Я слышу, признаться, в этом финале совсем уже "шизовое" искажение 40-й Моцарта - ничего не могу поделать. (Дескать - а пошла вся эта музыка...!)
Интересно! Я до этого не додумался.
Вы имеете в виду ц. 98, а потом - в диком исступлении - скрипка в диалоге с деревом - ц.100 и перед ней?
Как говорится, se non e vero, e ben trovato. Да-да! А пошлА бы вся эта классика к чертям собачьим!
Но это не "наезд" на классику как таковую, а на использование классики тоталитарным режимом.
Тоталитаризм поднимает на щит классическое искусство во многом из-за того, что классицизм - это мера и отчетливое обозначение границы, покрова. "Дальше - нельзя". Отсюда идут фальшивые сусальные образы классиков в советскую эпоху (взять того же Пушкина).
А толпа, das Man, ничего так не любит как границу, зону, если угодно, за пределы которой начальство не велит... Так спокойнее.
Как написано у Элиота:
Human kind cannot bear very much reality.
(Замечу, что со странного искажения первой темы моцартовского К. 550 начинается первое Allegro 15 квартета Бетховена.)
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
В.Ценова, царствие ей небесное, так и писала: займёт Эдисон Денисов достойнейшее место в истории после Шостаковича. Дорогой Филин: в Вашем же замечательном журнале опубликованы сии слова...
Пусть в оффтоп, но не могу молчать.
Гениальными считаю у Денисова: Реквием, Симфонию для большого орк., Скрипичный и Виолончельный концерты.
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Вот она -речь не мальчика, но мужа!
Я, может быть, ни к селу ни к городу, но у Баха в фуге As-dur II ХТК я нашла подобное "оценочное" применение аккорда второй неаполитанской ступени. Это шестой такт от конца фуги. Там эта неаполитанская звучит настолько неожиданно, что вызывает прямые ассоциации с...оперой, оперным стилем. Отношение Баха к опере ("Что ж, сынок, а не поехать ли нам послушать красивых дрезденских песенок") как бы впрямую выражается в использовании "оперно стилизующей" функции...
Ну уж нетушки! Это место, конечно, сразу запоминается (и в том варианте - более простом и коротком, который он взял в основу этой фуги - этого, кажется, нет (нету нот под рукой)), - но такое нарушение полифонической фактуры к концу - не исключение, а скорее правило в ХТК (относится все к той же семантике неизменного-изменяемого), вспомните хоть ту же редиезминорную (1).
Ощущение несколько странного дополнения, "ответвления" у меня вызывает реприза в до-мажорной прелюдии (2) - и действительно, я видел и ее первоначальный - более короткий - вариант, показавшийся и более органичным. Но - еще! - "угловатость" часто бывает и художественным приемом.
Интересно! Я до этого не додумался.
Вы имеете в виду ц. 98, а потом - в диком исступлении - скрипка в диалоге с деревом - ц.100 и перед ней?
Как говорится, se non e vero, e ben trovato. Да-да! А пошлА бы вся эта классика к чертям собачьим!
Но это не "наезд" на классику как таковую, а на использование классики тоталитарным режимом.
Тоталитаризм поднимает на щит классическое искусство во многом из-за того, что классицизм - это мера и отчетливое обозначение границы, покрова. "Дальше - нельзя". Отсюда идут фальшивые сусальные образы классиков в советскую эпоху (взять того же Пушкина).
А толпа, das Man, ничего так не любит как границу, зону, если угодно, за пределы которой начальство не велит... Так спокойнее.
Как написано у Элиота:
Human kind cannot bear very much reality.
(Замечу, что со странного искажения первой темы моцартовского К. 550 начинается первое Allegro 15 квартета Бетховена.)
У позднего Шостаковича (как раз 2-ой Виолончельный, например), по-моему, один из центральных элементов - вообще проклятие, "шаманское заклинание", "наведение порчи"..."Архетип" этого - "Письмо султану" из 14-ой.
такое нарушение полифонической фактуры к концу - не исключение, а скорее правило в ХТК (относится все к той же семантике неизменного-изменяемого), вспомните хоть ту же редиезминорную (1).
Ощущение несколько странного дополнения, "ответвления" у меня вызывает реприза в до-мажорной прелюдии (2) - и действительно, я видел и ее первоначальный - более короткий - вариант, показавшийся и более органичным. Но - еще! - "угловатость" часто бывает и художественным приемом.
Так я же не про деполифонизацию фактуры -а про ярко функционально окрашенную неаполитанскую; мне как раз на слух бросается в данный момент фуги гармония, а не фактура...
Впрочем, это всего лишь -одна из трактовок
У позднего Шостаковича (как раз 2-ой Виолончельный, например), по-моему, один из центральных элементов - вообще проклятие, "шаманское заклинание", "наведение порчи"..."Архетип" этого - "Письмо султану" из 14-ой.
Борис, Вы мне не ответили по поводу цифр партитуры. Угадал я или нет?
Кроме "проклятия" еще и самобичевание. Ведь после прорыва 3-й части из 2-й в соч. 126 возникает образ Дурака-Трибуна (речь, фанфары), а потом идет трагически-шутовская каденция под бубен. "Мне приходится повторять дурацкие речи, заклинания и клятвы, присягать глупой и преступной власти, но что поделаешь, трус".
_____________Я воды Леты пью
Мне доктором запрещена унылость
Так я же не про деполифонизацию фактуры -а про ярко функционально окрашенную неаполитанскую; мне как раз на слух бросается в данный момент фуги гармония, а не фактура...
Впрочем, это всего лишь -одна из трактовок
Эх, заглянул бы кто-нибудь в фугу-первоисточник! Я думаю, что там нет и таких далеких проведений, как в "ХТК-вом" варианте, - а с ними связана и эта яркая каденция, по-моему.
Борис, Вы мне не ответили по поводу цифр партитуры. Угадал я или нет?
Кроме "проклятия" еще и самобичевание. Ведь после прорыва 3-й части из 2-й в соч. 126 возникает образ Дурака-Трибуна (речь, фанфары), а потом идет трагически-шутовская каденция под бубен. "Мне приходится повторять дурацкие речи, заклинания и клятвы, присягать глупой и преступной власти, но что поделаешь, трус".
А у меня нет просто нот.
Насчет "самобичевания" - да, признаюсь, что и заклинательное, тоже "шаманское" такое кручение "d es c h" уже в той же 10-ой кажется каким-то амбивалентным. А знаете его романс "Предисловие к полному собранию моих сочинений"?
Очень плохо помню. Один раз слушал в исполнении какого-то нашего антимузыкального великого баса.
у меня тоже нету нот, но смысл примерно такой (автор текста - сам Д. Д., конечно):
Вот сколько творений предназначено для того, чтобы кануть в лету...а вот и подпись (и тут начинается в мелодии d es c h): Дмитрий Шостако-ович, первый секретарь союза композиторов рсфср, просто секретарь союза композиторов ссср - ну и так далее, весь список регалий.
В современном мире комфорт и стиль в интерьере играют важнейшую роль. Одним из лидеров на рынке мебельной индустрии является Мебельная фабрика Levox — компания, которая сочетает передовые технологии,...
Автор elenazharkova (Комментариев: 0)
03.12.2025, 12:43
Ваш стоматологический приём — это не просто «ремонт зубов»: от выбора клиники зависит ваше здоровье, безопасность, комфорт и долговечность результата. Неправильный выбор может...
Китайский автопром активно укрепляется в России, и Changan — одна из марок, которая смогла быстро завоевать популярность. Покупателей привлекает сочетание цены, дизайна и богатого оснащения....
Социальные закладки