-
01.12.2007, 19:25 #251
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
helza, в целом, Ваша позиция мне понятна. Но не этот тезис...
. Чайковский и написал СВОЮ гениальную "Пиковую даму"! Согласитесь, что мы на афише видим: П. И. Чайковский "Пиковая дама"...о Пушкине на афише ма-а-а-ленькими буквами. "Следуя этой логике" на афише спектаклей, которые и вызывают бурные дебаты должно быть написано:
N-ский
"Пиковая дама"
оперный спектакль на музыку Чайковского и т.д.
Возможно, обе стороны сразу стали бы довольны... мне кажется
. Повторюсь: я ХОЧУ видеть новую постановку, но я хочу знать заранее, на что я попаду. Разве зритель этого не заслуживает? Ведь это такая малость: всего лишь правдивая афиша. Обьясните мне, пожалуйста, в чем я не права?
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
объяснить не могу, ибо, по-моему, вы совершенно правы
в принципе, посещая спектакли чернякова сотоварищи, уже можно догадаться, что предложенная трактовка будет несколько отличаться от привычного. думаю, для постоянного оперного зрителя это не секрет. хотя дополнительная информация не помешает
единственная проблема состоит в том, как разграничивать оперу и оперный спектакль. каков будет критерий? согласитесь, что любое произведение искусства многопланово, и каждый режиссер видит в нем что-то свое, открывает новые смыслы. скажем, мы привыкли к определенному прочтению данной оперы. если режиссер предлагает иную интерпретацию ЗАЛОЖЕННОГО В МУЗЫКЕ, это что, опера или оперный спектакль?
в качестве примера приведу один из самых одиозных спектаклей, вокруг которого сломано множество копий - жизнь за царя чернякова. это тот случай, когда режиссер кардинально сместил акценты с темы патриотизма на индивидуальный подвиг конкретного человека и частную драму его семьи. хотя в целом опера, конечно, не об этом, но данная тема в ней без сомнения присутствует! что делать?
или, скажем, зальцбургская травиата. это что? да, действие перенесено, но в плане интерпретаций ничего принципиально нового режиссер в данный спектакль не привнес. просто иной визуальный ряд раскрывает хорошо знакомую тему.
как быть? ориентироваться только на формальный критерий соответствия времени и места?
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
Михаил, я с вами согласна, но, как уже попыталась ответить Сольмине, вопрос сответствия визуального ряда музыке не так прост. из просмотренных мной современных поставок ни об одной не могу сказать, что "сценическое действие ведется полностью в противоположном направлении". пожалуй больше всего под данное определение подходит упомянутая выше постановка жизни за царя. и то не вполне, ибо "направление" не противоположное, а скорее параллельное.
дабы внести больше конструктива в наш диалог, ответьте, пожалуйста, на два два вопроса:
1. какие из современный постановок вы бы отнесли к "другому жанру"?
2. вы считаете, что любой перенос действия автоматически исключает соответствие происходящего на сцене авторскому замыслу?
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
Это радует
Это так. Но в оперу приходят и юные зрители, и они должны понимать ЧТО они смотрят.
Да, соглашусь - это проблема. Но мне не кажется, что она существенна. Какая разница КАК назвать жанр произведения искусства. Оно самоценно само по себе. Пусть, к примеру, при соблюдении всех композиторских ремарок (т.е. авторская позиция режиссера здесь, понятно, будет минимальна)- это будет один жанр, по привычке назовем его оперой, а при несоблюдении - другой. Он будет оперным спектаклем. И что такого?
Спросила свою юную дочь, которая сначала посмотрела традиционную версию в Мариинке, а немного спустя - зальцбургскую. Понравилось ей очень и то, и другое. Так вот, она сказала, что ей потому интереснее было смотреть 2-ю , что она сначала увидела первую... и добавила: "Ну это как книжка и фильм по ней..." я с ней не очень согласна по части "книжка-фильм", но ее спонтанная реакция показала: несмотря на "ничего принципиально нового", как Вы совершенно правильно заметили, спектакль она все равно восприняла как бы "в другом жанре".
- Регистрация
- 12.04.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 553
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
Практически все произведения "Чернякова и сотоварищи". Наиболее ярко проявилось это расхождение в Тристане. И не потому, что в постановке осуществлен перенос во времени.
То, что происходило на сцене не имело ничего общего с Вагнером. Тристан без присутствия малейшего намека на стихию.
Не считаю. У Маратра, например, в Реймсе осуществлен перенос. Но как все сделано тонко, можно и не понять, что время другое.
Я против переносов и "новизны" ради новизны и эпатажа.
Если публика не знает, куда глаза деть от происходящего на сцене, - это очень весело и забавно, как в "аншлаге" по всем программам.
Кстати, по впечатлениям этого года из Байройта, на западе уже накушались "новизной" - публика на фестивале поменялась и престиж сего центра не тот, что раньше.
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
1. ну, юных зрителей обычно сопровождают родители, которые и должны объяснить, что к чему. причем это относится не только к режиссерским изыскам, но и сюжету, музыке и т.п. имхо, только так можно заинтересовать большинство детей классической музыкой.
скорее информирование необходимо для взрослых, далеких от оперного театра, но, так сказать, желающих приобщиться
2. дело не в том, КАК назвать, а в том, по какому принципу относить произведение к одной из этих групп. короче, какой должна быть "степень соответствия", чтобы мы могли назвать ту или иную постановку "композиторской", а не "режиссерской"
3. иными словами главное - формальный признак (перенос действия), а не субстанциональный (соответствие замыслу)?
Ответ: «Баба с ведром», или Ещё раз о «новаторстве» в оперных постановках.
1. к сожалению, тристана в мариинке не видела. по поводу жизни за царя еще сама не определилась. основная музыкальная идея не отражена, но надуманным авторское решение я бы не назвала.
а как вам творения бархатова? галибина?
2. согласна, маратра хорош. и в путешествии, и в апельсинах. немного попсово на мой вкус, но музыке соответствует идеально.
3. ну, тогда нам с вами спорить не о чем![]()
- Регистрация
- 12.04.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 553
- Регистрация
- 12.04.2005
- Адрес
- Санкт-Петербург
- Сообщений
- 553
Похожие темы
-
О современных постановках классических опер
от Алексей в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 43Последнее сообщение: 09.11.2016, 22:00 -
Юрий Темирканов. О современных оперных постановках, финансировании культуры и благотворительности.
от jemmaSmolensk в разделе БеседкаОтветов: 1Последнее сообщение: 24.12.2012, 12:47 -
Минусовки оперных арий
от Tenorchuk в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 6Последнее сообщение: 01.09.2011, 01:21 -
Рейтинг оперных див (фотосессия)
от femmina в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 27Последнее сообщение: 03.01.2011, 12:47 -
«Риголетто» Верди в постановках Жан-Пьерра Поннелля, Джона Дехтера и Отто Шенка
от AlexAt в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 278Последнее сообщение: 06.04.2009, 10:59




Ответить с цитированием

.
или такой: 

Социальные закладки