-
02.05.2007, 22:51 #891
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Дорогой Танел,
Хотя Вы обращаетесь к Пионеру, но позвольте и мне высказать несколько соображений по поводу Ваших пяти пунктов.
Скажу сразу. что я с ними полностью согласен, и Вы прекрасно заострили суть разногласий вокруг которых столько ломается копий. Но за исключением 4-го пункта, все эти положения имеют отношение не к Скрябину как таковому, а к исполнительству вообще. Тема же сформулирована достаточно "прагматично" и узко.
Все-таки Вы согласитесь, что есть некая специфика в подходе к Скрябину, которую тут каждый по-своему пытается нащупать. Мне кажется, что такая острота обсуждения вызвана в первую очередь тем, что Скрябин все еще достаточно близко к нам находится по времени. Многие люди постарше воспринимают его не так как Бетховена или Шопена, то есть как некое сугубо историческое прошлое, с которым можно делать что угодно, исходя лишь из постижения "сердцевины", о которой Вы так хорошо написали. Видимо, пройдет еще лет 20-30, и Скрябин действительно перейдет в разряд таких классиков. Но пока еще время не пришло.
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
- Регистрация
- 14.06.2005
- Сообщений
- 318
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
В теме пока ещё стоят слова - как играть.
Из моих 5 пунктах лишь второй действительно написано без прямой связи с Скрябином. Но с другой стороны, именно в этом потоке важно напомнить о тех вещах, так как некотрые участники форума нередко исходили от позиции что к Скрябину эта истина не относится.
А почему 1ый пункт - прошло или впереди его время - не о Скрябине? Вопрос очень интересный, и для меня в жизни один из важнейших.
И третий пункт тоже важен именно в связи Скрябином - так как действительно он был гениальным конгениальным исполнителем своих произведении. Но где - в домашном атмосфере, в большом концертном зале или в студии записей? Можно ли копировать стиль его трактовок без учёта той разницы?
При Рахманинове этого вопроса меньше. Его запись 3-го концерта хотя и неконцертный, но с дирижером и оркестром, с кем он до этого не один десяток раз именно в большом зале и перед широкой публикой выступил. И в записи слышен именно тот совместный опыт.
И пятый пункт - вопрос Света и Любви, без этих понятии нельзя даже начинать споры о "как играть Скрябина".
Почему-то мне не кажется что вы, дорогой Muelbach, в самом деле такой поклонник чистой "конкретики" чтобы меня упрекнуть в "общесловии"
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Я не имею возможности жить шикарно, читая внимательно весь поток,
но все же просматриваю, и считаю допустимым обратить внимание на такую мелочь, в виде лирического отступления(от огнестрастного обсуждения личности пионера):
Ай-ай!
Нескромно...
А если серьезнее:
Вы действительно считаете, что гений отличается от посредственности наличием свободного времени и хорошими физическими данными?
В здоровом теле здоровый дух??
Неужели до сих пор еще воюем?
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Согласен с Вами, Танел.
В двух словах.
Для меня без сомнения - Скрябин - композитор-провидец, предвестник будущего.
И его музыка - музыка будущего.
И придерживаюсь, что НАСТОЯЩИЙ Скрябин будет звучать под пальцами исполнителей последующих веков, ибо они будут частью той эпохи, которую изобразил Скрябин.
Увы, дуракам, попавшим в общество толковых людей, свойственен невыносимый снобизм
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Рахманинов и Прокофьев, по-моему менее глубоко связаны с пресловутым общекультурным и материальным "контекстом": с тяжелыми плюшевыми шторами, "будем как солнце" и запахом бумаги "верже", на котором эти слова напечатаны, московскими чудаковатыми дамами, вроде Т.Ф.Шлёцер, шехтелевскими архитектурными "загогулинами" и т.д. и т.п.
За эти годы вымрут все те, кто слышал Софроницкого и Фейнберга (я не о себе: я их не слышал), запах бумаги "верже" выветрится, а книги окончательно осядут в библиотеках и их переведут в электронную форму, Москву окончательно снесут, а Питер перестроят, всё вычистят, закрасят, дамы начала века вовсе перестанут ощущаться как реально жившие (а я помню их старухами в 70-е годы) стариками станут те, кто застал социализм и т.д.
И Скрябина будут играть совсем по-иному, и отношение к нему будет такое же, как к другим гениальным композиторам - вроде Моцарта, Бетховена и т.д. И это совершенно правильно и справедливо! За Скрябиным будущее, а будущее, как и молодость всегда правы (или считают себя правыми?...)
Последний раз редактировалось Muehlbach; 04.05.2007 в 00:56. Причина: дополнение
Re: Фортепианный Скрябин - стиль, принципы воплощения, что и как играть
Об этом уже были разговоры, и я предлагал в одном из своих первых постов в этой теме некоторые варианты психологичекого настроя исполнителя, при которых можно и в студии, и даже дома, создать концертную ауру. Об этом и Пироженко писал.
90 процентов великих музыкантов (я не говорю лишь о скрябинистах) в студии играли более осмысленно, глубоко, а также уединённо и очень интимно (что соответствует обстановке окружения при записи).
Увы, дуракам, попавшим в общество толковых людей, свойственен невыносимый снобизм
- Регистрация
- 28.02.2007
- Сообщений
- 5
Re: Фортепианный Скрябин - что кому нравится и как это играть
Не могу обойти вниманием данный поток. Солидарен с Сашей Пироженко в том, что Скрябин в исполнении Г.Г.Нейгауза просто "замечателен".В настоящее время сам учу фантазию. Должен сказать, что Скрябин все-таки предполагает (более того навязывает) очень специфическую и трудно достижимую в наше время "мускулистого" рояля и пианизма манеру исполнения. Хрупкость, врубелевское мерцание, экстатичность, интимность и т.д АРХИтрудно реализовать на современнном рояле-атлете.И удача здесь все-таки на стороне пианистов с шопеновским "аппаратом"(выражаясь современным техническим словарем пианиста).Универсалов здесь неизбежно подстерегает разочарование в собственном "универсализме".
P.S Тom Jones - знакомый тебе товарищ по общаге на конкурсе Гилельса - "неаристократ" - М.П.
Теория, мой друг, суха,
Лишь древо жизни зеленеет...
Похожие темы
-
В какой тональности нужно играть пианисту, чтобы играть с кларнетом?
от Полли в разделе Мастер-классОтветов: 14Последнее сообщение: 20.11.2010, 20:22 -
Фортепианный стиль П. И. Чайковского?
от Dickhead в разделе Фортепианная музыкаОтветов: 10Последнее сообщение: 12.05.2008, 12:45 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщают романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 9Последнее сообщение: 15.12.2007, 23:26 -
Стиль Брамса, как и стиль Листа, обобщает романтизм
от Mishka в разделе Композиторы / История музыкиОтветов: 0Последнее сообщение: 07.11.2007, 21:04 -
Старый стиль...Новый стиль...Новейший стиль???
от Gelsomina в разделе Про все на светеОтветов: 1Последнее сообщение: 19.07.2005, 11:05







Социальные закладки