-
14.02.2007, 12:17 #141Витийствующий ретроград
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
...ибо "конец искусства", "апперцептивно" напророченный одним многомудрым "эмпирическим субъектом" (предпочитавшим, кстати, Моцарту очаровательные мотивчики Россини), стал наконец объективной реальностью. Во всяком случае, в пределах "трансцендентального единства" конкретного социума...
- Регистрация
- 26.01.2007
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 172
- Регистрация
- 27.07.2005
- Сообщений
- 986
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Дорогой Антон!
Не теряйте юмораи берегите огромную ценность, которая есть у Вас - НЕПОСРЕДСТВЕННОЕ восприятие искусства! Всё остальное, поверьте, химера.
![]()
С самой искренней симпатией,
W.
P. S. Чуть попозже напишу в личку...
- Регистрация
- 15.02.2007
- Сообщений
- 117
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Если кто-нибудь сможет свести меня с моим давним знакомым, бывшим концертмейстером Berliner Philharmoniker Дмитрием Томбасовым - я буду КРАЙНЕ признателен)))
Улыбайтесь, господа... серьёзное лицо - это ещё не признак ума...
- Регистрация
- 26.01.2007
- Адрес
- Москва
- Сообщений
- 172
Re: Совершенство Герберта фон Караяна
Дорогие друзья!
Я решил вернуться к этой теме по одной простой причине: послушал на недавно полученных пластинках записи великого Герберта: Героическую и Пасторальную симфонию Бетховена и Первый Бранденбургский концерт Баха. В потоке о бетхоевенских симфониях изложены некоторые впечатления от Героической (см.: , пост №95) Героическую Караян играл с Берлинской государственной капеллой, запись 1944 г. В своём посте я писал:
"Это замечательное прочтение! Никакой холодности, свойственной Караяну, я не заметил. Прочувствованное, возвышенное исполнение! Очень сильный Траурный марш, со свойственным Караяну выделением логических фрагментов части и с незабываемой одухотворённостью струнных: будто устремляешься ввысь, грусть подхватывает тебя и несёт в вечность, на Небеса, и уже вокруг всё озарено божественным, непредставимым для смертного светом..."
После прослушивания записей с московских гастролей Караяна с Берлинским филармоническим оркестром (28 (Бетховен) и 29 (Бах) мая 1969) на пластинке Мелодии С10 27621 004 я вообще не понимаю, почему мы привыкли писать о Караяне как о холодном интерпретаторе. По-видимому, чтобы оценить его гений, нужно послушать как минимум половину из оставленных им пластинок (а их более 900) и только тогда станет ясен масштаб его творческих достижений. Меня он захватил абсолютно: эта неподражаемая логика в Бахе, слаженность оркестра, потрясающее видение целого, изумительное внимание к деталям и величие Музыки! Наверное, Караяна следовало бы отнести к тем исполнителям, которым важно настроение, задор, азарт - чтобы было желание сегодня сыграть так, как если бы до этого никто и никогда не слышал этой музыки! И Караяну удавались такие совершенные прочтения. Его искусство - в ряду бессмертных.
Ответ: Совершенство Герберта фон Караяна
Всем поклонникам великого музыканта со светлыми глазами....
Ответ: Совершенство Герберта фон Караяна
Доброго времени суток всем участникам этого форума!
Так получилось, что приведенный ниже текст родился в ходе обсуждения возникшего у меня вопроса – куда подевалась выпущенная на EMIclassics студийная запись Валькирии Фуртвенглера 1954 года. В одном из ответов я в шутку предположил, что это видимо, происки «караяновской мафии», на что некоторые коллеги отреагировали, я бы сказал, не вполне адекватно. В связи с этим я решил порассуждать на эту тему несколько подробнее, и поскольку данный предмет существенно отклоняется от первоначальной темы, позволю себе здесь предложить вашему вниманию то, что получилось в итоге.
Должен сразу оговориться, что я не являюсь караяноненавистником – ненавидеть его, мне, собственно говоря, не за что, к его записям я в целом равнодушен – многое, на мой взгляд, очень даже ничего, но и в этих случаях имеются другие варианты, которые производят намного более сильное впечатление. Вопрос заключается не в самом феномене Караяна, а в нагнетаемой по сей день некоторой частью, скажем так – околомузыкального сообщества истерии вокруг его имени. Когда приходится достаточно часто слышать, что г-н К. – величайший дирижер всех времен, что все (!) остальные даже близко не стояли, что его записи являются эталоном etc., а некоторые вообще договорились до того, что он своими интерпретациями «закрыл» значительное количество шедевров мировой музыкальной классики, т.е. после него к ним уже нечего добавить – возникает, согласитесь, вполне обоснованное желание поспорить.
