Тема: Шура Черкасский
- 
	29.10.2007, 10:08 #1 Шура Черкасский Шура Черкасский(простите за официозный тон, ибо это в свое время писалось для энциклопедии))) 
 
 Черкасский Шура (Александр Исаакович) (1911-1995) – один из крупнейших музыкантов мира, виднейший пианист 20 века. В его биографии всё так же необычно, "нестандартно", как и в творческом облике. Необычен уже тот факт, что Черкасский, по сути дела, никогда ни у кого не учился (исключая несколько уроков или, скорее, консультаций у И. Гофмана, которые Черкасский брал уже, будучи сложившимся и зрелым художником). Однако уже в 12 лет юный сын еврейских эмигрантов из Одессы, едва успев прибыть в США, выступает с симфоническим оркестром, исполняя концерты Шумана, Листа… Черкасский, таким образом, был примером не только «вундеркинда», но и едва ли не единственным в академической культуре воплощением шолом-алейхемовского типажа «еврейского народного музыканта-самородка», при этом совершенно не отличаясь «обязательным» для такого музыканта-«самородка» провинциализмом и наивностью трактовок.
 Другое, что обычно поражает в облике Черкасского – его физические данные: маленький рост (1,54), диктовавший пианисту особую манеру обращения с педалью (Черкасский прославился специфической «беспедальной» игрой), маленькие руки (пианист едва брал нону). Последнее обстоятельство никак не сказалось на выборе репертуара, и исполнение таких произведений, как 3-й концерт Рахманинова или «Петрушка» Стравинского (которые под силу далеко не всем «широкоруким» пианистам) – надо сказать, весьма качественное технически, не говоря об интерпретационных достоинствах – было для Черкасского настоящим творческим подвигом.
 Исполнительский облик Черкасского так же трудно охарактеризовать на словах, как и любое другое, столь же выдающееся и многогранное, явление в искусстве. Пожалуй, наиболее подходящим и ёмким здесь будет малоблагозвучное слово «сверхсодержательность». Игра Черкасского всегда отличается особой, уникальной информативностью, перенасыщенностью информацией. Для Черкасского в музыке не существует ни одной детали, ни одной ноты, не несущей особой информативно-психологической нагрузки. Черкасского иногда сложно слушать, так как его игра требует от слушателя соучастия и активности, требует высокой духовной и психологической культуры. Именно эта, особого рода, содержательность и психологизм любой интерпретации Черкасского обуславливает и его легендарный пианизм, о котором можно сказать, что для него нет ничего невозможного – инструмент-посредник как бы исчезает, оставляя лишь Художника и его Музыку; и его не менее легендарный звук, который столь же бесконечно разнообразен, сколько разнообразны психологические состояния и образы играемой Черкасским музыки.
 Интерпретации Черкасского порой парадоксальны, всегда оригинальны, и всегда – без исключения - предельно "автобиографичны", "от себя". К игре Черкасского, как ни к чему другому, применимо слово «откровение». Парадоксальность иных его трактовок никогда не исходит «от ума», от формы, от оригинальничанья, эта парадоксальность всегда обусловлена пресловутым «не могу говорить иначе». К слову – именно к искусству Черкасского, как ни к чему другому, применимы слова «говорить», «разговор». И разговор этот – всегда предельно откровенен, иногда обнажён в своей (порой) исступлённой правдивости.
 Репертуар Черкасского грандиозен: от Баха и клавесинистов – до Шёнберга и Берга, от романтиков – до японской и китайской музыки. Но наивысших высот пианист достиг, по общепризнанному мнению, в музыке Шопена и Шумана. Черкасский «заново открыл» многое в мире этих композиторов: в Шопене – героизм, эпичность, мужественность, в Шумане – трагизм, психологическую заострённость образов. Недаром исполнение Черкасским произведений Шумана сравнивали с образным миром Достоевского.
 Последние записи Черкасского (пианист выступал до самой смерти в возрасте 84 лет) наиболее парадоксальны, и порой вызывают упрёки (отчасти заслуженные) в упрощённости и произвольности трактовок (примеры – 2й концерт Прокофьева и Соната Чайковского). Однако трудно судить, что это – мудрая простота гения или проявления неумолимой старости?! Бесспорно, что и эти интерпретации, при всех их спорных моментах, побуждают слушателя мыслить, и (что главнее в музыке) – мысля, сопереживать.
 наградили докладчика жидкими аплодиментами и помидорами  теперь приступаем к сути дела: теперь приступаем к сути дела:
 
 Шопен
 Соната №3
 
 могу сравнить только с Корто и Липатти. Внимание, вопрос: в чем в этой и следующих записях заключаются элементы "салона"? 
 
 Концерт №2
 
 самая любимая моя запись этого Концерта из всех, к-рые я слышал (а слышал я их, наверное, около сотни))). Обратите внимание на поразительно трагичный, лишенный всяческого апломба, по-баховски значительный речитатив в середине 2й части.
 Оценки этой интерпретации расходятся от "откровения гения" (с чем почти согласен) до "апофеоза пошлости" (что любопытно, автор этой оценки предлагает в качестве альтернативы запись Рихтера, к-рую я тоже очень люблю и ценю. Как же ему возразить?!) 
 
 
 Шуман:
 Симфонические Этюды
 
 единственная интерпретация (из многих десятков), к-рую я могу поставить наравне с Рихтером.
 
