-
09.01.2008, 14:17 #11
- Регистрация
- 19.11.2006
- Адрес
- санкт-петербург
- Сообщений
- 91
Ответ: Любительское пение или пение на любителя.
Совершенно согласен. Вопрос только в том, что хороших вокальных педагогов не просто мало, а катастрофически мало. Поэтому найти то что нужно...
На мой взгляд, все преподаватели вокала делятся на три основные категории:
1. Первая - это те, кто сам петь толком никогда не умел, но пытается учить этому других. Как правило, они не имея собственного опыта правильного пения начинают пересказывать вам то, что прочитали в чужих книгах и пособиях по вокалу, либо то, что слышали от других педагогов, да еще в своей не слишком хорошей интерпретации. Самое забавное, что практически все они вполне искренносчитают себя классными певцами... Несколько лет назад на тот момент уже бывший зав. кафедрой вокала Петербургской консерватории Киселев сразил меня следующей фразой: "Я только сейчас понял, как надо петь..." Все бы ничего, но на тот момент ему уже было за 50, и он был профессором... Вопрос: А чему же он тогда столько лет учил студентов? Вот другой пример: Преподаватель все той же Петербургской консерватории Федотова сказала своей ученице: "Я научу тебя петь так, как не пела сама..." (кстати сказать, через 4-5 месяцев ученица ушла от нее с большими проблемами на связках). НЕЛЬЗЯ научить тому, что не умеешь делать сам!!! Что же касается пересказа книг и пособий по вокалу... я думаю что вы добьетесь большего эффекта прочитав данные первоисточники самостоятельно...
2. Вторая категория - это те, кто сам неплохо пел, но не слишком хорошо понимал, как он это делает... Есть такая категория певцов, которые во время пения полагаются не на понимание механики выполнения приема, а на собственные весьма специфические ощущения. Поэтому в процессе преподавания вокала такой педагог будет пытаться заставить ученика выполнить вокальный прием через объяснение ему не "механики" данного приема, а через объяснение тех "ощущений" которые возникают у педагога в процессе выполнения данного приема. Именно поэтому и появляются в книгах по вокалу предложения "ощутить как вы нюхаете розу", "почувствовать во рту яблоко (варианты : теннисный мячик, конфету и т.п.)", "ощутить маску" и т.д. и т.п. Некоторые перлы вокальных педагогов можно смело заносить в аналы русской словесности: "Почувствуйте такое ощущение как будто вы тужитесь на унитазе..." ( сам бы не поверил, если бы не услышал своими ушами). Беда только в том, что ощущения у разных людей при выполнении одного и того же движения будут очень разными :кто-то чувтвует купол, кто-то маску, у кого-то чешется левая пятка, ну а кто-то тужится на унитазе...
Единственным плюсом данной категории педагогов можно считать то, что поскольку они сами неплохо поют, они в состоянии продемонстрировать вам вокальный прием голосом (доходит иногда до смешного: говорят он вам одно, но голосом, совершенно этого не осознавая, показывают совершенно другое)... Поэтому, если ученик такого педагога достаточно наблюдателен либо просто может "собезьянничать" он может правильно выполнить данный вокальный прием и получить при этом уже свои собственные ощущения, на которые и будет впоследствии опираться. Единственной проблемой такого ученика будет НЕСТАБИЛЬНОСТЬ, так как опираться он будет опять таки на ощущения, а ощущения вещь весьма ненадежная и могут постоянно меняться в зависимости от того простужен ли вокалист, выспался ли он, в каком психологическом состоянии он находится и так далее... (кстати, Жанна, это ответ на твой вопрос по поводу "плавающего" диапазона). Могу вспомнить по этому поводу одну весьма показательную историю: Училась в консерватории на третьем курсе девочка с очень неплохим сопрано. Прекрасная фактура, отличный тембр, прекрасный верх... Короче все было хорошо, до тех пор, пока кто-то не задал ей дурацкий вопрос: Анечка, а как ты берешь верх? Анечка впервые в жизни задумалась... и верх у нее окончательно и бесповоротно пропал. Через год она бросила консерваторию и уехала за рубеж...
Ярким примером этой категории педагогов можно считать другого, тоже уже опять таки бывшего зав. кафедры вокала Петербургской консерватории Жору Селезнева. В прошлом весьма неплохой бас, связки ученикам просто "завязываал в узел". Став зав. кафедрой он в добровольно - принудительном порядке собрал к себе в класс всех мало - мальски перспективных студентов. Через полгода, 17 человек под всяческими благовидными предлогами перебрались к другим педагогам. Коментарии, я думаю, излишни...