Итак, о «караяновской мафии» и о феномене самого Караяна, поскольку эти два вопроса, как будет видно из нижеизложенного, суть две стороны одного и того же явления. На мой взгляд, г-н К. действительно очень неплохой дирижер. Помните существовавшую в советские времена иерархическую кодификацию, по которой надлежало оценивать (и называть) того или иного деятеля литературы и искусства? Интересный – самобытный – перспективный (подающий надежды) – талантливый – выдающийся – гениальный - великий (возможны вариации в нижней части). Вот по этой шкале я бы поместил Караяна в третью категорию («выдающийся»). Если бы его репутация формировалась исключительно за счет его музыкальных достижений, то он бы занимал место главного дирижера в музыкальном коллективе (оркестре, театре), являющемся центром музыкальной жизни какого-либо большого города, и в данном городе его авторитет был бы практически абсолютным (за счет привычки значительной части местной публики), но в мировом масштабе он был бы одним из многих равных среди дирижеров, имеющих мировую известность. Как, например, Джеймс Левайн (да простят меня господа караянофилы). Но мы имеем то, что я называю феноменом Караяна. И это уже не он сам со своими музыкальными достижениями, а коммерческий проект, успех которого обусловлен симбиозом ряда факторов. В первую очередь, разумеется, следует упомянуть талант: классическая музыка – не попса, здесь невозможно создать звезду на пустом месте. Но талантливых музыкантов много, почему же именно он? Полагаю, что здесь сыграли главную роль его личные качества. Невероятная амбициозность и высочайшая самооценка – он с молодых лет твердо решил, что будет номером первым. Энергичность, организаторский дар. Агрессивность. Фантастическая самоуверенность и наглость (которая, как известно, второе счастье). Упомянем также прекрасные внешние данные. Все это в совокупности делает его идеально подходящей фигурой для раскрутки. И как итог – фактор последний (и главный) – инвестиции. В проект «Караян» были вложены огромные деньги. Об этом – чуть позже, сначала остановлюсь на наглости – чтобы избежать обвинений в голословности (все остальное из упомянутого, полагаю, вопросов ни у кого не вызывает). Приведу цитату из книги «Караян» американца Пола Робинсона, одного из многочисленных восхвалителей г-на К.:
«К 1938 году, когда Караяна пригласили дирижировать в Берлинской государственной опере, этот лучший в Германии театр потерял большинство своих основных дирижеров. После инцидента с «Художником Матисом» в 1934 году Фуртвенглер отказался здесь дирижировать, а его преемник Клеменс Краус перебрался в Мюнхен. Несмотря на то что директор театра Гейнц Титьен считал излишним церемониться с дирижерами, Караян упорно отстаивал свои права. Титьен через своего секретаря предложил Караяну оперу Вагнера-Регени «Граждане Кале» и передал партитуру. Караян ознакомился с ней и ответил, что будет счастлив дирижировать этой оперой, если вместе с ней ему предложат также «Фиделио», «Тристана» и «Мейстерзингеров» - при соответствующем количестве репетиций. Секретарь Титьена счел такое требование абсолютно невыполнимым, но тем не менее предположил, что Караяну, вероятно, дадут «Кармен» с «лучшим составом». «Что вы называете лучшим составом?»-спросил Караян. Ему показали список. Прочитав его, Караян написал на обороте, что он не считает этот состав лучшим и что раз вопрос об операх Вагнера и Бетховена не подлежит обсуждению, то он вынужден отказаться от предложения дирижировать в Берлинской государственной опере. Записка произвела эффект разорвавшейся бомбы: мало кто решался вести себя так с Титьеном. Вскоре последний сам написал Караяну послание, в котором предложил ему дирижировать «Тангейзером». Ответ Караяна был следующий: «Произошло какое-то недоразумение. Я просил не «Тангейзера», а «Фиделио», «Тристана» и «Мейстерзингеров». В конце концов Титьен уступил, и 30 сентября 1938 года Караян дебютировал в Берлинской опере спектаклем «Фиделио». До рождества он успел выступить еще с «Тристаном» и «Волшебной флейтой», а в начале 1939 года он дирижировал также и «Гражданами Кале». Только после первой репетиции в помещении театра Караян встретился с Титьеном лично. «Так это вы тот самый метеор»,- процедил Титьен. Караян хотел было что-то сказать, но Титьен его оборвал: «Не говорите ничего, продолжайте дирижировать. Я слушал вашу репетицию, и никакие объяснения мне не требуются».
