Результаты опроса: Ваша любимая часть цикла?
- Голосовавшие
- 98. Вы ещё не голосовали в этом опросе
-
Золото Рейна
28 28.57% -
Валькирия
49 50.00% -
Зигфрид
23 23.47% -
Гибель богов
32 32.65%
-
31.05.2007, 19:33 #21
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Ответ: "Кольцо нибелунга" Вагнера - как вы относитесь к этому "монстру"?
Целиком и полностью:
Добавлю, пожалуй, к этому лишь фрагмент из рецензии Бахтина на книгу Пинского о Шекспире:
"Сцена шекспировского театра - весь мир (Theatrum Mundi). Это придаёт ту особую значительность, часто величественность каждому образу, каждому действию, каждому слову в трагедиях Шекспира, которые никогда уже более не возвращались в европейскую драму (после Шекспира всё измельчало в драме). С этим связана и особая космичность (и микрокосмичность) образов Шекспира. Космические тела и силы - солнце, звёзды, воды, ветры, огонь - или прямо участвуют в действии, или постоянно фигурируют, притом именно в своём космическом значении, в речах действующих лиц. Если мы рассмотрим эти же явления в драмах нового времени, в особенности XIX века (кроме Вагнера), то легко убедимся, что из космических тел и сил они превратились в элементы ПЕЙЗАЖА (с лёгким символическим оттенком). Это превращение космического в пейзажное совершалось на протяжении XVII и XVIII веков (космический аспект этих явлений почти полностью отошёл к научному мышлению)" (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1986. С. 431).
Всё сказанное тут Бахтиным о Шекспире в полной мере применимо, разумеется, к Вагнеру.
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Ответ: "Кольцо нибелунга" Вагнера - как вы относитесь к этому "монстру"?
Мысль Бахтина крайне интересна. Но все-таки космос - это и Моцарт (в поздних операх), и Бетховен в "Фиделио" (начало первого финала, перед хором узников - некий метафизический рассвет). И потом "Пеллеас" Дебюсси - космос и миф. Но и пейзаж тоже. Правда, усмотреть какое-то родство Дебюсси с Шекспиром вряд ли можно.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Ответ: "Кольцо нибелунга" Вагнера - как вы относитесь к этому "монстру"?
Признавая величие тех, на кого Вы, Daddy, указали, всё же не могу согласиться полностью с Вашим посылом. Ведь речь идёт о драме и театре во всей их целостности, которая у Вагнера включает в себя столь прочный и неразделимый сплав музыки и текста со всей их универсальной "космичностью", что возможности сцены вагнеровской эпохи, им использованные, оказались просто ничтожны для воплощения вагнеровского Gesammtkunstwerk. Ни Моцарт, ни Бетховен не предлагали оперному театру СТОЛЬ сложной задачи. Что же касается "Пеллеаса", то Метерлинк (кажущийся карликом рядом с Ибсеном - не говорю уж о Шекспире) просто не мог предоставить Дебюсси ничего "космического". Да и Дебюсси, на мой взгляд, ставил перед собой совсем иные, не вагнеровские по своему масштабу задачи, хотя и испытал, конечно, большое влияние автора "Кольца".
Ответ: "Кольцо нибелунга" Вагнера - как вы относитесь к этому "монстру"?
Метерлинк, может, и не мог, зато Дебюсси смог.Ну, что Вы! Лес, море в этой чудо-опере (слегка деру у Рихтера) - нечто большее, чем пейзаж. Мне кажется, Яроциньский прав, когда пишет, что "Море" Дебюсси вызывает больше ассоциаций с Тернером, чем с художниками-импрессионистами. Сам автор "Пеллеаса" отмечал влияние Мусоргского ("Без "Бориса Годунова" не было бы моего "Пеллеаса"), а к Вагнеру был скорее в оппозиции. Что, впрочем, не исключает влияния. Да и гармонический язык Дебюсси примыкает к Мусоргскому и, в определенной степени, противоположен вагнеровскому, что прекрасно проанализировано в книге Л. Мазеля "Проблемы классической гармонии". Там же отмечено некоторое изменение гармонии Вагнера в "Парсифале" (значительно бОльшая роль плагальности), и некоторые места этой оперы кажутся очень близкими Мусоргскому (например, "Чудо Св. Пятницы" и "Рассвет на Москве-реке") и, следовательно, указывают и на Дебюсси.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Ответ: "Кольцо нибелунга" Вагнера - как вы относитесь к этому "монстру"?