3. Ну и наконец последняя категория педагов, увы, самая малочисленная: это те, кто и сам прекрасно пел и также прекрасно понимал как он это делает. Хотя и здесь не обошлось без подводныз камней. Дело в том, что во первых - не все педагоги одинаково хорошо умеют формулировать и высказывать свои мысли, а во- вторых: не все ученики одинаково воспринимают одну и ту же подачу материала. Любой пратикующий психолог скажет вам, что все люди по типу восприятия информации делятся на визуалов ( тех кто лучше воспринимает зрительную информацию), аудиалов - тех кто больше воспринимает на слух и кинестетиков, тех кто больше воспринимает тактильные ощущения. Для каждой из вышеперечисленных групп информацию надо доносить пользуясь именно тем наборов слов, которые лучше воспринимает именно данный тип людей. Следует так же отметить. что господа вокалисты, в подавляющем большинстве своем, натуры с тонкой нервной организацией, лабильной психикой и кучей прочих весьма и весьма многочисленных тараканов... Поэтому подход к каждому из них требуется тоже весьма индивидуальный...
Увы, насколько я помню, в программу подготовки вокальных педагогов ни риторика, ни прикладная психология ни прочие полезные глупости не входят. Делайте выводы...
Ответ: Любительское пение или пение на любителя.
Уважаемый mihailalt-7, большое спасибо за интересную лекцию. Создается ощущение, что любой, даже самый лучший педагог по вокалу может ненароком угробить голос или, как минимум, ничему не научить. И похоже, Вы совершенно правы.Что делать-то?
Труднее всего стереть точку, поставленную над i
- Регистрация
- 09.01.2008
- Сообщений
- 9
Ответ: Любительское пение или пение на любителя.
Спасибо, mihailalt-7, за такой развернутый ответ, но, действительно, складывается впечатление полной безнадеги: хороших педагогов по вокалу не существует, те, что есть - только портят нарождающиеся таланты... Неужели ситуация так беспросветна и все, соприкоснувшиеся с профессиональными педагогами, навсегда лишаются возможности петь?А откуда же берутся новые яркие певцы? Тренируются тайно дома, под одеялом? Или мы, лохи, просто не слышим, что никто младше Собинова с Лемешевым "петь не умеет"?
![]()
Ответ: Любительское пение или пение на любителя.
Вопрос не в тему - интересно, где водятся педагоги по народному вокалу? У девочки проснулся звон в голосе в духе Руслановой. Жалко губить талант, не знаю, куда пристроить...![]()
Труднее всего стереть точку, поставленную над i
- Регистрация
- 04.01.2008
- Сообщений
- 17
Ответ: Любительское пение или пение на любителя.
М-да... Вот тебе и инкогнито...
Я,видимо, этим и занимаюсь, прокручивая аудиозаписи продвинутых певиц, слушаю как они подают звук, при этом, конечно, совершенно не понимая принципа работы всех этих шестерёнок. Но в таком подходе, кроме нестабильности, есть ещё минус - манера исполнителя начинает к тебе приклеиваться самым сильным образом.
Но с другой стороны задуматься над тем "как там всё устроено внутри" и как следствие потерять голос, а потом от друзей вместо благодарности получить вот это...
Лучше уж тогда так, наощупь.
mihailalt-7, а есть ли какие-нибудь дельные книжки по вокалу, без инструкций о том как правильно тужиться в туалете?
А вобще вы говорите, говорите. Вас интересно слушать.
- Регистрация
- 04.01.2008
- Сообщений
- 17
- Регистрация
- 09.01.2008
- Сообщений
- 9
Ответ: Любительское пение или пение на любителя.
А почему такие катастрофические прогнозы?Мне вот, далекой от профессиональной техники, все же кажется, что уважаемый mihailalt-7 сильно преувеличивает... Впрочем, по-моему, он вообще потерял интерес к теме. Мавр сказал свое слово...
Ну да, потому что вы пока что занимаетесь имитацией чужой манеры.
- Регистрация
- 04.01.2008
- Сообщений
- 17
Похожие темы
-
Близкое пение
от СССССЛАВА в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 93Последнее сообщение: 02.10.2014, 04:48 -
Санкт-Петербург Уроки вокала для всех. Академический вокал, церковное пение, хоровое пение, оперетта-
от Kisa в разделе Преподаватели, репетиторыОтветов: 1Последнее сообщение: 21.08.2012, 13:26 -
Тирольское пение
от Anna-violin в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 8Последнее сообщение: 04.10.2011, 13:02 -
Вибрационное пение
от likki в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 24Последнее сообщение: 08.10.2009, 00:34 -
Синагогальное пение
от Philya в разделе Опера и вокал / Музыкальный театрОтветов: 0Последнее сообщение: 20.11.2007, 17:04





Ответить с цитированием

Социальные закладки