 Соната №1
 
 для меня - "вне конкуренции"  
 
 
 А теперь - немного записей специально для тех, кто считает Черкасского исключительно "романтическим" пианистом:
 
 
 Берг, Соната и
 Мессиан, Ритмический этюд
 
 Люлли, Сюита
 
 
 Материал о Черкасском:
 
 в этой статье все определения "слизаны" из статьи Григорьева и Платека. Рекомендую сравнить их с собственными впечатлениями  Последний раз редактировалось Muzylo; 30.10.2007 в 10:27. Show must go on!
 
					 Ответ:  Шура Черкасский
 Ответ:  Шура Черкасский
				
				
						
						
				А шо, таки вся культура переехала в Москву, да?
Луизианская рептилия — пожиратель заблудших овечек
					 Ответ:  Шура Черкасский
 Ответ:  Шура Черкасский
				
				
						
						
				У нас с Вами почти противоположные пристрастия, уважаемый Музыло.
Мне довелось слышать Черкасского в концерте. Из всего запомнилось только ощущение искусственного построения фактуры, какой-то неестественный звук. Сейчас, прослушав 1 конц ПИЧ и 3 СВР, испытал то же ощущение. Но вкусы разные.
					 Ответ:  Шура Черкасский
 Ответ:  Шура Черкасский
				
				
						
						
				Берг не скачивается, Люлли тоже. (А остальное мне и не нужно).
Мангилев - сапожник!
					 Ответ:  Шура Черкасский
 Ответ:  Шура Черкасский
				
				
						
						
				И в Москву... В основном, в более далекие края, западнее и южнее. Но, не вся - город то остался, и то, из чего этот город всегда рождал таланты, тоже никуда не подевалось.
Может я не правильно понял коллегу Музыло, но как-то странно читать о повинциализме города, в котором началось музыкальное (и, наверное, не только музыкальное) становление Эмиля Гилельса, Святослава Рихтера, Натана Мильштейна, Давида Ойстраха, Миши Эльмана, Самуила Фурера, Буси Гольдштейна, Михаила Фихтенгольца и др.
					 Ответ:  Шура Черкасский
 Ответ:  Шура Черкасский
				
				
						
						
				Ну... например, дать ему в морду? А потом двинуть в печень?самая любимая моя запись этого Концерта из всех, к-рые я слышал (а слышал я их, наверное, около сотни))). Обратите внимание на поразительно трагичный, лишенный всяческого апломба, по-баховски значительный речитатив в середине 2й части.
Оценки этой интерпретации расходятся от "откровения гения" (с чем почти согласен) до "апофеоза пошлости" (что любопытно, автор этой оценки предлагает в качестве альтернативы запись Рихтера, к-рую я тоже очень люблю и ценю. Как же ему возразить?!)
Недостаточно убедительно?
А другие способы убеждения все равно не работают. Долгое чтение форумных дискуссий привело меня к мысли, что от оных дискуссий диспутанты только укрепляются в осознании своей правоты. А по части плести изящные словеса многим авторам тут просто нет равных. Любое музыкальное дерьмо подадут в красивой упаковке, и ведь не возразишь. Остаётся только «голосовать ногами» мимо таких тем. И общаться только с теми, кто хотя бы в минимальной степени разделяет твои убеждения и пристрастия, дабы не тратить время на бессмысленные дискуссии.
Я ни разу не читал тут в том или ином виде фразу «спасибо, уважаемый коллега, ваши слова побудили меня изменить свою точку зрения, ибо раньше я заблуждался».
Печально всё это.
Луизианская рептилия — пожиратель заблудших овечек
Наверно, глюки на ифолдере. Попробуйте скачать завтра утром - возможно, нагрузка на сервер будет меньше.
Спасибо, они у меня есть. Собственно, с них, кажется, Симф. этюды.
Если судить по "из Одессы", то - напротив, "обязательным" будет высокий академизм культуры (Рихтер, Гилельс, Оборин, Ойстрах...). Одесса - одна из колыбелей отечественной исполнительской культуры.
...думаю, Вы все же поняли, что я имел в видуибо с понятием "музыкант-самородок" в комплексе, как правило, живут понятия "лабух", "дурной вкус" и пр. (в общественном мнении). Никакой географической конкретики я в это понятие не вкладывал.
3й Разманинова и мне не нравится (честно!), а в 1м Чайковского я "согласен", пожалуй, с 30% (в основном - во второй части). Черкасский - такой же парадоксалист и (порой) волюнтарист, как Г. Гульд (при всем различии исполнительских стилей).
Вы слушали Симф. этюды? В этой теме я выложил, как мне кажется, наиболее совершенные, "эталонные" его записи (хотя понятие "эталона" применительно к музыке - не более, чем этимологическая химера).
Что касается "неестественного звука" - не понимаюдаже в 3м Рахманинова, при всей, мягко говоря, "нетрадиционности" трактовки
звучание - максимально рахнообразное и поющее (а что может быть лучшим критерием естественности, чем вокал?)
Show must go on!
Похожие темы
- 
  Ш.Черкасский в Ленинграде,1987-видеозаписьот G.M.Z. в разделе Аудио- и видеозаписиОтветов: 5Последнее сообщение: 31.03.2023, 10:19
- 
  Шура Черкасский (Александр Исаакович)от Perkus в разделе Исполнители-солистыОтветов: 14Последнее сообщение: 08.05.2004, 03:14



 
			
			
 
					
						 
					
						 
			
 
					
					
					
						 Ответить с цитированием
  Ответить с цитированием
 
			 
			
 Сообщение от Muzylo
 Сообщение от Muzylo
					
 
			 
			 
						 
			
 
			
		 
			 
						
					
						 
						
					
						 
						
					
						 
						
					
						 
			 
			 
					
					
Социальные закладки