Каково, господа? Может быть, вы подумали, что матерый чиновник Титьен действительно пришел в такой восторг от прослушивания репетиции г-на К., что сразу же поменял свое решение и дал возможность тридцатилетнему новичку работать в репертуаре, на который ранее имели право только такие столпы музыкальной жизни всей Германии, как Фуртвенглер и Краус? Г-н Робинсон, во всяком случае, очевидно делает из данного эпизода именно такой вывод (иначе он не стал бы его приводить в своем опусе). Сразу видно, что он вырос и всю жизнь прожил в свободной демократической стране, и ему совершенно незнакома та атмосфера вязкой неопределенности и страха, которой пронизана буквально каждая клеточка тоталитарного общества, когда все сидят тише воды – ниже травы и не высовываются, а если кто-то вдруг начинает вести себя чрезмерно самоуверенно и нагло, то это означает (во всяком случае, воспринимается так окружающими), что у него имеется жирная волосатая лапа где-то в корридорах власти. Совершенно очевидно, что Титьен руководствовался соображениями как раз такого характера. Ему было глубоко плевать на одаренность Караяна, он, надо полагать, и не таких гнул в бараний рог, а то и вообще посылал куда подальше, и с превеликим удовольствием вышвырнул бы нахала из театра пинками под зад. Но он не мог несмотря ни на какие связи доподлинно выяснить, какие именно влиятельные лица стоят за г-ном К. (и уж во всяком случае, быть уверенным, что таковых нет) – в условиях информационного дефицита, присущего тоталитарным режимам, получить подобную информацию бывает достаточно затруднительно. И он, здраво рассудив, что неприятности ему ни к чему, сделал, что называется, хорошую мину при плохой игре. А г-н К. сыграл ва-банк и выиграл. Этот эпизод вообще очень точно характеризует присущий ему агрессивный стиль поведения, перед которым далеко не все могли устоять.
Теперь об инвестициях. Собственно говоря, Караян стал первым проектом такого рода, раскрученным фирмами грамзаписи (никто не раскручивал Фуртвенглера, Крауса, Кнаппертсбуша, Бёма, также как и Тосканини и многих других знаменитых дирижеров того периода, и именно поэтому их репутация в точности соответствует их заслугам в музыкальном исполнительском искусстве). Цель проекта очевидна – существенное увеличение объемов продаж и, как следствие, рост прибылей за счет создания образа, который был бы привлекателен для значительно более широкого контингента публики, чем традиционный круг ценителей классической музыки. Т.е. речь шла о том, чтобы сделать классику ближе к простому народу, о ее популяризации. Сама по себе эта цель, разумеется, прекрасна и благородна, вопрос только – какими средствами. Многие действительно великие дирижеры в той или иной форме занимались популяризацией классической музыки, так, например, Фуртвенглер и Краус выступали с концертами на заводах (сохранились совершенно потрясающие киносъемки с этих концертов, сделанные во время войны), в более поздний период Шолти вел популярные телепередачи о музыке. В случае же с проектом «Караян» был избран как раз прямо противоположный подход. Я бы это охарактеризовал так – не приблизить народ к музыке (без изменения общественного статуса классического музыкального искусства, как в первом случае, проще говоря – повысив образовательный уровень народа в области классической музыки), а приблизить музыку к народу (это уже есть понижение статуса). Здесь уместно поговорить об образе г-на К., как он преподносится публике. Обратите внимание, какое важное место в этом синтетическом образе занимают элементы, не имеющие вообще никакого отношения к музыке. Г-н К. – настоящий (real) супермен. Спортивные автомобили, спортивные самолеты, яхты, горные лыжи, жена – французская красавица-манекенщица… Остановлюсь на перечисленном – желающие могут продолжить этот ряд. Возникает вопрос - зачем оперно-симфоническому дирижеру нужна вся эта, с позволения сказать, попсовая мишура? Творческие люди обычно самоутверждаются другим способом – собственно через творчество. Подобный антураж естественен для бизнесменов и поп-звезд, строящих из себя этаких мачо и получающих драйв от того, что их имена и фотографии не сходят с обложек и первых страниц модных глянцевых журналов, а также для политиков, которые, как известно, готовы на все, только бы произвести впечатление на электорат (то есть на среднего обывателя, который как раз от такой вот хренотени приходит в полный восторг, поскольку его собственные мечты не идут дальше того, чтобы иметь возможность самому вести такую жизнь). Ответ очевиден – именно этот образ и приблизит классическую музыку к обывателю, и он (обыватель) будет ее покупать, причем именно в записях г-на К. И вот в СМИ начинается раскрутка этого образа, а параллельно с этим потребителям