Ну, если примеить к "Пеллеасу" использованное Бахтиным слово "микрокосмичность", то спорить, конечно, совершенно не о чем (а "Море" - это совершенно отдельный разговор). Меня же в данном случае особенно интересует МУЗЫКАЛЬНО-ТЕАТРАЛЬНЫЙ аспект проблемы "Вагнер - Шекспир". Тут можно очень много обнаружить интересного - и в первую очередь в связи с "Кольцом". Ведь Вагнер-постановщик вступил в противоречие с Вагнером-композитором и Вагнером-драматургом, оказавшись в плену у театрального "иллюзионизма" своей эпохи, которого не было (и не нужно было) в английском театре эпохи Шекспира, унаследовавшем многое от средневекового мистериального театра со всем его "космическим" размахом и универсальностью. Именно противоречия байрейтского Gesammtkunstwerk, ставшие очевидными далеко не для всех вагнеровских современников (кто-то из нынешних вагнеристов даже иронично назвал Байрейт того времени предвосхищением диснейленда), спровоцировали поиски абсолютно новых принципов сценографии, определивших открытия, сделанные в этой области в ХХ веке. Если знаете о проектах Адольфа Аппиа, связанных именно с "Кольцом", - Аппиа, этого фанатичного вагнериста, побывавшего в Байрейте в 1882 году на премьере "Парсифаля", испытавшего сильное потрясение от услышанного, но уверенно заявившего, что всё им УВИДЕННОЕ ни к чёрту не годится, - то сможете оценить грандиозность им задуманного, но так и не воплощённого. А ведь почти параллельно с Аппиа Гордон Крэг разрабатывал свою столь же грандиозную и во многом близкую Аппиа театральную концепцию - но только на материале шекспировской драматургии. К сожалению, Аппиа (на русский язык, увы, почти не переведённого) очень плохо знает большинство современных оперных режиссёров - да и Крэга (переведённого) тоже. Они заявляют, что ставят "для людей", а вся эта сложность, метафизичность и грандиозность "людям" ни к чему.
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Похожие темы
-
"Кольцо нибелунга" в Ла Скала
от Vera_St в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 13.04.2010, 08:36 -
Вагнер "Кольцо Нибелунга"
от Aya-chan в разделе Поиск записей оперОтветов: 23Последнее сообщение: 09.04.2009, 20:10 -
"Кольцо нибелунга" и его интерпретации.
от Nadejda в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 270Последнее сообщение: 07.12.2008, 18:11 -
"Кольцо нибелунга" в Мариинке 10-15 июня 2008 г.
от Alexey в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 3Последнее сообщение: 15.06.2008, 23:13 -
Всё "Кольцо нибелунга" на ВВС3.
от Nadejda в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 0Последнее сообщение: 13.04.2006, 23:29








Ответить с цитированием
) в английском театре эпохи Шекспира, унаследовавшем многое от средневекового мистериального театра со всем его "космическим" размахом и универсальностью. Именно противоречия байрейтского Gesammtkunstwerk, ставшие очевидными далеко не для всех вагнеровских современников (кто-то из нынешних вагнеристов даже иронично назвал Байрейт того времени предвосхищением диснейленда), спровоцировали поиски абсолютно новых принципов сценографии, определивших открытия, сделанные в этой области в ХХ веке. Если знаете о проектах Адольфа Аппиа, связанных именно с "Кольцом", - Аппиа, этого фанатичного вагнериста, побывавшего в Байрейте в 1882 году на премьере "Парсифаля", испытавшего сильное потрясение от услышанного, но уверенно заявившего, что всё им УВИДЕННОЕ ни к чёрту не годится, - то сможете оценить грандиозность им задуманного, но так и не воплощённого. А ведь почти параллельно с Аппиа Гордон Крэг разрабатывал свою столь же грандиозную и во многом близкую Аппиа театральную концепцию - но только на материале шекспировской драматургии. К сожалению, Аппиа (на русский язык, увы, почти не переведённого) очень плохо знает большинство современных оперных режиссёров - да и Крэга (переведённого) тоже. Они заявляют, что ставят "для людей", а вся эта сложность, метафизичность и грандиозность "людям" ни к чему.


Социальные закладки