Если все же вернуться к семантике.
Интересно, что думает современная музыкальная наука о наличии в музыкальном тексте аналогов модальных операторов и пропозициональных установок ("возможно...", "должно быть...", "необходимо", "я верю", "я знаю" и т.п.): ведь замещение ими кванторов есть одно из отличий художественного текста от научного.
Мне всегда казалось, что семантика художественного текста должна в существенной мере базироваться на семантике возможных миров. Так, например, используя известную процедуру кросс-идентификации имен в возможных мирах, можно следить судьбу блуждающих песонажей в разных операх (особенно интересно у Моцарта: дон Жуан - дон Альфонсо - Зарастро; явление черта в разных романах Достоевского and so on).
Меня давно интересует проблема "авторской позиции" в музыкальном сочинении. Интуитивно совершенно очевидно, что эти позиции, скажем, у Моцарта и Бетховена, резко различаются*. То же в литературе: авторские позиции Толстого и Достоевского резко различны, что давно описано литературоведами.
Но в музыке? Как это строго описать?
_________________________
*Недостаточное понимание этого обстоятельства провоцировало некоторых музыковедов, например, к тому, чтобы объявить "Юпитер" Eroic'ой Моцарта (В. Протопопов). Но нет ведь в этой симфонии ничего героического (I believe!). Если угодно, ее можно назвать магической.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Если все же вернуться к семантике.
Интересно, что думает современная музыкальная наука о наличии в музыкальном тексте аналогов модальных операторов и пропозициональных установок ("возможно...", "должно быть...", "необходимо", "я верю", "я знаю" и т.п.): ведь замещение ими кванторов есть одно из отличий художественного текста от научного.
Между "возможно" и "я верю" - дистанция огромного размера.
Остальное, видимо, к Баруху. Будучи представителем муз. науки, я не могу ответить на Ваш (интересный) вопрос о позиции автора. У нас этим занимаются скорее историки (думаю, lsp и Leonore смогли бы здесь сказать много).
...perversi difficile corriguntur et stultorum infinitus est numerus...
Дорогой Дэдди, мне на певых порах нечего ответить, кроме того, что Вы уже знаете по нашей переписке.
Если музыкальное произведение - это модель мира и человека, то авторская позиция выражается в том, какая это модель (и тут все его "благие намерения" проверяются "качеством" музыки); здесь же находит место такой важный элемент эстетики, как "цель" (зачем музыка?, зачем я пишу?).
Например, баховская модель - в парадоксальном единстве рационального, упорядоченного и - чудесного, одушевленного-свободного ("все предпределено, но свобода дана"); бетховенская - в "историзме", "становлении", логическом развитии, возможности решения и устремленности к нему (а в Шестой Чайковского и у Малера - на этой основе - с "противоположным знаком" - невозможность решения) и т. д.
Установление "необходимого" и "возможного", и их оценка ("онтологизация") - "формула" стиля. У Бетховена важно ощущение необходимости, - того, что вот как есть - только так и может быть, а у Моцарта - ощущение того, что "могло бы быть и иначе".
У Айвза, например, нет ничего невозможного
Семантика возможных миров - не только потому, что разные "модели", но и потому (бесконечного количества возможных миров) - что каждое новое эстетическое переживание одного и того же произведения - создание нового мира ("техника создания реальности").
Установление "необходимого" и "возможного", и их оценка ("онтологизация") - "формула" стиля. У Бетховена важно ощущение необходимости, - того, что вот как есть - только так и может быть, а у Моцарта - ощущение того, что "могло бы быть и иначе".
Es muss sein! И в то же время, сколько горечи в этом квартете! Словно призраки обступают старого и больного человека...
А для Баха и Моцарта я давно выдумал две короткие формулы:
Бах - Логос и путь Страстей.
Моцарт - Нус и Эрос.
(Ой, щас меня убьют. Прыгаю пацтол - как герой фильма Бунюэля "Скромное обаяние...".)
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
В эпоху стремительного развития искусственного интеллекта всё больше пользователей обращаются к нейросетям для решения повседневных задач — от написания текстов до анализа данных. Одним из...
В современном мире репутация — это не просто образ компании, а её капитал, от которого напрямую зависят продажи, партнёрства и доверие клиентов. Один негативный отзыв в интернете способен...
Социальные закладки