информации вдалбливается, что г-н К. – самый-самый-самый из всех самых. На это работает мощнейший PR-аппарат звукозаписывающих фирм плюс широкая внештатная сеть журналюг и прочих критиканов всех мастей, подобных упомянутому выше П. Робинсону. Результат – г-н К. в течение нескольких десятилетий являлся сверхпопулярной фигурой и обеспечил фантастические прибыли продюсерам, вложившим деньги в его раскрутку (равно как и стабильный доход всем многочисленным участникам этого предприятия). Даже после своей смерти – его самого уже нет, а они-то остались, и получать прежние сверхприбыли, продолжая сидеть на том же самом бренде столь долго, сколь это будет возможно, им очень даже интересно. Вот это, если угодно, и есть «караяновская мафия», и группа эта, как вы догадываетесь, с весьма обширными возможностями и вполне в состоянии оказывать влияние на принципы дистрибуции фирм звукозаписи и их политику в области выпуска и продаж тех или иных записей. Впрочем, на самом деле я полагаю, что сегодня все это уже не совсем так, или даже уже совсем не так (именно поэтому мое предположение о роли «караяновской мафии» в исчезновении из продажи одной из моих любимых записей носило характер шутки, не более того). Времени прошло уже достаточно, и любой, даже самый сверхпопулярный бренд, постепенно утрачивает свою привлекательность. Вот уже, кажется, «DeutsheGrammofon» прекращает выпуск полного издания караяновского «Кольца нибелунга». Финансовые воротилы уже потеряли интерес к своему детищу, и видимо, сегодня никаких дополнительных средств в этот проект не вкладывается, любой проект имеет свой срок жизни (в отличие от гения, который бессмертен). Конечно, следует признать, что проект «Караян» был грандиозен и уникален как по своим масштабам, так и по достигнутому успеху. И таковым он был, конечно, главным образом по одной причине – потому что он был первым проектом такого рода. В наше время сделать что-либо подобное уже невозможно хотя бы по причине конкуренции: слишком много раскручивается разных проектов такого рода, да и PR-технологии не стоят на месте. А пока что караянопоклонничество еще продолжает свое существование по инерции (хотя уже и не в тех масштабах), и видимо, будет существовать еще достаточно долго. На смену наемным борзописцам пришли убежденные фанатики, продолжающие уже не за деньги, а великой идеи ради убеждать всю мировую музыкальную общественность в том, что г-н К. – величайший из всех когда-либо живших и ныне здравствующих дирижеров (а также и тех, которые еще не родились). Чего только на эту тему не написано, правда, аргументы, которые приводятся, обычно не очень убедительны для взыскательного читателя – сводятся они в основном к тому, что несмотря на потоки критики и очернительства со стороны недоброжелателей, совершенно очевидно, что г-на К. превзойти не смог никто (обилие недоброжелательной критики как раз это и доказывает) – его исполнение совершенно во веки веков, достаточно только послушать и сравнить с любым другим (я немного утрирую, разумеется, но общий смысл примерно такой). Все мы в той или иной степени поддаемся внушению, и поэтому, несмотря на кричащую абсурдность данного утверждения, количество людей, с ним (утверждением) согласных, по прежнему очень велико, в том числе и в среде людей образованных, знатоков и ценителей музыки. А вот сам Караян, как мне кажется, как раз хорошо понимал то, что он не стал лучшим дирижером мира (если говорить собственно об исполнительском уровне, а не о рейтингах и объемах продаж), и противоречие между его собственной оценкой самого себя как музыканта и PR-овским образом не давало ему покоя. Косвенным подтверждением этого является то, что он, помимо дирижирования, пытался активно заниматься буквально всем, чем только можно, в смежных областях – и как режиссер, и как звукоинженер, и к даже как художник по свету, etc. Мне кажется, что таким образом он пытался для самого себя как то разрешить (или хотя бы сгладить) это противоречие – если не лучший дирижер, то хотя бы вот в таком сочетании он действительно уникален. Кстати, в этом контексте не могу не упомянуть еще об одной стороне его деятельности, где его заслуги действительно очень велики: он лично открыл и «дал путевку в жизнь» огромному количеству молодых талантливых музыкантов, вокалистов и инструменталистов, в том числе и российских. Он был выдающимся организатором и высококлассным музыкальным менеджером. Но при всем этом, как я думаю, ему при жизни можно было только посочувствовать – тот, кто страстно желает быть самым первым (в чем угодно), никогда этого не достигает (так уж устроен этот мир), зато всю жизнь страдает так называемым «комплексом чемпиона» (это как раз то, что я описал чуть выше). Можно себе представить, какое это мучение.
