.2006
- Сообщений
- 2,353
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
А пионер на полном серьезе доказывает стилистическое несоответствие Софроницкого в Скрябине...

При желании можно найти "противоречия" в любом исполнении. Вопрос в том - зачем (особенно, если речь идет о выдающихся исполнениях)?
Если цель - словесно определить черты стиля композитора, то метод "от противного" (играйте Шопена не так, как Рихтер!) вряд ли эффективен.
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Дочитал этот поток.
Оказалось, что никто мне ни в чем по существу не возражал.
Все опять перешли на симпатии, на "можно по-разному" и на "кто знает как надо? (не я ли?)".
Я с этим не имею желания спорить! Да, можно по-разному и как надо никто не знает (такого вобще не существует "как надо").
Я буду настаивать, что есть всевозможные параметры (стилистические в т. ч.), нарушение которых противоречит авторскому замыслу или стилистике музыки. Также как и привнесение чуждых элементов.
Я не отрицаю, что убедительность исполнения возможна при несоблюдении тех или иных параметров. Игра многих самых выдающихся исполнителей изобилует этими нарушениями.
Моя позиция: мы должны отдавать себе отчет в том, что мы слышим, а не слепо восхищаться чьей-либо игрой. Если нам что-то нравится или нас что-то убеждает в игре явно не соответствующей какому-либо стилю, то мы должны понимать, что это происходит НЕСМОТРЯ НА стилистическое непопадание, или что ЭТО НЕПОПАДАНИЕ нас убеждает в данном случае.
Или мы можем воспринимать рихтеровского Шопена как хоть какой-то стилистический ориентир?
Какой смысл утверждать, что Шопен Рихтера - это Шопен? Это случай исполнения музыки Шопена в рамках чуждой ей стилистики и эстетики.
- Регистрация
- 26.02.2006
- Сообщений
- 2,353
Возвращаясь к теме потока: а Скрябин Рихтера - это Скрябин?
А где точные критерии стиля? В нотах? В книгах? В авторском исполнении? У нас в головах?
Абсолютны ли эти критерии?
На мой взгляд, критерии стиля стоит искать собственно в структуре музыкального произведения.
Если исполнение соответствует этой структуре, не нарушает явно авторского замысла, то в остальном исполнитель свободен в выборе средств.
Разница между Шопеном Гульда и Рихтера в этом смысле очевидна: Гульд идет поперек задуманного и написанного композитором, а Рихтер ярко, по-своему раскрывает то, что написано.
Последний раз редактировалось boris; 04.01.2008 в 01:50.
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Это мне и странно, т. к. я находил почти все, что он пишет обоснованным.
Вы как всегда правы.
Но есть исполнения, которые В ЦЕЛОМ - полные стилистические попадания, а есть исполнения, которые необходимо относить к явным стилистическим непопаданиям. Ну и конечно миллионы промежуточных вариантов.
Зачем? - чтобы понимать, что мы слышим, и этим подтверждатьнаши симпатии или антипатии.
Конечно не для этого - это просто неизбежный анализ во время прослушивания.
Конечно нет, речь об особенностях данного исполнителя применительно к данному автору.
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
[quote=Pirojenko;265853]
Если нам что-то нравится или нас что-то убеждает в игре явно не соответствующей какому-либо стилю, то мы должны понимать, что это происходит НЕСМОТРЯ НА стилистическое непопадание, или что ЭТО НЕПОПАДАНИЕ нас убеждает в данном случае.
Насчет НЕПОПАДАНИЯ. Я бы в качестве примера привел шопеновскую Сонату в исполнении Рахманинова. На мой взгляд, пример гениального непопадания. Вы согласны с этим?
- Регистрация
- 26.02.2006
- Сообщений
- 2,353
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Именно так. И еще много в чем. Они не абсолютны, но взятые вместе создают картину стиля.
Все опять так!
Но есть еще случаи адекватного или неадекватного слышания музыки. Намерения играть поперек нет, а из-за слуховых представлений и приоритетов получается поперек.
По-разному. Несоответствия есть всегда, но есть бОльшие попадания, есть совсем непопадания.
Грубо говоря:
5 Соната - это конечно Скрябин.
2 Соната - помоему Скрябиным и не пахнет.
Ну и масса промежуточных вариантов.
Он не слышал эту эстетику, но по существу эту музыку передает иногда очень точно.
Последний раз редактировалось boris; 04.01.2008 в 01:51.
- Регистрация
- 26.02.2006
- Сообщений
- 2,353
По этому поводу очень хорошо сказал в каком-то интервью Григорий Соколов (цитирую примерно):
"Когда мы логически объясняем для себя, почему мы любим того или иного исполнителя, мы почему-то начинаем его любить чуточку меньше..."
Видимо, 6-я, 7-я и 9-я сонаты в его исполнении - промежуточные!![]()
Кстати, по поводу Второй, в общем, согласен. Мое любимое исплнение этой сонаты - Фейнберг.
P.S. Слова "пахнет", "запах", "аромат" весьма характерны для скрябинской музыки.
![]()
![]()
Последний раз редактировалось boris; 04.01.2008 в 01:51.
[quote=Alexander Москва;265870]Не совсем. Есть несоответствующие особенности, но В ЦЕЛОМ к стилистическому непопаданию это исполнение не относится.
Не надо объяснять логически ПОЧЕМУ любим (мы можем просто понимать - это мы любим, а это нам не нравится), а надо замечать особенности безотносительно любви.
Последний раз редактировалось boris; 04.01.2008 в 01:54.
Похожие темы
-
В какой тональности нужно играть пианисту, чтобы играть с кларнетом?
от Полли в разделе Мастер-классОтветов: 14Последнее сообщение: 20.11.2010, 20:22 -
Фортепианный стиль П. И. Чайковского?
от Dickhead в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 10Последнее сообщение: 12.05.2008, 12:45 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщают романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 9Последнее сообщение: 15.12.2007, 23:26 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщает романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 07.11.2007, 21:04 -
Старый стиль...Новый стиль...Новейший стиль???
от Gelsomina в разделе Про все на светеОтветов: 1Последнее сообщение: 19.07.2005, 11:05









Социальные закладки