Добрый день!
Немного запутался. Несколько раз мне приходилось слышать эту фразу, которую впервые я услышал от Рихтера. "Ничему научить нельзя". Как, по Вашему, это согласется с тем, что существуют многие школы и вообще такая профессия как педагог?
Или это разное?
Добрый день!
Немного запутался. Несколько раз мне приходилось слышать эту фразу, которую впервые я услышал от Рихтера. "Ничему научить нельзя". Как, по Вашему, это согласется с тем, что существуют многие школы и вообще такая профессия как педагог?
Или это разное?
Конечно нельзя! Учишься всегда ты сам! Насколько я знаю до Рихтера - это кто-то из античных философов сказал. Преподаватель - это необходимо, но недостаточно.
Пообщавшись с учителями одной общеобразовательной школы, я стала подозревать, что педагогика - это лженаука. Музыкальная школа несколько исправила это впечатление. М.б. Рихтер имел в виду, что нельзя научить человека против его воли?
Конечно нельзя! Учишься всегда ты сам! Насколько я знаю до Рихтера - это кто-то из античных философов сказал. Преподаватель - это необходимо, но недостаточно.
Что ж, тогда вопрос. Необходимо для чего? И недостаточно для чего?
Учитель (он же в просторечии педагог, то есть "водитель детей") необходим, чтобы показать, что такое хорошо, и что такое плохо (самому себе, например, поставить руку или голос вряд ли возможно, если ты не гений) и направить на путь истинный - вернее, указать тот путь, по которому следует идти. Но идёт человек всегда сам, и шишки набивает сам. То, что не пропущено через себя, особенно в музыке, никогда не будет усвоено. Поэтому мудрый русский язык прицепил к обсуждаемому глаголу возвратную частицу "ся": учить/ся.
С другой стороны, гениев-самоучек в музыке очень мало, фактически совсем нет. Лично я не рискну назвать этим словом никого из великих. Разве что Руссо? Но гениальным композитором, при всем моем почтении к "Деревенскому колдуну", его может счесть лишь самый снисходительный критик.
Даже если кто-то надменно заявляет, что дошел до всего только сам, это неправда. Где-то он все же учился, пусть "от противного"? Слушал кого-то, читал какие-то книжки, пользовался чьими-то советами...
Школа в музыке очень многое значит. Она дает ценностные ориентиры и уверенность в себе, поскольку ты точно представляешь себе как сферу своих занятий, так и границы (или безграничность) своих возможностей.
Вопрос ещё - до какого уровня научить. Большинство в музыкальных школах учатся только извлекать звуки. Так вот - последовательно нажимать клавиши научить можно. А чему-то более глубокому, особенно музыкальности - вряд ли... надо чтобы было что развивать...
Вопрос ещё - до какого уровня научить. Большинство в музыкальных школах учатся только извлекать звуки. Так вот - последовательно нажимать клавиши научить можно. А чему-то более глубокому, особенно музыкальности - вряд ли... надо чтобы было что развивать...
Дай бог, чтобы дети умели хотя бы, как говорил Бах ,"вовремя попадать на нужные клавиши" . А вообще у детишек в музыкальных школах и глаза, и лица совсем другие, чем у тех, которые просто шатаются по дворам. И неважно, что подавляющее большинство из них никогда музыкантами не станут - всё равно, как правило, повзрослев, эти люди своих детей тоже приведут в музыкальную школу. В этом что-то есть!
Дай бог, чтобы дети умели хотя бы, как говорил Бах ,"вовремя попадать на нужные клавиши" . А вообще у детишек в музыкальных школах и глаза, и лица совсем другие, чем у тех, которые просто шатаются по дворам. И неважно, что подавляющее большинство из них никогда музыкантами не станут - всё равно, как правило, повзрослев, эти люди своих детей тоже приведут в музыкальную школу. В этом что-то есть!
Мне кажется,в этом есть не что-то ,а очень много.Так как развитие музыкальности в детстве тесно связано с развитием личности(и наибольшую ценность,мне кажется,здесь представляет не столько даже эстетический аспект этого развития,сколько общегуманистический,если так можно выразиться.Человек(разумеется,в рамках своего потенциала)становится отзывчивей,тоньше - пусть этого и не увидишь иногда невооруженным глазом).
Я считаю,что музыке надо обучать ВСЕХ детей,независимо от наличия или отсутствия внешне проявляемых способностей.
Что ж, понятно...) Вопрос возник потому, что мой преподаватель не делает со мной ничего,если можно так выразиться. Я недавно поступил сюда, в Москву, однако с полным отсутствием "школы"... Т.е. мне просто неудобно играть, зажимается что-то все время. И пока находишь нужные ощущения, проходит довольно много времени. Коронная фраза педагога - "научить ничему нельзя". И я сам вынужден опять сидеть и ставить себе руки, додумывать приемы и т.п. Я согласен, что есть вещи, которых объяснить нельзя в принципе, как, например объяснять, "что анекдот смешной", если человек не смеется. То ж самое и в музыке. Но если бы мне преподали эти элементарные основы, я бы скорей перешел к тому, чему уже научить нельзя.
Мои уроки выглядят так: вместо того чтобы говорить, что у меня хорошо, мне говорят, что плохо. Отсюда создается впечатление, что плохо все. Вместо того, чтобы направлять, мой педагог управляет, а еще лучше - манипулирует. Т.е. лишая возможности мыслить самостоятельно, при этом требу замечательных результатов. Если что-то не получается - предпочитает это "выбрасывать" и брать другое произведение.
И, в итоге, после такой специальности, при всей моей любви к музыке, тяга к роялю пропадает вообще, ибо получается замкнутый круг. Ты дожен заниматься, чтобы опять все показать ей. Но если и есть люди, ради которых хочется заниматься музыкой, то это точно не мой педагог...
А так получается маразм. Приехал учиться, получаю мастерклассы.
Прошу прощения за сумбурную речь, немного торопился...)
Похоже, Вам надо срочно менять педагога. Постановке рук и освобождению от зажатости научить как раз МОЖНО - это вещи сугубо технические. По крайней мере, сгладить изъяны природы и исправить уже причиненный ущерб профессиональный педагог должен уметь. Не умеет - бегите от него прочь. Я-то думала, речь идет о высшем пилотаже - о создании собственного стиля (в композиции или исполнительстве), о трактовках и концепциях... Тут действительно свою голову не приставишь и всех подушек под чужие кости не подложишь. А технике - повторяю - профессионал научить может и должен. Причем - с согласия и при активном участии ученика. Если Вас ломают через коленку или, наоборот, позволяют расти как сорной траве - разворачивайтесь и уходите, не стесняясь даже скандала. Это - ваша судьба и Ваша жизнь, и Вы имеете право на выбор.
Привод определяет производительность, точность, ресурс станка. От правильного выбора зависит качество деталей, стабильность работы, экономичность всего процесса. Ошибка в подборе приведет к простоям,...
В современном мире, где технологии занимают важное место в нашей повседневной жизни, подарок в виде подарочной карты Apple становится отличным решением для тех, кто ценит качество, инновации и...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
20.11.2025, 10:53
Яндекс Музыка давно стала одним из самых удобных музыкальных сервисов в России. Она сочетает богатую библиотеку треков, умные рекомендации и дополнительные возможности, которые делают прослушивание...
Социальные закладки