Господа, я не расчитываю, что настоящим опусом смогу кого-то переубедить – это невозможно в принципе (в спорах истина не рождается, как известно). Собственно, я не ставлю перед собой такой задачи. Все изложенное есть не более чем мое частное мнение, скорее даже – размышления на тему. Кто-то с ними согласится, кто-то нет. Благодарю всех, кто дочитал до конца.
- Регистрация
- 05.11.2002
- Сообщений
- 2,972
Ответ: Совершенство Герберта фон Караяна
интересные рассуждения. В первую очередь - по выбору и расстановке "акцентов". Но всё же с "выводами" не могу согласиться.
Мне сейчас глубоко наплевать на раскрученность бренда, мнения и проч., но именно последнее время (полгода-год...) я начал ценить записи Караяна. О коммерциализации говорить даже неинтересно (кстати, одну из тем, связанных с этим именем, начал я)... о технической стороне некоторых записей DG тоже... но давать однозначную оценку так же глупо, как говорить о крайностях (со знаком "минус" или "плюс").
Самое смешное - с момента, когда я начинал свою тему (а она всё ж была одна из первых, "глобально" обсуждаемых), мое отношение к записям Караяна значительно прогрессировало, и в "положительную" сторону! И всё от того, что я меньше думал о посторонних вещах, а больше слушал
Не могу согласиться с выбором причин не-дирижерских интересов Караяна. Ну было человеку интересно! что "приплетать" заумные причины... любил Шостакович футбол, а Коган хорошо разбирался в технике - ну и что?! это что, для создания имиджа или от "творческой неудовлетворенности"?!![]()
(кстати, говорить о "коммерциализации" записей Клемперера, Шолти, Бернстайна и т.д. можно не в меньшей степени!)
- Регистрация
- 15.08.2004
- Адрес
- Москва, ёпт
- Сообщений
- 3,720
- Записей в дневнике
- 45
Ответ: Совершенство Герберта фон Караяна
Эпиграф:
"If you can bear to hear the truth you've spoken
Twisted by knaves to make a trap for fools..."
Для gray7777:
Первое. Никаких фактов, подтверждающих порочащие Караяна высказывания в Вашем тексте не приведено. Вследствие чего Ваш пост нарушает законодательство РФ в части распространения сведений, порочащих честь и достоинство личности. Прошу модераторов принять соответствующие меры.
Второе. Наличие волосатой лапы в руководстве Третьего Рейха у дирижера, про которого Гитлер лично сказал, что больше не желает его видеть (в Байрейте) мне представляется маловозможным.
Третье. Очевидно, Вы не слушали (или не слушали) ни ранних (в т.ч. военных), ни поздних записей Караяна, если отказываете ему в выдающихся музыкальных достоинствах.
Четвертое. Мне непонятно, каким образом амбициозность и лидерские наклонности могут помешать дирижеру, который по роду своей профессии помимо чисто музыкальных функций занимается еще и управлением оркестра - а Караян, позволю себе напомнить, управлял одно время Венским и Берлинским филармоническими и Венской государственной оперой.
Пятое. У меня создается впечатление, что понимать искусство Герберта фон Караяна - нетривиальное занятие, доступное далеко не всем. Очевидно, Вы относитесь к группе тех, кому оно недоступно.
Шестое. Эта тема была создана как раз для того, чтобы помочь желающим ПОНЯТЬ великое искусство Караяна. Здесь, кстати, никто не называл его "величайшим", "несравненным" и т.п. Могли бы почитать, прежде чем гадить.
Седьмое. Мне не совсем понятно, что люди Вашего склада ума делают на этом форуме. Подите вон.
Ceterum censeo copyright esse delendam.
Похожие темы
-
Луганский - миф или совершенство?
от ССССР в разделе Поиск фортепианных записейОтветов: 1Последнее сообщение: 03.04.2010, 17:58 -
25 апреля - концерт к 100-летию со дня рождения Караяна
от krivitch в разделе События: анонсы и обсужденияОтветов: 1Последнее сообщение: 20.04.2008, 02:30 -
Удачи и достижения Караяна...И о других дирижерах...
от Kharlach в разделе Симфоническая музыка / дирижерыОтветов: 354Последнее сообщение: 28.05.2007, 14:35 -
День Рождения Караяна
от sforzando в разделе С праздником!Ответов: 8Последнее сообщение: 06.04.2007, 18:13



Ответить с цитированием
).
,

Социальные закладки